НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Лаганского районного суда (Республика Калмыкия) от 06.03.2017 № 12-14/17

Дело 12-14/2017

РЕШЕНИЕ

06 марта 2017 года город Лагань

Судья Лаганского районного суда Республики Калмыкия ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО1 на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> № П-11.5/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному штрафу в размере 20 000 рублей и представление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> № П-11.5/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

установил:

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> (далее - административный орган) № П-11.5/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В тот же день административный орган вынес представление № П-11.5/09-2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с данными постановлением и представлением, конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 обратился в суд с жалобой, мотивируя следующим.

ДД.ММ.ГГГГ административным органом на основании акта проверки № П-11/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. К событиям административного правонарушения административный орган отнес: задолженность по НДПИ – 68413 тысяч рублей, несоответствие уровней добычи нефти по проекту в 2015 году 1,73 тысяч тонн, фактически 0,57 тысяч тонн, отклонение от проекта составляет 65% при допустимых отклонениях 50%, непредставление отчетов за 2013, 2014 и 2015 годы по ведению мониторинга геологической среды, и что мониторинг геологической среды ЗАО НК «Калмпетрол» не проводился.

В вину заявителю ставится нарушение ст. 6, соглашения об условиях геологического изучения и разработки Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения «Владелец лицензии обязуется вносить платежи за землю и иные платежи, предусмотренные законодательством РФ и Республики Калмыкия. Сроки внесения платежей владелец лицензии согласовывает с налоговыми органами и выполняет их неукоснительно» и нарушение п. 2.4 дополнения к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ (приложение к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ) с ДД.ММ.ГГГГ ставки налогов и платежей при пользовании недрами устанавливаются в соответствии с действующим законодательством РФ.

На момент проверки административным органом, текущая задолженность по НДПИ возникшая у общества после введения процедуры наблюдения, составляла 12 653 426 рублей, данная задолженность погашается должником в соответствии с очередностью установленной ст. 134 «Закона о банкротстве», в рамках законодательства о банкротстве, являющегося специальным по отношению к законодательству о налогах и сборах. Заявитель не нарушает п. 6 соглашения об условиях геологического изучения и разработки Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения и п. 2.4 дополнения к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ (приложение к лицензии ЭЛИ 00155НЭ) поскольку проводит оплату НДПИ, что отражено в налоговых декларациях НДПИ, претензий со стороны налогового органа к декларациям общества нет.

Также, по мнению административного органа имеется нарушение п. 2.3 дополнения к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ (приложение к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ) и нарушение п. 111 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, а именно несоответствие уровней добычи нефти по проекту в 2015 году 1,73 тысяч тонн, фактически 0,57 тысяч тонн, отклонение от проекта составляет 65% при допустимых отклонениях 50%.

Заявитель, по мнению административного органа, нарушил подпункт 2 п. 4 дополнения к лицензионному соглашению (приложение к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ), не проводил мониторинг, что является нарушением п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» (пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий установленных лицензией).

Представитель заявителя по доверенности ФИО8 считает, что Общество выполнило условие лицензии, поскольку проводило мониторинг геологической среды, что подтверждается отчетом «О результатах работ по геологическому и экологическому мониторингу окружающей природной среды на лицензионных площадях ЗАО НК «Калметрол» в Ики-Бурульском, Лаганском и <адрес>х РК за 2013 год».

ЗАО НК «Калмпетрол» за проверяемый период добросовестно выполняло все условия лицензии.

Кроме того, представитель заявителя ФИО2 в дополнение к жалобе в судебном заседании пояснил, что административный орган указывает в постановлении № П-11.5/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ, что именно конкурсным управляющим ФИО1 осуществлено пользование недрами с нарушением условий предусмотренных лицензией.

Вместе с тем конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 по решению Арбитражного суда РК стал исполнительным органом с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно он не мог влиять на принятие решений должником за период до ДД.ММ.ГГГГ6 года, что исключает его административную ответственность по данному делу.

На основании ст. 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника в пределах и в порядке и на условиях которые установлены этим законом.

ФИО1 утвержден конкурсным управляющим ЗАО НК «Калмпетрол» решением Арбитражного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно он не может быть ответственен за вменяемые нарушения, поскольку период указанный административным органом в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ 2013, 2014 и 2015 годы, задолженность по НДПИ – 68413 тысяч рублей, несоответствие уровней добычи нефти по проекту в 2015 году 1,73 тысяч тонн, фактически 0,57 тысяч тонн, отклонение от проекта составляет 65% при допустимых отклонениях 50%, непредставление отчетов за 2013, 2014 и 2015 годы по ведению мониторинга геологической среды.

Таким образом, ФИО1 не является субъектом административной ответственности, поскольку не является должностным лицом, что исключает его административное преследование (ст. 2.4 КоАП РФ) и не является ответственным за период времени до своего утверждения – ДД.ММ.ГГГГ.

Правонарушение по оплате НДПИ не является длящимся, и факт совершения такого правонарушения фиксируется определенным днем.

Таким образом, эта задолженность является кредиторской задолженностью, а кредиторские отношения регулируются законом о банкротстве, что означает, что конкурсный управляющий ФИО1 не является субъектом ответственности по оплате НДПИ.

Административный орган проводил проверку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На странице 14 акта проверки № П-11/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ проверяющим органом указана таблица Сравнение проектных и фактических показателей разработки за 2013, 2014 и 2015 годы и только в 2015 году зафиксировано отклонение от проекта 65%, что на 15% больше допустимого.

ЗАО НК «Калмептрол» не согласен с выводами административного органа в связи с тем, что в соответствии с Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил разработки месторождений углеводородного сырья» в приложении к Правилам разработки месторождений углеводородного сырья установлены допустимые отклонения фактической годовой добычи нефти и (или) свободного газа по месторождению углеводородов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте, так если в проектном уровне годовой добычи нефти по месторождению, до 0,01 млн. тонн включительно, то допустимое отклонение фактической годовой добычи не регламентируется. Данное означает, что проектные показатели ЗАО НК «Калмпетрол» 2013 году – 2,09 тысяч тонн, 2014 году – 1,86 тысяч тонн, 2015 году – 1,73 тысяч тонн, не превышают 0,01 млн. тонн (10 тысяч тонн) и соответственно отклонение фактической годовой добычи по ЗАО НК «Калмпетрол» не регламентируется.

На момент плановой проверки административного органа Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил разработки месторождений углеводородного сырья» уже действовал и подлежал применению.

Соответственно Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ не может быть законным, поскольку указанное нарушение – несоответствие уровней добычи нефти в 65% на момент проверки отсутствовало.

Просит признать незаконными постановление административного органа о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей и представление от ДД.ММ.ГГГГ и отменить их; приостановить действие постановления о назначении административного наказания и представление до рассмотрения дела по существу.

Представитель административного органа ФИО3 не согласившись с поданной жалобой пояснил, что ЗАО НК «Калмпетрол» является пользователем недр Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения на основании лицензии ЭЛИ 00155 НЭ с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение и добыча углеводородов.

В соответствии с Соглашением об условиях геологического изучения и разработки Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения (приложение к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ) владелец лицензии: обязуется вносить платежи за право добычи нефти – 10% от стоимости добычи нефти в ценах ее реализации.

Проводит разработку месторождения с учетом установленных стандартов (норм, правил) по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов и других объектов природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с использование недр, в пределах участка проводит мониторинг геологической среды.

Согласно п. 1, 2, 10 абзаца 2 ст. 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» пользователь недр обязан, обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии с п. 111 Правил охраны недр, утвержденный Постановлением Госгортехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ уровень головой добычи нефти и газа, определяется проектных документом на разработку месторождения. Допускаются отклонения фактической годовой добычи нефти и газа от проектной в соответствии с приложением. Проектная годовая добыча нефти и газа до 0,025 млн. тонн, допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной 50,0%.

Действующим проектным документом на разработку Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения является «Дополнение к проекту доразработки залежи нефти неокомских отложений Улан-Хольскго месторождения» (согласован Роснедра ДД.ММ.ГГГГ № ПС-03-31/5951 в соответствии с протоколом Центральной комиссией по разработке месторождений полезных ископаемых (ЦК Роснедра) ДД.ММ.ГГГГ). ЦКР Роснедра приняла в качестве дополнения к проекту доразработки залежи нефти неокомских отложений Улан-Хольского месторождения.

Согласно проекту годовой объем добычи нефти в 2015 году составляет 1,73 тысяч тонн.

Согласно п. 1 Положения о порядке проведения государственного мониторинга состояния недр (утв. Приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ) государственный мониторинг состояния недр или геологической среды (далее по тексту - ГМСН) представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. ГМСН является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей природной среды.

Пункт 3 Положения о порядке проведения государственного мониторинга состояния недр определяет основные задачи ГМНС: получение, обработка и анализ данных о состоянии недр; оценка состояния недр и прогнозирование его изменений; своевременное выявление и прогнозирование развития природных и техногенных процессов, влияющих на состояние недр; учет состояния недр по объектам недропользования, запасов подземных вод и их движения; разработка, обеспечение реализации и анализ эффективности мероприятий по обеспечению экологически безопасного недропользования и охраны недр, а также по предотвращению или снижению негативного воздействия опасных геологических процессов; регулярное информирование органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния недр в установленном порядке.

В соответствии с п. 4 Положения о порядке проведения государственного мониторинга состояния недр система ГМСН включает систему углеводородов.

Подсистема мониторинга месторождений углеводородов предназначена для оценки текущего состояния разрабатываемых месторождений нефти и газа и прогнозирования изменений этого состояния, включая загрязнение недр нефтепродуктами; учета состояния участков недр по объектам недропользования, связанным с добычей углеводородов.

Согласно п. 7 Положения о порядке проведения государственного мониторинга состояния недр система ГМСН осуществляется на федеральном, региональном территориальном (административно-территориальном) и объектном (локальном) уровнях. Ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.

В соответствии с п. 8 Положения о порядке проведения государственного мониторинга информационной основой осуществления ГМНС являются сведения о состоянии недр, полученные при выполнении геологорахведочных работ, горнодобывающих и всех других видов работ, связанных с государственным геологическим изучением и использованием недр, и данные по наблюдательным пунктам, объединяемым в государственную опорную, ведомственные, мунициапльные и локальные (объектовые) наблюдательные сети.

Организации, вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющие геологоразведочные, горнодобывающие и другие виды работ, связанные с изучением и использованием недр (пользователи недр), передают данные о состоянии недр в систему мониторинга МПР России.

В соответствии с п. 9 Протокола ЦКР от ДД.ММ.ГГГГ в новой скважине необходимо выполнить стандартный комплекс геофизических исследований; в продуктивных интервалах разреза осуществить отбор керна и пластовых флюидов. Необходимый объем проведения исследований приведен в таблицах 9 и 9.1.

Согласно п. 10 протокола ЦКР от ДД.ММ.ГГГГ в качестве первоочередной меры, направленной на обеспечение экологической безопасности эксплуатации месторождения следует считать горно-экологический мониторинг, выполнение которого должно осуществляться по специально разработанной программе применительно к данным физико-географическим и горногеологическим условиям.

ЗАО НК «Калмпетрол» осуществляет пользование недрами с нарушением условий пользования недрами и требований технического проекта на разработку месторождения: так ЗАО НК «Калмпетрол» имеет задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых. Согласно письму Управления ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ@ задолженность ЗАО НК «Калмпетрол» по НДПИ составила 68413 тыс. рублей; фактический объем добычи нефти за 2015 год составил 0,57 тыс. тонн, что составляет 65 % отклонения от проектного объема добычи нефти; мониторинг геологической среды не проводится.

Доводы ЗАО НК «Калмпетрол» о том, что ввиду введенной процедуры банкротства оно не может погасить налоговую задолженность, не может обеспечить своевременный ремонт единственной добывающей скважины, и не может провести мониторинг геологической среды несостоятельны.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии); сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев); порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Таким образом, лицензия это документ удостоверяющий право её владельца пользоваться недрами на условиях, оговоренных в ней.

Статья 20 Закона РФ «О недрах» предусматривает возможность прекращения права пользования недрами при отказе владельца лицензии от прав пользования недрами.

Так как, ЗАО НК «Калмпетрол» не отказывается от права пользования недрами, то ФИО1 должен осознавать риск наступления негативных последствий за невыполнение условий лицензии на право пользования недрами.

Согласно статье 49 Закона РФ «О недрах» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного просит отказать конкурсному управляющему ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 в удовлетворении поданной жалобы.

Вместе с тем, суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы и административное дело № П-11.5/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ приходит к выводу об удовлетворении жалобы и прекращении производства по делу за отсутствием в действиях конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ по следующим основаниям

В соответствии с п. 8 ч. 2 ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии с Законом РФ «О недрах», обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (ст. 9); условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков, либо в течение всего срока его действия (ст. 12).

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии); сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев); порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Таким образом, лицензия это документ удостоверяющий право её владельца пользоваться недрами на условиях, оговоренных в ней.

Статья 20 Закона РФ «О недрах» предусматривает возможность прекращения права пользования недрами при отказе владельца лицензии от прав пользования недрами.

Из лицензии на право пользования недрами серии ЭЛИ НЭ следует, что лицензия выдана Закрытому акционерному обществу «Калмпетрол» в лице его генерального директора ФИО4 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение и добыча углеводородов из нижнемеловых отложений Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения, участок недр расположен в Каспийском и <адрес>х Республики Калмыкия, зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ в «Калмгеолком» Калмыцкий ПФ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. К лицензии прилагается: приложение – соглашение об условиях геологического изучения и разработки Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения, - описание границ участка недр, координаты угловых точек Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения, – дополнение к лицензионному соглашению об условиях геологического изучения и разработки Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения (зарегистрировано в МПР России ФГУ «КалмТФГИ» ДД.ММ.ГГГГ), (дополнение ) к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ на право пользование недрами с целью геологического изучения и добычи углеводородов из нижнемеловых отложений Улан-Хольского нефтеконденсатного месторождения (зарегистрировано в МПР Роснедра Управление по недропользованию по РК ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 6 соглашения об условиях геологического изучения и разработки Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения «Владелец лицензии обязуется вносить платежи за землю и иные платежи, предусмотренные законодательством РФ и Республики Калмыкия». Сроки внесения платежей Владелец лицензии согласовывает с налоговыми органами и выполняет их неукоснительно».

В соответствии с п. 2.4 дополнения к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ (приложение к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ) с ДД.ММ.ГГГГ ставки налогов и платежей при пользовании недрами устанавливаются в соответствии с действующим законодательством РФ.

В соответствии с п. 2.3 дополнения к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ (приложение к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ) в последующие годы Владелец лицензии обеспечивает уровни добычи углеводородного сырья в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения.

В соответствии со ст. 9 соглашения об условиях геологического изучения и разработки Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения «Владелец лицензии производит разработку месторождения с учетом установленных стандартов (норм, правил) по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов и других объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с использованием недр».

В соответствии с приказом руководителя Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за и от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО НК «Калмпетрол».

В результате проведенной проверки выявлено следующее: ЗАО НК «Калмпетрол» является пользователем недр Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения на основании лицензии ЭЛИ 00155 НЭ с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение и добыча углеводородов.

В соответствии с Соглашением об условиях геологического изучения и разработки Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения (приложение к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ) владелец лицензии: обязуется вносить платежи за право добычи нефти – 10% от стоимости добычи нефти в ценах ее реализации, проводит разработку месторождения с учетом установленных стандартов (норм, правил) по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов и других объектов природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с использование недр, в пределах участка проводит мониторинг геологической среды.

В ходе проверки установлено, что пользование недрами ЗАО НК «Калмпетрол» осуществляется с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

ЗАО НК «Калмпетрол» осуществляет пользование недрами с нарушением условий пользования недрами и требований технического проекта на разработку месторождения: так ЗАО НК «Калмпетрол» имеет задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых. Согласно письму Управления ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ@ задолженность ЗАО НК «Калмпетрол» по НДПИ составила 68413 тыс. рублей; фактический объем добычи нефти за 2015 год составил 0,57 тыс. тонн, что составляет 65 % отклонения от проектного объема добычи нефти; мониторинг геологической среды не проводится.

Конкурсным управляющим ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 пользование недрами и разработка месторождения по лицензии ЭЛИ 00155 НЭ осуществляется с нарушениями соглашения об условиях геологического изучения и добычи углеводородов из нижне-меловых отложений Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения и требований утвержденных в установленном порядке конкретных документов.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № П-11/09-2016 и протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № П-11.5/09-2016.

По результатам проверки, административный орган пришел к выводу, что Конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 своими действиями нарушил требования ст. 6, 9 соглашения об условиях геологического изучения и разработки Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения, п. п. 2.3, 2.4 дополнения к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ (приложение к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ) подпункта 2 п. 4 дополнения к лицензионному соглашению (приложение к лицензии ЭЛИ 00155 НЭ), п. 111 Правил охраны недр, утвержденный Постановлением Госгортехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, п. 10 ч. 2 ст. 22 закона от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах».

В отношении конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республики Калмыкия ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № П-11.5/09-2016 по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Как следует из ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит помимо прочего наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств; отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.

По смыслу приведенных положений, привлечение лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе административного штрафа, возможны лишь при наличии состава административного правонарушения.

Постановлением административного органа № П-11.5/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является установленный государством порядок пользования недрами, которое по данному делу выразилось в нарушении условий, предусмотренных лицензионным соглашением.

Согласно ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А22-2337/2013 ходатайство временно управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 о признании ЗАО НК «Калмпетрол» несостоятельным (банкротом) и введении в отношении него имущества процедуру конкурсного производства – удовлетворено. В отношении ЗАО НК «Калмпетрол» завершена процедура наблюдения. ЗАО НК «Калмпетрол» признано несостоятельным (банкротом), открыто в отношении его имущества конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Утвержден конкурсным управляющим ЗАО НК «Калмпетрол» временно управляющий ФИО1

До вынесения данного постановления, то есть ДД.ММ.ГГГГ конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 являлся временно управляющим, генеральным директором ЗАО НК «Калмпетрол» был ФИО6

Согласно ст. 67 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Таким образом, ФИО1 до утверждения его конкурсным управляющим ЗАО НК «Калмпетрол» не был наделен в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно не был лицом, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные.

Поскольку конкурсный управляющий ФИО1 не являлся должностным лицом в том смысле как это предусмотрено в примечании к ст.2.4 КоАП РФ, он не мог принимать решения как должностное лицо за проверяемый период до ДД.ММ.ГГГГ, не мог быть субъектом административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ и не может быть привлечен к административной ответственности за действия должностного лица до его утверждения конкурсным управляющим – ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> проведена плановая выездная проверка деятельности Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения с отходами, использования и охраны водных объектов и земель.

При таких обстоятельствах постановление административного органа, вынесенное в отношении конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законным.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Частью первой ст. 29.13 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Следовательно, исходя из положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту, ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ представление, вынесенное судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП Российской Федерации.

В связи с принятием решения о прекращении производства по данному делу об административном правонарушении в отношении конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО1 за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, суд приходит к выводу о том, что также подлежит отмене представление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ,

решил:

Жалобу конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО1 удовлетворить полностью.

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> № П-11.5/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО1 и представление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> № П-11.5/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья ФИО7