НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кызылского городского суда (Республика Тыва) от 03.03.2021 № 2А-4357/20

Дело № 2а-829/2021 (2а-4357/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кызыл 03 марта 2021 года

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-829/2020 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва к С. о взыскании задолженности по налогу, страховым взносам и пени,

с участием представителя административного истца О..,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику о взыскании задолженности по страховым взносам, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком, указанных в уведомлении налогов. 13 марта 2020 года мировым судьей судебного участка №8 г. Кызыла Республики Тыва на основании заявления истца был выдан судебный приказ о взыскании с должника С. недоимок по страховым взносам. Однако от налогоплательщика поступило возражение об исполнении данного судебного приказа, в связи с чем, данный судебный приказ был отменен. Налоговый орган в отношении ответчика исчислил задолженность по страховым взносам. Просит суд взыскать с С. задолженность в общей сумме 41342,95 рублей, в том числе по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рубля, пени в размере 18,64 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 29354 рублей, пени в размере 79,50 рублей, по налогу на имущество в размере 4950 рублей, пени в размере 56,81 рублей.

Определением суда в силу ст. 44 КАС РФ произведена замена административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Тыва на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыва.

Представитель административного истца, действующая на основании доверенности, О. в судебном заседании поддержала исковые требования по указанным в нем основаниям, просила удовлетворить иск.

Административный ответчик С. на судебное заседание не явилась, заказное письмо возвращено с отметкой «истек срок хранения», в связи с чем, суд рассматривает дело без ее участия.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Предельный срок обращения в суд с требованиями о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам, налогу истцом не пропущен, поскольку определением мирового судьи судебного участка №8 г. Кызыла от 02 июня 2020 года судебный приказ от 13 марта 2020 года отменен, административный иск подан 24 июля 2020 года.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.1 и п.2 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которая должна быть произведена налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств (статья 45).

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Согласно п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов, в числе прочих, признаются адвокаты.

В соответствии с пунктом 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пунктом 2 установлено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 430 НК РФ (действовавшей на момент возникновения отношений) установлен размер страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц согласно статье 400 Налогового кодекса РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого Кодекса.

К объектам налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ отнесены, в том числе жилой дом, жилое помещение, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно положениям статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).

В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пени налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пени, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней в соответствии со статьей 48 НК РФ.

Как следует из материалов дела, С. является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, как лицо, осуществляющее адвокатскую деятельность, а также налога на имущество физических лиц, поскольку является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Требованием по состоянию на 28 января 2019 года, административному истцу предложено в срок до 25 марта 2019 года уплатить налог на имущество за 2017 год: недоимка в размере 2475,00 рублей, пеня в размере 34,89 рублей, установленный срок уплаты 03 декабря 2018 года.

Требованием по состоянию на 14 января 2020 года, административному истцу предложено в срок до 17 февраля 2020 года уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рублей, пеня в размере 18,64 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 29354 рублей, пеня в размере 79,50 рублей, установленный срок уплаты 31 декабря 2019 года, налог на имущество за 2018 год: недоимка в размере 2475,00 рублей, пеня в размере 21,92 рублей, установленный срок уплаты 02 декабря 2018 года.

В возражении на административный иск, ответчик просит отказать в удовлетворении иска полностью, поскольку является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» и в соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, нормативные положения статей ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на адвокатов – военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платеже на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии признаны несоответствующими Конституции РФ и не подлежащими применению. Таким образом, она освобождена от уплаты взносов в виде фиксированных платежей.

В установленный срок обязанность по уплате страховых взносов и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем, поскольку в нарушение требований Налогового кодекса РФ у ответчика имеется задолженность страховым взносам и налогу на имущество физических лиц, то выставленная административным истцом сумма задолженности является правомерной, суд считает необходимым требования о взыскании сС.задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29354 руб. и на обязательное медицинское страхование сумме 6884 руб., налога на имущество в размере 4950 руб., удовлетворить в полном объеме.

Доводы административного истца, изложенные в возражении основаны на неверном толковании закона, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и не опровергают обязанность истца уплачивать страховые взносы.

Оснований для освобождения от обязанности по уплате страховых взносов лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в связи фактом получения пенсии на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», не предусмотрено.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 28 января 2020 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки М.", на которую ссылается административный ответчик в кассационной жалобе, правовое регулирование, установленное с учетом правовых позиций, выраженных в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 223-О и от 11 мая 2006 года N 187-О, не может рассматриваться как ущемляющее право указанных лиц на социальное обеспечение и приводящее в нарушение предписаний статьи 35 Конституции Российской Федерации к их необоснованному финансовому обременению и неправомерному лишению части законно заработанного (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 622-О-О, от 18 октября 2012 года N 1948-О, от 24 июня 2014 года N 1471-О, от 20 ноября 2014 года N 2712-О, от 28 марта 2017 года N 519-О и др.). Поскольку правовой механизм участия самозанятых граждан из числа военных пенсионеров в системе обязательного пенсионного страхования был сохранен в действующем законодательстве, подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертая статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не противоречат Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения.

Вместе с тем, на момент возникновения обязанности уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 31.12.2019 года правовое регулирование не предполагало освобождение от уплаты страховых взносов адвокатов, получающих пенсию по выслуге лет, соответствующий Федеральный закон принят 30.12.2020 за № 502-ФЗ, с датой начала действия 10.01.2021 год.

Следует также отметить, что возможность лиц, получающих пенсию в соответствии с Законом РФ № 4468-1 и обслуживающихся в специализированных медицинских учреждениях, пользоваться бесплатной медицинской помощью в рамках ОМС, законом также не ограничена, и по указанным основаниям в ее предоставлении не может быть отказано.

При таких обстоятельствах, поскольку государство предоставило указанным пенсионерам дополнительную социальную гарантию в таком виде, то у вышеприведенной категории пенсионеров, включая действующих адвокатов, возникает обязанность уплачивать страховые взносы.

При таких обстоятельствах, оснований для освобождения ответчика от обязанности по уплате страховых взносов, возложенной законом, не имеется.

Согласно пунктам 3, 4 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должны быть начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой ответчиком страховых взносов налоговым органом обоснованно начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 79,50 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 18,64 руб., а также пени по налогу на имущество в размере 21,92 руб. и 34,89 руб., расчет которых соответствует требованиям налогового законодательства и ответчиком не оспорен.

Таким образом, при данных обстоятельствах, требование Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва к С. о взыскании задолженности по налогу на имущество, страховым взносам и пени подлежит удовлетворению.

Поскольку административный истец при подаче иска в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета 1440 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва к С. о взыскании задолженности по налогу, страховым взносам и пени, удовлетворить.

Взыскать с С. в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва задолженность в общей сумме 41342 рублей 95 копеек, в том числе по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рубля, пени в размере 18,64 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 29354 рублей, пени в размере 79,50 рублей, по налогу на имущество в размере 4950 рублей, пени в размере 56,81 рублей.

Взыскать с С. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1440 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2021 года (с учетом выходных и праздничных дней).

Судья Монгуш Р.С.