Дело № 2-950/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2018 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Галько С.В.,
при секретаре с/заседания Пауль Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Тепло-Энергетик», Администрации города Лабытнанги, ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» о признании действий незаконными, о возложении обязанности,
установил:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд с иском, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ОАО «Тепло-Энергетик» о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в водный объект - проток Вылпосл (бассейн реки Обь) с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и возложении обязанности по истечении 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить сброс сточных вод в водный объект - проток Вылпосл (бассейн реки Обь) с географическими координатами 66°38’32,19” с.ш. 66°23’15,11” в.д. с содержанием загрязняющих веществ не превышающим уровень, установленный решением о предоставлении водного объекта в пользование от 28.06.2016- №89-15.02.03.002-Р-РСВХ-2016- 03920/00 и разрешением на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект от №10/16 от 06.06.2016.
В обоснование требований указано, в ходе плановой проверки деятельности ОАО «Тепло-Энергетик» на предмет исполнения водного законодательства и законодательства об охране водных объектов на территории автономного округа Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой установлено, что Общество при осуществлении водопользования допустило сброс сточных вод в водный объект с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах в течение 2016 года, превышены показатели допустимой концентрации по ВПК полн., иону-нитритов, иону нитратов, по фосфатам, по хлоридам, сульфатам. Так, например, в 1 квартале 2016 концентрация фосфатов в сбрасываемых сточных водах составила 5,1 мг/дмЗ, что превысило допустимую концентрацию (0,1мг/дмЗ) в 51 раз. Во 2 квартале 2016 года концентрация нитит-аниона составила 1,23 мг/дмЗ, что превысило допустимую концентрацию (0,04 мг/дмЗ) в 30,75 раз. Таким образом, качество сточных вод, сбрасываемых в водный объект в 2016 году, не отвечало установленным требованиям. Несоблюдение требований водного законодательства, в части нарушения требований к охране водных объектов, влечет негативное влияние на водные объекты, приводит к их засорению и истощению. В конечном итоге несоблюдение требований природоохранного законодательства влечет за собой нарушение прав граждан благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также создает условия угрозы жизни и здоровью граждан.
Определением суда от 25.07.2018 к участию в деле были привлечены в качестве соответчиков Администрации города Лабытнанги и ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО».
В судебном заседании представитель Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Коткеева Д.В. на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «Тепло-Энергетик» Кокшарова И.А., действующая на основании доверенности от 14.12.2017, с требованиями Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора не согласна, пояснив, что ОАО «Тепло-Энергетик» пользуется канализационными очистными сооружениями (КОС) на основании договора аренды №130-А от 06.07.2009. Указанным договором обязанность по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции арендуемого имущества на арендатора не возложена. Согласно договору аренды Обществу переданы КОС объемом 7200 м3 в сутки, которые представляют собой две очереди очистки. В сентябре 1999 года в эксплуатацию введен I-ая очередь КОС 2400 м3 в сутки, которая не включала и не включает в себя технологические узлы для очистки азота, фосфора, нефтепродуктов и других веществ.
С целью выполнения мероприятий по охране окружающей среды в сфере водоотведения города Лабытнанги в перечень строек и объектов Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа было включено строительство II-ой очереди КОС в г.Лабытнанги, в соответствие с Постановлением Правительства ЯНАО от 14.12.2011 № 931-П «Об утверждении перечня строек и объектов Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Функции по реализации данного мероприятия возложены на ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа». Общество с 2011 года по настоящее время неоднократно обращалось в Администрацию с вопросом о ходе строительства II-ой очереди КОС, а также неоднократно ставило в известность о невозможности обеспечить сброс очищенных сточных вод в соответствие с требованиями водного законодательства Российской Федерации. Вопросы о несоответствии КОС-I-ой очереди технологическим возможностям по очистке стоков неоднократно обсуждалось органами местного самоуправления на рабочих совещаниях по строительству II-ой очереди КОС. По настоящее время II-ая очередь КОС строительством не завершена.
Кроме того, сброс сточных вод осуществляется на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.06.2016 № 89-15.02.03.002-Р-РСВХ-2016-03920/00 (далее — Решение от 28.06.2016) с целью осуществления сброса сточных вод в водный объект протока Вылпосл (бассейн реки Обь) и Разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект от 06.06.2016 №10/16 (далее - Разрешение).
Подпунктом 10 раздела 2.3 условий Решения от 28.06.2016 Департаментом установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах в водный объект, которые определены на основании утвержденных нормативов допустимого сброса и его согласования. Обществу при утверждении НДС были выданы согласования (заключение Департамента Росгидромета по УФО № 428/я от 13.04.2016, согласование № 46 от 24.03.2016 Нижнеобского территориального управления по рыболовству).
При согласовании НДС контролирующими органами учтено, что фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах при сбросе в водный объект протока Выл-Посл превышают предельно допустимые концентрации для водных объектов, но в связи с тем, что Обществом разработан план Мероприятий по охране водного объекта на 2016-2020 гг., в котором предусмотрено строительство второй очереди очистных сооружений (далее - II-ая очередь КОС) для улучшения качества очистки стоков и достижения НДС, нормативы были утверждены. Следовательно, Департамент при выдаче Решения от 28.06.2016 согласовал Обществу сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций на период 2016-2020 гг.
Также Обществом на период строительства II-ой очереди КОС согласован План снижения сбросов на 2016-2021 гг., где предусмотрено увеличение фактических концентраций загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в водный объект, такой же план был согласован в составе проекта НДС.
Считает, что доводы истца о незаконности действий Общества по сбросу сточных вод в водный объект - протоку Вылпосл (бассейн реки Обь) с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах являются несостоятельными.
Аналогичные доводы привела представитель ответчика ОАО «Тепло-Энергетик» Чернева Я.И., действующая на основании доверенности от 14.12.2017.
Представитель Администрации г.Лабытнанги Ломакина Н.В., действующая на основании доверенности от 18.12.2017, исковые требования не признала, пояснив, что полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере водоснабжения определяются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктом 3 части 1 статьи 41.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что арендатор по договору аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, обязан: поддерживать системы и (или) объекты, указанные в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание. Таким образом, ответственность за надлежащее водопользование и эксплуатацию очистных сооружений лежит на водопользователе, в данном случае, на ОАО «Тепло- Энергетик».
Представитель ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» Опанасюк М.А., действующая на основании доверенности от 21.05.2018, исковые требования не признала, указывая, что строительство объекта: «Канализационно-очистные сооружения КОС- 7000 м3 (II-ая очередь) в г. Лабытнанги» осуществлялось и осуществляется на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с действующим законодательством. Строительно-монтажные работы на объекте ведутся в рамках ежегодно выделяемых бюджетных ассигнований. ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» является некоммерческой организацией и коммерческой деятельности приносящей доход не осуществляет, баланс учреждения и бюджетная смета формируется за счет средств окружного бюджета, следовательно, учреждение не имеет возможности увеличить ассигнования и увеличить финансирование строительства объекта, вследствие чего не может являться надлежащим ответчиком по делу.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 11 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ предусмотрено, что сброс сточных вод в водные объекты осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
ОАО «Теплоэнергетик» на основании решения Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО о предоставлении водного объекта в пользование от 28.06.2016 №89-15.02.03.002-Р-РСВХ-2016-03920/00 осуществляет использование водного объекта - протока Вылпосл (бассейн реки Обь) для сброса сточных вод. Ранее пользование указанным водным объектом осуществлялось на основании решения Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО о предоставлении водного объекта в пользование от 15.07.2015 №89-15.02.03.002-Р-РСВХ-С-2015-03171/00.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы и сбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Разрешением Управления Росприроднадзора по ЯНАО №10/16 от 06.06.2016 на сброс веществ в водный объект утверждены нормативы допустимых сбросов веществ, соответствующие указанным в решении о предоставлении водного объекта в пользование.
Одним из требований охраны водных объектов, предусмотренных частью 4 статьи 56 Водного кодекса РФ, является запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В нарушение указанных требований водного законодательства ОАО «Тепло- Энергетик» при осуществлении водопользования допустило сброс сточных вод в водный объект с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах в течение 2016 года, что представителем ОАО «Тепло- Энергетик» не оспаривается.
Но, в защиту от иска представитель ОАО «Тепло-Энергетик» указывает, что сброс сточных вод в водный объект Выл-Посл осуществляется с качеством, превышающим установленные нормативы допустимого сброса веществ, установленных Решением о предоставлении водного объекта, поскольку арендуемое оборудование канализационно-очистных сооружений первой очереди (далее - КОС I-ой очереди) по степени очистки не соответствует экологическим требованиям и современным возможностям очистки сточных вод, а II-ая очередь КОС не введена в эксплуатацию.
При введении в эксплуатацию КОС I-ой очереди не были предусмотрены эффективные методы удаления загрязняющих веществ, которые в настоящее время присутствуют в поступающих стоках. КОС I-ой очереди подлежат реконструкции вследствие ряда причин, возникших в ходе эксплуатации, а именно: резкие колебания притока сточных вод по часам в течение суток; отсутствие какого-либо усреднения на существующих сооружениях; отсутствие современного технологического оборудования в сооружениях, способного эффективно удалять присутствующие загрязнения; отсутствие современных приемов технологии для удаления азота, фосфора, нефтепродуктов и других веществ.
С целью выполнения мероприятий по охране окружающей среды в сфере водоотведения города Лабытнанги, строительство II-ой очереди КОС включено в Перечень строек и объектов Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа на плановый период 2013 - 2014 годов (п. 175 Приложения № 3), утвержденный Постановлением Правительства ЯНАО от 14.12.2011 № 931-П «Об утверждении перечня строек и объектов Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Функции по реализации данного мероприятия возложены на ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа».
В 2010 году между ГУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» и ООО «Эверест-М» заключён контракт на строительство II -ой очереди КОС. Стоимость контракта составляла 651 708 630 рублей.
За период строительства II-ой очереди КОС с 2011 - 2014 гг. готовность основных технологических узлов в составе КОС составляла: Блок механической очистки - 50%; Емкость биореакторов (3 шт.) - 10%; Корпус доочистки - 10%; Сливная станция - 30%; Комплексная трансформаторная подстанция - 90%; Воздуходувная станция - 10%; Дизельная электростанция - 50%; Внутриплощадные сети - 10%.
В конце 2014 года в связи с отсутствием финансирования, строительство II -ой очереди КОС было приостановлено.
По результатам рабочих совещаний по строительству II -ой очереди КОС, (протоколы совещания от 21.01.2015, 05.07.2016, 16.06.2017 прилагаются) органами местного самоуправления и ГУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» принято решение о возобновлении работ по строительству.
Срок ввода в эксплуатацию всего комплекса II -ой очереди КОС планируется в декабре 2018 года, но в настоящий момент нет окончательной даты введения в эксплуатацию II -ой очереди КОС, так как наблюдается нарушение графика по срокам выполнения строительно-монтажных работ.
Также представитель ОАО «Тепло-Энергетик» указывает, что обеспечение условий для очистки сточных вод централизованной системы водоотведения (канализации) муниципального образования город Лабытнанги входит в полномочия Администрации города Лабытнанги.
Как следует из материалов дела Распоряжением Администрации города Лабытнанги от 26.09.2014 № 1927 ОАО «Тепло-Энергетик» присвоен статус гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Лабытнанги.
Постановлением Администрации города Лабытнанги от 14.12.2014 № 916 утверждены схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Лабытнанги на период 2015-2030 годы.
Постановлением Администрации города Лабытнанги от 11.10.2017 № 1018 утверждена актуализированная схема водоснабжения муниципального образования город Лабытнанги на 2017 год и на перспективу до 2032 года.
В 2014 году Администрацией города Лабытнанги утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы по реконструкции, модернизации и развитию системы водоочистки и водоподготовки муниципального образования город Лабытнанги на 2014-2020 годы ОАО «Тепло-Энергетик».
Распоряжением Администрации города Лабытнанги от 23Л2.2015 № 1570 также утверждено ОАО «Тепло-Энергетик» техническое задание на разработку инвестиционной программы по реконструкции, модернизации и развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Лабытнанги на 2016-2020 годы.
Строительство объекта: «Канализационно-очистные сооружения КОС- 7000 м3 (2-ая очередь) в г. Лабытнанги» осуществляется на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с действующим законодательством.
25.11.2010 между ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» и ООО «Эверест-М» был заключен Государственный контракт № 16/11/2010-СМ Р на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационно-очистные сооружения КОС-7000 м3 (2-ая очередь) в г. Лабытнанги»
28.05.2012 в связи с грубым нарушением ООО «Эверест-М» обязательств по контракту контракт с ним расторгнут.
26.07.2012 для завершения строительно-монтажных работ и сдаче объекта в эксплуатацию (под ключ) по незавершенному строительством объекту: «Канализационно-очистные сооружения КОС-7000м3 (2-ая очередь) в г.Лабытнанги между ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» и ЗАО «СПИНОКС» заключен государственный контракт № 0190200000312003272-0166588-01.
В соответствии с пунктом 2.5. Контракта 2 ежегодный объем капитальных вложений определяется государственным контрактом. В соответствии с пунктом 2.6. Контракта 2 финансирование строительства объекта производится за счет средств окружного бюджета ЯНАО.
Строительно-монтажные работы на объекте ведутся в рамках ежегодно выделяемых бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 12 устава ГКУ «ДКСиИ ЯНАО», утвержденного учредителем - департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа - учреждение создано в целях реализации государственной политики автономного округа в области строительства, эффективного использования государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию окружных целевых инвестиционных программ, и привлечения инвестиций в строительство.
Распределение объемов бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности автономного округа, субсидий учреждениям (предприятиям) в рамках адресной инвестиционной программы осуществляется согласно Правилам формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденных Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 марта 2015 г. № 277-П «Об утверждении правил формирования и реализации адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период» (далее - Постановление № 277-п).
Согласно Правил Постановления № 277-П государственные заказчики объектов Адресной программы принимают бюджетные обязательства в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов, иных договоров, заключенных по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ (услуг) для государственных нужд в соответствии с действующим законодательством, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами.
Таким образом установлено, что канализационные очистные сооружения являются собственностью муниципального образования город Лабытнанги и Администрация города провела административно – организационные мероприятия по их эксплуатации.
Строительство II-ой очереди КОС ведется в соответствие Адресной инвестиционной программой Ямало-Ненецкого автономного округа на плановый период 2013 - 2014 годы, за счет средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа и ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» осуществляет реализацию исполнения указанной программы. Объемы финансирования указанной программы от ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» не зависят.
Вместе с тем эксплуатацию канализационных очистных сооружений в г.Лабытнанги производит ОАО «Тепло-Энергетик». Разрешением Управления Росприроднадзора по ЯНАО № 10/16 от 06.06.2016 «На сброс веществ в водный объект» выданному ОАО «Тепло- Энергетик», утверждены нормативы допустимых сбросов веществ, соответствующие указанным в решении о предоставлении водного объекта в пользование.
На основании пункта 1 статьи 43.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при эксплуатации системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
То есть ОАО «Тепло-Энергетик», являясь эксплуатирующей организацией, обязано осуществлять сброс сточных вод, максимальное содержание загрязняющих веществ в которых не должно превышать допустимых значений.
Факты причинения ОАО «Тепло-Энергетик» ущерба водному объекту подтверждаются представленными в дело доказательствами, ответчиком не оспариваются.
Таким образом, совокупность собранных по делу доказательств подтверждает утверждения истца.
Суд, установив факт нарушения требований закона ответчиком ОАО «Тепло-Энергетик», приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Тепло-Энергетик» удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО «Тепло-Энергетик» по сбросу сточных вод в водный объект - проток Вылпосл (бассейн реки Обь) с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
Обязать ОАО «Тепло-Энергетик» по истечении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сброс сточных вод в водный объект - проток Вылпосл (бассейн реки Обь) с географическими координатами 66°38’32,19” с.ш. 66°23’15,11” в.д. с содержанием загрязняющих веществ не превышающим уровень, установленный решением о предоставлении водного объекта в пользование от 28.06.2016- №89-15.02.03.002-Р-РСВХ-2016- 03920/00 и разрешением на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект от №10/16 от 06.06.2016.
Взыскать с ОАО «Тепло-Энергетик» в соответствующий бюджет государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 14 сентября 2018 года.
Председательствующий: