НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кяхтинского районного суда (Республика Бурятия) от 13.10.2021 № 12-93/2021

12-93/2021

Р Е Ш Е Н И Е

13 октября 2021 года г. Кяхта

Судья Кяхтинского районного суда Республики Бурятия Жарникова О.В.,

при секретаре Вагановой В.А.,

с участием главного редактора МАУ «Редакция газеты «Кяхтинские вести» А.В.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица МАУ «Редакция газеты «Кяхтинские вести» А.В.Д.. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица муниципального автономного учреждения «Редакция газеты «Кяхтинские вести» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо МАУ «Редакция газеты «Кяхтинские вести» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица МАУ «Редакция газеты «Кяхтинские вести» А.В.Д. подала жалобу, выразив мнение о незаконности и необоснованности постановления.

В обоснование жалобы заявитель отметила, что юридическому лицу вменяется в вину нарушение срока предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации за ДД.ММ.ГГГГ и декларации о количестве готовых товаров, в том числе упаковки, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, согласно документам юридического лица, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Росприроднадзора посредством почтовой связи были направлены декларация, отчетность и расчет экологического сбора. ДД.ММ.ГГГГ из отдела нормирования было получено сообщение о получении пакета документов, где также было указано, что в пакете не достает отчетности. Однако отчетность о выполнении нормативов утилизации была отправлена через личный кабинет природопользователя ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, к ДД.ММ.ГГГГ МАУ «Редакция газеты «Кяхтинские вести» был представлен весь пакет документов, поэтому нарушений не допущено, в связи с чем, имеются основания для освобождения юридического лица от административной ответственности. На основании изложенного, представитель юридического лица просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, прекратить производство по делу.

Представитель заявителя МАУ «Редакция газеты «Кяхтинские вести» А.В.Д.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Представитель административного органа, постановление которого обжалуется – старший государственный инспектор Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора М.Г.Г.. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

Судья, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.

В соответствии с положениями статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей в период совершения административного правонарушения) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1).

Экологический сбор, в соответствии с пунктом 1 той же статьи, относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2 этого Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (пункт 2). Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (пункт 6).

Порядок взимания экологического сбора установлен Правилами взимания экологического сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 утверждены Правила предоставления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров. Документ утратил силу с 01.01.2021 года. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 года № 2010 утверждены Правила, в которых обязанность по предоставлению сведений осталась.

В соответствии с Правилами, взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; отчетным периодом для предоставления декларации и отчетности признается календарный год; декларация и отчетность предоставляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно Правилам, отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по форме согласно приложению в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (далее - система учета отходов).

При подаче отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, путем использования электронных сервисов системы учета отходов дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия возможности подачи отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, отчетность представляется на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов, которые предоставляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или лично, а также через представителя или курьером:

производителем товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя;

импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно являются производителями товаров и импортерами товаров, отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата ее отправления через электронные сервисы системы учета отходов.

Датой приема отчетности на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов, считается дата уведомления о вручении при направлении посредством почтового отправления либо дата проставления отметки о получении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органом) при представлении лично, а также через представителя или курьером.

Согласно ч. 3 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

В силу ч.9 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ, обязанность производителя, импортеров товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, либо со дня уплаты экологического сбора. Порядок уплаты экологического сбора предусмотрен ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности МАУ «Редакция газеты «Кяхтинские вести» является издательская деятельность, дополнительным видом деятельности – деятельность полиграфическая и предоставление услуг в этой области.

Следовательно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ МАУ «Редакция газеты «Кяхтинские вести», являясь производителем и плательщиком экологического сбора, обязано было направить в Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, а также отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств в ДД.ММ.ГГГГ, однако к установленному сроку свои обязанности не исполнило, в связи с чем, в отношении юридического лица был составлен протокол по делу об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.

Факт совершения учреждением вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые согласуются между собой и с фактическими данными, являются достаточными, достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно приняты должностным лицом и положены в основу обжалуемого постановления, которое мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

Ссылку представителя юридического лица о направлении декларации и отчетности в установленные сроки, суд отклоняет, поскольку указанные утверждения не подтверждены со стороны заявителя. В установленном законодательством порядке и сроки, декларация и отчетность не были представлены, что по существу не отрицалось представителем юридического лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Событие и состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено.

Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшегося по делу постановления должностного лица и прекращения производства по делу по следующим основаниям.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.

В соответствии с положениями указанного Пленума ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений. Малозначительным может быть признано любое правонарушение, если оно не несло существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.

Материалами дела подтверждено предоставление учреждением декларации и отчетности в Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора, и оплаты экологического сбора ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> что подтверждается копией платежного поручения, то есть до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.

Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что совершенное юридическим лицом деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо последствий, а также конкретных обстоятельств настоящего дела не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица МАУ «Редакция газеты «Кяхтинские вести» подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу представителя юридического лица МАУ «Редакция газеты «Кяхтинские вести» А.В.Д.. удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица МАУ «Редакция газеты «Кяхтинские вести» по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ отменить.

Признать допущенное МАУ «Редакция газеты «Кяхтинские вести» правонарушение малозначительным, освободить МАУ «Редакция газеты «Кяхтинские вести» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Производство по административному делу прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд.

Судья Жарникова О.В.