РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2020 года г. Кузнецк
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Прошиной С.Е.,
при секретаре Плаховой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области административное дело УИД 58RS0017-01-2020-002270-23 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области к Елиной И.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Пензенской области обратилась в суд с административным иском к Елиной И.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, указав на то, что согласно данным, полученным из уполномоченных органов, административный ответчик является адвокатом с 26.09.2002.
Елиной И.А. в Межрайонную ИФНС России № 1 по Пензенской области были представлены:
10.06.2014 первичный расчет авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ за 2014 рег. № 22025724. По данным расчета начислены суммы авансовых платежей по НДФЛ в размере 6781 руб., в том числе по срокам уплаты: 15.07.2014 – 3390 руб., 15.10.2014 – 1695 руб., 15.01.2015 – 1696 руб.
06.05.2015 (отправлена ТКС 30.04.2015) декларация по форме 4-НДФЛ за 2015 рег. № 24896850, с указанием предполагаемого дохода в сумме 100000 руб.;
16.05.2016 декларация по форме 4-НДФЛ за 2017 рег. № 28660010, с указанием предполагаемого дохода в сумме 120000 руб.;
26.04.2018 декларация по форме 4-НДФЛ за 2018 рег. № 30152826, с указанием предполагаемого дохода в сумме 120000 руб.
Расчет авансовых платежей согласно данным расчета за 2014: 52162,24х13%=6781 руб.
В соответствии с п. 8 и п. 9 ст. 227 НК РФ Елиной И.А. налоговым органом были исчислены авансовые платежи по НДФЛ по срокам уплаты: 15.01.2015 на сумму 1696 руб.; 15.07.2015 на сумму 6500 руб., 17.10.2016 на сумму 3250 руб., 16.01.2017 на сумму 3250 руб., 16.01.2017 на сумму 3250 руб., 17.07.2017 на сумму 7800 руб., 16.10.2.017 на сумму 3900 руб., 15.01.2018 на сумму 3900 руб., 16.07.2018 на сумму 7800 руб., 15.10.2018 на сумму3900 руб., 15.01.2019 на сумму 3900 руб. итого авансовые платежи в сумме 45896 руб.
В нарушение п. 8 ст. 227 НК РФ, налоговым органом в адрес Елиной И.А. налоговые уведомления об уплате авансовых платежей за 2013-2018 не направлялись.
Налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно в силу ст. 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.
Налоговый орган, руководствуясь положениями НК РФ и Письма ФНС России от 19.11.2012 № НД -4-8/19411@ требование об уплате авансовых платежей по НДФЛ ответчику не выставлял и направлял.
До настоящего момента задолженность по авансовым платежам по НДФЛ в суме 45896 руб. не погашена. В соответствии с п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 75 НК РФ на указанную задолженность были начислены пени за период с 16.01.2015 года по 31.07.2020 года в сумме 12840,66 руб.
В связи с отсутствием возможности самостоятельного исключения соответствующих записей (задолженности по авансовому платежу по НДФЛ за 2014-2018 год в сумме 45896 руб. и пени в сумме 12840 руб.) из лицевого счета Елиной И.А. (ИНН 580304684029) Межрайонная ИФНС России № 1 по Пензенской области вынуждена обратиться в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании указанных выше сумм.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст.ст. 11, 23, 31, 44, 48, 58, 59, 75, 85, 207, 209-210, 212, 216, 218-221, 224-225, 227, 229 НК РФ, ст.ст. 286-287 КАС РФ, Межрайонная ИФНС России № 1 по Пензенской области просит суд восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления, а также взыскать с Елиной И.А. (ИНН 580304684029) суммы задолженности по НДФЛ за 2014-2018 год в общей сумме 58736,66 руб. (авансовые платежи по НДФЛ за 2014-2018 год в сумме 45896 руб. и пени в сумме 12840 руб.).
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России №1 по Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно.
Административный ответчик Елина И.А. в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом и своевременно, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в иске отказать в связи с пропуском срока исковой давности и за необоснованностью.
Изучив административный иск Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога ли сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой (п. 3 ст. 210 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
По положениям п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в период спорных отношении) налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату авансовых платежей в соответствии с настоящей статьей производят нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Согласно п. 2 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 217 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 НК РФ (п. 5 ст. 227 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 227 НК РФ).
В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 НК РФ (п. 8 ст. 227 НК РФ).
Согласно п. 9 ст. 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь-июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль-сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь-декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае значительного (более чем 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.
Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.
В соответствии с п. 3 ст. 58 НК РФ в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.
Пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Елина И.А. зарегистрирована в качестве страхователя – адвоката Адвокатской палаты Пензенской области с 26 сентября 2002 г.
Елиной И.А. в Межрайонную ИФНС России № 1 по Пензенской области были представлены:
10.06.2014 первичный расчет авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ за 2014 рег. № 22025724. По данным расчета начислены суммы авансовых платежей по НДФЛ в размере 6781 руб., в том числе по срокам уплаты: 15.07.2014 – 3390 руб., 15.10.2014 – 1695 руб., 15.01.2015 – 1696 руб.
06.05.2015 (отправлена ТКС 30.04.2015) декларация по форме 4-НДФЛ за 2015 рег. № 24896850, с указанием предполагаемого дохода в сумме 100000 руб.;
16.05.2016 декларация по форме 4-НДФЛ за 2017 рег. № 28660010, с указанием предполагаемого дохода в сумме 120000 руб.;
26.04.2018 декларация по форме 4-НДФЛ за 2018 рег. № 30152826, с указанием предполагаемого дохода в сумме 120000 руб.
Расчет авансовых платежей согласно данным расчета за 2014: 52162,24х13%=6781 руб.
По данным представленного расчета были начислены суммы авансовых платежей по НДФЛ, в том числе по срокам уплаты: 15.01.2015 на сумму 1696 руб.; 15.07.2015 на сумму 6500 руб., 17.10.2016 на сумму 3250 руб., 16.01.2017 на сумму 3250 руб., 16.01.2017 на сумму 3250 руб., 17.07.2017 на сумму 7800 руб., 16.10.2.017 на сумму 3900 руб., 15.01.2018 на сумму 3900 руб., 16.07.2018 на сумму 7800 руб., 15.10.2018 на сумму3900 руб., 15.01.2019 на сумму 3900 руб. итого авансовые платежи в сумме 45896 руб.
В нарушение п. 9 ст. 227 НК РФ, административный ответчик Елина И.А. авансовые платежи по НДФЛ за 2014-2018 годы не оплатил.
Административный истец требование об уплате авансовых платежей по НДФЛ административному ответчику не выставлял и не направлял.
В соответствии с п. 3 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
Согласно п. 5 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 данной статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 НК РФ.
В нарушение пункта 3 и пункта 5 статьи 227 НК РФ, Елиной И.А. не была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2014-2018 год.
До настоящего момента задолженность по авансовым платежам по НДФЛ в сумме 45896 руб. не погашена. В соответствии с п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 75 НК РФ на указанную задолженность были начислены пени за период с 16.01.2015 года по 31.07.2020 года в сумме 12840,66 руб.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога (п.1 ст.45 НК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счётах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Административным истцом при обращении в суд было заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения с административным исковым заявлением.
В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Исходя из системного толкования и сравнительного анализа ст. 196 ГК РФ, подпунктов 1, 5 п. 3 ст. 44, п. 8 ст. 78, ст. 113 НК РФ, срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога, налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает.
Поскольку в добровольном порядке начисленная сумма налога на доходы физических лиц за 2014-2017 год в размере 26396 руб. Елиной И.А. в установленный срок уплачена не была, 13.08.2020 года налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании с Елиной И.А. указанной суммы, пропустив предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд с такими требованиями.
Судом также установлен тот факт, что течение срока обращения в суд не приостанавливалось и не прерывалось.
В нарушение ст. 62 КАС РФ доказательств уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд налоговым органом не представлено.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3статьи 48или пунктом 1статьи 115Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При обращении с административным иском административным истцом не приведено обоснованности причин пропуска срока для такого обращения по своему ходатайству о восстановлении пропущенного срока, с которыми возможно признание судом таких причин уважительными, поэтому в удовлетворении такого ходатайства следует отказать за его необоснованностью.
При этом в административном исковом заявлении административным истцом указывается, что налоговый орган вынужден обратиться в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности по авансовому платежу по НДФЛ за 2013-2017 г. и пеней с целью их списания в установленном порядке.
В соответствии с абз. 3-4 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.03.2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться. Аналогичная позиция содержится также в определении от 17.02.2015 г. № 422-О.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Кроме того, в силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случае, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Поскольку, как бесспорно установлено судом, уведомление об уплате авансовых платежей налоговый орган Елиной И.А. не направлял, у последней не возникла обязанность по их уплате.
На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области по заявленному к Елиной И.А. административному иску, следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 138, 175-180, 290-293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области к Елиной И.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области.
Судья