НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) от 09.10.2019 № 2-1001/19

Дело № 2-1001/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 октября 2019 года г. Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Галько С.В.,

при секретаре судебного заседания Пауль Э.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махмудова Амирага Солтанмахмуда оглы к государственному учреждению – управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) о защите пенсионных прав,

у с т а н о в и л:

Махмудов А.С. оглы обратился в суд с иском к государственному учреждению – управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) (далее – Управление ПФР) о включении периода работы с 04.08.1998 по 31.12.2001 в качестве индивидуального предпринимателя, по тем основаниям, что принятым ответчиком отказом в назначении пенсии в связи с недостаточностью стажа работы, дающей право на назначение страховой пенсии, нарушены его права на социальное обеспечение.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал в полном объеме, пояснив, что период с 04.08.1998 по 31.12.2001 он работал в качестве индивидуального предпринимателя, уплачивал налоги, в связи с чем указанный период должен быть включен в стаж работы, необходимый для назначения страховой пенсии.

Представитель ответчика Кувывина Е.Ю., действующая по доверенности, находит требования иска необоснованными, так как истцом не представлено доказательств наличия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому, государственные пенсии устанавливаются законом, что следует из статьи 39 Конституции Российской Федерации.

С 01.01.2015 страховые пенсии по старости назначаются на основании Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ (в ред. от 03.10.2018 № 350-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В прежней редакции Закона право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Закона № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом установлено, что Махмудов А.С. оглы является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно‑исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон № 4468-1) с 03.06.1997.

В соответствии со статьей 7 Закона № 4468-1, получатели пенсии за выслугу лет, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Законом № 400-ФЗ.

Истец с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) обратился 16.11.2018.

Статья 8 Закона № 400-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2019, устанавливала, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Как следует из пояснений представителя ответчика и не оспаривается истцом, требуемая продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2018 году составила девять лет при величине индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13,8.

При оценке стажа работы истца, с учетом положений статьи 13 Закона № 400-ФЗ, в соответствии с которой, при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, при этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет, было установлено, что у заявителя отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа, а именно - на дату обращения продолжительность страхового стажа составила 5 лет 10 месяцев 26 дней.

При этом, оспариваемый Махмудовым А.С. период осуществления предпринимательской деятельности с 04.08.1998 по 31.12.2001 ответчиком не был включен в продолжительность страхового стажа, в связи с тем, что за данный период не были оплачены страховые взносы.

Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется от собственного имени и предприниматели являются самостоятельно хозяйствующими субъектами, исполнение обязанностей, предусмотренных для данной категории лиц как в части уплаты обязательных платежей, налогов так и страховых взносов осуществляется ими самостоятельно. Пренебрежение обязанностями, предусмотренными федеральными законами, безусловно, влечет негативные последствия для субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом № 400-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 14 Закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно подп. «а» пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Согласно пункту 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенны видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке оплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 01.01.2001 документом территориальных органов Пенсионного фонда РФ в порядке, определяемом Минтрудом России, а за периоды с 01.01.2001 - документом территориальных налоговых органов.

Согласно справки Отдела ПФР в Шурышкарском районе ЯIIАО за период с 04.08.1998 по 29.06.2001 страховые взносы в бюджет ПФР индивидуальным предпринимателем Махмудовым А.С. оглы не уплачивались.

Из уведомления Управления ПФР от 12.03.2019 № 28, сформированного на основании сведений, содержащихся в ПО АРМ Уполномоченного и в деле страхователя, следует, что индивидуальный предприниматель Махмудов А.С. оглы был зарегистрирован в качестве страхователя только 05.04.1999, снят с регистрационного учета 26.08.2003. Начисление страховых взносов и отчетность в Пенсионный фонд не предоставлялись, уплата страховых взносов в бюджет ПФР не производилась.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 01.01.2001 документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 01.01.2001 - документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению № 1.

В силу статьи 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2002, периоды индивидуальной трудовой деятельности включались в общий трудовой стаж, при условии уплаты за них страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, предусмотрено, что с 01.01.1991 время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

Материалы дела не содержат доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, и подтверждающих факт уплаты Махмудовым А.С. оглы страховых взносов в период осуществления предпринимательской деятельности с 04.08.1998 по 29.06.2001.

По вышеуказанным обстоятельствам доводы истца, в том числе о том, что предоставить доказательства уплаты им соответствующих взносов не представляется возможным в связи с утерей территориальным органом документации за спорный период, суд находит неубедительными и не принимает во внимание по вышеуказанным обстоятельствам, при том что сам истец не может пояснить суду, уплачивались ли им страховые взносы в бюджет ПФР до 01.01.2001.

Поскольку, в соответствии со статьями 14, 56 ГПК РФ истец не представил доказательств уплаты страховых взносов в спорный период, заявленные требования Махмудова А.С. оглы не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Махмудова Амирага Солтанмахмуда оглы к государственному учреждению – управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) о включении периода осуществления предпринимательской деятельности с 4 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года в продолжительность страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 14 октября 2019 года

Судья: