НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кваркенского районного суда (Оренбургская область) от 01.04.2016 № 2-71

Дело № 2-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кваркено 01 апреля 2016 года

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тарасенко А.Г.,

при секретаре Шмелевой Е.А.,

с участием помощника прокурора Кваркенского района Кузьминой В.В.,

представителя ответчика Никитнина Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению «Кваркенское лесничество» об устранении нарушений лесного законодательства,

у с т а н о в и л:

Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ГКУ «Кваркенское лесничество» об устранении нарушений лесного законодательства.

В обоснование иска указал, что прокурорской проверкой выявлено нарушение ответчиком лесного законодательства в части исполнения мер пожарной безопасности в лесах Кваркенского района. Ответчик ненадлежащим образом осуществляет мониторинг пожарной безопасности в лесах Кваркенского района. Основными целями деятельности учреждения является управление в области, в том числе, охраны, защиты лесов, пожарный надзор в лесах на подведомственной территории. Для достижения этих целей ответчик в установленном законом и Уставом порядке, в числе прочего, проводит мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, осуществляет разработку планов тушения лесных пожаров, организует тушение лесных пожаров. Ответчиком осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах не организован и не осуществляется. Карточки учета лесных пожаров ответчиком не ведутся, в специализированную диспетчерскую службу не предоставляются. Невыполнение ответчиком требований лесного законодательства по исполнению мер пожарной безопасности в лесах Кваркенского района нарушает интересы государства, собственника лесов, ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Несвоевременное выявление лесного пожара создает реальную угрозу причинения ущерба государству из-за потери леса, федеральной собственности, причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан, находящихся в лесном массиве. В обоснование требований приведены правила ст. 42 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 1, 51, 52, 53, 53.2, 83 ЛК РФ, п.п. 9, 16, 17 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом МПР РФ от 23.06.2014 № 276, раздела 2.16.1 Лесохозяйственного регламента Орского лесничества.

Просит признать незаконными бездействие ответчика по невыполнению мер пожарной безопасности в лесах Кваркенского района в части отсутствия организации и осуществления осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах и невыполнения требований законодательства по ведению карточек учета лесных пожаров и их предоставлению в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти, осуществляющую сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров; обязать ответчика в срок до 01.05.16г. принять меры по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на подведомственной территории лесного фонда в соответствии с приказом МПР РФ от 23.06.2014 № 276 в части выполнения требований по: организации и осуществлению осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах; организации заполнения карточек учета лесных пожаров лицами, выполняющими работы по мониторингу лесных пожаров ГКУ «Кваркенское лесничество» и направлению карточек учета лесных пожаров в специализированную диспетчерскую службу - ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области».

В ходе подготовки к слушанию дела от представителя ответчика поступили письменные возражения на иск. В возражениях указано, что мониторинг пожарной опасности в лесах Оренбургской области осуществляется посредством патрулирования. Контроль осуществляется посредством системы ГЛОНАСС. Не усматривает необходимости удовлетворения требования иска о строительстве наблюдательных вышек, поскольку приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.12г. №174 определяет только возможность такого строительства. Не усматривает такой необходимости в лесах Кваркенского лесничества. Сообщения о пожарах направляются в ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области» посредством телефонной связи. Просит признать иск прокурора необоснованным.

В судебном заседании помощник прокурора Кваркенского района Кузьмина В.В., представляющая интересы Орского межрайонного природоохранного прокурора, сославшись на мотивы иска, поддержала заявленные по делу требования, просила эти требования удовлетворить.

Представитель ответчика Никитин Г.И. в судебном заседании не признал заявленные прокурором требования. Пояснил, что карточки учета лесных пожаров лицами, выполняющими работы по мониторингу лесных пожаров ГКУ «Кваркенское лесничество», направляются посредством электронной связи в единую диспетчерскую службу министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области. Пояснил, что осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных с наблюдательных пунктов невозможен в силу малого состава сотрудников ГКУ «Кваркенское лесничество», вышки для такого наблюдения имеются, хотя эти вышки и в ненадлежащем состоянии. Лесные массивы, закрепленные за ГКУ «Кваркенское лесничество» постоянно, особенно в пожароопасный период, патрулируются на автомобилях сотрудниками лесничества. Просил отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился. Суд на основании ч. 1 ст. 42, частей 3, 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

В представленном отзыве на иск прокурора представитель министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области фактически полагает заявленные прокурором требования удовлетворению не подлежащими. В отзыве приведены основания возражений, приведенные в письменных возражениях ответчика.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом исследован акт проверки прокурором ГКУ «Кваркенское лесничество» по исполнению мер пожарной безопасности в лесах Кваркенского района.

Из документа следует, что помощником Орского межрайонного природоохранного прокурора выявлено нарушение ответчиком норм лесного законодательства на территории ГБУ «Кваркенское лесничество». Непосредственно установлено следующее. Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах не организован и не осуществляется. Карточки учета лесных пожаров не ведутся, в специализированную диспетчерскую службу не предоставляются.

Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом отданными прокурору письменными объяснениями должностного лица ГКУ «Кваркенское лесничество».

Судом исследованы представленные стороной ответчика приказы: «О проведении патрулирования лесов», «О подготовке к пожароопасному сезону», «О дежурстве в праздничные и выходные дни» с графиком дежурств, лесохозяйственный регламент Кваркенского лесничества, устав ГКУ «Кваркенское лесничество», приказ министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области об изменении государственных заданий лесничествам Оренбургской области, план тушения лесных пожаров на территории ГКУ «Кваркенское лесничество», ежедневные формы сведений о лесопожарной обстановке.

В соответствии с исследованными ответом на запрос суда и телефонограммой должностных лиц ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области» ГКУ «Кваркенское лесничество» не представляло в ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области» карточки учета лесных пожаров.

Согласно п. 6 ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в числе прочих, принципе обеспечение охраны и защиты лесов.

В силу ч. 1 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

По правилам частей 1, 2 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Согласно ч. 1 ст. 53.2 ЛК РФ мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя, в числе прочего, наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров.

В силу п. 9 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом Приказом Минприроды России от 23.06.2014 N 276, осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды: при II классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в 10, 13, 16, 19 часов; при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 10 до 20 часов не реже одного раза в два часа; при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 9 до 21 часа не реже одного раза в час; при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.

В соответствии с п. 16 указанного Порядка лицо, выполняющее работы по мониторингу лесных пожаров, при обнаружении лесного пожара заполняет карточку учета лесного пожара, в которой указывается: 1) географические координаты лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды; 2) азимут и удаление лесного пожара от ближайшего населенного пункта; 3) лесничество (лесопарк), участковое лесничество, урочище, квартал (если есть возможность - выдел); 4) дата и время обнаружения лесного пожара; 5) площадь лесного пожара на момент обнаружения (общая и покрытая лесом); 6) целевое назначение лесов и категория земель; 7) сведения о гражданах, юридических лицах, которым предоставлен лесной участок, на котором обнаружен лесной пожар (при наличии); 8) основные лесоустроительные характеристики в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений); 9) предварительная причина лесного пожара; 10) дополнительная информация, которая может оказать помощь при организации тушения лесного пожара.

По правилу п. 17 означенного Порядка карточка учета лесного пожара подписывается лицом, обнаружившим лесной пожар, и передается в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 ЛК РФ. Специализированные диспетчерские службы осуществляют сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров.

В судебном заседании установлено, что ответчик не полностью в соответствии с положениями нормативных актов исполнил обязанности в части обеспечения мониторинга пожарной безопасности лесов Кваркенского района, поэтому суд не могут быть приняты доводы возражений ответчика и третьего лица.

В силу указанных обстоятельств суд полагает заявленные прокурором требования законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными бездействие государственного казенного учреждения «Кваркенское лесничество» по невыполнению мер пожарной безопасности в лесах Кваркенского района в части отсутствия организации и осуществления осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах и невыполнения требований законодательства по ведению карточек учета лесных пожаров и их предоставлению в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти, осуществляющую сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров.

Обязать государственное казенное учреждение «Кваркенское лесничество» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на подведомственной территории лесного фонда в соответствии с приказом МПР РФ от 23.06.2014 № 276 в части выполнения требований по: организации и осуществлению осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах; организации заполнения карточек учета лесных пожаров лицами, выполняющими работы по мониторингу лесных пожаров государственного казенного учреждения «Кваркенское лесничество» и направлению карточек учета лесных пожаров в специализированную диспетчерскую службу – государственное бюджетное учреждение «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, на решение может быть принесено апелляционное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Тарасенко А.Г.

Мотивированное решение суда составлено 05 апреля 2016 года.

Судья Тарасенко А.Г.