Дело №2-819/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Каа-Хем 8 июня 2016 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Кужугет Р.Ш., при секретаре Хайдып А.Н., с участием представителя истца Денисовой Н.К., действующей по доверенности, представителя соответчика Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Уйнукай Б.А., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ооржак Э.Э. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ №2 пгт.Каа-Хем Республики Тыва, Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Правительство Республики Тыва о взыскании индексации заработной платы по результатам роста индекса потребительских цен,
УСТАНОВИЛ:
Ооржак Э.Э. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ №2 пгт.Каа-Хем Республики Тыва о взыскании индексации заработной платы по результатам роста индекса потребительских цен, в обоснование иска указав, что она работала в МБОУ СОШ №2 Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем Республики Тыва с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За 2013 год её заработная плата составила <данные изъяты>. С учетом индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению по Республике Тыва за 2013 год, который составил 5,4%, общая сумма задолженности по индексации его заработной платы за указанный период составляет <данные изъяты>. За 2014 год заработная плата составила <данные изъяты>. С учетом индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению по Республике Тыва за 2014 года, который составил 9,5%, общая сумма задолженности по индексации ее заработной платы за указанный период составляет <данные изъяты>. В итоге долг по индексации заработной платы с января 2013 года по декабрь 2014 года составляет <данные изъяты>. Работодатель ни разу не проиндексировал заработную плату, в нарушение ст. 22 ТК РФ, предусматривающей обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Тем самым работодатель нарушил ее основные государственные гарантии по оплате труда – меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, включающее индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, - одну из его основных гарантий как работника, предусмотренных Конституции РФ и Трудовым кодексом РФ. Отсутствие финансовых средств на индексацию заработной платы не может являться основанием для отказа от ее выплаты, и не может быть оставлено в зависимость от каких-либо условий, а установленном нормами Федерального законодательства ее право на получение указанной индексации, является непосредственно действующим в силу ст. 18 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Сумма невыплаченной заработной платы работодателем в её пользу за 2013 год составляет <данные изъяты>, за 2014 год составляет <данные изъяты>. Индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, исходя из индекса потребительских цен в Республике Тыва в 2013 году -5,4%, в 2014 году -9,5%, что составляет <данные изъяты>. Просит взыскать с МБОУ СОШ №2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в её пользу <данные изъяты> в счет погашения задолженности по индексации заработной платы за 2013 год, 2014 год.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков привлечены – Министерство финансов Республики Тыва, Правительство Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Администрация муниципального района «Кызылский кожуун».
В судебном заседании представитель истца Денисова Н.К. подержали исковые требования, просили взыскать с МБОУ СОШ №2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в пользу Ооржак Э.Э. <данные изъяты> в счет погашения задолженности по индексации заработной платы за 2013 год, 2014 год.
В судебном заседании представитель соответчика – Администрация муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Уйнукай Б.А. просил отказать в удовлетворении иска и заявил о пропуске исковой давности.
Представитель ответчика - МБОУ СОШ №2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва извещены надлежащим образом и заявили ходатайство о рассмотрении дела без их участия, участники не возражали против рассмотрения дела без их участия, в связи с чем суд в силу ст.167 ГПК РФ рассмотрел заявление без участия представителя ответчика.
Представители соответчиков Министерства финансов Республики Тыва, Правительства Республики Тыва, Министерства образования и науки Республики Тыва извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявляли, причины неявки не известны, участники не возражали против рассмотрения дела без их участия, в связи с чем суд в силу ст.167 ГПК РФ рассмотрел заявление без участия представителей соответчиков.
Представитель соответчика Правительства Республики Тыва Чеклецова О.И. в судебное заседание не явился, в письменном возражении указав, что статья 40 ГПК РФ определяет рамки процессуального соучастия. Так процессуальное соучастие допускается, если: предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков; права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание; предметом спора являются однородные права и обязанности. Под гражданским ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из гражданских правоотношений. Вопросы выплаты заработной платы, равно как и ее индексации входят в блок трудовых споров, регулируемых номами трудового законодательства. Сторонами трудовых отношений в силу статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются работник и работодатель. Так же указанная статья дает понятия участникам трудовых правоотношений в соответствии с которым: работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем; работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Согласно исковому заявлению истица состояла в трудовых отношениях с муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя образовательная школа № 2 пгт. Каа-Хем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со статьей 9.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальные бюджетные учреждения создаются соответствующим муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Согласно статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьям 15, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций ( за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования. Правительство Республики Тыва не является по отношению к истице работодателем, трудовой договор с ней не заключало. Учредителем указанного муниципального учреждения не является. Соответственно, Правительство Республики Тыва не имеет обязательств перед истицей в рамках трудовых отношений вообще и в части оплаты труда в частности. Кроме того, истицей в отношении Правительства Республики Тыва исковые требования не заявлены. В этой связи привлечение Правительства Республики Тыва в качестве ответчика либо соответчика по данному трудовому спору является неправомерным. Кроме того, истица уволилась переводом к другому работодателю согласно приказу об увольнении №/л от ДД.ММ.ГГГГ Согласно части 4 статьи 84.1 и части 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора работодатель обязан произвести расчет с работником и выплатить все причитающиеся ему суммы в день увольнения, а если работник в этот день не работал, то не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В соответствии с данным общим правилом часть вторая статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации возлагает на работодателя обязанность в случае, если работник не согласен с правильностью начисленной ему работодателем денежной суммы, выплатить причитающуюся ему сумму в неоспариваемой части в указанный срок, не откладывая осуществление денежного расчета с увольняемым работником до окончания рассмотрения в установленном порядке возникшего между ними трудового спора. В силу части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом. Истица при получении окончательного расчета не оспаривала размер начисленных ей денежных сумм, кроме того она не имела препятствий для ознакомления с порядком осуществления всех причитающихся выплат, как в период трудовой деятельности, так и на момент ее прекращения, однако обратилась в суд с требованиями о взыскании сумм индексации заработной платы только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении установленного законом трехмесячного срока для обжалования. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока при подаче искового заявления истицей не заявлено. При таких обстоятельствах, исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства образования и науки РТ Артседи М.В. в судебное заседание не явился, в письменном возражении указав, что из содержания статьи 134 ТК РФ следует, что порядок индексации зависит от источников финансирования организаций. В государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. В других организациях порядок индексации заработной платы устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом. Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательской способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 ТК РФ) и в силу предписаний статьей 2, 130 и 134 ТК РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (определение Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№). При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы. Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на вознаграждение на труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3), а также требованиями ТК РФ, закрепляющего как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (статья 144). Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой статьи 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ ВХ-1 «О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в рамках общеобразовательных программ общего образования в дошкольных и общеобразовательных организациях» (далее - Закон Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ ВХ-1) уполномоченные органы исполнительной власти Республики Тыва при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на очередной финансовый год предусматривают в составе расходов средства, необходимые для исполнения органами местного самоуправления полномочий, указанных в статье 2 настоящего Закона. Согласно статье 132 ТК РФ заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. В соответствии со статьей 134 ТК РФ дополнительных нормативных актов по индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен работникам образовательных организаций не принималось, в связи с чем считаем незаконными произведенные истцом расчеты по индексации заработной платы. Финансовое обеспечение полномочий по организации предоставления и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных программах, включая расходы на оплату труда, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, в соответствии с пп. 3 п.1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В целях реализации вышеуказанных полномочий согласно Закону Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ ВХ-1 бюджетам Республики Тыва ежегодно выделяются субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в области общего образования. В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации указано обеспечить, в частности: увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1.4-1.5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р и в соответствии с пп. «е» пункта 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» утверждена программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы. В соответствии с планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, одним из мероприятий предусмотрено на 2014-2018 годы обеспечение средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе. Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014-2020 годы (подпрограмма 2 «Развитие общего образования») предусмотрено доведение уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100% от средней заработной платы по экономике республики. Согласно сведениям Росстата по субъектам Российской Федерации: средняя заработная плата по Республике Тыва составила: за январь-декабрь 2013 года - <данные изъяты>,, средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях муниципальной формы собственности - <данные изъяты>, т.е 90,4% по отношению к средней заработной плате по Республике Тыва, а педагогических работников общеобразовательных учреждений Кызылского кожууна составляет <данные изъяты>; за январь-декабрь 2014 года средняя заработная плата по Республике Тыва составила за январь-декабрь 2014 года - <данные изъяты>, средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях муниципальной формы собственности - <данные изъяты>, т.е. 92,8 % по отношению к средней заработной плате по Республике Тыва, а педагогических работников общеобразовательных учреждений Кызылского кожууна составляет <данные изъяты> Согласно справкам формы 2 НДФЛ общая сумма дохода истицы: за 2013 год составила <данные изъяты> руб. т.е. средняя заработная плата составила <данные изъяты> ежемесячно; за 2014 год - общая сумма дохода истицы за 2014 год составила <данные изъяты> т.е. средняя заработная плата составила <данные изъяты> ежемесячно. В соответствии со ст. 134 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады) работников муниципальных учреждений Кызылского кожууна были повышены с ДД.ММ.ГГГГ на 6%, увеличенные ДД.ММ.ГГГГ на. 6% (постановление Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№). Во исполнение Положения о системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Республики Тыва, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ система оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений регламентируется Положением о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций Кызылского кожууна, утвержденное постановлением администрации Кызылского муниципального района «Кызылский кожуун» от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании статистических отчетов «ЗП-образование» управление образования по Кызылскому кожууну ежеквартально проводит мониторинг соотношения заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Кызылского кожууна к средней заработной плате по отрасли региона. Истец ежемесячно получал заработную плату и знал о размере оплаты труда в соответствии с трудовыми договорами. Также следует отметить, что в соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Таким образом, поскольку истец работает в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Кызылского кожууна, которое согласно статье 134 ТК РФ должно производить индексацию заработной платы лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом согласно приведенным статистическим данным и нормативным правовым актам производится поэтапная индексация заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Кызылского кожууна, более того за 2013, 2014 годы производились индексации ежегодно с увеличением заработной платы истца и требования истца произвести индексацию ее заработной платы за указанный период путем увеличения ее на индексы потребительских цен необоснованны и не подлежать удовлетворению, также истцом пропущен срок обращения в суд за разрешение трудового спора.
Представителем истца Денисова Н.К. представлено также возражение, в котором указано, что согласно п. 12 статьи 13 Закона Республики Тыва от 31.12.2003г №-BX-I «О Правительстве Республики Тыва», Правительство Республики Тыва принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения безработицы и обеспечивает реализацию этих программ. К одним из трудовых прав граждан относится и предусмотренная статьей 134 Трудового кодекса РФ - право на повышение уровня реального содержания заработной платы. Реальная заработная плата - это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы. Согласно статье 134 ТК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой статьи 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется. Согласно статье 7 и 37 Конституции РФ- Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизни и свободное развитие человека; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Из вышеизложенного следует, что бюджетные, муниципальные образовательные учреждения, не имеющие самостоятельного дохода, не являющиеся распорядителями денежных средств, не имеющие право самостоятельно проводить индексацию заработной платы поставлены в зависимость от органов исполнительной власти. Более того, согласно сведениям, предоставленным из территориального органа статистики по Республике Тыва, средняя заработная плата по республике Тыва за 2013 год составила <данные изъяты>, за 2014 год- <данные изъяты>, за2015год- <данные изъяты>. Согласно справке о средней заработной плате педагогических работников МБОУ СОШ №2 п.г.т. Каа-Хем, средняя заработная плата педагогических работников в 2013 году составила <данные изъяты>, в 2014году <данные изъяты>, в 2015 году <данные изъяты>. Таким образом, средняя заработная плата педагогических работников МБОУ СОШ №2 пгт. Каа-Хем с 2013 года по 2015 год являлась ниже средней заработной платы по Республике Тыва за указанные периоды.
Согласно справкам формы 2 НДФЛ общая сумма дохода истца: за 2013 год составила <данные изъяты> т.е. средняя заработная плата составила <данные изъяты> ежемесячно; за 2014 год - общая сумма дохода истицы за 2014 год составила <данные изъяты> т.е. средняя заработная плата составила <данные изъяты> ежемесячно.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады) работников муниципальных учреждений Кызылского кожууна были повышены с ДД.ММ.ГГГГ на 6%, увеличенные ДД.ММ.ГГГГ на. 6% (постановление Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№). Во исполнение Положения о системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Республики Тыва, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ система оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений регламентируется Положением о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций Кызылского кожууна, утвержденное постановлением администрации Кызылского муниципального района «Кызылский кожуун» от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании статистических отчетов «ЗП-образование» управление образования по Кызылскому кожууну ежеквартально проводит мониторинг соотношения заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Кызылского кожууна к средней заработной плате по отрасли региона. Истец ежемесячно получал заработную плату и знал о размере оплаты труда в соответствии с трудовыми договорами. Также следует отметить, что в соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Таким образом, поскольку истец работает в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Кызылского кожууна, которое согласно статье 134 ТК РФ должно производить индексацию заработной платы лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом согласно приведенным статистическим данным и нормативным правовым актам производится поэтапная индексация заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Кызылского кожууна, более того за 2013, 2014 и 2015 годы производились индексации ежегодно с увеличением заработной платы истца и требования истца произвести индексацию ее заработной платы за указанный период путем увеличения ее на индексы потребительских цен необоснованны и не подлежать удовлетворению, также истцом пропущен срок обращения в суд за разрешение трудового спора.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из ст. ст. 7 и 37 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 130 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
Согласно ст.132 Трудового кодекса заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
В силу ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации устанавливается минимальный размер оплаты труда, который обеспечивается организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств этих бюджетов.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 144 Трудового кодекса РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Судом первой инстанции установлено, что Ооржак Э.Э. состояла в трудовых отношениях с МБОУ СОШ № 2 им.Т.Б. Куулар пгт.Каа-Хем МР «Кызылский кожуун» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Трудовым договором МОУ СОШ № 2 им.Т.Б. Куулар пгт.Каа-Хем определены нормы рабочего времени, учебной нагрузки, порядок исчисления заработной платы, условия работы.
Как следует из иска, Ооржак Э.Э. считает, что начисленные и выплаченные ей суммы заработной платы за 2013, 2014 годы должны быть проиндексированы на индексы потребительских цен, которые согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Тыва за 2013, 2014 годы составляют 5,4%, 9,5 % соответственно.
В соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса РФ) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции РФ, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями Трудового кодекса РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144).
Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ ВХ- 1 «О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в рамках общеобразовательных организаций» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва (далее - органы местного самоуправления) относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек, расходных материалов и хозяйственных нужд (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов).
Как следует из ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона Республики Тыва, уполномоченные органы исполнительной власти Республики Тыва при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на очередной финансовый год предусматривают в составе расходов средства, необходимые для исполнения органами местного самоуправления полномочий, указанных в ст. 2 данного Закона.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предписано Правительству РФ обеспечить, в частности, увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р в соответствии с подпунктом «е» пункта 1 вышеуказанного Указа Президента РФ утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы.
В соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р, одним из мероприятий предусмотрено на 2014-2018 годы обеспечение отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе.
Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014-2020 годы» (подпрограмма 2 «Развитие общего образования») предусмотрено доведение уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней заработной платы по экономике республики.
Согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника по Республике Тыва за 2013 год составляла <данные изъяты>, за 2014 год <данные изъяты>.
Как следует из справок формы 2-НДФЛ и искового заявления, общая сумма дохода Ооржак Э.Э. за 2013 год составила <данные изъяты> т.е. средняя заработная плата составила <данные изъяты> ежемесячно; за 2014 год - общая сумма дохода истицы за 2014 год составила <данные изъяты> т.е. средняя заработная плата составила <данные изъяты> ежемесячно.
Из представленных сведений Министерством образования и науки Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Кызылском кожууне размер среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций за 2015 год составил <данные изъяты>, что на 3,4 % больше, чем в 2014 году (<данные изъяты>), и на 16,3 % больше чем в 2013 году (<данные изъяты>).
Так, в соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной, платы в связи с ростом, потребительских цен на товары, и услуги; организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 913-0-0).
При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех, работников способа индексации заработной платы.
Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального, размера оплаты труда (статья 37, часть- 3), а также требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющего как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (статья 144).
Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться трудовым законодательством и иными нормативными правовыми. актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального, нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
Постановлением Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций (учреждений) муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, регламентирующее систему, порядок установления и выплаты заработной платы указанным категориям работников.
Таким образом, поскольку истец работает в муниципальном образовательном учреждении муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, которое в силу ст. 134 Трудового кодекса РФ должно производить индексацию заработной платы лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом согласно приведенным статистическим данным и нормативным правовым актам проводится поэтапная индексация заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, более того, уровень заработной платы истца за спорный период 2013, 2014, 2015 годов превышает среднюю заработную плату по Республике Тыва за эти же периоды, то требования истца произвести индексацию их заработной платы за эти годы путем увеличения на индексы потребительских цен, не обоснованны и не подлежали удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд полагает в удовлетворении исковых требований Ооржак Э.Э. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ №2 пгт.Каа-Хем Республики Тыва, Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Правительству Республики Тыва о взыскании индексации заработной платы по результатам роста индекса потребительских цен необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 и 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Ооржак Э.Э. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ №2 пгт.Каа-Хем Республики Тыва, Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Правительству Республики Тыва о взыскании индексации заработной платы по результатам роста индекса потребительских цен, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Тыва через Кызылский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое изготовлено - ДД.ММ.ГГГГ, с учетом выходных дней.
Председательствующий подпись Кужугет Р.Ш.
Копия верна, судья Кужугет Р.Ш.