НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куйтунского районного суда (Иркутская область) от 22.06.2020 № 2А-195/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.п. Куйтун 22 июня 2020г.

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,

при секретаре Карбовской Е.О., с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-195/2020 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия,

У с т а н о в и л:

В обоснование иска указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка законности расходования средств, выделенных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проведение лесоустройства, в ходе которой проверено исполнение органами лесного хозяйства полномочий по организации и проведению лесоустройства на территории Куйтунского лесничества, а также соответствие данных Государственного лесного реестра Лесохозяйственному регламенту Куйтунского лесничества и Лесному плану Иркутской области. Так, в ходе проверки установлено, что данные Государственного лесного реестра о площади Куйтунского лесничества, а также площади защитных лесов Куйтунского лесничества не соответствуют сведениям, содержащимся в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества и Лесном плане Иркутской области. Министерством лесного комплекса Иркутской области ненадлежащим образом исполняются полномочия по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты и Лесной план Иркутской области. Согласно данным Государственного лесного реестра (форма № 1-ГЛР) общая площадь Куйтунского лесничества по состоянию на 01.01.2020 г. составляет 869 283 га, площадь защитных лесов - 201 885 га. Вместе с тем, согласно Лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества и Лесному плану Иркутской области общая площадь Куйтунского лесничества составляет 869 776 га, площадь защитных лесов - 118 207 га. Указанные в Лесохозяйственном регламенте и Лесном плане данные соответствуют данным Государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2018г. В 2019 году общая площадь лесничества и площадь защитных лесов были изменены, и на 01.01.2020 г. составляли 869 283 га и 201 885 га соответственно. Площадь Куйтунского лесничества, а также площадь расположенных на его территории защитных лесов изменена на основании актов внесения документированной информации в государственный лесной реестр от 27.12.2018 № 1 и № 2 в связи с проведенным лесоустройством ООО «Лесная инвестиционная компания». В результате невнесения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент сведений об изменившейся площади Куйтунского лесничества и площади защитных лесов Куйтунского лесничества, Министерством не рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов, а также требования по охране, защите и воспроизводству лесов, что в свою нарушает такие принципы лесного законодательства, как устойчивое управление лесами, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Также проверкой установлено, что в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества отсутствуют сведения о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, а также кварталах или их частей, в которых находятся такие защитные леса, сведений об ограничении использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях; Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр утверждены лесохозяйственные регламенты по лесничествам Иркутской области, в том числе по Куйтунскому лесничеству. Срок действия лесохозяйственного регламента установлен по 31 декабря 2028 года. Глава 1 лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества содержит раздел «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», а также таблицу 3, типовая форма которой утверждена приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72. Согласно таблице 3 лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества общая площадь защитных лесов составляет 118 207 га, из них: -площадь лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов - 14241 га, к которым относятся защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ на общей площади 1 591 га, а также зеленые зоны на общей площади 12 650 га; -площадь ценных лесов - 103966 га, к которым относятся нерестоохранные полосы лесов на общей площади 78 608 га. На территории Куйтунского лесничества имеются государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский», учрежденный решением Иркутского облисполкома от 16.07.1987 № 390, а также часть государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Зулумайский», учрежденный решением Иркутского облисполкома от 03.07.1963 № 269, сведения о которых отражены в Главе 1 лесохозяйственного регламента Братского лесничества. Так, в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества указано, что заказник «Кадинский» расположен в границах кадастровых кварталов 38:02:180401, 38:10:010701; занимает общую площадь 50 676,77 га, из них 50 661 га - земли лесного фонда; включающую в себя часть территории Братского района - 2 717,04 га и Куйтунского района - 47 959,73 га; расположен в лесных кварталах №№ 23-29, 34-41, 46-55, 61-69, 77-79 Ново-Кадинской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества, кварталах №№ 1-27 Малойской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества и кварталах №№ 1-2 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества. Заказник «Зулумайский» расположен в границах кадастровых кварталов 38:05:030401, 38:05:030402; 38:10:220801; 38:15:020301 занимает общую площадь 69791,75 га, из них 65 168 га - земли лесного фонда, в т.ч. на территории Куйтунского лесничества - 35 039,50 га, из них: в Куйтунском районе - 35 039,50 га, в Зиминском административном районе - 16 418,51 га, в Тулунском административном районе - 14 333,74 га; расположен в лесных кварталах №№ 78, 79ч., 89-93, 94 ч., 103-108, 109 ч., 117-125, 126 ч., 135-146, 150-159, 163, 164 Каранцайской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества. Государственные природные заказники «Кадинскйй» и «Зулумайский» в силу пп. «г» п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" являются особо охраняемыми природными территориями. Согласно Положений о государственных природных заказниках регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» и «Зулумайский», утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016г № 522-пп, целями заказников являются: сохранение на их территориях уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда. Таким образом, в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества должна быть определена площадь защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях государственных природных заказниках регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» и «Зулумайский», а также квартала или их части, в которых находятся указанные защитные леса. В нарушение ст. 111 Лесного кодекса РФ, п. 6 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 площадь защитных лесов, квартала или их части, расположенные на особо охраняемых природных территориях в лесхозяйственном регламенте Куйтунского лесничества не определены. Приказом Минприроды России от 16.07.2007 № 181 утверждены особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. В связи с не установлением в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества сведений о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, а также кварталах или их частей, в которых они находятся, в нарушение пункта 8 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества отсутствуют сведения об ограничениях использования таких защитных лесов (таблица 18). Отсутствие в лесохозяйственном регламенте сведений о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, а также кварталах или их частей, в которых находятся такие защитные леса, сведений об ограничении использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования таких лесов с целью сохранения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, чем Нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституций РФ. В соответствии с п.1, пп. 4,8 п.8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 N 155-пп, Министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, в том числе: по разработке лесного плана Иркутской области, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, а также ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области. Соответственно полномочия Министерства лесного комплекса Иркутской области распространяются на земли государственного лесного фонда Куйтунского лесничества, расположенного преимущественно на территории Куйтунского района Иркутской области. В связи с чем, административное исковое заявление подается в Куйтунский районный суд Иркутской области. С учетом уточнений просит суд: 1.Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества об общей площади Куйтунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре. 2.Обязать министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества об общей площади Куйтунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре, в срок до 01 августа 2021 года. 3.Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неопределении площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр. 4.Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области привести лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр, в соответствие действующему лесному законодательству путем определения в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также внесения сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в срок до 01 августа 2021 года.

В судебном заседании представитель административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности ФИО1 поддержала административные исковые требования.

Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 19.03.2020 проведена проверка законности расходования средств, выделенных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проведение лесоустройства, в ходе которой проверено исполнение органами лесного хозяйства полномочий по организации и проведению лесоустройства на территории Куйтунского лесничества, а также соответствие данных Государственного лесного реестра Лесохозяйственному регламенту Куйтунского лесничества и Лесному плану Иркутской области.

Министерство лесного комплекса Иркутской области уведомлено о проведении проверки Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 15.04.2020 №24.

В ходе проверки установлено, что данные Государственного лесного реестра о площади Куйтунского лесничества, а также площади защитных лесов Куйтунского лесничества не соответствуют сведениям, содержащимся в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества и Лесном плане Иркутской области. Министерством лесного комплекса Иркутской области ненадлежащим образом исполняются полномочия по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты и Лесной план Иркутской области

Согласно данным Государственного лесного реестра (форма № 1-ГЛР) общая площадь Куйтунского лесничества по состоянию на 01.01.2020 г. составляет 869 283 га, площадь защитных лесов - 201 885 га.

Вместе с тем, согласно Лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества и Лесному плану Иркутской области общая площадь Куйтунского лесничества составляет 869 776 га, площадь защитных лесов - 118 207 га.

Указанные в Лесохозяйственном регламенте и Лесном плане данные соответствуют данным Государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2018г.

В 2019 году общая площадь лесничества и площадь защитных лесов были изменены, и на 01.01.2020 г. составляли 869 283 га и 201 885 га соответственно.

Полномочия по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации в соответствии с п.п. 9, 10 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений.

Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, согласно п. 1 которого исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, является Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство).

Согласно п.п. 4, 8 п. 8 Положения, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке в сфере лесного хозяйства осуществляет такие функции как: разработка лесного плана Иркутской области, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области.

Из статьи 91 Лесного кодекса РФ следует, что государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 86 Лесного кодекса РФ в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. Типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ЛК РФ).

Приказом Минприроды России от 20.12.2007 № 692 утверждена типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений.

Из пунктов 4, 22, 24 указанного Приказа следует, что Лесной план субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе материалов таксации лесов и специальных обследований, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, документов стратегического и территориального планирования, а также с учетом схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

Изменения в лесной план субъекта Российской Федерации вносятся при изменении лесного законодательства Российской Федерации, количества лесничеств, лесопарков и их границ, границ защитных, эксплуатационных и резервных лесов, границ особо защитных участков лесов, количества особо охраняемых природных территорий и их границ, информации, содержащейся в государственном лесном реестре о количественных и качественных характеристиках лесов, состояния лесов, обусловленного воздействием негативных природных и антропогенных факторов (лесные пожары, вредные организмы, ветровалы, загрязнение радиоактивными веществами) при принятии и внесении изменений в документы стратегического планирования.

При внесении изменений в лесной план субъекта Российской Федерации в обязательном порядке уточняются плановые показатели и целевые прогнозные показатели на текущий год и последующие годы периода действия разрабатываемого лесного плана субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент лесничества является документом, в соответствии с которым осуществляются использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, и является обязательным для исполнения гражданами, юридическими лицами; осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72.

Из пункта 11 Состава следует, что основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях: изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований; принятия или изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений; осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (по результатам их осуществления); выявления технических ошибок (пункт 16 Состава).

Из пункта 18 Состава следует, что при внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, лесоустройства, лесопатологических обследований, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 - 17 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений.

Из анализа приведенных норм следует, что при внесении изменений в государственный лесной реестр о количественных и качественных характеристиках лесов, указанные сведения должны быть внесены Министерством в лесной план Иркутской области, и соответственно в лесохозяйственный регламент лесничества, при этом должны быть рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов.

Площадь Куйтунского лесничества, а также площадь расположенных на его территории защитных лесов, изменена на основании актов внесения документированной информации в государственный лесной реестр от 27.12.2018 № 1 и № 2 в связи с проведенным лесоустройством ООО «Лесная инвестиционная компания».

В результате невнесения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент сведений об изменившейся площади Куйтунского лесничества и площади защитных лесов Куйтунского лесничества, Министерством не рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов, а также требования по охране, защите и воспроизводству лесов, что в свою нарушает такие принципы лесного законодательства, как устойчивое управление лесами, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Также проверкой установлено, что в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества отсутствуют сведения о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, а также кварталах или их частей, в которых находятся такие защитные леса, сведений об ограничении использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;

Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр утверждены лесохозяйственные регламенты по лесничествам Иркутской области, в том числе по Куйтунскому лесничеству.

Срок действия лесохозяйственного регламента установлен по 31 декабря 2028 года.

В соответствии с ч. 7 ст. 87 Лесного кодекса РФ состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Минприроды России от 27.02.2017 №72.

Согласно пунктам 6, 8 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 следует, что Глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать следующую информацию:

-краткую характеристику лесничества (лесопарка), включающую: наименование и местоположение лесничества, лесопарка (далее -лесничество);

-общую площадь лесничества и участковых лесничеств;

-распределение территории лесничества по муниципальным образованиям (таблица 1 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

-карту-схему субъекта Российской Федерации (формата не более A3) с выделением территории лесничества;

-распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам, лесным районам и зонам лесозащитного и лесосеменного районирования (таблица 2 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений) с приложением схематической карты территории лесничества (формата не более A3) с распределением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам;

-распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов (таблица 3 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

-характеристику лесных и нелесных земель из состава земель лесного фонда на территории лесничества (таблица 4 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

-характеристику имеющихся и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия;

-характеристику проектируемых лесов национального наследия;

-перечень видов биологического разнообразия и размеров буферных зон, подлежащих сохранению при осуществлении лесосечных работ (таблица 20 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

-характеристику существующих объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации указанных объектов, предусмотренных документами территориального планирования;

-поквартальную карту-схему подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;

Глава 3 лесохозяйственного регламента должна содержать следующую информацию:

1)ограничения по видам целевого назначения лесов (таблица 18 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

2)ограничения по видам особо защитных участков лесов (таблица 19 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

3)ограничения по видам использования лесов.

Глава 1 лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества содержит раздел «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», а также таблицу 3, типовая форма которой утверждена приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72.

Согласно таблице 3 лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества общая площадь защитных лесов составляет 118 207 га, из них:

-площадь лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов - 14241 га, к которым относятся защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ на общей площади 1 591 га, а также зеленые зоны на общей площади 12 650 га;

-площадь ценных лесов - 103966 га, к которым относятся нерестоохранные полосы лесов на общей площади 78 608 га.

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 111 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Выделяются следующие категории защитных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

4) ценные леса;

5) городские леса.

Согласно п. 11 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

На территории Куйтунского лесничества имеются государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский», учрежденный решением Иркутского облисполкома от 16.07.1987 № 390, а также часть государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Зулумайский», учрежденный решением Иркутского облисполкома от 03.07.1963 № 269, сведения о которых отражены в Главе 1 лесохозяйственного регламента Братского лесничества.

Так, в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества указано, что заказник «Кадинский» расположен в границах кадастровых кварталов 38:02:180401, 38:10:010701; занимает общую площадь 50 676,77 га, из них 50 661 га - земли лесного фонда; включающую в себя часть территории Братского района - 2 717,04 га и Куйтунского района - 47 959,73 га; расположен в лесных кварталах №№ 23-29, 34-41, 46-55, 61-69, 77-79 Ново-Кадинской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества, кварталах №№ 1-27 Малойской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества и кварталах №№ 1-2 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества.

Заказник «Зулумайский» расположен в границах кадастровых кварталов 38:05:030401, 38:05:030402; 38:10:220801; 38:15:020301 занимает общую площадь 69791,75 га, из них 65 168 га - земли лесного фонда, в т.ч. на территории Куйтунского лесничества - 35 039,50 га, из них: в Куйтунском районе - 35 039,50 га, в Зиминском административном районе - 16 418,51 га, в Тулунском административном районе - 14 333,74 га; расположен в лесных кварталах №№ 78, 79ч., 89-93, 94 ч., 103-108, 109 ч., 117-125, 126 ч., 135-146, 150-159, 163, 164 Каранцайской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества.

Государственные природные заказники «Кадинскйй» и «Зулумайский» в силу пп. «г» п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" являются особо охраняемыми природными территориями.

Согласно Положений о государственных природных заказниках регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» и «Зулумайский», утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016г № 522-пп, целями заказников являются: сохранение на их территориях уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда.

Таким образом, в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества должна быть определена площадь защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях государственных природных заказниках регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» и «Зулумайский», а также квартала или их части, в которых находятся указанные защитные леса.

В нарушение ст. 111 Лесного кодекса РФ, п. 6 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 площадь защитных лесов, квартала или их части, расположенные на особо охраняемых природных территориях в лесхозяйственном регламенте Куйтунского лесничества не определены.

Статьей 112 Лесного кодекса РФ определен правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

Приказом Минприроды России от 16.07.2007 № 181 утверждены особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

В связи с не установлением в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества сведений о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, а также кварталах или их частей, в которых они находятся, в нарушение пункта 8 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества отсутствуют сведения об ограничениях использования таких защитных лесов (таблица 18).

Отсутствие в лесохозяйственном регламенте сведений о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, а также кварталах или их частей, в которых находятся такие защитные леса, сведений об ограничении использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования таких лесов с целью сохранения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, чем Нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституций РФ.

Суд приходит к выводу, что исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в пользу бюджета муниципального образования Куйтунский район в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества об общей площади Куйтунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре.

Обязать министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества об общей площади Куйтунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре в срок до 01 августа 2021 года.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неопределении площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр.

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области привести лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр, в соответствие действующему лесному законодательству путем определения в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также внесения сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в срок до 01 августа 2021 года.

Взыскать с Министерства лесного комплекса Иркутской области государственную пошлину в пользу бюджета муниципального образования Куйтунский район в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйтунский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу