Дело № 2-895/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: судьи Успуна И.И., при секретаре Саая А.-С.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО10 к Муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство» об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам, взыскании недоплаченной суммы пособия, процентов от невыплаченных в срок сумм, компенсации морального вреда, взыскании процентов за задержку недоплаченной части пособия по уходу за ребенком за каждый день задержки до фактической выплаты,
установил:
ФИО11 обратилась в суд с иском (с учетом его уточнения) к Муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство» (далее – МУП «Благоустройство») об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам, взыскании недоплаченной суммы пособия, процентов от невыплаченных в срок сумм, компенсации морального вреда, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с ответчиком, в должности бухгалтера расчетной группы. ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь, в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по уходу за ребенком. В январе 2017 года, воспользовавшись калькулятором расчета пособий, узнала о том, ответчик не в полном объеме выплачивал ей пособие по уходу за вторым ребенком. В январе 2017 г. обращалась к ответчику с письменным заявлением о перерасчете пособия по уходу за ребенком, которое ответчиком оставлено без ответа. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> она подала обращение о перерасчете пособия по уходу за ребенком, которое перенаправлено в Государственную инспекцию труда в <адрес>. Инспектором Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО4-Д. организована внеплановая проверка в отношении МУП «Благоустройство», и ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, согласно которого в удовлетворении заявления в связи с пропуском 6 месячного срока обращения. ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> руководителю Государственной инспекции труда в <адрес> внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. Однако, до настоящего времени вопрос о перерасчете пособия по уходу за ребенком не решен. ДД.ММ.ГГГГг. ответчику адвокат ФИО5 вручил запрос о предоставлении заверенных копий документов: приказа о приеме на работу, больничного листа по беременности и родам, приказа об установлении 0,5 ставки за неполный рабочий день в связи с беременностью от 2009 года, приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет от 2009 года, больничного листа по беременности и родам, карточки страховых взносов за весь период работы, расчетов больничных листов за весь период работы, всех имеющихся расчетов по пособиям по уходу за детьми, расчетных листков за весь период работы. ДД.ММ.ГГГГ копии указанных документов получены, за исключением одного приказа. В тот же день она ознакомилась с расчетом среднего заработка МУП «Благоустройство». Как оказалось, при расчете отпуска по уходу за ребенком, работодателем в основу взят ее средний заработок, рассчитанный не за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, то есть 2011-2012гг., а 2008-2009 гг., в соответствии с которым среднедневной заработок составил 904,64 руб. ежемесячный размер пособия – 11 000,78 руб. В 2011-2012 гг. она находилась в отпуске по уходу за первым ребенком. В январе 2011 года, за 14 рабочих дней она получила заработную плату в сумме 33 305,40 руб., пособие по уходу за ребенком 12 904,56 руб. В связи с чем, среднедневной заработок за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком составляет 2378,96 руб. при расчете: 33305,40:14. Поскольку среднедневной заработок составляет 2 378,96 руб., что больше максимально допустимого, установленного в 2013 году – 1 335,62 руб., то при расчете пособия применяется сумма в размере 1 335,62 руб. Ежемесячный размер пособия должен составлять денежную сумму в размере 16 241,14 руб. (1335,62 х 40% х 30,4), начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а не 11000,79 руб., сколько установлено ответчиком. Недоплаченная часть пособии по уходу за ребенком по вине работодателя составляет 81416,87 руб., начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На ДД.ММ.ГГГГ общая сумма процентов (денежной компенсации) составляет 87 987,34 руб. Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет пособия по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с ответчика в ее пользу недоплаченное пособие по уходу за ребенком в сумме 81 416,87 руб., проценты за задержку в размере 87987,34 руб., компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб., взыскивать с ответчика в ее пользу проценты за задержку недоплаченной части пособия по уходу за ребенком за каждый день задержки до фактической выплаты.
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Благоустройство» Сат В.В., действующий по доверенности, просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица ГУ – регионального отделения Фонда социального страхования РФ по <адрес>ФИО6 в судебном заседании просила отказать в иске.
Представитель третьего лица ООО «Кызылский Курьер» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ и абзаца 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев.
Статья 14 Федерального закона N 255-ФЗ устанавливает порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, согласно которому пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ч. 1.1).
Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.
Согласно ч. 5.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, на 30,4.
Из ст. 15 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" следует, что размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона; 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона N 255 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон), введенной с 1 апреля 2008 года, ежемесячное пособие по уходу за ребенком подлежит индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным Федеральным законом прогнозного уровня инфляции.
Как следует из материалов дела, ФИО12 с 21.05.2007г. по 12.09.2014г. состояла в трудовых отношениях с МУП «Благоустройство» в должности расчетного бухгалтера.
Согласно свидетельству о рождении ФИО13 родилась 29.01.2013г. в г. Кызыл, матерью указана ФИО2, отцом ФИО3.
Из расчетного листка МУП «Благоустройство» выданного ФИО2 за апрель 2013 года следует, что ФИО2 начислено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 5867,09 рублей.
Из расчетных листков МУП «Благоустройство» выданных ФИО2 в период с мая по декабрь 2013г., с января по июль 2014 года следует, что ФИО2 начислено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 11000,79 рублей.
Согласно расчета МУП «Благоустройство», при расчете среднего заработка ФИО2 при выплате ей пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, размер среднего заработка был рассчитан за 2008-2009 г.г., между тем расчет среднего заработка должен был быть произведен за 2011-2012 г.г.
Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
Предельная база для начисления взносов в ФСС в 2011 г. составила 463000 рублей, в 2012 г. - 512000 рублей, таким образом, размер среднего заработка ФИО2 составлял 1335,62 руб. (463000 + 512000 /730).
Между тем, принимая во внимание, что размер пособия исходя из 40% заработной платы не может быть меньше установленного размера минимального ежемесячного пособия, суд соглашается с предоставленным расчетом истца, следовательно, размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, родившимся у истца 29.01.2013г., должен составлять 16241,14 рублей (1335,62 руб. х 40% х 30,4).
Доводы ответчика о том, что истец работала в ООО «Кызылский Курьер» в должности генерального директора, в связи с чем оплату должен произвести ей ООО «Кызылский Курьер» судом во внимание не принимаются, поскольку из письма ООО «Кызылский Курьер» следует, что в 2015 году при перевозке частными грузчиками документы на ФИО2 были утеряны. ФИО2 действительно была принята в ООО «Кызылский Курьер» в 2009 г. на должность главного бухгалтера по совместительству, для исполнения обязанностей главного бухгалтера в свободное от основной работы время. Впоследствии была назначена генеральным директором ООО «Кызылский Курьер» и исполняла обязанности генерального директора на условиях неполного рабочего времени и в свободное от основной работы время. Заверенные копии больничного листа при беременности и родам, а также табеля и приказы, в 2012 г. были предоставлены в Фонд социального страхования по Республике Тыва в г. Кызыле. Пособие по беременности и родам были выплачены только после проверки специалистами Фонда социального страхования и были урезаны в 50% суммы от фактически начисленного пособия Фондом социального страхования, чем были ущемлены права сотрудника. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет ФИО2 не начислялось и не выплачивалось, так как данное пособие было назначено по основной работе сотрудника т.е. в МУП «Благоустройство».
Таким образом, судом установлено, что ответчиком размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет ФИО2 был рассчитан неверно, в связи с чем, исковые требования об обязании ответчика произвести перерасчет пособия по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с ответчика в ее пользу недоплаченного пособия по уходу за ребенком в сумме 81 416,87 руб. подлежит удовлетворению.
Поскольку судом установлено, что истец состоял в трудовых отношениях с ответчиком, у ответчика возникла обязанность по выплате недоплаченной части пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Согласно ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно расчету истца, размер компенсации за задержку выплаты пособия составил 87987,34 рублей.
С данным расчетом суд не согласен, поскольку сумма недоплаченного пособия составляет 81416,87 рублей, задержка выплаты пособия в период с 15.04.2013г. по 14.06.2017г. составила 1521 день, таким образом сумма компенсации, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца составляет 80492,79 рублей (81416,87 руб. х 9,75/100/150 х 1521).
Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика процентов за задержку недоплаченной части пособия по уходу за ребенком за каждый день задержки до фактической выплаты.
В силу положений п.1 ст. 11 и ч.1 ст.3 ГК РФ судебной защите подлежат только нарушенные или оспоренные права, свободы и законные интересы заявителя.
Таким образом, нарушенное право истца на получение с ответчика процентов за задержку недоплаченной части пособия по уходу за ребенком за каждый день задержки до фактической выплаты на будущее время основано на предположении о нарушении права истца и не соответствуют указанным выше положениям. Взыскание процентов процентов за задержку недоплаченной части пособия за каждый день задержки до фактической выплаты, т.е. на будущее время фактически является восстановлением права, которое ответчиком еще не нарушено.
Истец не лишен права потребовать впоследствии взыскания с ответчика за задержку недоплаченной части пособия за каждый день задержки до фактической его выплаты.
Таким образом, исковые требования Люндуп Ч.С. о взыскании с ответчика процентов за задержку недоплаченной части пособия за каждый день задержки до фактической выплаты, удовлетворению не подлежат.
Поскольку установлено нарушение ответчиком - работодателем прав истца на своевременную оплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет, следует согласиться с обоснованностью требований истца о взыскании с работодателя компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ.
При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание обстоятельства дела, требования разумности и справедливости и полагает определить размер компенсации морального вреда в 5 000 руб., оснований для удовлетворения требований в сумме, указанной истцом, суд не находит.
При таких обстоятельствах, данные исковые требования об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам, взыскании недоплаченной суммы пособия, процентов от невыплаченных в срок сумм, компенсации морального вреда, взыскании процентов за задержку недоплаченной части пособия по уходу за ребенком за каждый день задержки до фактической выплаты, подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО14 к Муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство» об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам, взыскании недоплаченной суммы пособия, процентов от невыплаченных в срок сумм, компенсации морального вреда, взыскании процентов за задержку недоплаченной части пособия по уходу за ребенком за каждый день задержки до фактической выплаты, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство» произвести перерасчет пособия по уходу за ребенком ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Благоустройство» в пользу ФИО2<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в счет задолженности по выплате пособия по беременности и родам, проценты за задержку выплаты пособия в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Благоустройство» государственную пошлину в доход муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» в сумме 4588 рублей 08 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2018 года (с учетом выходных дней).
Судья И.И. Успун