РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2020 года г. Кузнецк
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Себряевой Н.А.,
при секретаре Литвинчук Е.М.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области административное дело УИД 58RS0017-01-2020-002274-11 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Пензенской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, указав на то, что согласно данным, полученным из уполномоченных органов, административный ответчик являлся частным нотариусом.
ФИО1 14.06.2016 года представлен первичный расчет авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ за 2016 год, рег. №. По данным расчета начислены суммы авансовых платежей по НДФЛ в размере 21562 руб., в том числе по срокам уплаты: 15.07.2016 года – 10781 руб., 17.10.2016 года – 5390 руб., 16.01.2017 года – 5391 руб. Расчет авансовых платежей согласно данным расчета: 165858*13% = 21562 руб.
В нарушение п. 9 ст. 227 НК РФ, административный ответчик авансовые платежи по НДФЛ за 2016 год не оплатил и не представил налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2016 год.
Налоговый орган, руководствуясь положениями НК РФ и Письмом ФНС России от 19.11.2012 года № НД-4-8/19411@, требование об уплате авансовых платежей по НДФЛ ответчику не выставлял и не направлял.
До настоящего момента задолженность по авансовым платежам по НДФЛ в суме 21562 руб. не погашена. В соответствии с п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 75 НК РФ на указанную задолженность были начислены пени за период с 16.07.2016 года по 31.07.2020 года в сумме 7829,15 руб.
В связи с отсутствием возможности самостоятельного исключения соответствующих записей (задолженности по авансовому платежу по НДФЛ за 2016 год в сумме 21562 руб. и пени в сумме 7829,15 руб.) из лицевого счета ФИО1 (ИНН <данные изъяты>) Межрайонная ИФНС России № 1 по Пензенской области вынуждена обратиться в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании указанных выше сумм.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст.ст. 11, 23, 31, 44, 48, 58, 59, 75, 85, 207, 209-210, 212, 216, 218-221, 224-225, 227, 229 НК РФ, ст.ст. 286-287 КАС РФ, Межрайонная ИФНС России № 1 по Пензенской области просит суд восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления, а также взыскать с ФИО1 (ИНН <данные изъяты>) суммы задолженности по НДФЛ за 2016 год в общей сумме 29391,15 руб. (авансовые платежи по НДФЛ за 2016 год в размере 21562 руб., пени по НДФЛ в размере 7829,15 руб.).
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России №1 по Пензенской области в предварительное судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно.
Административный ответчик ФИО1 в предварительное судебное заседание также не явился, извещался судом надлежащим образом по месту своей регистрации по адресу: <адрес>, однако за получением почтовой корреспонденции в отделение почтовой связи не явился, в связи с чем направленные в его адрес извещения были возвращены отправителю.
В соответствии с п.1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Из разъяснений, содержащихся в п. п. 63 - 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, ФИО1, имея регистрацию по адресу своего постоянного проживания: <адрес>, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях своевременного получения направляемой ему судом извещений.
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту его проживания корреспонденцией является риском и все неблагоприятные последствия такого бездействия несет административный ответчик.
Изучив административный иск Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога ли сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой (п. 3 ст. 210 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
По положениям п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в период спорных отношении) налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату авансовых платежей в соответствии с настоящей статьей производят нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Согласно п. 2 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 217 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 НК РФ (п. 5 ст. 227 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 227 НК РФ).
В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 НК РФ (п. 8 ст. 227 НК РФ).
Согласно п. 9 ст. 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь-июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль-сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь-декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае значительного (более чем 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.
Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.
В соответствии с п. 3 ст. 58 НК РФ в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.
Пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
В предварительном судебном заседании установлено, что административный ответчик ФИО1 был зарегистрирован в качестве страхователя – адвоката Адвокатской палаты Пензенской области.
14.06.2016 года ФИО1 был представлен первичный расчет авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ за 2016 год (рег. №).
По данным представленного расчета были начислены суммы авансовых платежей по НДФЛ в размере 21562 руб., в том числе по срокам уплаты: 15.07.2016 года – 10781 руб., 17.10.2016 года – 5390 руб., 16.01.2017 года – 5391 руб. Расчет авансовых платежей согласно данным расчета: 165858x13% = 21562 руб.
В нарушение п. 9 ст. 227 НК РФ, административный ответчик ФИО1 авансовые платежи по НДФЛ за 2016 год не оплатил.
Административный истец требование об уплате авансовых платежей по НДФЛ административному ответчику не выставлял и не направлял.
В соответствии с п. 3 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
Согласно п. 5 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 данной статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 НК РФ.
В нарушение пункта 3 и пункта 5 статьи 227 НК РФ, ФИО1 не была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2016 год.
До настоящего момента задолженность по авансовым платежам по НДФЛ в сумме 21562 руб. не погашена. В соответствии с п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 75 НК РФ на указанную задолженность были начислены пени за период с 16.07.2016 года по 31.07.2020 года в сумме 7829,15 руб.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога (п.1 ст.45 НК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счётах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Административным истцом при обращении в суд было заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения с административным исковым заявлением.
В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Исходя из системного толкования и сравнительного анализа ст. 196 ГК РФ, подпунктов 1, 5 п. 3 ст. 44, п. 8 ст. 78, ст. 113 НК РФ, срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога, налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает.
Поскольку в добровольном порядке начисленная сумма налога на доходы физических лиц за 2016 год в размере 29391,15 руб. ФИО1 в установленный срок уплачена не была, 13.08.2020 года налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 указанной суммы, пропустив предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд с такими требованиями.
Судом также установлен тот факт, что течение срока обращения в суд не приостанавливалось и не прерывалось.
В нарушение ст. 62 КАС РФ доказательств уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд налоговым органом не представлено.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3статьи 48или пунктом 1статьи 115Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При обращении с административным иском административным истцом не приведено обоснованности причин пропуска срока для такого обращения по своему ходатайству о восстановлении пропущенного срока, с которыми возможно признание судом таких причин уважительными, поэтому в удовлетворении такого ходатайства следует отказать за его необоснованностью.
При этом в административном исковом заявлении административным истцом указывается, что налоговый орган вынужден обратиться в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности по транспортному налогу и пеней с целью их списания в установленном порядке.
В соответствии с абз. 3-4 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.03.2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться. Аналогичная позиция содержится также в определении от 17.02.2015 г. № 422-О.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области по заявленному к ФИО1 административному иску, следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 138, 175-180, 290-293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области.
Судья