НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кызылского городского суда (Республика Тыва) от 12.09.2022 № 2А-3243/2022

Дело № 2а-3243/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2022 года <адрес>

Кызылский городской суд Республики ФИО8 в составе председательствующего судьи Ооржак А.М., при секретаре судебного заседания Сотнам Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Государственной инспекции труда в Республике ФИО8, государственному инспектору труда в Республике Тыва ФИО9 о признании предписания об устранении выявленных нарушений незаконным,

с участием административного истца ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании предписания об устранении выявленных нарушений незаконным.

Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о нарушении трудового законодательства в связи с не допуском работодателя в Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8» к работе и необоснованными действиями работодателя по переводу на другую работу. По результатам проверки заявления она уведомлена ДД.ММ.ГГГГ, что нарушений закона в действиях работодателя не установлено, выдано предписание о приведении в соответствие со штатным расписанием, заключенного с ней трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). ДД.ММ.ГГГГ ею подано заявление об ознакомлении с материалами проверки и выдаче копии предписания, по которому ДД.ММ.ГГГГ ее ознакомили с материалами проверки и выдали копию предписания от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение норм закона проверка Государственной инспекцией труда в Республике ФИО8 по заявленным доводам не проведено предписание работодателю выдано в отсутствие нарушения закона, в котором указано в нем. В штатном расписании учреждения указана должность бухгалтер, соответствующая п. 1.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. Где указано, что работник принимается на должность бухгалтера материальной группы. Указание в трудовом договоре на конкретную работу бухгалтера материальной группы, соответствует требованиям ст. 57 ТК РФ о том, что обязательным условием трудового договора является работа по должности в соответствии со штатным расписанием, конкретный вид поручаемой работнику работы. Просит признать незаконным предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено – Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен – государственный инспектор труда в Республике Тыва ФИО10

В судебном заседании административный истец ФИО2 свои требования поддержала по указанным в нем основаниям, поддержав свои письменные пояснения. Указала, что трудовая функция в трудовом договоре определялась именно конкретным видом поручаемой работы по разделам бухгалтерского учета. При наличии в штатном расписании нескольких должностей «бухгалтер» в отделе бухгалтерского учета учреждения, структуру бухгалтерской деятельности в отделе составляли основные раздела бухгалтерского учета, разграниченные между собой на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (приказ Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГн) порядком документооборота и обработки информации, формами первичной документации, регистрации бухучета и составляемой бухгалтерской и налоговой отчетности, определяющими соответствующую степень ответственности, наличие или отсутствие материальной ответственности. Трудовая функция работника определялась не только должностью по штатному расписанию, но и конкретным видом поручаемой работнику работы из разделов бухгалтерского учета. Исходя из конкретного вида поручаемой работнику работы из разделов бухгалтерского учета, установлены права и обязанности работника в должностной инструкции, которая предъявлена ей для исполнения и которая определяла ее трудовую деятельность. Существом предписания явилось незаконное требование об исключении из трудового договора, предусмотренных ст.57 ТК РФ существенных обязательных условий труда – трудовой функции, состоящей в конкретном виде поручаемой работнику работы - учет материалов. Тем самым предписанием потребовано путем исключения конкретного вида поручаемой работы, установить в трудовом договоре неопределенную трудовую функцию, позволяющую поручать работы. Не определенные трудовым договором, не вытекающие из соглашения сторон о конкретном виде поручаемой работнику работы по профессии бухгалтера, что противоречит природе трудового договора, нарушает права работника и влечет возложение необоснованных обязанностей. Такие действия работодателя совершались до выдачи предписания от ДД.ММ.ГГГГ, явившиеся основанием обращения в инспекцию труда, повлекшие нарушение права на труд, вынудившего подать заявление работодателю от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного приказом от ДД.ММ.ГГГГ. предписанием потребовано внести в одностороннем порядке изменение в трудовой договор о трудовой функции, действие которого явно не могло распространяться на предшествующее время. Предписанием требовалось изменить трудовую функцию на предстоящее его действие вопреки ст.74 ТК РФ, согласно которой в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. Тем самым инспекция труда выдала предписание о совершении изменения трудового договора, тогда как законодатель, гарантируя защиту от принудительного труда, предусмотрел запрет на односторонне изменение определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя без согласия работника. Тогда как п.1.1 трудового договора о существенных условиях труда не был нарушен, предписание выдано с превышением полномочий федеральной инспекции труда, установленных ст. 356 ТК РФ, по принятию мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав. Предписанием нарушены требования ст. 21 ТК РФ, согласно которой работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором, своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Во исполнение предписания работодателем подготовлено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, по которому предусматривалась работа по должности бухгалтера в отделе бухгалтерского учета, то есть устанавливалась трудовая функция без конкретного вида поручаемой работнику работы, который ранее был определен, тем самым предписание повлекло вынужденное увольнение по инициативе работника ДД.ММ.ГГГГ в связи с невозможностью согласиться с условиями труда, измененными в отсутствие законных оснований.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике ФИО8 не явился, направил письменное возражение, указав, что она принята на работу в качестве бухгалтера материальной группы. На период отсутствия ФИО7 заключено дополнительное соглашение, которая обязуется выполнять обязанности по должности «бухгалтера расчетной группы». В штатных расписаниях с 2012 года и во время проведения проверки отсутствовали должности «бухгалтер материальной группы», «бухгалтер расчетной группы». В нарушение требований ст.57 ТК РФ были заключены трудовой договор и дополнительное соглашение, в связи с чем, инспектором принято решение о внесении предписания об устранении выявленных нарушений. Просит предписание оставить без изменения, в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8» извещен, не явился.

Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела оспариваемое предписание административным истцом получено ДД.ММ.ГГГГ, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором в суд обратилась ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем административное исковое заявление подано в течение трехмесячного срока, со дня получения его копии.

В соответствии со статьей 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод является государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно части 1 статьи 353 и части 1 статьи 354 названного кодекса федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В силу ст. 356 ТК РФ установлено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, в частности, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав. (абз.2).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абз. 6 ч.1 ст. 357абз. 6 ч.1 ст. 357 ТК РФ).

В случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (ч.2 ст.357 ТК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации полномочия федеральной инспекции труда и государственных инспекторов труда, предоставленные абз.2 ст.356 и абз.6 ч.1 ст.357 ТК РФ, направлены на выполнение основной функции данного государственного органа - осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и обеспечение реализации права работников на защиту их трудовых прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2454-О).

Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, не только выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, но и вправе принимать меры по их устранению путем направления соответствующих предписаний независимо от характера таких нарушений, если возникший между работодателем и работником (работниками) трудовой спор не является предметом проверки соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (комиссия по трудовым спорам, суд, трудовой арбитраж).

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Согласно п. 14 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875, по результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме.

По результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.15 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Как следует из материалов дела, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда в Республике ФИО8 поступило обращение ФИО2 о нарушении трудовых прав, а именно по факту не допуска работодателя в Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8» к работе, в связи с переводом на другую должность.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права , а именно привести трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО2 в соответствие со штатным расписанием, на основании ст. 57 ТК РФ, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности, поступление в федеральную инспекцию труда обращения работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

В соответствии с актом документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГФИО2 принята в Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8», в отдел финансово экономического учета и отчетности на должность бухгалтера материальной группы, сроком на неопределенный срок.

ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8» и работником ФИО2 заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым, наряду с работой по должности «бухгалтер материальной группы» отдела финансово-экономического учета и отчетности, обусловленной трудовым договором. Работник обязуется выполнять в пределах установленной ему нормальной продолжительности рабочего времени дополнительные обязанности по должности «бухгалтера расчётной группы» отдела финансово-экономического учета и отчетности, на период отсутствия ФИО7

С должностной инструкцией «бухгалтера расчётной группы» отдела финансово-экономического учета и отчетности работник ознакомлена в тот же день.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО2 предоставлен отпуск с должности «бухгалтер» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 28 календарных дней.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-о ей предоставлен отпуск с должности «бухгалтер» без оплаты, в соответствии с ч. 1 ст. 128 ТК РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 180 календарных дней.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ прерван отпуск без сохранения заработной платы ФИО2 и установлено считать ее приступившей к исполнению трудовых обязанностей бухгалтера с ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления работника.

С должностной инструкцией бухгалтера (по расчетам с дебиторами) от ДД.ММ.ГГГГ работник не ознакомлена, составлен акт об отказе от ознакомления от ДД.ММ.ГГГГ.

Штатным расписанием, утвержденным от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в отделе финансово-экономического учета и отчетности Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8» имеются следующие должности: главный бухгалтер, бухгалтер, экономист.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ внесены с ДД.ММ.ГГГГ изменения в штатное расписание Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8». В силу п.1.1 утвердить штатное расписание с учетом увеличения должностных окладов на 5,5 %, на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об увеличении за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников подведомственных федеральных казенных и бюджетных учреждений» от ДД.ММ.ГГГГ, и имеются следующие должности: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, экономист, заведующий складом.

Пунктами 1.1, 1.2 Приказа Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в штатное расписание Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8» утверждена структура Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8»; штатное расписание введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ, и имеется структурное подразделение: «Бухгалтерия», со следующими должностями: главный бухгалтер, с окладом - 26798 руб., заместитель главного бухгалтера (ПКГ-3, 5 квл. уровень), с окладом – 7674 руб., бухгалтер (ПКГ-3, 1 квл. уровень), с окладом - 6343 руб., старший экономист (ПКГ-3, 1 квл. уровень), с окладом – 6343 руб., экономист (ПКГ-3, 1 квл. уровень), с окладом – 6343 руб., заведующим складом (ПКГ-2, 2 квл. уровень), с окладом – 5505 руб. Данные изменения внесены в трудовую книжку работника ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приказам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нового штатного расписания» следуют, что должностные оклады структурного подразделения «Бухгалтерия» увеличены: главный бухгалтер, с окладом - 28789 руб., заместитель главного бухгалтера (ПКГ-3, 5 квл. уровень), с окладом – 8574 руб., бухгалтер (ПКГ-3, 1 квл. уровень), с окладом - 7087 руб., старший экономист (ПКГ-3, 1 квл. уровень), с окладом – 7087 руб., экономист (ПКГ-3, 1 квл. уровень), с окладом – 7087 руб., заведующим складом (ПКГ-2, 2 квл. уровень), с окладом – 6150 руб.

Из табелей учета рабочего времени следуют, что в 2020 году административный истец отработала в сентябре – 8 дн., в октябре – 22 дн., в ноябре – 20 дн., в декабре – 23 н.

В 2021 году в январе – 15 дн., в феврале - 19 дн., в марте – 20 дн., в апреле 22 дн., в мае – 19 дн., в июне – 1 дн., в июле – 2 дн., в августе, сентябре – 0 дн., в октябре – 20 дн. в качестве бухгалтера, кроме того, заработные платы перечислялись ей также в качестве бухгалтера, что подтверждается расчетными листками за период времени с мая 2019 по май 2021.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административному истцу предоставлен отпуск с должности бухгалтер, без сохранения заработной платы в количестве 138 календарных дней, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ-о.

На основании предписания, вынесено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому работник принимается на работу в Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8» в отдел бухгалтерии на должность бухгалтера. Данный документ направлен работнику в тот же день, что подтверждается почтовым идентификатором .

Анализируя доводы сторон, доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено Государственной инспекцией труда в Республике ФИО8 законно и обоснованно, в пределах своих полномочий и компетенции, правомерно установлены нарушения трудового законодательства. Так, на основании приказа Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8» от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена структура Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8», а именно в штатное расписание, которое введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ приведены изменения структурного подразделения «Бухгалтерия», согласно которому работник ФИО2 принята на работу в Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8» на должность бухгалтера. Данные изменения внесены в трудовую книжку работника ДД.ММ.ГГГГ и в личную карточку работника, и со дня изменения выплачивались ей заработные платы и выносились последующие приказы на должность бухгалтера. Административный истец для разрешения индивидуального или коллективного трудового спора в соответствии трудовым законодательством в установленный срок не обращалась, не оспаривала.

Как следует из исследованных приказов, утвержденного штатного расписания Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО8» в отделе бухгалтерии имеется должность бухгалтера, в период времени с 2012, 2013 по 2021 годы должности как «бухгалтер расчётной группы» и «бухгалтер материальной группы» отсутствуют. В этой связи, оснований для признания предписания незаконным, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, заявленные требования ФИО2 к Государственной инспекции труда в Республике ФИО8, государственному инспектору труда в Республике Тыва ФИО11 о признании предписания об устранении выявленных нарушений незаконным, не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Государственной инспекции труда в Республике ФИО8, государственному инспектору труда в Республике Тыва ФИО12 о признании предписания об устранении выявленных нарушений незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО8 путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики ФИО8 в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 26 сентября 2022 года.

Судья А.М. Ооржак