РЕШЕНИЕ
27 мая 2014 года пгт. Каа-Хем
Судья Кызылского районного суда Республики Тыва Лопсан В.К., при секретаре Монгуш Н. М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва на постановление Государственной инспекции труда в Республике Тыва о назначении административного наказания в виде штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва, с участием заявителя - представителя Администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва И.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Муниципального района <адрес> Республики Тыва признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Не согласившись с данным постановлением представитель Администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва У. обратился в суд с жалобой, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ государственной инспекцией труда в Республике Тыва в отношении Администрации муниципального района <адрес> Республики Тыва (далее-Администрация) было вынесено постановление № о назначении административного штрафа, подписанное заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Республике Тыва Б., на основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № и назначено административное наказание. По распоряжению № рк от ДД.ММ.ГГГГ Л. назначена на муниципальную службу, на должность главного специалиста по имущественным отношениям отдела экономики временно до момента проведения конкурса на замещение вакантной должности с оплатой труда согласно штатного расписания. По распоряжению № рк от ДД.ММ.ГГГГ Л.. уволена по собственному желанию согласно п.З ч.1 ст. 77 Трудового Кодекса РФ. В соответствии со ст. 183 Трудового Кодекса РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными Законами. На сегодняшний день все денежные суммы по временной трудоспособности гражданки Л.. выплачены в полном объеме. По распоряжению № рк от ДД.ММ.ГГГГ Ю. назначена на должность начальника отдела по земельным и имущественным отношениям. По распоряжению № рк от ДД.ММ.ГГГГ Ю. уволена по собственному желанию согласно п.3 ч.1 ст. 77 Трудового Кодекса РФ. При увольнении Ю. окончательный расчет при увольнении выплачен ДД.ММ.ГГГГ.
Названное постановление от ДД.ММ.ГГГГ № считают незаконным и подлежащим отмене.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности, и торговле» от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Между тем, в соответствии с объяснительной начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности М.А.А.: во исполнение распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № 271-рк ею начислен расчет при увольнении Ю. где был получен расчет об удержании за неотработанные дни отпуска по календарным дням (12,24 дня) в сумме <данные изъяты> (расчет прилагается), так как в августе 2013 года начислен ежегодный оплачиваемый отпуск за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ (не отработала рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. но получила отпускные за этот период ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ согласно распоряжения № 25-рк Ю.. выплачены неиспользованные дни отпуска за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 37 календарных дней, но удержаны использованные дни отпуска за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве № календарных дней (расчет прилагается) и удержана сумма использованною отпуска в размере <данные изъяты>. В итоге перечислены неиспользованные дни отпуска в количестве № календарных дня в размере <данные изъяты> рублей (копия платежного поручения прилагается). Во исполнение предписания Государственной инспекции труда в Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией муниципального района <адрес> Республики Тыва устранены нарушения пунктов 1,2 и 3, где обязывает начислить и выплатить Ю. денежную компенсацию в количестве <данные изъяты> и начислить и выплатить денежную компенсацию за задержку выплаты расчета при увольнении: Расчет начисления денежной компенсации Ю. за № неиспользованных календарных дней отпуска за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Заработная плата всего за год <данные изъяты>. Количество отработанных дней за период - № Среднедневная заработная плата -<данные изъяты>. Начисленная сумма неиспользованного отпуска за № календарных дней - <данные изъяты>
Налог на доходы физических лиц - <данные изъяты> Итого сумма к выплате за неиспользованные дни отпуска за № календарных дней - <данные изъяты> Начисление денежной компенсации Ю. за задержку выплаты расчета при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствий со статьей 236 Трудового кодекса РФ:
Декабрь 2013 г - 25 кал. дней
Январь 2014 г. - 31 кал. дней
Февраль 2014 г. 28 кал. дней
Март 2014 г. - 3 1 кал. дней
Апрель 2014 г. - 4 кал. Дня.
ИТОГО: 119 календарных дня
Размер ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8,25 % - 1/300
<данные изъяты>
Итого сумма к выплате за задержку выплаты расчета при увольнении - <данные изъяты>
Общая сумма выплаты согласно пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Выплачена сумма работодателем по п/п № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Переплата в сумме <данные изъяты>
Следовательно, оспариваемое постановление вынесено государственным испектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
В силу ст.391 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении- в течение одного месяца со дня вручения копий приказа об увольнении либо со дня вручения трудовой книжки. Государственный инспектор труда выдает постановление по трудовым спорам с целью защиты прав работника, для которого предусмотрен срок в три месяца. Оспариваемое постановление было вынесено по истечении трехмесячного срока, в течение которого работники имели возможность обратиться в суд за восстановлением х прав и разрешением спора.
Администрацией муниципального района <адрес> ранее подавалось заявление о признании незаконным постановление государственной инспекции труда в Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ г., на которое вынесено определение об отказе в принятии заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Просит восстановить срок обжалования постановления Государственной инспекции труда в Республике Тыва, признать данное постановление незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель Администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва ФИО1 жалобу поддержала, по указанным в ней основаниям и мотивам, и просила вышеуказанное постановление отменить, в связи с тем, что они исполнили предписание в срок, указанный в нем. Следовательно, не было оснований подвергать их к административному наказанию. Более того, оспариваемое постановление было вынесено по истечении трехмесячного срока, в течение которого работники имели возможность обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Тыва С.В.М. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о дне и времени судебного заседания и просила рассмотреть дело без ее участия. Участвуя в прошлом судебном заседании она полностью возражала против удовлетворения жалобы, пояснив о том, что заявители по жалобе неправильно понимают суть наложенного наказания, поскольку трудовая инспекция штраф наложила по факту нарушения трудовых прав граждан, которое выразилось в том, что в соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя производится в день увольнения. Если обратившиеся в трудовую инспекцию работники Л. Ю. были уволены ДД.ММ.ГГГГ, то окончательный расчет им был выдан только ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем работодатель допустил грубое нарушение трудовых прав работников.
Иизучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса: вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
Согласно частям 1,2 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва, вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Первоначально, после вынесения постановления об административном правонарушении в отношении администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва, представитель администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва обратился в Арбитражный суд Республики Тыва, затем с заявлением в порядке гражданского судопроизводства, вследствие чего ему было отказано в принятии заявления.
И определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления Администрации Муниципального района <адрес>» Республики Тыва, отказано.
После этого, представителем Администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва вновь подана жалоба на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, заявитель – представитель Администрации Муниципального района «<адрес> Республики Тыва жалобу на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ подал в установленный законом 10-дневный срок с момента получения копии постановления, то есть срок обжалования заявителем не был пропущен, поскольку он первоначально также обращался в судебные органы.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как видно из оспариваемого постановления, факты, квалифицированные административным органом как правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, выразились в нарушении норм действующего трудового законодательства.
В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
В силу ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия, в том числе:
- осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
- ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В силу ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Республике Тыва Б.. следует, что Администрацией муниципального района «<адрес>» РТ нарушены требования ст.ст. 140, 183 ТК РФ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Проведенной проверкой было установлено, что на момент проверки пособие Л. а также расчет Ю. не было выплачено, что является нарушением ст. 183 ТК РФ, окончательный расчет при увольнении Ю. и пособие по временной нетрудоспособности. проценты за задержку выплаты, причитающихся сумм Л. было выплачен только после вынесения Предписания трудовой инспекции, вынесенного от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы заявителя о том, что в срок выполнили Предписание, выданное трудовой инспекцией, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения администрации Муниципального района <адрес> к административной ответственности, не состоятельны. Работодатель был привлечен к ответственности уже по свершившемуся факту нарушения трудовых прав граждан.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва, подтверждены протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения, актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства, предписаниями от ДД.ММ.ГГГГ № обращением работников в прокуратуру района.
Вывод Государственной инспекции труда в Республике Тыва о наличии в действиях Администрации Муниципального района «<адрес> Республики Тыва состава административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 5.27 КоАП РТ, является правильным. Достоверность и допустимость указанных доказательств сомнений не вызывает.
Доводы представителя Администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва о том, что оспариваемое постановление вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным, суд считает также не состоятельными, так как государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Как следует из представленных материалов, наказание, назначенное Администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва определено в пределах санкции п. 1 ст. 5.27 КоАП РТ. Возможность назначения иного вида наказания, не предусмотренного санкцией данной статьи, КоАП РТ не предусматривает.
Согласно штатного расписания обратившиеся за восстановлением нарушенных трудовых прав работники являются муниципальными служащими.
Жалоба не содержит доводов, которые влекут изменение либо отмену обжалуемого постановления.
При назначении наказания Государственная инспекция труда в Республике Тыва учла характер совершенного административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва, оставить без изменения, жалобу представителя Администрации Муниципального района <адрес> Республики Тыва - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течении 10 дней со дня его оглашения через Кызылский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий: Лопсан В.К.