НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) от 10.12.2018 № 2А-1348/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10.12.18 года г. Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Подгорной О.А.,

при секретаре судебного заседания Мизяковой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1348/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к МИФНС №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании действий (бездействий) налогового органа незаконными, отмене задолженности и пени по транспортному налогу за 2014 год, признании налогового уведомления, налогового требования, зачисления в бюджет сумм долга по транспортному налогу, находящихся в споре незаконными, о взыскании убытков, компенсации морального вреда; к УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании решения противоправным, о взыскании убытков, компенсации морального вреда;

УСТАНОВИЛ:

12.09.18г. ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к МИФНС №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании действий (бездействий) должностного лица налогового органа выразившихся в начислении транспортного налога за 2014 год в 2017 году в сумме 1473 руб. и пени за просрочку платежа за снятый с учета автомобиль ..., об отмене задолженности; к УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу признании решения противоправным; о взыскании с ответчиков убытков в виде уплаченных сумм государственной пошлины, морального вреда по основанию нарушения административными ответчиками его прав в сфере публичных правоотношений.

19.11.18г. от ФИО1 поступил административный иск к МИФНС №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу, УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании действий (бездействий) должностного лица налогового органа нарушающими Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.11г. №39-ЗАО «О ставках транспортного налога на территории ЯНАО»; о признании налогового уведомления №790684636 от 22.09.17г. и налогового требования №9934 незаконными; признании удержания долга по транспортному налогу за 2014 г. на транспортное средство автомобиль ... из сумм оплаты транспортного налога за автомобиль ... незаконным; о взыскании убытков, компенсации морального вреда по основанию нарушения административными ответчиками его прав в сфере публичных правоотношений.

Определением от 21.11.18г. административные иски соединены для рассмотрения в одном производстве.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании на требованиях настаивал по тем же основаниям.

Представитель МИФНС №1 по ЯНАО в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела налоговый орган извещен надлежащим образом, в дело представлен отзыв с ходатайством о рассмотрении дела без участия представителя.

Представитель УФНС России по ЯНАО в судебное заседание также не явился, о времени и месте слушания дела налоговый орган извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав административного истца, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Правоотношения между сторонами регулируются нормами Налогового Кодекса Российской Федерации.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге.

Объектом налогообложения признаются, в том числе прочего, автомобили, автобусы, что закреплено ст. 358 НК РФ.

В соответствии со ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на данные объекты в зависимости от мощности двигателя.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, что видно из положений ст. 362 НК РФ.

Как следует из материалов дела в период времени до 09.09.14г. ФИО1 на праве собственности принадлежал автомобиль марки ....

Согласно карточки учета транспортного средства данный автомобиль марки (модели) ... в графе код типа имеет указание «29 спец. пасс.ТС (6 мест)», категория ТС «В», разрешенная максимальная масса кг «2800», мощность двигателя л.с. (кВт) «98 (72)». Владелец ТС ФИО1 Снятие с учета в связи с прекращением прав 09.09.14г. (л.д.26).

Административным истцом в дело представлены копии налогового уведомления №790684636 от 22.09.17г. из которого видно, что за налоговый период 2014 года на автомобиль марки ... по ставке 20-00 руб. начислен налог 1473 руб. (л.д.20).

Из налогового требования №9934 об уплате налога и пени по состоянию на 13.12.17г. следует предложение налогоплательщику ФИО1 оплатить задолженность по налогу в выше указанном размере, а также пени 4-46 руб. (л.д.21).

Административный истец просит признать действия налогового органа по направлению налогового уведомления и требования, возлагающего обязанность по оплате транспортного налога и финансовых санкций незаконными.

Анализ имеющихся по делу письменных доказательств дает основание для вывода о том, что до 2017г. административному истцу предоставлялась налоговая льгота при оплате налога на выше указанное транспортное средство в силу норм Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.11г. №39-ЗАО «О ставках транспортного налога на территории ЯНАО» как собственнику автомобиля, относящегося к категории «В».

Изменение позиции административного ответчика основано на информации органа ГИБДД, полученной в качестве ответа на запрос от 13.04.18г. №14437571 об отнесении транспортного средства ГАЗ 2217 к типу автомобиля «2» -автобус.

Усматривается, что предусмотренное главой 28 НК РФ «Транспортный налог» распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дородном движении, заключенной в Вене 08.11.68г., где предусмотрены такие категории транспортных средств как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.

Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.74г. №5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.

При разрешении вопроса об отнесении транспортного средства к определенной категории необходимо учитывать также действующее на территории Российской Федерации законодательство.

В п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Согласно п. 16 Приказа МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.

Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2005 N 6842) (далее Положение), в строке "4. Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Так, согласно Приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории "B" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "B" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

В строке "3. Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран" и т.п.

Аналогично в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и п. 2.2.2 разд. 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например, «1» - легковой автомобиль; «2»- автобус; «7» - фургоны; «9» - специальные.

Вторая цифра марки (модели) транспортного средства ГАЗ 2217, принадлежавшего административному истцу, указывает на тип транспортного средства «2»- автобус, на что как на основание для начисления транспортного налога за 2014 год ФИО1 ссылаются административные ответчики.

В решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 16.02.2018) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств") указано, что автобусы относятся к категория M2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.

Аналогичное законоположение "транспортное средство категории "M2" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн содержится в постановлении Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 10.11.2018) "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".

В рассматриваемом случае ПТС автомобиля марки (модели) ... в графе код типа имеет указание «29 спец. пасс.ТС (6 мест) разрешенная максимальная масса кг «2800».

Изложенные обстоятельства дают суду основание для вывода об отнесении данного автомобиля для целей налогообложения к категории «легковые автомобили», что имеет своим последствием признание действий МИФНС по ЯНАО по начислению ФИО1 транспортного налога за автомобиль ... за 2014 год в 2017 году в сумме 1473-00 руб. и пени за просрочку платежа незаконными; признание налогового уведомления от 22.09.17г. и налогового требования незаконными, а также признание незаконным решения УФНС России по ЯНАО от 23.08.18г. г об отказе ФИО1 в удовлетворении поданной им жалобы от 05.07.18г. вх.г.

Разрешая административный иск ФИО1 о признании удержания долга по транспортному налогу за 2014 г. на транспортное средство автомобиль ... из сумм оплаты транспортного налога за 2017 год за автомобиль ... незаконным суд усматривает следующее.

Административным истцом в дело представлены письменные доказательства в виде скриншотов из личного кабинета налогоплательщика, подтверждающие совершение 29.10.18г. административным ответчиком МИФНС №1 по ЯНАО указанных в административном иске действий.

Усматривается, что на основании определения судьи от 26.10.18г. при принятии и подготовке административного искового заявления ФИО1 к производству приняты меры предварительной защиты по делу, постановлено МИФНС №1 по ЯНАО приостановить действия по взысканию спорного транспортного налога за автомобиль ... за 2014 год в сумме 1473-00 руб. и пени за просрочку платежа.

Видно, что определение судьи не исполнено, данных о возврате налогоплательщику денежных средств на дату рассмотрения дела суду не представлено. Также судом достоверно установлен факт незаконного начисления транспортного налога ФИО1 транспортного налога за автомобиль ... за 2014 год в 2017 году.

Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требований административного иска в указанной выше части.

При установленных обстоятельствах суд находит права ФИО1 в сфере публичных правоотношений в указанной выше части нарушенными и подлежащими судебной защите.

В силу ст. 227 ч.3 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При установленных обстоятельствах для целей восстановления прав административного истца суд обязывает МИФНС №1 по ЯНАО в 10-дневный срок с даты вступления в законную силу настоящего решения возвратить ФИО1 денежные средства в сумме 1473-00 руб., зачисленные 28.10.18г. в бюджет в качестве транспортного налога за автомобиль ... за 2014 год, установив срок для письменного сообщения об исполнении настоящего решения в Лабытнангский городской суд ЯНАО и ФИО1 продолжительностью не более одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Разрешая требования ФИО1 о взыскании с административных ответчиков убытков в виде уплаченных сумм государственной пошлины, морального вреда суд усматривает следующее.

Согласно п.5 ч.6 ст. 180 КАС РФ в решении суда по делу должно быть указано на распределение судебных расходов по делу.

Суммы уплаченной по делу государственной пошлины в силу закона не квалифицируются как убытки, а относятся к категории судебных расходов

ФИО1 по делу уплачена государственная пошлина в сумме 600-00 руб.

В соответствии с ч. 2 ст. 114 КАС РФ, в связи с удовлетворением заявленных административным истцом исковых требований, с административных ответчиков в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация расходов по оплате государственной пошлины в размере 300-00 рублей с каждого.

Защита прав в публичных правоотношениях способом взыскания компенсации морального вреда с административного ответчика КАС РФ не предусмотрена, в связи с чем суд отказывает ФИО1 в удовлетворении данной части требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к МИФНС №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворить в части.

Признать действия МИФНС №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу по начислению ФИО1 транспортного налога за автомобиль ... за 2014 год в 2017 году в сумме 1473-00 руб. и пени за просрочку платежа незаконными; признать налоговое уведомление от 22.09.17г. и налоговое требование №9934 незаконными; признать зачисление в бюджет сумм транспортного налога за 2014 г. на транспортное средство автомобиль ..., находящихся в споре, из сумм оплаты транспортного налога за автомобиль ... за 2017 год незаконным.

Обязать МИФНС №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу в десятидневный срок с даты вступления в законную силу настоящего решения возвратить ФИО1 денежные средства в сумме 1473-00 руб., зачисленные в бюджет в качестве транспортного налога за автомобиль ... за 2014 год.

Установить МИФНС №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу срок для письменного сообщения об исполнении настоящего решения в Лабытнангский городской суд ЯНАО и ФИО1 продолжительностью не более одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Административное исковое заявление ФИО1 к УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворить в части.

Признать решение УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 23.08.18г. г ФИО1 незаконным.

Требования ФИО1 к МИФНС №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу и УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании убытков, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Взыскать с МИФНС №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу ФИО1 компенсацию расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300-00 руб.

Взыскать УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу ФИО1 компенсацию расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300-00 руб.

Решение может быть обжаловано в суд ... через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Подгорная О.А.