Дело № 12 - 110/2019
УИД № 58RS0017-01-2019-001479-52
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кузнецк Пензенской области. 09 августа 2019 года.
Судья Кузнецкого районного суда Пензенской области - Кравцов А.И.,
с участием законного представителя заявителя - ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» - директора - ФИО1,
действующего на основании решения № 6 единственного учредителя юридического лица от 26.09.2016,
его защитника - Курмаева Р.Х.,
действующего на основании доверенности от 24.06.2019, сроком действия на три года,
а также представителя Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области - заместителя начальника отдела
- ФИО2,
действующего на основании доверенности № 37 от 02.04.2019,
при секретаре - Абубекеровой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе законного представителя ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» (ИНН №<адрес>) - директора ФИО1 на постановление № № о назначении административного наказания от 27 мая 2019 года, вынесенное начальником отдела охраны леса, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минлесхоза Пензенской области ФИО3, которым ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением по делу об административном правонарушении № № о назначении административного наказания от 27 мая 2019 года, вынесенным начальником отдела охраны леса, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минлесхоза Пензенской области ФИО3 ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В постановлении указано, что29.04.2019 года, в 11 часов 20 минут при проведении патрулирования лесов с целью выявления и пресечения нарушений лесного законодательства, было установлено, что в Чибирлейском участковом лесничестве ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» в квартале 162 выдел 7 (площадь участка 15,0 га), на территории Кузнецкого района Пензенской области обнаружена оставленная (не вывезенная) заготовленная древесина, а также допущено невыполнение (несвоевременное выполнение) работ по очистке лесосек от порубочных остатков. Данный лесной участок передан в аренду ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ для заготовки древесины, лесосеки разрабатывались на основании лесной деклараций № 1 от 11.12.2017 к договору аренды.
Таким образом, ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» допустило нарушение подп. з) и к) п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МПР России от 13.09.2016 № 474 (далее - Правила заготовки древесины), а именно допустило оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке и невыполнение (несвоевременное выполнение) работ по очистке лесосек от порубочных остатков.
Указанное нарушение допущено по вине лица, использующие лесные участки на основании Договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс».
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ договора аренды, арендатору ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» предписано выполнять обязанности, предусмотренные Правилами заготовки древесины, в том числе не допускать оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеке и осуществлять своевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Законный представитель ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» директор ФИО1 присутствовал как при составлении протокола об административном правонарушении так и при его рассмотрении, с вменяемым юридическому лицу правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, не согласился. Просил прекратить возбужденное дело, свои доводы изложенные в «Замечаниях и объяснениях к протоколу № от 14 мая 2019» (приложены к материалам дела) поддержал. Пояснил, что при составлении протокола должностным лицом ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» в соответствии с ч. 3 ст. 28 КоАП РФ ему не были разъяснены права и обязанности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, кроме того лицо, составившее протокол не предоставило ему служебное удостоверение. Утверждал, что делянка на вышеуказанном лесном участке была пройдена рубкой в ноябре 2018 года, что подтверждается отчетом об использовании лесов, очистка лесосеки и вывоз древесины проведены в полном объеме и в установленные сроки. Считает, что осмотр лесосеки сотрудниками лесничества был проведен с нарушениями установленными порядком осмотра лесосек (Приложение 4 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 № 367), в частности осмотр лесосек проводился без уведомления арендатора лесного участка. В связи с вышеуказанным ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» считает нарушения указанные в протоколе об административном правонарушении необоснованными.
Исследовав материалы и обстоятельства дела уполномоченное лицо пришло к выводу о том, на момент проведения патрулирования лесных участков 29.04.2019 государственным лесным инспектором ФИО10 был установлен факт оставления заготовленной древесины на местах рубки (лесосеке) и невыполнение работ по очистке лесосек от порубочных остатков, что подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административной ответственности № № от 14.05.2019; фотоматериалами представленными в фототаблице к протоколу № № от 14.05.2019; лесной декларацией № от 11.12.2017; актами осмотра лесосек № от 29.04.2019 и иными материалами дела.
Таким образом, по мнению административного органа ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» при использовании лесов, рубки лесных насаждений не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных правил и норм, ответственность за нарушение которых установлена ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. Доводы, представленные законным представителем юридического лица ФИО1, считает не обоснованными.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность не установлено. Доказательств тяжелого имущественного и финансового положения ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» не представлено.
Таким образом, в действиях ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
ООО «Комаровское лесное хозяйство» в лице законного представителя - директора ФИО1, не соглашаясь с выводами постановления начальника отдела охраны леса, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минлесхоза Пензенской области ФИО3 от 27 мая 2019 года, подало в суд жалобу, в которой указало, что с данным постановлением не согласно, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, с прекращением производства по делу, по следующим основаниям.
Привлечению к ответственности предшествовало составление протокола от 14 мая 2019 года государственным лесным инспектором Чибирлейского участкового лесничества ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» ФИО11№ в отношении ООО «Комаровское лесное хозяйство» по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. Указывая изложенные обстоятельства обжалуемого постановления, которые аналогичны обстоятельствам, изложенным в протоколе, полагает, что осмотр лесосеки сотрудниками лесничества проведен с нарушениями установленными порядком осмотра лесосек (Приложение № 4 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 № 367), в частности осмотр лесосек проводился без уведомления арендатора лесного участка, в связи с чем считает нарушения указанные в протоке необоснованными.
По факту составления незаконного протокола об административном правонарушении он - директор ФИО1 обратился с жалобой в прокуратуру Кузнецкого района Пензенской области, на которую 03 июня 2019 года пришел ответ за № №, что по результатам проверки в адрес директора ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» ФИО6 внесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующим.
Ссылаясь и приводя доводы представления прокуратура Кузнецкого района Пензенской области, полагает, что протокол об административном правонарушении, который послужил основанием привлечения к административной ответственности, составлен с нарушениями требований действующего законодательства: 1) в нарушении требований действующего законодательства ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» 29.04.2019, издав приказ о патрулировании от 28.03.2019, осуществляло наземное патрулирование арендованного ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» лесного участка в квартале 162 выделе 7 (площадь 15,0 га) Чибирлейского участкового лесничества вне маршрута наземного патрулирование лесов, утвержденных в плане тушения лесных пожаров, с использованием технических средств фотофиксации. Наземное патрулирование работниками ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» проводилось преимущественно лишь на арендованных ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» лесных участках, на которых в 2018 году велась заготовка древесины; 2) осмотр лесосек проводился без участия представителей юридического лица, которым извещение о дате и времени проведения осмотра лесосек не направлялось и они об этом за 10 дней не предупреждались; 3) в нарушении требований ст. 28.5 КоАП РФ при выявлении административного правонарушения 29.04.2019 протокол об административном правонарушении был составлен на 15 сутки 14.05.2019, несмотря на то, что административное расследование по делу не проводилось; 4) в составленном государственным лесным инспектором ПСУ ПО «Кузнецкое лесничество» ФИО5 административном протоколе свидетелем правонарушения указан - и.о. лесничего Чибирлейского участкового лесничества ПСУ ПО «Кузнецкое лесничество» ФИО7, который состоит в прямом подчинении с работодателем и является заинтересованным в исходе дела лицом. В тоже время в акте осмотра лесосеки от 29.04.2019 в указанное время в квартале 162 выделе 7 Чибирлейского участкового лесничества свидетель ФИО7 не присутствовал, поскольку в акте осмотра не указан; 4) при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица - ФИО1 не были разъяснены его права и обязанности, должностное лицо не предъявило свое служебное удостоверение; 5) при составлении административного протокола в отношении ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» его законным представителем ФИО1 14.05.2019 было заявлено ходатайство о проведении повторного осмотра мест рубок в кв. 162 выдел 7 площадью 15,0 га. с участием представителей юридического лица. Однако данное ходатайство административным органом было рассмотрено лишь 03.06.2019, уже после вынесения оспариваемого постановления от 27.05.2019. В ходе дополнительного осмотра комиссия установила, что при повторном осмотре лесосеки на 03.06.2019 нарушений не выявлено. Это подтверждает тот факт, что очистка лесосеки и вывоз древесины на лесосеке были проведены в полном объёме и в установленные законом сроки. Считает это существенным нарушением, поскольку повторный осмотр должен был быть проведен до вынесения постановления и после его проведения производство по делу должно было быть прекращено, так как при проведенном повторном осмотре, в присутствии представителей юридического лица нарушений выявлено не было. Таким образом, не устранив выявленные противоречия, у уполномоченного должностного органа отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к административной ответственности ввиду недоказанности события и вины в административном правонарушении. При таких обстоятельствах считает, что протокол об административном правонарушении был составлен с существенными нарушениями требований КоАП РФ, а потому не может быть использован и подлежит исключению из числа доказательств по делу.
По этим основаниям ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» в лице законного представителя - директора ФИО1 просит постановление Минлесхоза Пензенской области вынесенное в отношении него 27 мая 2019 года по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ признать незаконным и отменить, а производство по делу прекратить.
В судебном заседании законный представитель ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» - директор ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объёме и просил суд её удовлетворить, постановление Минлесхоза Пензенской области от 27 мая 2019 года, которым ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» было признано виновным по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия события вменяемого правонарушения. Помимо этого дополнительно пояснил, что после составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении он незамедлительно выехал на место, где не увидел вменяемых нарушений.
В судебном заседании защитник ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» Курмаев Р.Х. доводы жалобы также поддержал в полном объёме и просил суд её удовлетворить, постановление Минлесхоза Пензенской области от 27 мая 2019 года, которым ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» было признано виновным по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей отменить, производство по делу прекратить в виду недоказанности вины юридического лица во вменяемом ему правонарушении. Дополнительно просил суд исключить из числа доказательств 4 фототаблицы, приложенные к протоколу об административном правонарушении от 14.05.2019 в отношении ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, поскольку данные фототаблицы подписаны только ФИО4 и не подписаны свидетелем ФИО7, а также задание на патрулирование ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» от 29.04.2019, поскольку оно было составлено в ненадлежащей форме.
В судебном заседании представитель Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО2 с доводами, изложенными в жалобе и дополненными в судебном заседании, не согласился, считает, что вынесенное должностным лицом Минлесхоза по Пензенской области постановление № от 27 мая 2019 года, которым ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» было признано виновным по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей является законным и обоснованным. Просил постановление № от 27 мая 2019 года по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» оставить без изменения, жалобу ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» дополненную в судебном заседании без удовлетворения. Дополнительно представил отзыв на жалобу и пояснил, что проверка было проведена законно и обосновано, без нарушений административного регламента. Так между Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области и ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины № от ДД.ММ.ГГГГ, договор прошел в установленном порядке государственную регистрацию №, то есть лицом, ответственным за соблюдение условий договоров аренды и использующим леса является ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс». Пунктом ДД.ММ.ГГГГ договора аренды, арендатору ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» предписано выполнять обязанности, предусмотренные Правилами заготовки древесины, в том числе не допускать оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеке и осуществлять своевременное выполнение работ по очистке лесосеки. 14 мая 2019 года государственным лесным инспектором ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № в отношении юридического лица ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. 27 мая 2019 года начальником отдела Минлесхоза Пензенской области ФИО3 было вынесено постановление № в отношении юридического лица ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей. Из указанного постановления следует, что 29 апреля 2019 года, в 11 часов 20 минут при проведении патрулирования лесов с целью выявления и пресечения нарушений лесного законодательства, было установлено, что в Чибирлейском участковом лесничестве ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» в квартале 162 выдел 7 (площадь участка 15,0 га) обнаружена оставленная (не вывезенная) заготовленная древесина, а также допущено невыполнение (несвоевременное выполнение) работ по очистке лесосек от порубочных остатков. Лесосека разрабатывались ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» на основании лесной деклараций № 1 от 11.12.2017 к договору аренды. Таким образом ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» допустило нарушение подп. з) и к) п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МПР России от 13.09.2016 № 474 (далее - Правила заготовки древесины), а именно допустило оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке и невыполнение (несвоевременное выполнение) работ по очистке лесосек от порубочных остатков. Суду было представлено дело об административном правонарушении № в котором имеются следующие документы: протокол об административном правонарушении от 14 мая 2019 года, фототаблица с зафиксированным правонарушением на 4 листах, с привязкой места совершения правонарушения, на квартале 162 выделе 7 площадью 15,0 га. Чиберлейского участкового лесничества ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» на территории Кузнецкого района Пензенской области, находящимся по договору аренды в пользовании у ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс», уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 30 апреля 2019 года, приказ ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» № от 28 апреля 2019 года «О патрулировании», задание на патрулирование от 29 апреля 2019 года, акт осмотра лесосеки № 3 от 29 апреля 2019 года, лесная декларация № 1 от 17 декабря 2017 года, схема размещения лесосеки, служебная записка на имя директора ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» от 29 апреля 2019 года о выявленном правонарушении. Из вышеуказанных документов следует, что имеется приказ на патрулирование, задание на патрулирование и маршрут. Инспектор обязан отреагировать на нарушения посредством составления акта, фототаблицы. На момент выявления нарушения, фактически знали кем оно допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» был уведомлен надлежащим образом, на составление административного протокола и его рассмотрении явился. В письменном отзыве на жалобу заявителя дополнительно указал, что в протоколе об административном правонарушении № от 14 мая 2019 года имеются разъяснения прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется производство по делу. В протоколе имеются подписи лица, действующего от имени юридического лица, об ознакомлении с протоколом, то есть и с его правами и обязанностями. Исходя из материалов дела, установлено, что нарушение выявлено не при осмотре лесосек, а при проведении патрулирования территорий лесного фонда, о чем свидетельствует приказ ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» № от 28.03.2019 «О патрулировании» и Задание на патрулирование от 29.04.2019. Проведение патрулирований лесных участков входит в состав прав и обязанностей государственных лесных инспекторов при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), установленных приказом Минприроды России от 12.04.2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)». Выявленные в ходе патрулирования нарушения фиксируются государственными лесными инспекторами сразу на месте, без участия представителей юридических лиц, у которых они были выявлены. Последние после этого извещаются о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. При выявленных нарушениях лесного законодательства составляются акты осмотра лесосек, фототаблицы с привязкой места их совершения, что государственным лесным инспектором и было сделано. Фототаблицы подписываются тем государственным лесным инспектором кто составляет протокол об административном правонарушении. Внесение в акт осмотра лесосеки других сотрудников лесничества присутствующих при этом не является обязательным. Тот факт, что правонарушение работниками лесничества было выявлено 29.04.2019 и протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» был составлен через 15 суток 14.05.2019 без проведения административного расследования хотя и является нарушением, но не является существенным нарушением влекущим отмену протокола и признания его недопустимым доказательством. Оснований для проведения административного расследования не имелось, поскольку работникам лесничества было известно юридическое лицо совершившее административное правонарушение. Законному представителю ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» было по почте направлено уведомление о времени и месте составления административного протокола примерно за две недели, что письменное уведомление успело вернуться с отметкой о его вручении. Задание на патрулирование составлено в надлежащей форме, оснований для признания его недопустимым доказательством оснований не имеется. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сроки составления и направления протокола об административном правонарушении указанные в статьях 28.5, 28.8 не являются пресекательными, нарушение указанных сроков является несущественным недостатком протокола и не препятствует рассмотрению дела. Согласно ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» патрулирование проводится без взаимодействия с проверяемым лицом. Мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом рассматриваются в качестве составной части государственного контроля (надзора), осуществление которых образуют деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относятся: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах. Исходя из положений ст. 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров является мерой пожарной безопасности в лесах, и организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя в том числе организацию патрулирования лесов. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров определяет правила осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Согласно ч. 8 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Наличие у ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» в соответствии с требованиями закона и договором аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, обязанности и возможности соблюдения правил заготовки древесины нашли свое подтверждение представленными в деле материалами и при рассмотрении административного дела. Несоблюдение указанных обязанностей и возможностей послужило основанием для привлечения ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» начальником отдела охраны леса, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минлесхоза Пензенской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При решении вопроса о виде и размере административного наказания, в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, учитывался характер и обстоятельства совершенного правонарушения. Доказательств тяжелого имущественного и финансового положения юридического лица представлено не было. В отношении юридического лица ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» избрано наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. При назначении административного наказания рассматривался вопрос о применении положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в части назначения административного наказания в виде предупреждения. Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, правомерно сделало вывод о невозможности применении норм указанной статьи в данном случае так как одним из условий применения норм указанной статьи КоАП РФ является наличие обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в том числе совершённое административное правонарушение не должно создавать угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде. Вместе с тем оставленная на месте рубки заготовленная древесина и несвоевременно убранные порубочные остатки создают угрозу пожарной и санитарной безопасности в лесах, что в свою очередь создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде. Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств при рассмотрении дела не установлено, наказание назначено в виде штрафа в минимальном размере предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав законного представителя и защитника ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс», представителя Минлесхоза Пензенской области, суд считает жалобу ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение правил заготовки древесины и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения, является охрана окружающей среды и порядок природопользования, в том числе пользования участками лесного фонда; объективная сторона правонарушения выражается в форме действия (бездействия), направленных на сознательное отклонение от установленных специальными разрешительными документами или договорами условий использования лесов и их границ. Субъектом правонарушения является сторона договора, нарушающая его условия.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из ст. 29.1 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье, органу, должностному лицу на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
В судебном заседании представителем Минлесхоза Пензенской области ФИО2 было представлено дело об административном правонарушении № в котором имеются следующие документы: протокол об административном правонарушении от 14 мая 2019 года, фототаблица с зафиксированным правонарушением на 4 листах, с привязкой места совершения правонарушения, на квартале 162 выделе 7 площадью 15,0 га. Чиберлейского участкового лесничества ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» на территории Кузнецкого района Пензенской области, находящимся по договору аренды в пользовании у ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс», уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 30 апреля 2019 года, приказ ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» № от 28 апреля 2019 года «О патрулировании», задание на патрулирование от 29 апреля 2019 года, акт осмотра лесосеки № от 29 апреля 2019 года, лесная декларация № 1 от 17 декабря 2017 года, схема размещения лесосеки, служебная записка на имя директора ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» от 29 апреля 2019 года о выявленном правонарушении.
Изучением протокола № об административном правонарушении от 14 мая 2019 года установлено, что в данном процессуальном документе с точки зрения полноты исследования события правонарушения указаны все вышеперечисленные документы.
Оснований не доверять документам, представленным должностным лицом, у суда не имеется.
Всем собранным по настоящему делу об административном правонарушении доказательствам уполномоченным лицом дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В судебном заседании было установлено, что между Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области и ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины № от ДД.ММ.ГГГГ, договор прошел в установленном порядке государственную регистрацию №, тот есть лицом, ответственным за соблюдение условий договоров аренды и использующим леса является ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс».
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ договора аренды, арендатору ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» предписано выполнять обязанности, предусмотренные Правилами заготовки древесины, в том числе не допускать оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеке и осуществлять своевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
14 мая 2019 государственным лесным инспектором ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении № в отношении юридического лица ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
27 мая 2019 года начальником отдела Минлесхоза Пензенской области ФИО3 было вынесено постановление № в отношении юридического лица ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Из указанного постановления следует, что 29 апреля 2019 года, в 11 часов 20 минут при проведении патрулирования лесов с целью выявления и пресечения нарушений лесного законодательства, было установлено, что в Чибирлейском участковом лесничестве ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество» в квартале 162 выдел 7 (площадь участка 15,0 га) обнаружена оставленная (не вывезенная) заготовленная древесина, а также допущено невыполнение (несвоевременное выполнение) работ по очистке лесосек от порубочных остатков. Лесосека разрабатывались ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» на основании лесной деклараций № 1 от 11.12.2017 к договору аренды.
Таким образом ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» допустило нарушение подп. з) и к) п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МПР России от 13.09.2016 № 474 (далее - Правила заготовки древесины), а именно допустило оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке и невыполнение (несвоевременное выполнение) работ по очистке лесосек от порубочных остатков.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сроки составления и направления протокола об административном правонарушении указанные в статьях 28.5, 28.8 не являются пресекательными, нарушение указанных сроков является несущественным недостатком протокола и не препятствует рассмотрению дела.
Довод заявителя и его защитника о том, что осмотр лесосек проводился без уведомления и участия арендатора лесного участка, что является существенным нарушением действующего законодательства, и фиксация, выявленного нарушения, должна была проводиться с участием представителя ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» судом отклоняется, поскольку данный осмотр государственным лесным инспектором был проведен не в ходе осуществляемой проверки, где уведомление и присутствие представителей юридического лица является обязательным, а в ходе патрулирования, порядок которого не предусматривает фиксирование выявленным нарушений лесного законодательства с обязательным присутствием представителей юридического лица, у которого они были выявлены.
Также суд не усматривает оснований для признания административного протокола незаконным и отмене обжалуемого постановления по тем основаниям, что повторный осмотр территории лесосеки ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» по ходатайству законного представителя юридического лица был проведен после вынесения обжалуемого постановления, поскольку административный орган и суд принимают во внимание допущенные юридическим лицом нарушения на момент их выявления - 29.04.2019, а не спустя какое-то время после этого, в том числе более месяца - 03.06.2019, после их обнаружения, когда был проведен повторный осмотр с участием представителей юридического лица, в ходе которого нарушений выявлено не было.
Ссылка заявителя и его защитника на п. 17 требований пожарной безопасности в лесах при проведение рубок лесных насаждений о том, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время является несостоятельной поскольку в данном случае речь идет о сучках и ветках, но не о заготовленной древесине.
Доводы заявителя и его защитника о том, что сделанные 4 фотографии не были подписаны и.о. лесничего ФИО7, что влечет их недопустимость суд считает необоснованными поскольку данные фотографии были подписаны мастером леса ФИО4 который и составил протокол об административном правонарушении, также суд не находит каких-либо нарушений в составленном задании на патрулирование, поскольку оно было составлено уполномоченным должностным лицом в установленной форме.
Доводы заявителя о том, что при составлении протокола об административном правонарушении отсутствовал ФИО7 хотя он был в нем указан как свидетель являются надуманными и опровергаются имеющейся в административном протоколе подписи свидетеля ФИО7.
Утверждения заявителя о том, что ему при составлении протокола не были разъяснены права и обязанности опровергаются имеющимися в административном протоколе подписями, выполненными самим заявителем ФИО1 в строке о разъяснении ему как законному представителя юридического лица прав и обязанностей как по ст. 25.1 КоАП РФ так и ст. 51 Конституции РФ.
Остальные доводы законного представителя и защитника ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» суд считает несущественными, поскольку они не влияют на квалификацию действий заявителя.
Согласно ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» патрулирование проводится без взаимодействия с проверяемым лицом. Мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом рассматриваются в качестве составной части государственного контроля (надзора), осуществление которых образуют деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относятся:
- организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров);
- осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.
Исходя из положений ст. 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров является мерой пожарной безопасности в лесах, и организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя в том числе организацию патрулирования лесов. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров определяет правила осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно ч. 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Наличие у ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» в соответствии с требованиями закона и договором аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, обязанности и возможности соблюдения правил заготовки древесины нашли свое подтверждение представленными в деле материалами и при рассмотрении административного дела.
Несоблюдение указанных обязанностей и возможностей послужило основанием для привлечения ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» начальником отдела охраны леса, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минлесхоза Пензенской области к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких - либо нарушений материального, процессуального права при рассмотрении административного дела со стороны начальника отдела охраны леса, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минлесхоза Пензенской области допущено не было.
При таких обстоятельствах жалоба ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» подлежит оставлению без удовлетворения, а постановление начальника отдела охраны леса, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минлесхоза Пензенской области № от 27 мая 2019 года без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление № назначении административного наказания от 27 мая 2019 года, вынесенное начальником отдела охраны леса, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минлесхоза Пензенской области ФИО3, которым ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей - оставить без изменения, жалобу ООО «Комаровское лесное хозяйство плюс» - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в 10 дневный срок в Пензенский областной суд.
Судья: .
.
.
.