НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кызылского городского суда (Республика Тыва) от 27.05.2022 № 2-1476/2022

Дело № 2-1476/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Биче-оол С.Х., при секретаре Ондар А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Администрации , Министерству труда и социальной политике Республики Тыва, Министерству финансов Российской Федерации о признании действия (бездействия) незаконным и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Администрации Каа-Хемского района, Министерству финансов Российской Федерации о признании действия (бездействия) незаконным и компенсации морального вреда, указав, что проживал в ФИО7. С 1984 года обучался в вспомогательной школе-интернат . 1982 г. умер отец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий в ФИО8. В 1984 году умерла мать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая в ФИО9 С 1984 года является сиротой. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязаны были поставить его на очередь по получению жилья, но им не было это сделано, не собрали подтверждающих документов, не перенаправили копии документов в Министерство образования в Архив, что вследствие были утеряны документы. Вследствие бездействия Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, образования и науки Республики Тыва, Администрации остался без жилья, попал в тюрьму, остался без пособия по потере кормильца, тем самым причинив моральный вред, физические и психические страдания, которые расценивает в 1 млн. 500 тысяч рублей. По освобождению из мест лишения свободы, оказался на улице и вновь попал в тюрьму. Просит признать действия (бездействия) Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерства образования и науки Республики Тыва, Администрации незаконным, взыскать с ответчиков моральный вред в размере 1 500 000 рублей, возложить обязанность на Администрацию , Министерство образования и науки Республики Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва нужные документы на получение жилья на ребенка-сироту, оставшегося без попечения родителей, возложить обязанность на Администрацию , Министерство образования и науки Республики Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва подготовить нужные документы на оформление пенсии по потере кормильца, оформить и начислить пенсию по месту отбывания наказания.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной политике Республики Тыва.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Тыва.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации не явился, извещен надлежащим образом, не согласившись с исковыми требованиями, представитель ответчика Администрации ФИО5 подал письменные возражения, из которых следует, что истец ранее для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот не обращался, не включался в список на территории Республики Тыва, за ним не производилось закрепление жилого помещения. По достижении истец сам имел возможность самостоятельно реализовать свои права по обеспечению жилым помещением, в том числе по освобождению из мест лишения свободы, поскольку к этому времени ему исполнилось 23 года. В связи с тем, что истцом не соблюден заявительных характер получения мер социальной поддержки, по достижении 23 летнего возраста утрачен статус лица, имеющего право на внеочередное получение жилого помещения. Также отсутствуют доказательства, что истец в возрасте до 23 лет обращался в орган местного самоуправления Республики Тыва или в другие органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот на жилищный учет, с заявлением о постановке на такой учет, и доказательств того, что имелись уважительные обстоятельства, объективные причины, которые препятствовали истцу обратиться с соответствующим заявлением до 23 лет. Просит отказать в удовлетворении иска.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представители ответчиков Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерство труда и социальной политике Республики Тыва, Министерства образования и науки Республики Тыва, Министерства финансов Российской Федерации, Администрация извещены надлежащим образом, не явились.

Представитель третьего лица ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по РТ, не явился, извещен.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В настоящее время общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона:

детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).

Согласно ч. 5 ст. 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно решению Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление ФИО3 к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о возложении обязанности включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, оставлено без удовлетворения. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Данным решением суда установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года, после смерти родителей ФИО3 являлся сиротой, в ДД.ММ.ГГГГ году воспитывался в Дерзиг-Аксынской специальной (коррекционной) школе-интернате.

Обращаясь с настоящим иском ФИО3 указывает, что у него возникло право на гарантированную социальную помощь в виде обеспечения жильём и денежными средствами в качестве социальной помощи, указанные права не было им реализовано по независящим от него обстоятельствам по причине не исполнения обязанностей органами опеки и попечительства, администрации Каа-Хемского района, Министерства образования и науки Республики Тыва, в связи бездействием государственных органов ему нанесен моральный вред.

Проверяя доводы истца суд приходит к следующим выводам.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

В соответствии с требованиями ст. 14 ГК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных отношений, за несовершеннолетних, не достигших 15 лет, сделки совершали от их имени родители, усыновители, опекуны.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших пятнадцати лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов. (ч. 2 ст. 17 ГК РСФСР)

В соответствии с ч.4 ст. 35 ГК РФ (ред. от 12.08.1996) опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

Редакция данной статьи в последующем менялась, однако по существу неизменным осталось положение, в соответствии с которым исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ответу Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва на обращение истца, следует, что истцу рекомендовано направить письменное заявление в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва о включении в список на получения жилого помещения.

Согласно ответу на письмо директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва сообщает, что постановление о постановке ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствует в архиве района, в архиве администрации Каа-Хемского кожууна в списке учащихся на ДД.ММ.ГГГГ имеется имя ФИО3.

Согласно письму начальника Департамента рассмотрения жалоб и правовой работы Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций направляет Правительству Республики Тыва, обращение, поступившее на имя Президента Российской Федерации от ФИО3 по вопросу обеспечения жильем.

Согласно письму первого заместителя министра образования и науки Республики Тыва, следует, что в 2017 году прокурором Республики Тыва в Министерство образования и науки РТ было направлено представление об установлении местонахождения документов ФИО3, воспитанника (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам проведенной работы было установлено, что постановлением администрации Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № школа-интернат ликвидирована, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучавшиеся в данной школе, переведены в ГБОУ «Республиканская специальная коррекционная школа-интернат 8 вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » (далее - Усть-Элегестинская школа-интернат). По направленному запросу было установлено, что в архиве отсутствуют документы воспитанников Дерзиг-Аксынской специальной (коррекционной) школы-интерната, в том числе документы на ФИО3 По данным ГБУ «Государственный архив Республики Тыва» документы по личному составу и школ-интернатов, на хранение в Государственный архив Республики Тыва не поступали. Из архива администрации Каа-Хемского кожууна поступила информация о том, что документы Дерзиг-Аксынской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, на хранение в архив не поступали. По информации администрации , Министерства образования и науки Республики Тыва, Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, ГБОУ «Кызыл-Арыгская школа-интернат» следует, что документация воспитанников школы-интерната отсутствует. В связи невозможностью установить местонахождение документов, отсутствием подтверждающих документов, личных дел воспитанников, списка воспитанников не представляется возможным установить факт пребывания гражданина ФИО3 в ликвидированном образовательном учреждении Каа-Хемского кожууна.

Согласно письму и.о. директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на запросы Агентства поступили ответы из Министерства образования и науки Республики Тыва, МБОУ СОШ и администрации Каа-Хемского кожууна, где в отношении ФИО3 имеются сведения только о том, что ФИО3 числится в списке учащихся «Дерзиг-Аксынской вспомогательной школы».

Согласно ответу Уполномоченного по правам человека в на обращение истца, следует, что ФИО3 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем по , не состоит и не обращался.

Согласно акту о рождении от ДД.ММ.ГГГГ отцом ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, является ФИО1, матерью ФИО2.

Из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что приговором Народного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГФИО3 признан виновным по ч. 1 ст. 108 УК РФ и ему назначено пять лет лишения свободы с отбыванием в воспитательно-трудовой колонии общего режима.

Таким образом, судом установлено, что в году истец воспитывался в специальной (коррекционной) школе-интернате, после чего отбывал наказание в воспитательно-трудовой колонии общего режима.

Материалами дела было установлено, что истец в период проживания в специальной (коррекционной) школе-интернате, и нахождении в воспитательно-трудовой колонии общего режима, не был поставлен на учёт нуждающихся в получении жилого помещения.

Доказательств того, что в дальнейшем эта обязанность перешла к органам местного самоуправления по месту отбывания наказания материалы дела не содержат. Также в деле нет доказательств того, что за истцом на территории Республики Тыва закреплялось какое-либо жилое помещение и что по не зависящим от истца обстоятельствам он не мог там проживать.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказан факт нарушения личных неимущественных прав истца действиями (бездействиями) ответчиков, равно как и противоправность самих действий.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что доказательства того, что в действиях ответчиков имеется вина истцом не представлено.

Следовательно, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о компенсации морального вреда.

Суд также считает необходимым отказать в исковых требования истца о возложении обязанности на Администрацию района, Министерство образования и науки Республики Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва оформить нужные документы на получение жилья на ребенка-сироту, оставшегося без попечения родителей, ввиду следующего.

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истец до достижения 23 летнего возраста не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, доказательств уважительности причин не обращения в уполномоченные органы не представил, в связи с чем, оснований для удовлетворения искового требования о возложении обязанности включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не имеется.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела судом установлено, после достижения возраста 18 лет и до достижения возраста 23 лет истец не заявил о своих нарушенных жилищных права, пребывание в исправительной колонии, куда он был помещён в связи с осуждением по приговорам суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, не лишало его такой возможности.

Доводы истца о том, что находясь в местах лишения свободы, социальные службы не доводили до него его права на социальную помощь как сироты, а также после отбытия наказания он не имел необходимого юридического образования, признаёт необоснованными.

Истец, будучи осведомлённым о том, что его родители умерли, сам как лицо, находящееся под опекой государственного учреждения по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при достаточной заинтересованности имел реальную возможность воспользоваться правом на предоставление жилого помещения путём обращения в соответствующие уполномоченные органы до достижения возраста 23 лет.

Кроме того истец в возрасте 21 года освободился из мест лишения свободы, что не исключало его возможности обратиться в органы местного самоуправления по постановке его на учёт, как лица оставшегося без попечения родителей.

Отсутствие у истца юридического образования, документов на руках, подтверждающих его постановку на учёт, как ребёнка, отставшего без попечения родителей, не являются достаточными основаниями для удовлетворения его исковых требований о возложении обязанности на Администрацию , Министерство образования и науки Республики Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва оформить нужные документы на получение жилья на ребенка-сироту, оставшегося без попечения родителей.

Суд принимает во внимание, что жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очерёдности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учёта лиц, нуждающихся в обеспечении жильём. Факт такого учёта означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При таких обстоятельствах правых основания для удовлетворения исковых требования истца о возложении обязанности на Администрацию , Министерство образования и науки Республики Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва оформить нужные документы на получение жилья на ребенка-сироту, оставшегося без попечения родителей, не имеется.

Что касается требований о возложении обязанности на Администрацию , Министерство образования и науки Республики Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва подготовить нужные документы на оформление пенсии по потере кормильца, оформить и начислить пенсию по месту отбывания наказания, суд находит их, не подлежащим удовлетворению.

В силу ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Согласно ответу на запрос с ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по РТ ФИО3 не состоит на учете как получатель пенсии и социальных выплат.

Согласно письму ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по РТ на обращение ФИО3 следует, что по результатам проверки алфавитной книги архивных пенсионных дел, книги-реестров и лицевых счетов по сведений об обращении за установлением пенсии на ФИО3 не обнаружено. В связи с чем, пенсия по случаю потери кормильца не может быть установлена, так как пропущен срок обращения за установлением пенсии.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на настоящее время истец достиг возраста 45 лет, правовых оснований для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца по вышеупомянутому Закону не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3 к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Администрации , Министерству труда и социальной политике Республики Тыва, Министерству финансов Российской Федерации о признании действия (бездействия) незаконным и компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение принято 08 июня 2022 года (с учетом выходных дней).

Судья С.Х. Биче-оол