Дело № 2а-2789/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд РТ в составе председательствующего судьи Шулуу Л.К., при секретаре Мачын Ч.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Тыва к Министерству образования и науки РТ, Министру образования и науки РТ СТО о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по устранению выявленных нарушений,
установил:
Прокурор РТ обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству образования и науки РТ, Министру образования и науки РТ СТО о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по устранению выявленных нарушений.
В обосновании иска указано, что Прокуратурой РТ проведена проверка соблюдения Министерством образования и науки РТ (далее - Минобрнауки РТ) требований бюджетного законодательства при исполнении государственных программ РТ и реализации государственного задания по подготовке и включению учебников в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, по результатам которой установлено, что Минобрнауки РТ, как исполнитель и главный распорядитель бюджетных средств в рамках государственной программы РТ «Развитие тувинского языка на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ в нарушение требований федерального законодательства не обеспечивается надлежащее исполнение и завершение указанных мероприятий государственной программы республики, которые также являются государственным заданием, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, предоставляемым в виде субсидий.
В связи с выявлением многочисленных нарушений прокуратурой республики министру образования и науки РТ СТОДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений, о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушении законодательства, причин и условий, им способствующих и недопущению впредь подобных нарушений. Указанное представление прокурора республики поступило в Минобрнауки РТ ДД.ММ.ГГГГ с входящим номером №.
В установленный месячный срок со дня получения министром СТО представление не рассмотрено, меры по устранению нарушений, указанных в представлении прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ№ не приняты до настоящего времени, что. указывает на незаконное бездействие министра.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру республики поступило письмо министра СТО от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указано о проведении в 2017 году ГБНУ РТ ИРНШ работ по подготовке заявок на проведение научной экспертизы учебных изданий, издание учебников, на электронные формы учебников, однако договоры и контракты были заключены в 4 квартале, что не позволило профинансировать средства данного мероприятия в указанный срок. Договор был заключен на проведение педагогической экспертизы с Российской академией образования на сумму 1331,5 тыс.руб. В связи с неисполнением государственного задания в сроки с директором ГБНУ РТ «ИРНШ» ШАС трудовой договор расторгнут.
Однако в нарушение требований ст.ст. 6, 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее – Закон) прокуратура республики не была уведомлена о дате и месте рассмотрения представления.
Кроме того, в письме отсутствуют сведения о конкретных мерах по устранению нарушений, а также принятых мерах по недопущению впредь подобных нарушений.
Бездействие министра образования и науки РТ СТО, выраженное в не рассмотрении представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№, не устранении выявленных нарушений, непринятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих и недопущению впредь подобных нарушений влечет нарушение конституционных прав граждан на получение образования по федеральным государственным образовательным стандартам.
Просит суд признать незаконным бездействия Министерства образования и науки РТ, министра образования и науки РТ СТО, выраженное в не рассмотрении представления прокуратуры РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ в установленный законом месячный срок в отсутствие представителя прокуратуры РТ, не устранении выявленных нарушений и непринятия мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства; обязать Министерство образования и науки РТ, министра образования и науки РТ СТО рассмотреть представление прокуратуры РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ в установленный законом месячный срок с участием представителя прокуратуры РТ и принять меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, указанных в представлении прокуратуры РТ.
В судебном заседании представитель административного истца Чадамба Д.О., действующая по доверенности, заявленные требования поддержала, дав пояснения, соответствующие доводам административного иска.
Представитель ответчика Министерства образования и науки РТ Куулар А.А., действующая по доверенности, возражали против удовлетворения административного иска, пояснив, что представление прокурора РТ рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ с участием ст. прокурора САА
Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания осуществляются за счет бюджетных ассигнований в виде субсидий.
В силу ч. 2 ст. 174.2 БК РФ бюджетные ассигнования прогнозируются раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
В соответствии с ч. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом Прокуратурой Республики Тыва была проведена проверка соблюдения Минобрнауки РТ требований бюджетного законодательства при исполнении государственных программ РТ и реализации государственного задания по подготовке и включению учебников в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.
Прокурорской проверкой установлено, что Минобрнауки РТ является исполнителем и главным распорядителем бюджетных средств в рамках государственной программы РТ «Развитие тувинского языка на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Государственное задание по подготовке и включению учебников в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, исполнителем которого является ГБНУ РТ «ИРНШ», является также мероприятием подпрограммы 2 «Развитие тувинского языка в системе непрерывного образования Республики Тыва» (приложение № 3 к госпрограмме «Развитие тувинского языка на 2017 - 2020 годы»).
На исполнение данных мероприятий по подготовке и изданию предметных линий учебников по тувинскому языку и литературе, в том числе, электронных образовательных ресурсов, и их включению в федеральный г перечень учебников предусмотрено финансирование в размере 12" 500 тыс.рублей, из них в 2017г. - 5 500 тыс. рублей, в 2018 г. - 7 000 тыс. руб.
При этом по данным Министерства финансов РТ на реализацию госпрограммы «Развитие тувинского языка на 2017 - 2020 годы» предусмотрено 6 951 тыс. рублей, по уточненному плану - 4 451 тыс. рублей, по состоянию на 16.08.2017 профинансировано всего 100 тыс. рублей. Недостаточное финансирование явилось причиной не реализации Институтом обязательств по прохождению федеральной экспертизы учебников для включения в федеральный реестр (стоимость экспертизы составляет 2461,0 тыс. руб.). Всего по расчету стоимости объема работы необходимо 6056,8 тыс. руб.
Кроме того, постановлением Правительства РТ от 09.11.2017 № 499 внесены изменения в госпрограмму РТ в части корректировки объемов финансирования в сторону уменьшения при фактическом неисполнении программы.
Вместе с тем, результаты проверки показали, что в нарушение указанных требований федерального законодательства Минобрнауки РТ, которое является учредителем ГБНУ РТ «ИРНШ», не обеспечивается надлежащее исполнение и завершение данным учреждением указанных мероприятий государственной программы республики, которые также являются государственным заданием, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, предоставляемым в виде субсидий.
Вопреки п. 10 Положения о формировании госзадания в отношении государственных учреждений Республики Тыва и финансовом обеспечении выполнения государственного задания из республиканского бюджета, утвержденного постановлением Правительства РТ от 23.12.2015 года № 603 Минобрнауки РТ после утверждения государственного задания не учтено, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ; с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование, затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается имущество учреждения.
В ходе исполнения ГБНУ РТ «ИРНШ» государственного задания по подготовке и изданию предметных линий учебников по тувинскому языку и литературе Минобрнауки РТ финансирование мероприятий не осуществлено в полном объеме как изначально предусмотрено подпрограммой 2 «Развитие тувинского языка в системе непрерывного образования Республики Тыва».
Более того, при наличии недофинансирования мероприятий госпрограммы и государственного задания Министерством инициировано уменьшение объемов финансирования государственной программы путем внесения изменений постановлением Правительства РТ от 09.11.2017 № 499.
Таким образом, объем финансового обеспечения выполнения госзадания, рассчитанный на основании нормативных затрат, связанных с выполнением работ, затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества ГБНУ РТ «ИРНШ», закрепленного за государственным учреждением или приобретённого им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, также сокращен.
Более того Минобрнауки РТ не обеспечено улучшение материально-технической базы ГБНУ РТ «ИРНШ» в части создания условий для качественного развития системы непрерывного образования и внедрение инновационных (экспериментальных) образовательных программ, проектов и информационных технологий как указано в подпрограмме 8 «Развитие научных исследований в области гуманитарных и естественных наук в Республике Тыва на 2014 - 2025 годы» республиканской программы «Развитие образования и науки на 2014 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства РТ от 30.10.2013 № 632.
Указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Минобрнауки РТ установленных ст. 158 БК РФ полномочий и обязанностей главного распорядителя бюджетных средств и главного исполнителя государственных программ республики, касающихся надлежащего планирования и исполнения принятых расходных обязательств.
Уменьшение объемов финансирования мероприятий, перечисленных государственных программ и государственного задания ГБНУ РТ «ИРНШ» создали затруднительные условия дальнейшей разработки учебников для национальной школы, электронных образовательных ресурсов, включения их в федеральный перечень учебников, а также разработки и издания русско-тувинского словаря терминов ФГОС, школьных словарей и справочников по орфографии, пунктуаций, сборников изложений и диктантов, методических рекомендаций по разработке примерных рабочих программ тувинского языка и литературы.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой республики министру образования и науки РТ СТОДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений, о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушении законодательства, причин и условий, им способствующих и недопущению впредь подобных нарушений, которое поступило в Минобрнауки РТ ДД.ММ.ГГГГ с входящим номером №.
В связи с непредставлением необходимой информации прокуратурой республики ДД.ММ.ГГГГ министру образования и науки Республики Тыва СТО направлено требование № о предоставлении информации по представлению в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письму министра СТО от ДД.ММ.ГГГГ№ реализация мероприятий по исполнению госпрограммы «Развитие тувинского языка на 2017-2020 годы» было поручено ГБНУ РТ ИРНШ, причинами уменьшения средств являются меры по оптимизации бюджетных средств. В течение 2017 года проводилась работа по подготовке заявок на проведение научной экспертизы учебных изданий, издание учебников, на электронные формы учебников, однако договоры и контракты были заключены в 4 квартале, что не позволило профинансировать средства данного мероприятия в указанный срок. Договор был заключен на проведение педагогической экспертизы с Российской академией образования на сумму 1331,5 тыс.руб. В связи с неисполнением государственного задания в сроки с директором ГБНУ РТ «ИРНШ» ШАС трудовой договор расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ финансирование на оплату договора по проведению педагогической экспертизы направлена в ГБНУ РТ «ИРНШ».после получения экспертного заключения будет направлено письмо в Министерство образования и науки РФ о включении в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию.
Постановлением Кызылского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГСТО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.
В ходе производства по делу установлены обстоятельства, позволяющие сделать вывод о том, что должностное лицо – министр образования и науки Республики Тыва СТО – не исполнило требование прокурора, вытекающего из полномочий, установленных ст. ст. 6, 21,22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", не представило информацию о рассмотрении представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений федерального законодательства с участием представителя прокуратуры и не явилось для дачи объяснения, в связи с чем в действиях должностного лица образуется объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
Штраф в размере 2000 рублей административным ответчиком СТО оплачен полностью, что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
Представителем административного ответчика в судебном заседании представлено письмо во исполнение представления Прокуратуры РТ на имя первого заместителя прокурора РТ СМИ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому данное представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве образования и науки РТ с участием старшего прокурора САА ГБНУ РТ «ИРНШ» договоры и контракты с поставщиками были заключены в ноябре-декабре 2017 года, а для осуществления финансирования в Министерство были представлены лишь ДД.ММ.ГГГГ. В связи с поздним представлением заявки на финансирование Министерством финансов РТ до ДД.ММ.ГГГГ не были направлены предельные объемы финансирования, следовательно, несвоевременное финансирование мероприятий произошло по вине Института, в связи с несвоевременным исполнением государственного задания. Министерство, в свою очередь, по всем заключенным и переданным для оплаты Институтом контрактам и договорам с поставщиками осуществило в 1 квартале 2018 года вполном объеме в размере 3496 тыс.рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кредиторская задолженность перед поставщиками полностью погашена. Причиной уменьшения средств является экономия бюджетных средств в сумме 954 тыс.рублей исходя из фактически понесенных расходов. Таким образом, в декабре 2017 года и 1 квартале 2018 года Минобрнауки РТ в рамках реализации подпрограммы «Развитие тувинского языка в системе непрерывного образования РТ» профинансировано 585 тыс. рублей на тиражирование учебников тувинского языка и литературного чтения на тувинском языке для общеобразовательных школ РТ. Министерство сообщает, что в связи с неисполнением государственного задания в сроки с директором ГБНУ РТ «ИРНШ» трудовой договор расторгнут. В настоящее время проводится служебная проверка в отношении должностных лиц Министерства, ответственных за несвоевременное рассмотрение представления Прокуратуры РТ от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что бездействие Министерства образования и науки РТ в лице министра СТО, выраженное в не рассмотрении представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№, не устранении выявленных нарушений в установленный месячный срок, повлекло нарушение конституционных прав граждан на получение образования по федеральным государственным образовательным стандартам, в связи с чем исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Республики Тыва к Министерству образования и науки РТ, Министру образования и науки РТ СТО о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по устранению выявленных нарушений, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства образования и науки Республики Тыва, Министра образования и науки Республики Тыва СТО, выразившееся в не рассмотрении представления прокуратуры РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ в установленный законом месячный срок в отсутствие представителя прокуратуры РТ, не устранении выявленных нарушений и непринятия мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2018 года (с учетом выходных дней).
Судья Л.К. Шулуу