Дело № 2-90/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2018 года с. Кыра
Кыринский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Курсиновой М.И.
при секретаре Макеевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кыра гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кыринского района Забайкальского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Государственному учреждению социального обслуживания «Кыринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Перекресток»» Забайкальского края и Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в прокуратуру района поступила информация МО МВД «Акшинский» о результатах обследования антитеррористической защищенности объектов, выделенных для проведения детской летней оздоровительной кампании. В ходе проверки летнего оздоровительного лагеря «<адрес>», проведенной сотрудниками полиции, выявлены следующие недостатки: отсутствует видеонаблюдение, тревожная сигнализация, отсутствует связь с экстренными службами, отсутствует ограждение с восточной стороны, а также, сославшись в обосновании заявленных исковых требований на ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму», п.21 и п.23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 №272, п. 6.1 Свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» от 05.07.2011 №320, а также на Устав ГУСО КСРЦ «Перекресток» и п.6 ст.123.22 ГК РФ, просил обязать ГУСО «Кыринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Перекресток»» Забайкальского края оснастить помещения летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» следующими средствами защиты: система охранного освещения, система охранная телевизионная, система охранной и тревожной сигнализации, система экстренной связи; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в случае недостаточности финансовых средств у ГУСО «Кыринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Перекресток»» Забайкальского края профинансировать оснащение летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» средствами защиты, указанными в пункте 1 исковых требований, решение суда обратить к немедленному исполнению.
В ходе рассмотрения дела по существу прокурор изменил исковые требования и просил обязать ГУСО «Кыринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Перекресток»» Забайкальского края установить в летнем лагере «<адрес>» средства защиты (система видеонаблюдения, система охранной и тревожной сигнализации) либо обеспечить охрану летнего лагеря «<адрес>» (его территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в случае недостаточности финансовых средств ГУСО «Кыринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Перекресток»» Забайкальского края профинансировать оснащение летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» средствами защиты, указанными в пункте 1 исковых требований, либо профинансировать охрану летнего лагеря «<адрес>» (его территории) охранными организациями; решение суда обратить к немедленному исполнению, указав, что в прокуратуру Кыринского района поступила информация МО МВД России «Акшинский» о результатах обследования антитеррористической защищенности объектов, выделенных для проведения детской летней оздоровительной кампании, согласно которой в ходе проверки выявлены следующие недостатки: отсутствует видеонаблюдение, тревожная сигнализация, отсутствует связь с экстренными службами, отсутствует ограждение с восточной стороны, о чем ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками полиции составлен акт, с которым ознакомлен директор лагеря К.А.С.. Директор ГУСО «КСРЦ «Перекресток»» Васильева С.С. в ходе ее опроса пояснила, что территория летнего лагеря полностью освещается, имеется возможность экстренной связи с правоохранительными органами посредством сотовой связи, рации, охрана объекта осуществляется сторожами, отсутствует видеонаблюдение, тревожная сигнализация, охрана объекта частными охранными организациями, вневедомственной охраной не осуществляется. В соответствии со ст.2, ч.4 ст.3, ч.6 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритетности мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма, и это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; антитеррористическая защищенность объекта (территории) это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта Согласно информации ГУСО «КСРЦ «Перекресток»» в ДД.ММ.ГГГГ году запланировано проведение 2 лагерных смен, в каждой смене запланирован отдых 90 детей, а также пребывание 30 сотрудников. Согласно паспорту организации отдыха и оздоровления детей и подростков летнего оздоровительного лагеря «<адрес>», летний лагерь является подразделением ГУСО «Кыринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Перекресток»» Забайкальского края, учредителем и собственником имущества является Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, находится в ведомственном подчинении Министерства социальной защиты населения края (п.1.4, п.1.5 Устава ГУСО «КСРЦ «Перекресток»»). Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, установлены Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 №410, согласно п.3 которых ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). В соответствии с п.11 Требований, а также Паспорта безопасности летнего оздоровительного лагеря «<адрес>», разработанного и утвержденного в соответствии с Требованиями, по степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий летний лагерь «<адрес>» является объектом 1 категории. На основании п.15 и п.17 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию), в том числе посредством оснащения при необходимости объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; на объектах первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 15, осуществляются мероприятия по: оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; периодическому обходу и осмотру объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодической проверке складских помещений; контролю состояния помещений для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей. В соответствии с разделом VIII паспорта безопасности летнего оздоровительного лагеря «<адрес>», действующего до ДД.ММ.ГГГГ, в летнем лагере необходимы долгосрочные мероприятия, требующие длительного времени и значительных материальных затрат, первоочередными, неотложными мероприятиями являются оборудование территории места массового пребывания людей системой видеонаблюдения и кнопкой экстренного вызова наряда полиции, усиление пропускного режима допуска граждан и автотранспорта на контролируемую территорию учреждения. Устранение выявленных нарушений возможно лишь путем установки соответствующих средств защиты (системы видеонаблюдения, системы охранной и тревожной сигнализации), либо обеспечением охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций. На основании п.1.6 Устава ГУСО «КСРЦ «Перекресток»» является некоммерческой организацией и создано в целях обеспечения осуществления исполнительным органом государственной власти функций по оказанию государственных услуг в сфере социального обслуживания населения. В соответствии с п.6.9 Устава к компетенции Министерства социальной защиты населения Забайкальского края относится формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам, предварительное согласование совершения учреждением крупных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами. Согласно п.4.14 Устава финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Забайкальского края. Кроме того, п.6 ст.123.22 ГК РФ предусматривает возможность возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества бюджетного учреждения в случае причинения вреда гражданам ввиду ненадлежащего оснащения средствами защиты (их отсутствия). Организация антитеррористической защищенности летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» не соответствует требованиям действующего законодательства и влечет за собой нарушение основных принципов противодействия терроризму, направленных на профилактику, минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявления нарушений в указанной сфере, и, как следствие, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в случае совершения террористического акта.
Старший помощник прокурора района Лыгдынова А.Д. в судебном заседании поддержала измененные исковые требования по основаниям, изложенным в измененном исковом заявлении, уточнив их, указав, что в связи с окончанием летней оздоровительной кампании на момент рассмотрения дела необходимость в немедленном исполнении решения суда отпала, считает возможным установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края - директор ГУСО КСРЦ «Перекресток» Васильева С.С. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив суду, что детский лагерь «<адрес>» является структурным подразделением ГУСО «КСРЦ «Перекресток»» и отнесен к объектам 1 категории, в лагере проводятся от 1 до 3 смен с отдыхом в одной смене 90 детей, также в лагере проживают педагогический и обслуживающий персонал. В лагере имеется электрическое освещение, прямая связь, отсутствует видеонаблюдение и тревожная сигнализация. Охраняется объект штатными работниками – сторожами. Из-за отсутствия финансирования указанные в иске средства защиты в лагере не установлены. В программе укрепления материально-технической базы летних оздоровительных лагерей на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен монтаж системы видеонаблюдения в лагере «<адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ году. Финансирование ГУСО КСРЦ «Перекресток» производится из бюджета Забайкальского края через Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Представитель ответчика – Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В своем отзыве на первоначальный иск просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, ссылаясь на то, что Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края является лишь главным распорядителем бюджетных средств и финансирование учреждения с целью оснащения летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» средствами защиты в ДД.ММ.ГГГГ году не предусмотрено, поскольку не заложено в смете на ДД.ММ.ГГГГ год.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Забайкальского края, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка», ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990, указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму, в том числе в детских оздоровительных учреждениях.
Как следует из паспорта отдыха и оздоровления детей и подростков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, летний оздоровительный лагерь «<адрес>» является подразделением Государственного учреждения социального обслуживания Кыринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Перекресток» Забайкальского края, расположен в пади <адрес>, с удаленностью от <адрес> на <данные изъяты> км, от <адрес> – <данные изъяты> км; собственником организации является Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края; организация функционирует сезонно в 2 смены с длительностью смены в 21 день с количеством в 90 детей одновременно, штатная численность организации составляет 33 работника.
Согласно паспорту безопасности летнего оздоровительного лагеря «<адрес>», утвержденному Министром труда и социальной защиты населения Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» является отдых и оздоровление детей в летний период, режим работы учреждения сезонный – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из информации ОП по Кыринскому району МО МВД России «Акшинский» от ДД.ММ.ГГГГ, представленной прокурору Кыринского района, в результате проведенного на основании указания УМВД России по Забайкальскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период подготовки и проведения детской летней оздоровительной компании» обследования территории лагеря «<адрес>» выявлены следующие недостатки: отсутствие видеонаблюдения, тревожной сигнализации, связи с экстренными службами, отсутствие ограждения лагеря с восточной стороны.
Согласно акту проверки лагеря «<адрес>», расположенного в <данные изъяты> км от <адрес> в пади «<адрес>», на предмет антитеррористической защищенности инженерно-технической укрепленности и противопожарной безопасности в лагере «<адрес>», в ходе проверки ОП по Кыринскому району МО МВД России «Акшинский» лагеря «<адрес>» установлено отсутствие сигнализации, отсутствие связи с экстренными службами, отсутствие ограждения лагеря с одной стороны, видеонаблюдения и охраны ЧОП.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу статьи 2 названного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п.6 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона №124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления обязана создавать безопасные условия пребывания в ней детей, присмотра и ухода за ними, организации их питания, перевозки к местам отдыха и обратно, содержания детей в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями и нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации отдыха детей и их оздоровления, включая соблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности, наличие охраны или службы безопасности.
На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 №410 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно пункту 11 Требований с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории объектов (территорий): а) объекты (территории) первой категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет более 50 человек и (или) прогнозируемый материальный ущерб - более 5 млн. рублей; б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый материальный ущерб - менее 5 млн. рублей.
Согласно паспорту безопасности летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» и, исходя из приведенного п.11 Требований, летний оздоровительный лагерь «<адрес>» является объектом 1 категории.
Согласно пункту 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию), что достигается, в том числе посредством оснащения при необходимости объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны или обеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, что достигается посредством: своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса и провоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объект (территорию); принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера; организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории); контроля состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений; организации взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; в) минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы его совершения, что достигается посредством: своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации; разработки порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении; обучения работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении; проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений); своевременного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечения технических возможностей эвакуации.
Согласно п.17 Требований на объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 15 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; б) периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений; в) контроль состояния помещений для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.
Как следует из раздела VIII паспорта безопасности летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» в ЛОЛ «<адрес>» - структурном подразделении ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края необходимы долгосрочные мероприятия, требующие длительного времени и значительных материальных затрат, первоочередными и неотложными мероприятиями, направленными на обеспечение антитеррористической защищенности является оборудование территории места массового пребывания людей системой видеонаблюдения и кнопкой экстренного вызова наряда полиции, усиление пропускного контроля граждан и автотранспорта на контролируемую территорию учреждения.
Кроме этого, факт отсутствия системы видеонаблюдения и системы охранной и тревожной сигнализации на территории летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» подтверждается актом проверки органов внутренних дел и не оспаривается ответчиками.
Летний лагерь отдыха и оздоровления детей «<адрес>» является объектом массового пребывания людей более 50 человек одновременно, в том числе несовершеннолетних детей, что подтверждается паспортом организации отдыха и оздоровления детей и подростков, паспортом безопасности летнего оздоровительного лагеря «<адрес>», пояснениями представителя ответчика ГУСО КСРЦ «Перекресток» Васильевой С.С..
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в летнем оздоровительном лагере «<адрес>», являющимся структурным подразделением ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края и местом массового пребывания людей, отсутствует система видеонаблюдения, система охранной и тревожной сигнализации, и охрана летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» путем привлечения сотрудников охранных организаций не осуществляется.
Отсутствие системы видеонаблюдения, системы охранной и тревожной сигнализаций в данном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории летнего лагеря, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.
В связи с этим, осуществление деятельности летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора к ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края о возложении обязанности установить в летнем оздоровительном лагере «<адрес>» средства защиты – систему видеонаблюдение, систему охранной и тревожной сигнализации либо обеспечить охрану летнего лагеря путем привлечения сотрудников охранных организаций подлежат удовлетворению.
Представленные суду представителем ответчика Васильевой С.С. справки охранных организаций – Кыринского отделения вневедомственной охраны и ООО ОБ «<адрес>» о невозможности установления тревожной сигнализации в оздоровительном лагере «<адрес>» по причине удаленности объекта, не содержат сведений о реальной технической невозможности установления системы тревожной сигнализации в летнем оздоровительном лагере «<адрес>», напротив, в справке ООО ОБ «<адрес>» указывается на наличие технической возможности установки системы передачи сигнала для прохождения тревожного сигнала на ПЦО ООО ОБ «<адрес>», а также Кыринского ОВО, поэтому данные справки не могут являться доказательствами, свидетельствующими о реальной технической невозможности установления тревожной сигнализации в летнем оздоровительном лагере «<адрес>».
К тому же, представитель ответчика Васильева С.С. в судебном заседании исковые требования признала полностью.
Как указано в п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно Уставу Государственного учреждения социального обслуживания «Кыринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Перекресток»» Забайкальского края, утвержденному приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края является бюджетной, некоммерческой организацией и создано в целях обеспечения осуществления исполнительным органом государственной власти функций по оказанию государственных услуг в сфере социального обслуживания населения (пункты 1.3, 1.6 Устава). Функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Министерство социальной защиты населения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства социальной защиты населения Забайкальского края (пункты 1.4,1.5 Устава).
Как следует из положений п.4.3 Устава собственником имущества ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края является Забайкальский край, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов в первую очередь являются средства бюджета Забайкальского края.
Пунктом 4.14 Устава предусмотрено финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением в виде субсидий из бюджета Забайкальского края.
В соответствии с положениями п.6.9 Устава к компетенции Министерства социальной защиты населения Забайкальского края относится формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам, предварительное согласование совершения учреждением крупных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами.
Согласно требованиям ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу положений статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание учредителем и приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на оплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством финансирование ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края является функцией Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, указанные функции и обязанности Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края также содержатся и в Уставе ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только бюджетного учреждения, но и его учредителя, собственника имущества как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование бюджетного учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников летнего оздоровительного лагеря, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает исковые требования о возложении на учредителя ответчика ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края - Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, выполняющего функции и полномочия учредителя в части финансирования и осуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, обязанности по финансированию установки в летнем оздоровительном лагере «<адрес>» средств защиты либо охраны летнего лагеря «<адрес>» путем привлечения сотрудников охранных организаций обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края об отсутствии денежных средств для оснащения летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» средствами защиты в смете на ДД.ММ.ГГГГ год судом во внимание не принимаются, поскольку отсутствие денежных средств у учреждения, равно как и у его учредителя, основанием для освобождения от финансирования деятельности, прямо вытекающей из требований федерального законодательства, направленного на охрану здоровья, безопасности несовершеннолетних, не является и действующее законодательство не связывает выполнение субъектом антитеррористической деятельности требований по обеспечению антитеррористической безопасности с его финансовыми возможностями.
На день вынесения решения суда нарушения законодательства об антитеррористической защищенности не устранены. Доказательств обратного ответчиками не представлено.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края как исполнительный орган государственной власти Забайкальского края освобожден от уплаты государственной пошлины.
С ответчика ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального района «<адрес>».
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Кыринского района Забайкальского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение социального обслуживания «Кыринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Перекресток»» Забайкальского края установить в летнем оздоровительном лагере «<адрес>» средства защиты - систему видеонаблюдения, систему охранной и тревожной сигнализации или обеспечить охрану летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» путем привлечения сотрудников охранной организации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края не позднее ДД.ММ.ГГГГ профинансировать оснащение летнего оздоровительного лагеря «<адрес>» вышеуказанными средствами защиты либо его охрану путем привлечения сотрудников охранных организаций в случае недостаточности финансовых средств у Государственного учреждения социального обслуживания «Кыринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Перекресток»» Забайкальского края.
Взыскать с Государственного учреждения социального обслуживания «Кыринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Перекресток»» Забайкальского края в доход бюджета муниципального района «<адрес>» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Подпись судьи.
Копия верна.
Судья: М.И. Курсинова
Мотивированное решение изготовлено 3 сентября 2018 года.