НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кызылского городского суда (Республика Тыва) от 02.02.2018 № 2-109/18

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2018 года город ФИО7

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Хертек СБ., при секретаре Ооржак Е.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Тыва», Управлению Федерального казначейства по <адрес>, Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, акционерному обществу «СОГАЗ», Открытому акционерному обществу «ВСК», Публичному акционерному обществу Страховая компания «Росгосстрах», Закрытому акционерному обществу «МАКС», ФИО4 о признании права на получение единовременного пособия и страховых выплат, обязании произвести страховую выплату и компенсации морального вреда,

с участием прокурора ФИО21 истца ФИО1, ее представителя ФИО15, представителей ответчиков ФИО4 – адвоката ФИО16, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Тыва» ФИО9,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчикам указывая на то, что ФИО1, проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом военного коменданта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ рядовой ФИО1 исключен из личного состава, в связи со смертью с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке об обстоятельствах наступления страхового случая и сведения о застрахованном видно, что ФИО1 проходивший военную службу в войсковой части военной комендатуре <адрес>, относящийся к Министерству обороны Российской Федерации, в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ, погиб ДД.ММ.ГГГГ вследствие увечья, то есть острой дыхательной недостаточности, полученное в период прохождения военной службы при исполнении служебных обязанностей. Согласно свидетельству о рождении, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью умершего ФИО1 Истцу было отказано в выплате страхового возмещения, поскольку установление отцовства было после смерти ФИО1 Данный отказ, истец считает незаконным, поскольку на момент смерти отца, она была малолетней и не могла обратиться в органы за осуществлением своих прав. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей. Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются: … 3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. Кроме того, имеется Приказ Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных ч. 8 и 12 ст. 13 № 306-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому предусмотрены правила выплаты единовременное пособие. Пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565, установлено, что военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: "военная травма", "заболевание получено в период военной службы", "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС", "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска", "общее заболевание". Таким образом, истец считает, что имеет право на получение единовременного пособия и страховых выплат, как ребенок погибшего рядового ФИО1 Гибель отца нанес истцу невосполнимый урон, причинил значительные нравственные страдания, боль и отчаяние. Ее мать ФИО3, после смерти отца, оставив истца у бабушки, ушла в запой, после чего она находится под ее опекой, выросла без родителей. Истец считает, что ответчики обязаны выплатить компенсацию морального вреда, а также расходы на услуги представителя. Просит признать право на получение единовременного пособия за истцом, обязать ответчика Министерство обороны РФ произвести страховую выплату, компенсацию морального вреда в размере 2000 000 рублей, расходы на услуги представителя в размере 30 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, предъявив требования к ответчикам: Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Тыва», Управлению Федерального казначейства по <адрес>, Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, акционерному обществу «СОГАЗ», Открытому акционерному обществу «ВСК», ПАО СК «Росгосстрах», Закрытому акционерному обществу «МАКС», ФИО4, указав те же основания, которые указаны в первоначальном иске.

Просит признать право на получение единовременного пособия и страховых выплат, обязать ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Тыва», акционерного общества «СОГАЗ», Открытого акционерного общества «ВСК», Открытого акционерного общества «Росгосстрах», Закрытого акционерного общества «МАКС», с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации произвести страховую выплату в размере 3000 000 рублей; взыскать с Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Тыва», с Казны Российской Федерации, ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 2000 000 рублей; взыскать с Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Тыва», акционерного общества «СОГАЗ», Открытого акционерного общества «ВСК», Открытого акционерного общества «Росгосстрах», Закрытого акционерного общества «МАКС», с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации судебные расходы на услуги представителя в размере 30000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной суммы в размере 1500 000 рублей.

В судебном заседании истец и её представитель по доверенности ФИО15, иск с учетом уточнения поддержали по указанным в нем основаниям, просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель по доверенности Военного комиссариата Республики Тыва ФИО9, просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку выплаты уже произведены.

В ходе рассмотрения дела, представителем также направлено письменное возражение на исковое заявление, в котором указано, что комиссариат республики является ненадлежащим ответчиком по делу, просил заменить на надлежащего ответчика – страховую компанию.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя, направив возражение на исковое заявление, в котором указано, что согласно материалам дела ФИО1 признана решением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ дочерью погибшего ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. В своем заявлении истец, считает, что ей в равных долях причитается выплата единовременного пособия в размере 3 000 000 рублей (по случаю гибели военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы). Однако ответчик обращает внимание суда, что смерть ФИО1 наступила до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Как следует из содержания ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», действие ч. 8 ст. 3 данного закона о выплате единовременного пособия не распространяется на ранее возникшие правоотношения. Таким образом, при определении размера подлежащего выплате членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, при исполнении обязанностей военной службы единовременногопособия подлежит применению закон, действовавший на момент его смерти. В соответствии с п.5 Инструкции «О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей», утвержденной приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей», действовавшей в момент смерти военнослужащего ФИО1, в случае гибели (смерти) военнослужащих, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере: членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего, считаются: супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим; родители военнослужащего; дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. В данном случае ФИО1 не являлась членом семьи погибшего военнослужащего, имеющим право на получение единовременного пособия. Требования произвести страховую выплату ФИО1 также не подлежат удовлетворению, так как в данном случае смерть военнослужащего ФИО1 наступила ДД.ММ.ГГГГ, то есть годом ранее признания ФИО1 дочерью умершего. Соответственно ФИО1 не является выгодоприобретателем по обязательному государственному страхованию. Требования о взыскании морального вреда в размере 2 000 000 рублей также не обоснованы и не подлежат удовлетворению, поскольку каких-либо доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, в подтверждение того, что Министерство обороны Российской Федерации является причинителем вреда, в материалах дела не имеется.

Также направлено дополнительное возражение, в котором указано, что на дату смерти ФИО1 единовременное пособие в связи со смертью военнослужащего выплачивалось членам его семьи на основании статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, ФИО1 не имеет права на получение единовременного пособия в связи со смертью военнослужащего в случае отсутствия прямой причинно-следственной связи между смертью ФИО1 и исполнением им обязанностей военной службы. Данное обстоятельство должно быть подтверждено заключением военно-врачебной комиссии. Кроме того не подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации страхового возмещения. Так, согласно ч. 2 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях. По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е"), военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции (далее - военная и аналогичная ей служба), посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно­- исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции (далее - военнослужащие и приравненные к ним лица) обязательное государственное страхование жизни и здоровья, определив в рассматриваемом Федеральном законе условия и порядок его осуществления. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК РФ), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Следовательно, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, - наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (статья 1084 ГК Российской Федерации, статья 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и др.), - входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред. Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм (статьи 4 и 5 рассматриваемого Федерального закона), военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечиваются право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав (статья 7, часть 2; статья 37, части 1 и 3; статьи 35 и 41, часть 1; статья 53 Конституции РФ), а также осуществляется гарантируемое статьей 39 Конституции РФ социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Вина Министерства обороны Российской Федерации отсутствует, а доказательств обратного суду не представлено. Кроме того, в 2003 году, на момент смерти ФИО1, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, осуществлялось ОАО «Военно-страховая компания». Таким образом, требования истца о взыскании суммы страхового возмещения, в случае наступления страхового случая в 2003 году, должны быть предъявлены к ОАО «Военно-страховая компания». Министерство обороны Российской Федерации является в данном случае ненадлежащим ответчиком и подлежит исключению из числа таковых.

Представитель ответчика Страхового акционерного общества «ВСК» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил возражение, в котором указано, что исковые требования истца необоснованны, поскольку страховая компания не заключала с Минобороны РФ договорных отношений по выплате единовременного пособия военнослужащим Минобороны РФ, поэтому не может нести гражданско-правовую ответственность, в тех правоотношениях, участником которых она не является, и не может быть ответчиком по настоящему делу. В дополнительном возражении указывает на то, что истец, требуя выплаты единовременного пособия, вновь употребляет словосочетание «страховые выплаты». Относительно требования о взыскании штрафа в размере 50% от присужденной по ФЗ «О защите прав потребителя», указанные требования не обоснованны, поскольку выгодоприобретателем в правоотношениях по выплате единовременного пособия выступает специальный субъект – военнослужащий, а в случае гибели (смерти) – члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего, в связи с чем данные правоотношениями не являются правоотношениями, возникающими между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Следовательно, положения Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» на указанных лиц, как специальных субъектов не распространяются.

Представитель ответчика Акционерное общество «СОГАЗ» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил письменные пояснения, в котором указано, что из содержания Федерального закона № 306-ФЗ не следует, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до вступления этого Федерального закона в силу, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, то оснований для применения к правоотношениям, возникшим до указанной даты, положений данного Федерального закона не имеется. На дату наступления смерти ФИО19 A.A. ДД.ММ.ГГГГ выплата единовременного пособия в Российской Федерации в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах) производилась в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих (далее - Федеральный закон №76-ФЗ). С учетом вышеизложенного, правовые основания для выплаты единовременного пособия по Федеральному закону № 306-ФЗ отсутствуют.

Обязательство по выплате единовременного пособия в связи со смертью военнослужащего исполнено в полном объеме.

С 2015 года на основании заключенного с Минобороны России Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении в 2015-2016 годах выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ а также Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении в 2017 году выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ АО «СОГАЗ» осуществляет выплату единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона № 306-ФЗ. Основные условия и порядок выплаты единовременных пособий военнослужащим и членам их семей определены приказом Министра обороны Российской Федерации "О Порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Приказ ). Согласно пункту 3 Приказа выплата единовременных пособий производится на основании документов, подтверждающих наступление у военнослужащих или членов семей погибших (умерших) военнослужащих права на соответствующие выплаты. ДД.ММ.ГГГГ в АО «СОГАЗ» от Истца поступила претензия о выплате единовременного пособия по случаю смерти отца ФИО1, ранее каких-либо документов по данному делу в АО «СОГАЗ» не поступало. ДД.ММ.ГГГГ поскольку действующим законодательством установлен определенный порядок обращения за выплатой единовременных пособий АО «СОГАЗ» направило в ответ на претензию письмо, которым сообщило о готовности рассмотреть вопрос о выплате единовременного пособия в случае предоставления необходимого пакета документов в соответствии с Приказом . ДД.ММ.ГГГГ в АО «СОГАЗ» из военного комиссариата г. ФИО7 Республики Тыва поступили документы для принятия решения о выплате единовременного пособия по случаю смерти ФИО19 A.A. ДД.ММ.ГГГГ АО «СОГАЗ», рассмотрев поступившие документы, в связи с их несоответствием требованиям Приказа направило в адрес военного комиссариата г.ФИО7 Республики Тыва и Истца письмо, содержащее просьбу представить надлежащий пакет документов для осуществления выплаты единовременного пособия. ДД.ММ.ГГГГ из военного комиссариата г.ФИО7 Республики Тыва поступили дополнительные документы на выплату. ДД.ММ.ГГГГ АО «СОГАЗ», рассмотрев дополнительно поступившие документы, в связи с наступлением смерти военнослужащего в 2003 г. и необходимостью расчета суммы единовременного пособия в соответствии с положениями пункта 2 статьи Федерального закона №76-ФЗ, действовавшего на момент наступления события, запросило документы об окладах и тарифном разряде военнослужащего, а также документы для подтверждения круга выгодоприобретателей по единовременному пособию. ДД.ММ.ГГГГ - из военного комиссариата г. ФИО7 Республики Тыва поступили запрошенные документы, на основании которых ДД.ММ.ГГГГ АО «СОГАЗ» осуществило выплату единовременного пособия выгодоприобретателям в связи со смертью военнослужащего ФИО19 A.A., в том числе Истцу, в размере 91 755 руб. каждому. Расчет суммы единовременного пособия. В соответствии с «Обзором практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) при разрешении вопроса о праве истцов на единовременное пособие и его размере надлежит руководствоваться положениями закона, действовавшего на момент смерти. С учетом изложенного в рассматриваемом деле сумма единовременного пособия подлежит расчету на основании положений пункта 2 статьи 18 Федерального № 76-ФЗ, согласно которому «В случае гибели (смерти) военнослужащих.. . выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере: членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту,.. . -120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;». Согласно письму Военного комиссариата Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ матери военнослужащего ФИО19 A.A. выплата доли единовременного пособия в размере 30 окладов произведена в 2005 году CAO «ВСК». Согласно справке военного комиссариата Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью ФИО19 A.A. на момент обращения в АО «СОГАЗ» (с учетом выплаты матери военнослужащего) имеются четыре выгодоприобретателя - супруга ФИО10, дочь ФИО11, сын ФИО12, дочь ФИО19 A.A. (Истец). Таким образом, учитывая ранее осуществленную выплату доли матери в размере 30 окладов, выплате оставшимся выгодоприобретателям подлежит 120 окладов - 30 окладов = 90 окладов. При наличии четырех выгодоприобретателей, каждому подлежит выплата в размере 90 окладов / 4 = 22,5 оклада. Согласно вышеуказанной справке от ДД.ММ.ГГГГ денежное содержание военнослужащего ФИО19 A.A. состоит из оклада по штатной воинской должности в размере 2 441 руб. и оклада по воинскому званию в размере 1637 руб., общая сумма оклада денежного содержания составляет 1441 руб. + 1 637 руб. = 4 078 руб. Размер выплаты каждому из выгодоприобретателей составляет 4 078 руб. * 22,5 оклада = 91 755 руб. ДД.ММ.ГГГГАО «СОГАЗ» выплатило четырем выгодоприобретателям единовременное пособия в сумме 91 755 руб. каждому (платежные поручения прилагаются). Требование о компенсации морального вреда не являются законными. Нормы Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О защите прав потребителей» на них не распространяются. На основании вышеизложенного, в соответствии с действующим законодательством обязательства по выплате единовременного пособия по заявленному событию смерти военнослужащего ФИО19 A.A. исполнены в полном объеме, правовые основания для удовлетворения требований истца отсутствуют, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении исковых требований к АО «СОГАЗ» в полном объеме.

Представитель ответчика ЗАО «МАКС» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил письменные пояснения, в котором указано, что истцом заявлено необоснованное требование, исковое требование истца в том виде, в котором оно заявлено, не может быть удовлетворено, поскольку истец ссылается на новый Федеральный закон, хотя смерть военнослужащего ФИО13 наступила ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ЗАО «МАКС» является ненадлежащим ответчиком, так как в силу п.1 ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) по возмещению вреда возникает, если такая обязанность установлена законом. Оказание услуг по выплате единовременного пособия осуществлялось на основании заключенных отдельных соглашений, являющихся приложениями к Государственным контрактам. По условиям соглашений, ЗАО «МАКС» брало на себя обязательства по безвозмездной проверке документов и выплате единовременных пособий в период действия указанных соглашений (т.е. с 2010 по 2014 год), и осуществлению выплат единовременных пособий в течение 15 рабочих дней со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В период времени с 2010 по 2014 год, т.е. впериод действияСоглашений, заявления о выплате единовременногопособия отФИО1 в ЗАО «МАКС» нс поступали и не рассматривались, всвязи с чем заявление о нарушении ее прав со стороны ЗАО «МАКС» ипривлечении ЗАО «МАКС» в качестве ответчикав рамкахрассматриваемого дела необоснованно. В какие-либо иные периоды ЗАО «МАКС» обязательств по выплатеединовременного пособия военнослужащим на себя не принимало.Также истцом не представлено доказательств совместного причинения ответчиками вреда. Поскольку иных оснований возникновения солидарных обязательств в рассматриваемом случае законодательством не предусмотрено, полагают, что требования о взыскании с «ФКУ Военный комиссариат <адрес>», АО «СОГАЗ», ОАО «ВСК», ОАО «Росгосстрах», ЗАО «МАКС», Министерства финансов РФ суммы единовременного пособия, а также судебных расходов в солидарном порядке удовлетворению не подлежат.

Представители ответчиков ПАО СК «Росгосстрах», Управления Федерального казначейства по <адрес>, Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщали.

В судебное заседание ответчик ФИО4 не явился, извещался по последнему известному месту жительства, согласно справке адресно-справочной работы, ФИО4 зарегистрированным не значится, в соответствии со ст.50 ГПК РФ ответчику ФИО4 судом за счет средств федерального бюджета назначен адвокат ФИО16 в качестве представителя, которая просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку ФИО4 отбыло назначенное судом наказание в полном объеме.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся надлежащим образом извещенных сторон в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участников дела, прокурора, полагавшей подлежащим иск удовлетворению частично, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (часть 1 статьи 7 этого федерального закона).

Предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ является установление отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статья 1).

Законодательное закрепление отдельных выплат военнослужащим, а также членам их семей в случае их смерти (гибели), нашло свое отражение в статье 3 названного закона.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 данной статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).

Порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 названной статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 17 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и членам их семей (далее - Правила).

Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы (далее - члены семьи).

Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3 Правил).

Как следует из содержания подпункта "б" пункта 4 Правил, для назначения ежемесячной денежной компенсации члены семьи умершего (погибшего) инвалида подают в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, а также копию документа, удостоверяющего личность; копию свидетельства о смерти инвалида, копию справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы, документ, подтверждающий получение военной травмы в период прохождения военной службы (военный билет, справка военного комиссариата, военно-медицинские документы, архивные справки); документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (копия свидетельства о заключении брака).

Решение о назначении ежемесячной денежной компенсации принимается в течение 10 рабочих дней со дня подачи в уполномоченный орган заявления и документов, предусмотренных пунктом 4 Правил, а при пересылке указанных заявления и документов по почте - в течение 10 рабочих дней со дня их получения уполномоченным органом (пункт 8 Правил).

В соответствии с пунктом 18 Правил, ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ, и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации считается день подачи заявления с документами, указанными в пункте 4 Правил.

Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что ежемесячная денежная компенсация члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели), установленная частью 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N306-ФЗ, назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ<адрес> этом назначение ежемесячной денежной компенсации носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на названную денежную компенсацию, к которому прилагаются документы, подтверждающие право лица на данную выплату. Таким образом, назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации лицу, имеющему право на ее получение, осуществляется уполномоченным органом со дня его обращения за этой выплатой.

Как следует из материалов дела, ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в г.ФИО7 Республики Тыва, что подтверждается свидетельством (повторным) о рождении, 1-ЛЖ , выданным Органом Управления ЗАГС (Агентства) в г. ФИО7 РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Ее родителями указаны- ФИО1 – отец, ФИО3-ооловна – мать.

Согласно свидетельству о смерти 1-ЛЖ , ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, умер ДД.ММ.ГГГГ, местом смерти указано н.<адрес>, <адрес> данное свидетельство о смерти выдано повторно Отделом Управлением ЗАГС Республики Тыва (Агентства) в г. ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о смерти (повторному) серии 1-ЛЖ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, умер ДД.ММ.ГГГГ в н.п Даттых, <адрес>, Республики Ингушетия.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признана дочерью погибшего ФИО1, указанное решение суда вступило в законную силу.

По случаю потери кормильца истец ФИО1 получала пенсию по потере кормильца, что подтверждается представленными документами ФКУ «Военный комиссариат РТ».

Из выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем был исключен из списка личного состава и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с его смертью, его жене ФИО10 было направлено извещение о смерти ФИО1

Согласно справке об обстоятельствах наступления страхового случая и сведения о застрахованном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, рядовой ФИО1, проходивший военную службу в войсковой части Военной комендатуре <адрес>, относящийся к Министерству обороны Российской Федерации, в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ, вследствие острой дыхательной недостаточности при исполнении служебных обязанностей. По данному факту возбуждено уголовное дело.

В именном списке Военной комендатуре <адрес> также указаны вышеуказанные обстоятельства.

Согласно донесению на имя Военного коменданта Чеченской Республики и военному прокурору войсковой части видно, что ДД.ММ.ГГГГ в медицинском пункте 974 комендантской роты в 07 часов 00 минут от острой дыхательной недостаточности на фоне черепно-мозговой травмы и отравления суррогатами алкоголя, скончался ФИО1

Обстоятельства его гибели установлены приговором Грозненского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО4 признан виновным в совершении преступления по ч.4 ст.111, п.п.«а», «в» ч.3 ст.286 УК РФ, на основании ст.69 УК РФ окончательно к лишению свободы на срок 6 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением права занимать руководящие должности в течение 2 лет. Он лишен воинского звания «лейтенант».

Кроме этого, разрешен гражданский иск потерпевшей ФИО6, с ФИО4 в пользу ФИО6 взыскана сумма в размере 60000 рублей. В остальной части заявленного иска отказано.

Кассационным определением -КУ Судебной коллегии по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор Грозненского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ изменен: исключено из приговора указание о лишении ФИО4 воинского звания «лейтенант». В остальной части приговор оставлен без изменения.

Как указывает истец, представитель ФИО1ФИО15 обращалась в Военный комиссариат Республики Тыва, данное обстоятельство подтверждено заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа Военного комиссариата Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 А. назначена пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время за ее отца ФИО1, погибшего при исполнении обязанностей военной службы ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ей выплачивается ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью, а также ежемесячное пособие детям погибших военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ, также ежегодно (до достижения 16 лет) ей выплачивалось пособие на оздоровительный летний отдых – в 2013 годе в сумме 18866 рублей. ФИО2 А. признана дочерью умершего ФИО1 по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем она в состав членов семьи не вошла, члены учитываются на день смерти (гибели) военнослужащего. Заявление на назначение пенсии по случаю потери кормильца на нее выдано ДД.ММ.ГГГГ ее матерью ФИО3 В связи со сроком давности не представляется возможным определить, когда и кому и в каких долях было выплачено единовременное пособие, направлены запросы по данному поводу.

В связи с чем, судом истцу представлено время для обращения с заявлением о выплате единовременного пособия в АО «СОГАЗ».

С претензией о выплате страхового возмещения ФИО1 обратилась в страховую компанию – акционерное общество «СОГАЗ» ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт сторонами не оспаривается.

В связи с поступлением в страховую компанию претензии ФИО1 о выплате страхового возмещения, в суд направлено заявление АО «СОГАЗ» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просит запросить в Минобороне РФ, САО «ВСК» о страховых выплатах членам семьи умершего ФИО1

Также, АО «СОГАЗ» направил запросы в Военный комиссариат РТ о предоставлении информации по страховым выплатам погибшего ФИО1

Как указывает в своем письме АО «СОГАЗ», дата наступления смерти ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, выплата единовременного пособия в Российской Федерации в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах) производилась в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ,заключенному между Министерством обороны Российской Федерации и Страховая организация – ОАО «СОГАЗ», предметом Соглашения является осуществление с Минобороны России Соглашения в 2015-2016 годах выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ а также Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении в 2017 году выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ АО «СОГАЗ» осуществляет выплату единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона № 306-ФЗ.

Согласно ответу на запрос суда АО «СОГАЗ» от ДД.ММ.ГГГГ направило выплатное дело.

Согласно письму АО «ВСК» на имя Отдела военного комиссариата РТ, в связи со смертью ФИО1 были произведены выплаты его матери ФИО6 на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ в размере 25 окладов месячного денежного содержания, страховая сумма составила 40 515 рублей по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ на счет в Сбербанке, на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ доля единовременного пособия в размере 30 окладов, которая составила 48618 рублей по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ на счет в Сбербанке.

АО «СОГАЗ» направило запрос в Военный комиссариат РТ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации по страховым выплатам погибшего ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ Военный комиссариат РТ направил документы о принятии решения о выплате единовременного пособия жене ФИО10, ФИО12, ФИО11, ФИО1, в связи со смертью ФИО1

Заявлением ФИО1 (истец) от ДД.ММ.ГГГГ обратилась в АО «СОГАЗ» о выплате единовременного пособия, в связи со смертью отца ФИО1

С заявлением о выплате единовременного пособия обратилась жена умершего ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму АО «СОГАЗ» от ДД.ММ.ГГГГ о выплате единовременного пособия, указано на то, что для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи рядового ФИО1, необходимо оформить и представитель справку, с указанием окладов по штатной воинской должности и воинскому званию на ДД.ММ.ГГГГ, тарифный разряд по штатной воинской должности, кроме этого, в свидетельстве о смерти указано, что ФИО1 умер в н.<адрес>, однако в <адрес> имеется н.п Даттых, а также отсутствует вывод о смерти ФИО1 с исполнением обязанностей военной службы. По поводу выплаты ФИО12 страховая компания сообщает о том, что он может оформить личное заявление, поскольку в настоящее время ему более 20 лет.

Согласно письму Военного комиссариата РТ от ДД.ММ.ГГГГ видно, что комиссариат повторно направил документы для принятия решения о выплате единовременного пособия в АО «СОГАЗ».

Заявлением ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ обратился в АО «СОГАЗ» о выплате единовременного пособия, в связи со смертью отца ФИО1

Из свидетельств о смерти родителей погибшего ФИО1 видно, что его родители: отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с поступлением письма об истребовании документов из страховой компании АО «СОГАЗ», Военный комиссариат РТ ДД.ММ.ГГГГ направил дополнительно документы: справка, свидетельство о рождении ФИО1 (родителями которого указаны: отец ФИО5, мать – ФИО6).

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ АО «СОГАЗ» произведена выплата единовременного пособия членам семьи погибшего ФИО1: ФИО19ФИО17, ФИО19ФИО18, ФИО12, в том числе истцу ФИО1 в размере 91 755 рублей каждому.

Из Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «МАКС» являлось агентом Министерства обороны России по проверке документов на выплату единовременных пособий, установленных Порядком выплаты пособий, и правоотношения, вытекающие из Соглашений об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и члены их семей, регулирующихся главой 52 ГК РФ.

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «МАКС» сообщает истцу ФИО1 о том, что государственный контракт на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих ВС РФ, заключен между Минобороны России и ЗАО «МАКС» в 2010 году, с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку рядовой ФИО1 погиб ДД.ММ.ГГГГ году, то ЗАО «МАКС» не несет ответственность по данному факту гибели.

В связи с истребованием документов по факту гибели ФИО1, а также сведений о выплате членам семьи страховых выплат, судом направлялись запросы в различные органы.

Так, из ответа Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ видно, что сведениями в отношении военнослужащего ФИО1 не располагают.

В ответе ФГКУ «Южное региональное управление правого обеспечения» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что запрашиваемые сведения по факту гибели ФИО1 отсутствуют, запрос суда перенаправлен в Военному коменданту гарнизона <адрес>, начальнику отдела службы войск и безопасности военной службы Южного военного округа, руководителю ФКУ «Единый расчетный центр Минобороны РФ», начальнику ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны РФ», Центральный архив Минобороны России, филиал Центрального архива Минобороны России Южного военного округа.

ДД.ММ.ГГГГ в ответе Центрального архива <адрес> указано о том, что документы в отношении ФИО1 не поступали.

Из архивной справки ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО1 погиб во время нахождения на службе в войсковой части 22727 (974 комендантская рота) которая является структурным подразделением военной комендатуры <адрес> Республики ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ сведениями в отношении ФИО1 не располагает.

Из ответа Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выплата денежного довольствия военнослужащим в 2002 и 2003 году производилась финансово-экономическими органами воинских частей.

В ответе Министерство обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ сообщает о том, что материалы проверки по факту гибели ФИО1 не могут исполнить в установленный судом срок, поскольку материалы предоставлены в архив.

Из письма заместителя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Департамент сведениями о выплаченном денежном довольствии ФИО1 не располагает, поскольку необходимо запросить сведения в самой войсковой части.

Согласно ответу Военной комендатуры Ростовского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФГКОУ «Южное региональное управление правого обеспечения» Минобороны РФ видно, что комендатура не располагает сведениями по факту гибели ФИО1, запрос суда перенаправлено военному коменданту Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа Военной комендатуры Ханкалинского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ видно, что сведениями в отношении военнослужащего ФИО1 не располагает, запрос перенаправлен в Филиал Центрального архива Минобороны РФ.

Согласно письму Оперативной группы ВС РФ в ОГВ(с) от ДД.ММ.ГГГГ видно, что они не являются правопреемником Военных комендатур районов <адрес>, в том числе <адрес> в период 2001-2003 года.

Вместе с тем, суду представлены документы на ФИО1 из которых видно, что он погиб ДД.ММ.ГГГГ при исполнении воинской обязанности.

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N52-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N52-ФЗ объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

В соответствии с абзацами первым и вторым ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ) страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Положениями п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ), действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что размер страховых сумм, выплачиваемых застрахованному лицу при наступлении страховых случаев, определяется исходя из установленной застрахованному лицу группы инвалидности и месячного оклада военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица, в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания военнослужащего или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в приведенные выше положения п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, которые вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ (ст. 12 названного Федерального закона).

Согласно этим изменениям страховые суммы, выплачиваемые застрахованному лицу при наступлении страховых случаев, установлены в фиксированном размере.

В частности, п.2 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ) предусмотрено, что страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.

Из содержания приведенной нормы следует, что положения ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ), устанавливающие страховые суммы в фиксированном размере, применяются к страховым случаям, наступившим с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Следовательно, для признания за гражданином права на получение страховой выплаты в связи с гибелью (смертью) военнослужащего необходимым условием является факт гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, при этом военнослужащий должен быть застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих.

Пунктом 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент смерти ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ) и п. 5 Инструкции о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 55 (в редакции, действовавшей на момент смерти ФИО1), установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (военных сборов), выплачивается в равных долях членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, единовременное пособие в размере 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.

По смыслу закона, при разрешении вопроса о праве истца на единовременное пособие и его размере надлежит руководствоваться положениями закона, действовавшего на момент смерти.

Смерть ФИО1 наступила ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ, частью 8 статьи 3 которого предусмотрена выплата в равных долях членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, при исполнении обязанности военной службы единовременного пособия в размере 3 000 000 рублей, соответственно правовых оснований для выплаты единовременного пособия по Федеральному закону №306-ФЗ не имеется.

Согласно ответу на претензию истца ПАО СК «Росгосстрах» от ДД.ММ.ГГГГ сообщает о том, что Государственное обязательное личное страхование военнослужащих было введено Постановлением Совета Министров ССР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственным обязательном личном страховании военнослужащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» с ДД.ММ.ГГГГ. Страховщиками по этому виду страхования являлись: Правление государственного страхования СССР – с января 1991 по февраль 1993 года, САО ВСК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Росгосстрах» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО «МАКС» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, СК СОГАЗ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Смерть рядового ФИО1 наступила ДД.ММ.ГГГГ, в период действия государственного контракта с САО ВСК.

Судом установлено, что на момент наступления страхового случая, то есть ДД.ММ.ГГГГ было заключено Соглашение между САО ВСК и Министерством обороны РФ, с учетом того, что ФИО1 обратилась с заявлением о выплате единовременного пособия в АО «СОГАЗ» ДД.ММ.ГГГГ, которая в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заключила Соглашение с Министерством обороны Российской Федерации о выплате единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей.

Согласно ответу ВСК «Страховой дом» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное военному комиссариату по Кызылскому кожууну, после смерти ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, его матери – ФИО6 были произведены следующие выплаты: страховая сумма в размере 25 окладов месячного содержания военнослужащего, установленных на дату наступления страхового случая в размере 40515 рублей, доля единовременного пособия в размере 30 окладов в размере 48618 рублей. В связи с отсутствием в Компании заявлений о выплате страховых сумм и единовременного пособия от остальных членов семьи ФИО1, то им не произведены указанные выплаты.

Согласно распоряжению АО «СОГАЗ» от ДД.ММ.ГГГГ, представил расчет размера единовременного пособия в соответствии с п.2 ст.18 ФЗ «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ, в размере 120 месячных окладов денежного содержания. Размер единовременного пособия к выплате составит (2441,00+1637,00)х120=489360,00 рублей. Ранее САО «ВСК» выплачено матери 30 ОДС. Остаток: 120-30=90 окладов денежного содержания или (2441,00+1637,00)х90= 367020,00 рублей. Выгодоприобретатели 4 (супруга, сын, дочь и дочь), то есть каждому по 22,5 окладов денежного содержания. Итого размер выплаты каждому 91755 рублей 00 копеек.

Кроме того, из представленных материалов следует, что АО «СОГАЗ» членам семьи погибшего рядового ФИО1, в том числе истцу ФИО1 выплачена сумма единовременного пособия в размере 91 755 рублей, каждому, то есть данный случай указанным ответчиком признан страховым.

Как указывает страховая компания при выплате указанной суммы исходила из того, что на момент обращения в АО «СОГАЗ» (с учетом выплаты матери военнослужащего) были четыре выгодоприобретателя - супруга ФИО10, дочь ФИО11, сын ФИО12, дочь ФИО19 A.A. Учитывая ранее осуществленную выплату доли матери в размере 30 окладов, выплате оставшимся выгодоприобретателям подлежит 120 окладов - 30 окладов = 90 окладов. При наличии четырех выгодоприобретателей, каждому подлежит выплата в размере 90 окладов / 4 = 22,5 оклада. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ денежное содержание военнослужащего ФИО19 A.A. состоит из оклада по штатной воинской должности в размере 2 441 руб. и оклада по воинскому званию в размере 1637 руб., общая сумма оклада денежного содержания составляет 1441 руб. + 1 637 руб. = 4 078 руб. Размер выплаты каждому из выгодоприобретателей составляет 4 078 руб. * 22,5 оклада = 91 755 руб. ДД.ММ.ГГГГАО «СОГАЗ» выплатило четырем выгодоприобретателям единовременное пособия в сумме 91 755 руб. каждому.

Данный расчет суд считает соответствующим действовавшему на тот момент законодательству.

При таких обстоятельствах, поскольку акционерное общество «СОГАЗ» правомерно признало право ФИО1 на получение единовременного пособия и определил размер подлежащего выплате ей и остальным членам семьи погибшего военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы единовременного пособия, применив Закон, действовавший на момент смерти ФИО1-ДД.ММ.ГГГГ, произвело выплату единовременного пособия в полном объеме, то оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к ответчикам Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Тыва», Управлению Федерального казначейства по <адрес>, Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Открытому акционерному обществу «ВСК», АО «СОГАЗ», Открытому акционерному обществу «Росгосстрах», Закрытому акционерному обществу «МАКС», ФИО4 о признании права на получение единовременного пособия, страховых выплат и произвести страховую выплату по действующему ФЗ за в размере 3000000 рублей, не имеется.

Поскольку к отношениям по личному и имущественному страхованию законодательство о защите прав потребителей применяется лишь в части, не урегулированной специальными нормами. Таким образом, к таким отношениям применяются только общие положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а под действие специальных норм этого Закона названные правоотношения не подпадают.

Отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц урегулированы специальным законом - Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, поэтому положения ст. 395 ГК РФ и Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" к таким отношениям не применяются, в связи с чем суд не усматривает для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании со всех ответчиков штраф в размере 50 % от присужденной суммы в размере 1500000 рублей.

Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как ранее установлено, обстоятельства по факту гибели ФИО1 установлены приговоромГрозненского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4, признанного виновным в совершении преступления по п.п. «а», «в» ч. 3 ст. 286 и ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Согласно ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме(ч.1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ч.2).

Таким образом, поскольку материалами дела установлено, что преступными действиями со стороны ответчика ФИО4 погиб рядовой ФИО1, являвшийся отцом ФИО1, которая в малолетнем возрасте потеряла отца при исполнении им воинской обязанности, росла без него, без его поддержки и воспитания, следовательно у суда сомнений не вызывает факт того, что истец испытала физические и нравственные страдания, то суд считает разумным и справедливым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей с ответчика ФИО4

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При предъявлении иска, ФИО1 о нарушении ее прав со стороны ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Республики Тыва», УФК по <адрес>, Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, АО «СОГАЗ», ОАО «ВСК», ПАО СК «Росгосстрах», ЗАО «МАКС» в рамках рассматриваемого дела не доказала, в связи с чем требования к указанным ответчикам не подлежат удовлетворению.

На основании ст.100 ГПК РФ в пользу истца с ответчика также подлежат взысканию судебные расходы на оплату услуг представителя.

Согласно договору об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, истец оплатила за юридические услуги представителю ФИО15 денежные средства в размере 30 000 рублей (квитанция об оплате от ДД.ММ.ГГГГ).

Между тем, исходя из принципа разумности и справедливости, с учетом проделанной работы, суд полагает подлежащим взысканию с ответчика ФИО4 расходы на услуги представителя в размере 10 000 рублей.

В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика ФИО4 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Город ФИО7 Республики Тыва».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Тыва», Управлению Федерального казначейства по <адрес>, Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, акционерному обществу «СОГАЗ», Открытому акционерному обществу «ВСК», ПАО СК «Росгосстрах», Закрытому акционерному обществу «МАКС», ФИО4 о признании права на получение единовременного пособия и страховых выплат, обязании произвести страховую выплату и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО4 в пользу ФИО2 возмещение морального вреда в сумме 500000 рублей, судебные расходы на услуги представителя в размере 10000 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ФИО4 в пользу в доход бюджета муниципального образования городской округ «Город ФИО7 Республики Тыва» государственную пошлину 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения - 09 февраля 2017 года (с учетом выходных дней).

Судья С.Б. Хертек

Верно: судья