НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кызылского городского суда (Республика Тыва) от 05.06.2018 № 2-1304/18

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июня 2018 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Ооржак А.М., при секретаре Монгуш Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Военному комиссариату г.Кызыла Республики Тыва, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Тыва» об изменении формулировки основания увольнения, возложении обязанности оформить дубликат трудовой книжки, о признании незаконными, об отмене приказов о прекращении допуска к государственной тайне, об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке,

с участием истца К., представителей ответчиков по доверенностям Ш., Ч., старшего помощника прокурора г.Кызыла Ажи С.А.,

установил:

Истец первоначально обратился в суд с иском к Военному комиссариату г.Кызыла об изменении формулировки основания увольнения, возложении обязанности оформить дубликат трудовой книжки 18.12.2017. Впоследствии в силу ст.39 ГПК РФ требования уточнены 01.02.2018, 22.03.2018, 22.05.2018, с предъявлением вышеизложенного иска также к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Тыва».

Исковые требования (с учетом всех уточнений) мотивированны тем, что истец ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Военный комиссариат г.Кызыла на должность помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов, предусматривающую допуск к государственной тайне по форме № 3. При оформлении документов на работу и составлении «Анкеты» он не отразил в ней номер и серию заграничного паспорта, т.к. не помнил их. Данный документ на тот момент находился по прежнему месту службы и жительстве: в <адрес>, о чем устно доложил предыдущему Военному комиссару г.Кызыла Б., который принял к сведению данную информацию и рекомендовал ему внести недостающие сведения в дальнейшем. Впоследствии он не смог внести эти данные, т.к. со слов работника, ответственного за ведение кадровой работы Ш. «Анкета» отсутствовала в личном деле. В июне 2017 г. Военным комиссаром г.Кызыла был назначен Ш., с которым у него не сложились деловые и служебные отношения, с его стороны к нему возникли неприязнь и непонимание. Ш. обратил внимание на неполные сведения в «Анкете», а именно, что не отражена информация о реквизитах заграничного паспорта, и, посчитав их как ложно предоставленными, приказом с ДД.ММ.ГГГГ прекратил ему допуск к государственной тайне по форме № 3. Согласно «Графику отпусков» на 2017 г., приказом от ДД.ММ.ГГГГ ему с ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен очередной ежегодный отпуск с выездом за пределы Республики Тыва с последующим увольнением ДД.ММ.ГГГГ по п. 10 ст. 83 Трудового кодекса РФ - «прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска», о чем в трудовой книжке п. 8 сделана соответствующая запись. Трудовая книжка ему была выдана в этот же день, о чем имеется соответствующая запись в «Книге учета и выдачи Трудовых книжек», тем самым нарушив требования ст. 80 ТК РФ. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет. Его просьба о замене формулировки увольнения была проигнорирована, в результате чего возник индивидуальный трудовой спор с Военным комиссаром г.Кызыла Ш. В период нахождения в отпуске он обжаловал данный приказ о своём увольнении путем обращения ДД.ММ.ГГГГ в Военный комиссариат Республики Тыва подачей заявления об увольнении ДД.ММ.ГГГГ по п.3 ст. 77 ТК РФ - «расторжение трудового договора по инициативе работника», однако в этом отказано без объяснения причин (ответ из Военного комиссариата РТ от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>). Считает, что его увольнение является чрезмерным по сравнению с неполным заполнением им «Анкеты» - это нарушает принципы разумности и справедливости. За время его работы в Военном комиссариате г.Кызыла дисциплинарных взысканий не имел. 2 раза поощрялся почётными грамотами. Считает, что были нарушены его трудовые права, а также требования статей Трудового кодекса РФ: п. 3 ст. 77 «Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)»; ст.80 расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию). Просит изменить формулировку основания его увольнения по п. 10 ст. 83 Трудового кодекса РФ - «прекращение допуска к государственной тайне, если
выполняемая работа требует такого допуска», на п.3 ст.77 ТК РФ -
«расторжение трудового договора по инициативе работника». Военным комиссариатом г.Кызыла ДД.ММ.ГГГГ предоставлены суду две Анкеты ф-4 от ДД.ММ.ГГГГ, которые он заполнял при приеме на работу, одна из которых (с фотографией) является «черновиком», в ней отсутствуют подпись кадрового работника Военного комиссариата г.Кызыла, печать организации, указанные им сведения не сверены и не уточнены кадровым работником Военного комиссариата г.Кызыла. Таким образом, данная анкета не соответствует указанным выше требованиям Постановления Правительства РФ от 06.02.2010г. № 63 и не может служить доказательством по делу, является «ничтожным доказательством». Военный комиссар г.Кызыла Ш., не разобравшись в данной ситуации, необоснованно направил сведения данной Анкеты в надзорный орган (в/ч 38784 ФСБ РФ), контролирующий работу военных комиссариатов, тем самым намеренно введя данные органы в заблуждение. Тем самым, Военный комиссар г.Кызыла Ш. намеренно отказал ему в его праве уволиться по п.3 ст.77 ТК РФ - «расторжение трудового договора по инициативе работника». Считает, что данная ситуация сложилась из-за формального подхода и ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей кадровым работником и отсутствия должного контроля за его деятельностью со стороны руководства Военного комиссариата г.Кызыла. Кроме того, в п.6 ст.21 Раздела III «Положения о военные комиссариатах» (утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1609) указано, что Военный комиссар (субъекта - ч.1 п.7 Раздел I) заключает, изменяет и прекращает в установленном порядке трудовые договоры с работниками военного комиссариата и обеспечивает их выполнение. Из данного «Положения о военных комиссариатах» следует, что Военный комиссар г.Кызыла не правомочен решать вопрос увольнения работника.

Указывает, что при его увольнении в нарушении требований ст. 80 ТК РФ окончательный расчет с ним произведен не был, а именно не выплачена премия за 4 квартал 2017г., предусмотренная приказом МО РФ от 26 июля 2010 г. "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ". В связи с незаконностью его увольнения считает, что ответчик должен выплатить ему заработную плату за все время вынужденного прогула со дня увольнения по день восстановления на работе из расчета среднемесячного заработка в сумме 116 632,00 руб. Незаконными действиями работодателя ему причинен моральный вред, которые выражаются в нравственных страданиях, связанные с потерей работы, и то, что он испытал нервный стресс, чувство обиды из-за несправедливых действий работодателя по отношению к нему, а также беспокойство и страх за свое будущее, его постоянно одолевают нервный стресс, депрессия и бессонница.

Просит анкету ф-4 от ДД.ММ.ГГГГ (с фотографией), признать «ничтожным доказательством», которое не может служить доказательством по делу, т.к. её оформление не соответствует требованиям; изменить формулировку основания увольнения; признать незаконными и отменить приказы военного комиссара г.Кызыла: от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении допуска К. к государственной тайне», так как согласно ст. 23 «Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне» Закона РФ от 21.07.1993 г. №5485-1 «О государственной тайне», решение о прекращении допуска принимает руководитель организации, то есть Военный комиссар Республики Тыва, а не военный комиссар г.Кызыла; от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении К. по п. 10 ст.83 ТК РФ – «Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска», так как на основании п.п. 3,6 ст. 21 Раздела III «Положения о военных комиссариатах» (утв.Указом президента РФ от 7 декабря 2012 года №1609), прекращение трудового договора и принятие решения об увольнении работника возложено на Военного комиссара Республики Тыва, а не военного комиссара г.Кызыл, а также в связи с тем, что в соответствии с вышеуказанным основанием увольнения работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, однако, этого им не было сделано; восстановить на работе в военном комиссариате г.Кызыла в прежней должности - помощника начальника отделения по воинском) учету (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов); взыскать с ответчика - ФКУ «Военный комиссариат Республики Тыва» в пользу истца заработную плату за время вынужденного прогула по день восстановления на работе в сумме 116 632,00 руб.; взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда 15000 руб., аннулировать запись об увольнении, сделанную в п. 8 трудовой книжке истца; обязать ответчика оформить дубликат трудовой книжки истца.

Не согласившись с требованиями истца ответчиком – Военным комиссариатом г.Кызыл представлены отзывы, в которых указано, что К. при оформлении допуска к государственной тайне умышленно скрыл факт наличия у него заграничного паспорта, причем, неоднократно. ДД.ММ.ГГГГ на основании установления факта сокрытия К. наличия заграничного паспорта при оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, приказом военного комиссара г. Кызыла ему был прекращен допуск к государственной тайне с ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, этим же приказом К. была прекращена выплата процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, которая предусмотрена приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583». На момент прекращения допуска К. к государственной тайне в Военном комиссариате г. Кызыла работы, не требующей допуска к государственной тайне, которую бы он мог выполнять с учетом его квалификации, в Военном комиссариате г. Кызыла отсутствовала, о чем К.ДД.ММ.ГГГГ было вручено соответствующее уведомление. Так как согласно графику отпусков Военного комиссариата г. Кызыла К. на тот момент имел право на ежегодный оплачиваемый отпуск, то в связи с этим руководство Военного комиссариата г. Кызыла пошло ему навстречу и предоставило ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 44 календарных дней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не став заменять его денежной компенсацией за неиспользованный отпуск при увольнении в соответствии со ст. 126 Трудового кодекса РФ. Приказом военного комиссара г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГК. был предоставлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск сроком на 44 календарных дня с выездом по маршруту <адрес> и обратно с последующим увольнением с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 10 ст. 83 Трудового кодекса РФ, в связи с прекращением допуска работника к государственной тайне. При этом К. были выплачено единовременное денежное вознаграждение за период работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Произвести изменение формулировки оснований для увольнения К. не представляется возможным в связи с тем, что соответствующего заявления об этом, т.е. об увольнении по собственному желанию в период, предшествующий изданию приказа военного комиссара г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, К. не подавал.Фактически данный факт был выявлен сотрудниками ФСБ России, как надзорного органа, контролирующего работу военных комиссариатов, которые направили в Военный комиссариат г.Кызыла вышеуказанное сообщение.При этом в данном сообщении был сразу поставлен вопрос о принятии мер в отношении К. по данному факту. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ в адрес отдела войсковой части Федеральной службы безопасности РФ Военным комиссариатом г. Кызыла было направлено извещение о том, что соответствующие меры в отношении К. приняты: приказом военного комиссара г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГК. был прекращен допуск к государственной тайне с ДД.ММ.ГГГГ, и о том, что с ДД.ММ.ГГГГ последний приказом военного комиссара г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ уволен по основанию, предусмотренному п. 10 ст. 83 Трудового кодекса РФ - в связи с прекращением допуска работника к государственной тайне, в связи с прекращением трудового договора ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке К. была сделана запись об его увольнении на основании п. 10 ст. 83 Трудового кодекса РФ, в связи с прекращением допуска работника к государственной тайне, - после чего в тот же день, ДД.ММ.ГГГГ, трудовая книжка была выдана К. на руки, о чем он собственноручно расписался в ее получении в книге учета трудовых книжек и вкладышей военного комиссариата г. Кызыла. Таким образом, истец получил денежный расчет в полном объеме, а наличие у него на руках трудовой книжки в последующем не являлось для него обстоятельством, препятствующим ему при трудоустройстве на другую работу.Фактически сведения и требования, изложенные в исковом заявлении об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, противоречат сведениям, содержащимся в первом исковом заявлении истца от ДД.ММ.ГГГГ При этом о том, почему в данной анкете им не были указаны должным образом сведения о факте наличия у него заграничного паспорта, истец в своих уточненных исковых требованиях от ДД.ММ.ГГГГ не упоминает, скрывая данный факт умышленно. Кроме того, К. в обоих своих исковых заявлениях умалчивает и о том факте, что, помимо анкеты формы 4, им в тот же день ДД.ММ.ГГГГ было собственноручно подписано обязательство по соблюдению требований законодательства РФ по государственной тайне, в котором добровольно принял на себя обязательства, предусмотренные законодательством РФ, связанные с допуском к государственной тайне. Но ни в анкетах формы 4, ни в обязательстве формы 2 К. о факте наличия у него заграничного паспорта так и не сообщил. В обязательстве прямо указано, что истец был предупрежден о том, что «при возникновении обстоятельств, являющихся основанием для отказа ему в допуске к государственной тайне, его допуск к государственной тайне может быть прекращен, и он будет отстранен от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, а трудовой договор с ним может быть расторгнут». Об ознакомлении с данными условиями К. расписался в данном обязательстве собственноручно. Поэтому анкета, заполненная К. собственноручно ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с установившимся порядком была направлена и хранилась в секретной части Военного комиссариата г. Кызыла вместе с другими документами, в которых отражен порядок оформления допуска К. к государственной тайне. При этом в течение всего того времени, что К. работал в Военном комиссариате г.Кызыла, он имел возможность в соответствии с принятым на себя обязательством в любое время обратиться и сообщить об изменениях в своих анкетных и автобиографических данных. Однако, К. этого так и не сделал в течение всего того периода, что он работал в Военном комиссариате г. Кызыла, хотя К. выезжал в г. Красноярск и, соответственно, после возвращения мог предоставить сведения о своем заграничном паспорте, также за получением сведений о нем он мог обратиться в ОФМС, выдавший данный документ. Кроме того, в штатном расписании Военного комиссариата г. Кызыла штатная должность кадрового работника отсутствует, в связи с чем военный комиссар г. Кызыла имеет право сам определять и возлагать на работников Военного комиссариата г.Кызыла дополнительные трудовые обязанности, в том числе, связанные с решением кадровых вопросов (пп. 4 п. главы 3 Положения о Военном комиссариате г. Кызыла от 10 декабря 2016 г.). Бланк данной анкеты К. получил и заполнил лично, после чего сдал бланк анкеты начальнику секретной части М. Начальник секретной части М. по факту заполнения анкеты Формы 4 К. в своей пояснительной записке сообщила, что анкетирование граждан, поступающих на работу в Военный комиссариат г.Кызыла проводится в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от 27 октября 2010 г. № 1313 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей». Анкеты формы 4 после их заполнения кандидатами хранятся у нее лично в помещении секретной части Военного комиссариата г. Кызыла, в отдельном деле. При приеме дел и при вступлении в должность военного комиссара г. Кызыла Ш. проводилась проверка наличия и правильность оформления документов по допуску к государственной тайне гражданского персонала, в том числе, и анкет формы 4, во время которой был выявлен ряд недостатков, которые касался правильности оформления анкет Формы 4. В связи с этим в целях устранения выявленных недостатков ДД.ММ.ГГГГ 16 человек личного состава ВК г. Кызыла, в числе которых был и К., устраняли нарушения в анкетах формы 4. При этом К. при повторном заполнении анкеты формы 4 собственноручно указал, что заграничного паспорта у него нет. Кроме того, М. пояснила, что в случае изменения своих анкетных или автобиографических данных К. мог в любое время обратиться к ней и сообщить об этом, но К. за весь тот период, в течение которого он работал в ВК г. Кызыла, так этого и не сделал. Таким образом, доводы истца о том, что ДД.ММ.ГГГГ им была заполнена не анкета, а ее «черновик», как это явствует из искового заявления К. - несостоятельны, т.к. в этом случае с ним бы не был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, а также ему не был бы оформлен допуск к работе с секретными документами, в связи с чем он не был бы принят и не смог приступить к работе в Военном комиссариате г. Кызыла с ДД.ММ.ГГГГ Приказом Военного комиссариата г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ допуск к государственной тайне К. был прекращен с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сообщением им ложных анкетных данных на основании пп.«д» п. 12 главы 1 Инструкции и требований ст. 22 и ст. 23 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне». Кроме того, этим же приказом К. была прекращена выплата процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Приказом военного комиссара г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГК. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск сроком на 44 календарных дня в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с выездом по маршруту <адрес> и обратно с последующим увольнением с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 10 ст. 83 Трудового кодекса РФ. При этом К. были выплачено единовременное денежное вознаграждение за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Считает, что доводы истца о том, что военный комиссар г. Кызыла Ш. намеренно отказал ему в его праве уволиться по п.3 ст.77 ТК РФ необоснованными. Во-первых, сокрытие военным комиссаром г. Кызыла факта, изложенного в отношении К. в сообщении ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ, либо непринятие военным комиссаром как должностным лицом административно-правовых мер в отношении К. по данному факту, которые он обязан принять в соответствии с законом, в противном случае свидетельствовало бы о том, что деянию, совершенному К. не было дано должной правовой оценки, и последний ушел бы от ответственности. Военный комиссар г. Кызыла был обязан принять административно-правовые меры в отношении К. в императивном порядке: как должностное лицо он обязан был исполнить требования законодательства РФ, предусмотренные для подобного рода фактов, что и было сделано. Во-вторых, до издания приказа Военного комиссариата г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ истец какого-либо письменного заявления с просьбой уволиться по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ в адрес военного комиссара г. Кызыла не подавал. Только после того, как был издан приказ Военного комиссариата г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодного оплачиваемого отпуска сроком на 44 календарных дня с выездом по маршруту <адрес> и обратно с последующим увольнением с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 10 ст. 83 Трудового кодекса РФ, с которым истец ознакомился и собственноручно расписался об ознакомлении, а также после того, как истец получил на руки свою трудовую книжку в связи с прекращением с ним трудового договора, т.е. после завершения процедуры увольнения, К. действительно подавалось в адрес военного комиссара подобного рода заявление. Ответчик не отрицает факта подачи К. заявления с просьбой уволиться по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ, но это имело место только после того, как факт увольнения К. уже состоялся. Поэтому данное заявление К. военным комиссаром г. Кызыла уже не рассматривалось, т.к. процедура увольнения последнего уже состоялась, и с этого момента после прекращения с ним трудового договора К. уже не являлся работником Военного комиссариата г. Кызыла, а являлся частным лицом. Доводы истца о том, что военный комиссар г. Кызыла не правомочен решать вопрос об увольнении своего работника, считает также несостоятельными по следующим причинам: В соответствии с нормами Положения о Военном комиссариате г. Кызыла от 10 декабря 2016 г., утвержденного Военным комиссаром Республики Тыва, последний делегирует военному комиссару г. Кызыла свои полномочия в Военном комиссариате г. Кызыла, который является структурной единицей Военного комиссариата Республики Тыва. На основании этого военный комиссар г. Кызыла действует на основании доверенности, выдаваемой ему Военным комиссаром Республики Тыва ежегодно. В данной доверенности военному комиссару г. Кызыла предоставляются полномочия, в том числе, заключать, изменять и прекращать в установленном порядке трудовые договора с работниками Военного комиссариата г. Кызыла (пп. 3 п. 4 главы 3 Положения о Военном комиссариате г. Кызыла). В связи с чем просит отказать истцу в его исковых требованиях.

В судебном заседании истец К. поддержал полностью свои исковые требования, дав пояснения, соответствующие доводам иска, просил их удовлетворить, срок обращения в суд с индивидуальным трудовым спором составляет 3 месяца, сроки им не нарушены.

Представители ответчиков Ш., Ч. с исковыми требованиями не согласились, просили отказать в связи с отсутствием оснований для удовлетворения иска, поддержав доводы письменного возражения на исковое заявление, также просили применить последствия пропуска срока исковой давности по заявленным требованиям истцом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении иска, указав на то, что порядок увольнения не нарушен, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

В силу ст.46 КонституцииРФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с пунктом 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска.

В силу части второй статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года N 5485-1, государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Статьей 21 названного Закона предусмотрено, что допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает, в частности, принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются социальные гарантии, в том числе, предусмотрена выплата процентных надбавок к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.

В силу статьи 23 данного Закона, допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, в том числе, в случаях однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Во исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне" Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2010 года N 63 утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

Инструкцией предусмотрено, что перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Номенклатура должностей согласовывается в органе безопасности по месту расположения предприятия и утверждается руководителем предприятия.

Приказом Министра обороны РФ от 27.10.2010 N 1313 утверждена Инструкция о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, пунктом 17 которой предусмотрено, что Перечень должностей, при назначении на которые лицам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей.

Согласно пунктам 15, 16 указанной Инструкции, допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне, в частности, в случаях однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 12 настоящей Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

В соответствии с пунктами 19, 20 названной Инструкции перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3). Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением организации и подписывается его руководителем.

В силу ст. 23 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя предприятия в случае возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Из материалов дела следует, что согласно приказу Военного комиссариата г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГК. принят с ДД.ММ.ГГГГ на должность помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов Военного комиссариата РТ по г. Кызылу.

ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ «Военным комиссариатом РТ» и К. заключен трудовой договор .

Согласно п. 1.10.3 вышеуказанного трудового договора и приказу Военного комиссариата г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ работнику (К.) подлежит к выплате процентная надбавка в размере 10% за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Согласно п. 16 должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ в должностные обязанности К. входит работа с секретными документами в объеме его должностных обязанностей.

В соответствии с п. 28 приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных силах Российской Федерации постановления Правительство Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, К. назначена и выплачивалась процентная надбавка в размере 10 %.

В личном деле К. имеются две заполненные анкеты: один с фотографией, другой без фотографии.

Из анкеты формы 4 без фотографии истца, заполненной собственноручно К.ДД.ММ.ГГГГ следует, что в графе «имеется ли заграничный паспорт» записей не имеется.

Из анкеты формы 4 с фотографией истца, заполненной собственноручно К.ДД.ММ.ГГГГ следует, что в графе «имеется ли заграничный паспорт» указано – «нет».

ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом г. Кызыла был направлен запрос в Отдел по вопросам миграции МВД по Республике Тыва на предмет предоставления сведений о наличии или отсутствии заграничных паспортов в отношении всех сотрудников Военного комиссариата г. Кызыла.

Из ответа отдела по вопросам миграции МВД по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет заграничный паспорт серии <данные изъяты>, выданный ему ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ

Из сообщения отдела войсковой части Федеральной службы безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., при оформлении допуска к государственной тайне предоставил заведомо ложные анкетные данные о себе, скрыв факт оформления им ДД.ММ.ГГГГ заграничного паспорта нового поколения, который был выдан ему Управлением Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва по его собственноручно исполненному и предоставленному туда заявлению.

В объяснении К. от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что «в основной анкете Формы 4 он оставил пустое место в строке графы , не отразив в ней номер и серию заграничного паспорта, т.к. не помнил их, данный документ на тот момент находился по прежнему месту службы и жительства в <адрес>».

К.ДД.ММ.ГГГГ вручено уведомление работника о наличии вакансий, в котором указано, что в Военном комиссариате г. Кызыла работы, не требующей допуска к государственной тайне, которую бы он мог выполнять с учетом его квалификации, в Военном комиссариате г. Кызыла отсутствует.

Согласно Приказу военного комиссара г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившей информацией, при оформлении допуска к государственной тайне в 2016 году К. не сообщил данные о наличии у него заграничного паспорта со сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, при оформлении допуска к государственной тайне в 2016 году К. были сообщены заведомо ложные анкетные данные, что в соответствии с п. «в» ст. 14 приказа Министерства обороны РФ от 27.10.2010 года №1313 является основанием для прекращения допуска К. к государственной тайне. Приказано: прекратить К., помощнику начальника отделения по воинскому учету (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) военного комиссариата г.Кызыл, допуск к государственной тайне с ДД.ММ.ГГГГ; прекратить К. выплаты процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну с ДД.ММ.ГГГГ.

Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что К. просит предоставить ежегодный отпуск за 2017 год с 08 ноября с выездом в <адрес>.

Из приказа Военного комиссара г.Кызыл от ДД.ММ.ГГГГК. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск сроком на 44 календарных дня с выездом по маршруту <адрес> и обратно с последующим увольнением с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 10 ст. 83 Трудового кодекса РФ, в связи с прекращением допуска работника к государственной тайне. Также приказано К. выплатить единовременное денежное вознаграждение за период работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в адрес отдела войсковой части Федеральной службы безопасности РФ Военным комиссариатом г. Кызыла было направлено извещение о принятии вышеуказанных соответствующих мерах в отношении К.

Из трудовой книжки <данные изъяты>К. следует, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГК. уволен в связи с прекращением допуска работника к государственной тайне согласно п. 10 ч. 83 ТК РФ.

Из выписки из книги учета трудовых книжек и вкладышей следует, что К. трудовую книжку лично получил ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается его подписью.

Из распоряжения <данные изъяты> Государственной инспекции труда в Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании обращения К.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по поводу незаконного увольнения и восстановления его нарушенных прав назначена проверка по соблюдению законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не более 20 рабочих дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту проверки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в Республике Тыва, со стороны работодателя очевидных нарушений трудового законодательства не установлено.

В соответствии с п. 28 приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства РФ от 05 августа 2008 г. N 583» за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается процентная надбавка в размере 10 %.

Из Положения о Военном комиссариате г.Кызыла, утвержденного 10.12.2016 года Военным комиссаром Республики Тыва М.Ю.И., следует, что Военный комиссариат г.Кызыла является структурным подразделением, входит в состав Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Тыва». Военному комиссару г.Кызыла Военным комиссаром Республики Тыва выдается доверенность на осуществление служебной деятельности.

Согласно обязательству по соблюдению требований законодательства РФ по государственной тайне от ДД.ММ.ГГГГ, К. добровольно принял на себя обязательства, предусмотренные законодательством РФ, связанные с допуском к государственной тайне. При этом К. обязался, что в случае принятия решения о временном ограничении его права на выезд из Российской Федерации он обязан в пятидневный срок сдать заграничный паспорт на хранение в ОВК г. Кызыла до истечения срока ограничения его прав, если таковой у него имеется, К. был предупрежден о том, что «при возникновении обстоятельств, являющихся основанием для отказа ему в допуске к государственной тайне, его допуск к государственной тайне может быть прекращен, и он будет отстранен от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, а трудовой договор с ним может быть расторгнут». Об ознакомлении с данными условиями К. расписался в данном обязательстве собственноручно.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной К., размер средней заработной платы за последние двенадцать месяцев составляет рублей, и его среднедневная заработная плата за последние двенадцать месяцев перед увольнением составила рублей.

Из материалов надзорного производства военной прокуратуры Абаканского гарнизона по обращению К. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по заключению о результатах проверки обращения К. о том, что лишение К. допуска к государственной тайне по форме №3 в соответствии с п. 10 пп. «д» приказа 1313 является правомерным. По вопросу невыплаты дополнительного материального стимулирования за 4 квартал 2017 года, предусмотренного приказом Минобороны России от 26.07.2010 г №1010 дано пояснение что данный довод подтвердился и К. действительно несвоевременно выплачены денежные средства. Поскольку перерасчет денежных средств был произведен в конце 2017 года и права К. восстановлены (выплачено 500 рублей), меры прокурорского реагирования не осуществлялись. В связи с выявлением нарушений при заполнении анкет гражданами при трудоустройстве в военный комиссариат г.Кызыла военной прокуратурой Абаканского гарнизона внесено представление об устранении нарушений закона.

Из ответа Военной прокуратуры Абаканского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ на обращение К. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу незаконного увольнения с работы и неполной выплаты дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Минобороны России от 26.07.2010 г №1010, следует, что лишение К. допуска к государственной тайне по форме №3 в соответствии с п. 10 пп. «д» Приказа 1313 является правомерным.

Разрешая ходатайство ответчика о применении сроков исковой давности по исковым требованиям истца, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Согласно материалам дела, истец с требованиями об изменении формулировки основания увольнения, возложении обязанности оформить дубликат трудовой книжки обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, трудовая книжка, копия приказа об увольнении истцу выданы ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями об отмене приказов о прекращении допуска к государственной тайне, об увольнении обратился с уточнением ДД.ММ.ГГГГ, а с иском о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке – ДД.ММ.ГГГГ. То есть истцом по требованиям об изменении формулировки увольнения, возложении обязанности оформить дубликат трудовой книжки, об отмене приказа о прекращении допуска к государственной тайне трехмесячный срок с момента, когда он узнал о нарушении своих прав с ДД.ММ.ГГГГ срок обращения в суд не пропущен.

Между тем, истцом исковые требования об отмене, признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, истцом поданы с пропуском срока исковой давности, равного одному месяцу с момента получения истцом трудовой книжки, копии приказа об увольнении, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи, доводы истца о том, что в данном случае имеется индивидуальный трудовой спор, по заявленным требованиям в срок обратился, необоснованны, поскольку по требованиям о восстановлении на работе законом установлен месячный срок на обращение в суд.

Законодатель, связывая начало течения месячного срока исковой давности для обжалования увольнения с работы не с днем, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а - в исключение из общего правила - с днем вручения работнику копии приказа об увольнении либо с днем выдачи трудовой книжки, исходил из того, что работник именно в этот день узнает о возможном нарушении своих трудовых прав и что своевременность обращения в суд за разрешением спора об увольнении зависит от его волеизъявления (определения Конституционного Суда РФ от 24 марта 2015 года N 467-0, от 29 сентября 2015 года N 1837-0 и N 1884-0). Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в срок, установленный частью первой статьи 392 ТК РФ, по уважительным причинам, часть третья указанной статьи предоставляет возможность восстановить этот срок в судебном порядке. При этом данная норма предполагает, что суд, оценивая, является ли то или иное основание достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением спора об увольнении.

Перечень оснований перерыва течения срока исковой давности, установленный в статье 198 ГК РФ, не может быть изменен или дополнен по усмотрению сторон и не подлежит расширительному толкованию.

В силу ст.199ГК РФисковаядавностьприменяетсясудом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Ответчиком Военным комиссариатом г.Кызыла заявлено о пропуске истцом К. срокаисковойдавности.

Как видно из материалов дела, истец не обращался в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока, доказательств, уважительности пропуска срока не представил.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о пропуске К. срокаисковойдавности по требованиям об отмене, признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, поскольку в судебном заседании установлено, что исковое заявление им в суд подано ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по истечении одного месяца, с момента получения истцом копии приказа об увольнении и трудовой книжки.

Истечениесрокаисковойдавности, оприменениикоторой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе виске(ст.199ГК РФ). В этой связи, требования истца об отмене, признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе не подлежат удовлетворению. Также поскольку требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке, компенсации морального вреда производны от требований о восстановлении на работе, то иск в данной части не подлежит удовлетворению.

Кроме того, основанием прекращения трудового договора истца явилось то, что истец при оформлении допуска к государственной тайне предоставил заведомо ложные анкетные данные о себе, скрыв факт оформления им ДД.ММ.ГГГГ заграничного паспорта нового поколения, который был выдан ему Управлением Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва по его собственноручно исполненному и предоставленному туда заявлению. Решение о прекращении допуска К. к государственной тайне было принято не в связи с наличием у последнего заграничного паспорта, а в связи с тем, что факт недостоверности указанных им в анкете сведений входит в систему административно-правовых средств защиты государственной тайны, которые изложены в требованиях Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-1. Таким образом, прекращение допуска к государственной тайне по форме №3 в соответствии с п. 10 пп. «д» Приказа 1313 является правомерным.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для изменения формулировки оснований для увольнения, возложении обязанности выдать дубликат трудовой книжки К. не имеется, поскольку соответствующего заявления об увольнении по собственному желанию в период, предшествующий изданию приказа военного комиссара г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, К. не подавал. В связи с прекращением трудового договора ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке К. была сделана запись об его увольнении на основании п. 10 ст. 83 Трудового кодекса РФ, в этот же день ему лично в руки выдана трудовая книжка. Истец получил денежный расчет в полном объеме.

Доводы истца о том, что военный комиссар г. Кызыла не правомочен решать вопрос об увольнении своего работника, также несостоятельны. Так, в соответствии с нормами Положения о Военном комиссариате г. Кызыла от 10 декабря 2016 г., утвержденным Военным комиссаром Республики Тыва, последний делегирует военному комиссару г. Кызыла свои полномочия в Военном комиссариате г. Кызыла, который является структурной единицей Военного комиссариата Республики Тыва. На основании этого военный комиссар г. Кызыла действует по доверенности, выдаваемой ему Военным комиссаром Республики Тыва ежегодно. В данной доверенности военному комиссару г. Кызыла предоставляются полномочия, в том числе, заключать, изменять и прекращать в установленном порядке трудовые договора с работниками Военного комиссариата г. Кызыла (пп. 3 п. 4 главы 3 Положения о Военном комиссариате г. Кызыла).

На основании изложенного, требования истца об изменении формулировки основания увольнения, о признании незаконными, об отмене приказов о прекращении допуска к государственной тайне, об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке, возложении обязанности оформить дубликат трудовой книжки не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление К. к Военному комиссариату г.Кызыла Республики Тыва, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Тыва» об изменении формулировки основания увольнения, возложении обязанности оформить дубликат трудовой книжки, о признании незаконными, об отмене приказов о прекращении допуска к государственной тайне, об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 14 июня 2018 года (с учетом нерабочих дней 10-12 июня 2018 года) путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Судья А.М. Ооржак