НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куйтунского районного суда (Иркутская область) от 15.04.2022 № 2А-49/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п.Куйтун 15 апреля 2022 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Кондратьевой А.А., с участием представителя административного истца заместителя Братского межрайонного природоохранного прокурора Кулешовой Н.С., административного ответчика заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкиной Н.В., представителя административного ответчика территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству и заинтересованного лица министерства лесного комплекса Иркутской области Каменщикова О.В., представителя заинтересованного лица ОНД и ПР по г.Тулуну, Тулунскому и Куйтунскому районам Олифиренко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-49/2022 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к заместителю начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкиной Н. В., Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству о признании незаконным бездействия,

установил:

В обоснование административного иска указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров на территории лесного фонда Куйтунского лесничества. Природоохранной прокуратурой установлено, что Синюшкина Н.В., состоящая в должности заместителя начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, в нарушение требований закона допустила факты несвоевременной регистрации лесных пожаров в Куйтунском лесничестве, несвоевременного направления в специализированную организацию требований о выделении достаточных сил и средств тушения пожаров к местам пожаров, необоснованного указания в актах о лесных пожарах сведений об обнаружении лесных пожаров, неустановления размера ущерба лесному фонду, причиненного лесным пожаром. Прокурор просил признать незаконным бездействие заместителя начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкиной Н.В., выразившееся: в не регистрации и не заполнении карточек учета лесных пожаров от 26.07.2021 № к-1181 и № к-1187; по не выделению 26.07.2021 достаточных сил и средств тушения пожаров к местам пожаров № к-1181 и № к-1187; не передаче достоверной информации о лесных пожарах от 26.07.2021 № к-1181 и № к-1187 в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти для последующего представления сведений о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства; по не внесению в акт о лесном пожаре № 16-11-21/2021 достоверной информации о дате, времени, площади обнаружения лесного пожара, размере ущерба от лесного пожара. Обязать заместителя начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкину Н.В.: заполнить карточку учета лесного пожара, произошедшего 26 июля 2021 года в выделе 47 квартала 105 Тельбинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества, ликвидированного в 12 часов 00 минут 28 июля 2021 года на площади 306 га, передать ее в специализированную диспетчерскую службу Министерства лесного комплекса Иркутской области для последующего представления сведений о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства; внести в акт о лесном пожаре № 16-11 -21 /2021 сведения, изменив дату и время обнаружения лесного пожара на 26.07.2021 в 04 час. 50 мин., площадь обнаружения лесного пожара на 97 га, размер ущерба на 546052613 рублей. (Т.1 л.д. 3-10)

В ходатайстве об уточнении административных исковых требований и.о. Братского межрайонного природоохранного прокурора Кулешова Н.С. абзац второй пункта второго просительной части административного искового заявления изложила в следующей редакции:

-внести в акт о лесном пожаре № 16-11 -21 /2021 сведения, изменив дату и время обнаружения лесного пожара на 26.07.2021 в 12 час. 50 мин., площадь обнаружения лесного пожара на 97 га, размер ущерба на 546052613 рублей. (Т.2 л.д.234)

Определением суда от 04 февраля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, в котором осуществляет свою деятельность ответчик должностное лицо Синюшкина Н.В. (Т.1 л.д.110)

В письменных возражениях на административное исковое заявление заместитель начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкина Н.В. указала, что в Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству 26.07.2021 года в 12:50 местного времени, в ходе информационной системы дистанционного мониторинга зафиксирована термоточка № К-1181 (130183) в квартале 105 Тельбинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества, а также 26.07.2021 года в 13:43 местного времени термоточка № К-1187 (130205) в квартале 105 Тельбинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества. Согласно п. 3 подпункта б Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 г. № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» - меры пожарной безопасности в лесах включают в себя в том числе - «мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», который осуществляется согласно пункта 4 подпункта б вышеуказанного приказа на землях лесного фонда - органом государственной власти субъекта РФ в лице министерства лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство). В свою очередь, министерство функции по мониторингу, обнаружению и тушению лесных пожаров возложило на ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» (государственное задание № 1, утвержденное 09.07.2021 г. распоряжением министерства от 09.07.2021 г. № 91-1641-мр.). На странице 22 вышеуказанного государственного задания указано, что ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» на территории Куйтунского лесничества за государственное финансирование осуществляет организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, систему наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств. Согласно п. 16, 17 Приказа МПР России от 23.06.2014 г. № 276 – лицо, выполняющее работы по мониторингу лесных пожаров (в нашем случае на основании государственного задания ОГАУ «Лесхоз Иркутской области») в случае обнаружения лесного пожара заполняет карточку лесного пожара, подписывает ее и передает в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти (в нашем случае - «Региональная диспетчерская служба» ОГАУ «Иркутская база авиационной охраны лесов»). Синюшкина Н.В. не являлась на момент возникновения лесного пожара № 11 сотрудником ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», соответственно, в ее должностные обязанности не входило заполнение карточки лесного пожара, ее подписание и направление в специализированную диспетчерскую службу. Выводы прокурора о том, что Синюшкина Н.В. нарушила требования закона, являются неверными. Также ошибочно прокурор указывает на несвоевременное направление в специализированную организацию требования о выделении достаточных сил и средств пожаротушения, в связи с тем, что согласно действующему законодательства у лесничества нет обязанности направлять подобного рода требования, их форма не установлена, более того, официальной методики определения достаточности или недостаточности сил и средств пожаротушения лесного пожара не существует. Не Синюшкина Н.В. должна была определять силы и средства и своевременные сроки их направления на лесной пожар № 11, а ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» - согласно государственному заданию. Также прокурор ошибочно указал, что лесной пожар К-1181 обнаружен посредством космического мониторинга 26.07.2021 в квартале 105 Тельбинской дачи на площади 97 га. Согласно сообщению о лесном пожаре № К-1181 (130183) из информационной системы дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства (далее - ИСДМ-Рослесхоз), площадь регистрации составила 5 га, точно такая же площадь 5 га указана в акте о лесном пожаре в графе — «площадь обнаружения». Прокурор ошибочно считает понятие площадь обнаружения/регистрации лесного пожара и фактическая площадь, пройденную огнем по состоянию на 26.07.2021 г., одним и тем же. Площадь регистрации лесного пожара - эта та площадь, на которой действовал лесной пожар на момент его обнаружения, и она в данном случае 5 га., это подтверждено как данными ИСДМ-Рослесхоз, так и руководителем пожара, прибывшим на лесной пожар 6:00 27.07.2021 г., а фактическая площадь, пройденная огнем по состоянию на 26.07.2021 г. - эта площадь, пройденная огнем с момента регистрации пожара до последнего наблюдения. Данная площадь передается лесничеству руководителем лесного пожара, соответственно в акте о лесном пожаре № 16-11-21/2021 от 30.07.2021 г. площадь регистрации лесного пожара указана верно. В акте о лесном пожаре согласно пункту 70 Приказа МПР России от 08.07.2014 г. № 313 указывается предварительная оценка потерь и общая предварительная сумма ущерба на момент составления акта о лесном пожаре. Обследование лесного пожара до составления акта о лесном пожаре не входит в полномочия лесничества. Более того, после воздействия лесного пожара на древостой, начинаются процессы усыхания, потери средообразующих, защитных и иных функций у деревьев, соответственно, чем позже будет обследование насаждений, тем больше будет процент усыхания/гибели деревьев и соответственно больше ущерб от лесного пожара. Специалисты Рослесхоза совместно с прокуратурой лишь 04.10.2021 г., спустя более двух месяцев после лесного пожара, провели обследование. Если провести обследование лесного пожара в более поздние сроки, ущерб увеличится еще больше, и это не будет означать, что сотрудники Рослесхоза 04.10.2021 г. ущерб посчитали неверно. Сейчас достоверно определить размер ущерба по состоянию на 30.07.2021 г. невозможно. Дата обнаружения лесного пожара в акте № 16-11-21/2021 от 30.07.2021 г. также является верной, в связи с тем, что согласно государственному заданию, которым функции по обнаружению лесных пожаров возложены на ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» обнаружил лесной пожар в 6:00 27.07.2021 г. и приступил к его тушению. В связи с тем, что Синюшкина Н.В. по действующему законодательству и своим должностным обязанностям не должна регистрировать и заполнять карточки лесных пожаров, выделять достаточные силы и средства пожаротушения, передавать информацию с карточек лесных пожаров в специализированную диспетчерскую службу, просила отказать в удовлетворении исковых требований. (Т.1 л.д.104-106)

Представитель административного истца заместитель Братского межрайонного природоохранного прокурора Кулешова Н.С. (Т.2 л.д.233) в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что 16.07.2014 года МЧС России утверждены методические рекомендации о применении сил и средств при тушении лесных пожаров. Данные методические рекомендации как указано в п. 1 разработаны в соответствии со ст. 53.4 Лесного Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона о пожарной безопасности, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Настоящие правила устанавливаются в целях, в том числе организации руководства работ по тушению лесных пожаров и межведомственного взаимодействия при выполнении работ, при тушении лесных пожаров. Пункт 8 указанных рекомендаций содержит положения о том, что организация работ на территории лесничества осуществляется в соответствии с планом тушения лесного пожара и сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации. При действии на территории лесничества или лесопарка нескольких лесных пожаров, когда для их тушения достаточно имеющихся сил и средств пожаротушения лесопожарных организаций, организацию тушения осуществляет оперативный штаб лесничества. Пункт 11 данных методических рекомендаций гласит, что руководит работой оперативного штаба руководитель лесничества, а штаб осуществляет стратегическое планирование сил и средств пожаротушения, действий по ликвидации лесных пожаров; организует обеспечение работ по тушению лесных пожаров. Согласно плану тушения лесных пожаров на территории Куйтунского лесничества на период 2021 года, ответственным за организацию тушения лесных пожаров является руководитель территориального управления министерства лесного комплекса по Куйтунскому лесничеству, а в его отсутствие лицо, исполняющее обязанности руководителя. На странице 32 плана указан перечень мероприятий по организации наблюдений и контролю за пожароопасностью в лесах, за лесными пожарами, в соответствии с которым лицом, ответственным за осуществление мероприятий, является также руководитель лесничества. На странице 33 в п. 3 указано, что использование данных ИЗДС и Рослесхоз ИРДС, с помощью которых был обнаружен пожар, который является предметом настоящего спора, является руководитель лесничества. В п. 5 указано, что организационное функционирование оперативного штаба по тушению лесных пожаров на территории Куйтунского лесничества обеспечивается руководителем лесничества. В прошлом судебном заседании ответчики ставили под сомнение вопрос о достаточности сил и средств и в чью компетенцию входит определение этой оценочной категории. План тушения лесных пожаров на территории Куйтунского лесничества указывает, какие силы и средства должны быть задействованы, привлечены для тушения лесничества того или иного пожара. Группировка сил и средств зависит от площади лесного пожара. Площадь пожара на момент обнаружения и площадь лесного пожара, который указан на сегодняшний день, имеет большую разницу для определения того объема сил и средств, которые должны были быть привлечены к тушению лесного пожара первоначально. Если посмотреть на таблицу класса пожарной опасности, то для тушения пожара по данным, которые внесены на сегодняшний день в карточку учета, необходимо было порядка 10 человек и 6-8 единиц техники. В то время, как пожар был на гораздо большей площади, что подтверждается данными космомониторинга, где указано полностью как развивался пожар от обнаружения до его ликвидации. Исходя из площади лесного пожара, существовавшей на момент выявления, требовалось гораздо большее количество как пожарных бойцов, так и техники. Если учесть, что это уже 4 класс пожарной опасности, то должны были быть привлечены порядка 20 пожарных бойцов, трактористы, водители, начальники ЛПС. Тем более видно, что должны были применяться больше и шире средства пожаротушения. Это позволило бы локализовать пожар на меньшей площади, нежели на 306 га. Кроме того, согласно карточке учета лесного пожара, он за 1 час 50 минут с 12 га увеличился до 306 га. Площадь лесного пожара и время обнаружения пожара подтверждается объяснениями Куклина, который говорит о том, что он не единожды запрашивал усиление у оперативного штаба для ликвидации этого лесного пожара. В карточке видно, что было использовано 5 единиц техники и 6 человек. По мнению ответчиков, учетом лесных пожаров должен заниматься Лесхоз Иркутской области. Лесхоз Иркутской области- это областное учреждение, которое создано для непосредственного выполнения тех функций и задач, которые возложены на министерство лесного комплекса. Непосредственно работники министерства не могут патрулировать леса, проводить мероприятия по охране, воспроизводству, поэтому и создано это бюджетное учреждение, которое выполняет эти функции. Вместе с тем, основным исполнителем переданных на регион обязанностей является министерство лесного комплекса и его территориальные управления. Поскольку этот лесной пожар был выявлен, установлен, обнаружен по данным космомониторинга, то учет этого лесного пожара должно было осуществить ответственное лицо. В соответствии с планом тушения лесного пожара на 2021 год учет лесного пожара должен был вести и следить за выполнением мероприятий начальник территориального управления, которым значится Каменщиков, а в его отсутствие лицо, исполняющее его обязанности.

Административный ответчик заместитель начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкина Н.В. (Т.1 л.д.140) административные исковые требования не признала по доводам, указанным в письменных возражениях. Также пояснила, что 26 июля 2021 года в 13 часов 00 минут от дежурного по лесничеству поступило сообщение о том, что была зафиксирована термальная точка К-1181 в Тельбинской даче квартале 105 на площади 5 га. В тот день было несколько термальных точек именно в том районе, в связи с чем могло произойти задымление ближайших кварталов и высветиться ложная термоточка. Ранее имели место факты, когда термоточки не подтверждались. Ею для проверки термоточки были направлены сотрудники лесничества, а также сделано сообщение в ОГАУ Лесхоз Иркутской области для направления сил и средств для обнаружения и тушения лесного пожара. При осмотре лесного пожара было установлено, что он возник с берега реки. Проезд для пожарной техники был затруднен из- за неудовлетворительного состояния дорог. Сотрудник Куйтунского лесничества Бурдыко В.В., который был направлен в данный квартал, вышел на связь 27 июля в 00 часов 15 минут и подтвердил факт лесного пожара. Площадь лесного пожара указать не смог из- за ночного времени суток и большого задымления. Сообщил, что начнут работы по тушению лесного пожара с рассветом. Поэтому данный пожар был ею открыт 27 июля в 6 часов утра. По правилам тушения лесных пожаров в темное время суток запрещены работы по тушению пожара. Вторая термоточка также не была ложной. Для тушения пожаров были направлены 8 сотрудников лесопожарной станции, сотрудник лесхоза, один трактор и одна пожарная машина. Также были привлечены арендаторы, от них было направлено 2 трактора, 1 бульдозер, 1 автомашина. Карточку учета лесного пожара она не заполняла.

Представитель административного ответчика Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству по должности (Т.1 л.д.139) и заинтересованного лица министерства лесного комплекса Иркутской области по доверенности (Т.1 л.д.133-135) Каменщиков О.В. административные исковые требования не признал и пояснил, что он работает начальником Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству. В рассматриваемый период он на работе отсутствовал, был на больничном.

Представитель заинтересованного лица ОНД И ПР по г.Тулуну, Тулунскому и Куйтунскому районам по доверенности (Т.1 л.д.138) Олифиренко Н.А. с заявленными административными исковыми требованиями согласилась частично, пояснила, что она в составе оперативно-следственной группы 28-29 июля 2021 года выезжала на место пожара. После осмотра места происшествия было установлено, что было два очага пожара. В результате проведенной экспертизы дано заключение, что был умышленный поджог. Материал был направлен по подследственности в МО МВД России «Тулунский» для принятия решения.

Представитель заинтересованного лица ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии с ч.1 ст.272 КАС РФ суд признает не обязательным участие в судебном заседании представителя заинтересованного лица.

Суд, заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что Синюшкина Н.В., состоящая в должности заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству (Т.1 л.д.140), в нарушение требований закона допустила факты несвоевременной регистрации лесных пожаров в Куйтунском лесничестве, несвоевременного направления в специализированную организацию требований о выделении достаточных сил и средств тушения пожаров к местам пожаров, необоснованного указания в актах о лесных пожарах сведений об обнаружении лесных пожаров, неустановления размера ущерба лесному фонду, причиненного лесным пожаром.

В соответствии с ч.1 ст. 19 Лесного Кодекса РФ (далее - ЛК РФ) мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81-84 ЛК РФ, или лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Согласно ч.7 ст. 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

В соответствии с Положением о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018г. № 155-пп (далее - Положение), Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, в том числе осуществляет функции охраны лесов (в том числе меры пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях (пп.7 п.8 Положения).

В соответствии с Положением о территориальном управлении Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, утвержденным Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017г. № 90-мпр (далее - Положение о лесничестве), территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, основной задачей которого является в том числе обеспечение охраны и защиты лесов в пределах земель лесного фонда Куйтунского лесничества (п.7 Положения о Братском лесничестве).

В соответствии с возложенной на него задачей в пределах земель лесного фонда Куйтунского лесничества территориальное управление по Куйтунскому лесничеству кроме всего прочего осуществляет функции по организации охраны лесов, осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, организации мониторинга пожарной опасности в лесах и мониторинга лесных пожаров; осуществлению приемки работ по предупреждению и тушению лесных пожаров в соответствии с действующими Соглашениями, составлению актов о лесных пожарах, ведение учета лесных пожаров и затрат на их тушение с последующим представлением отчетности в Министерство (пп. 8 п. 25 Положения о лесничестве).

В соответствии со статьями 53, 53.2 ЛК РФ одной из мер пожарной безопасности в лесах является мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя кроме всего прочего организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, а также прием и учет сообщений о лесных пожарах, оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.

По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пунктам 16, 17, 18 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 23.06.2014 № 276, лицо, выполняющее работы по мониторингу лесных пожаров, при обнаружении лесного пожара заполняет карточку учета лесного пожара, в которой указывается: географические координаты лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды; азимут и удаление лесного пожара от ближайшего населенного пункта; лесничество (лесопарк), участковое лесничество, урочище, квартал (если есть возможность - выдел); дата и время обнаружения лесного пожара; площадь лесного пожара на момент обнаружения (общая и покрытая лесом); целевое назначение лесов и категория земель; сведения о гражданах, юридических лицах, которым предоставлен лесной участок, на котором обнаружен лесной пожар (при наличии); основные лесоустроительные характеристики в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений); предварительная причина лесного пожара; дополнительная информация, которая может оказать помощь при организации тушения лесного пожара. Карточка учета лесного пожара подписывается лицом, обнаружившим лесной пожар, и передается в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 ЛК РФ. Специализированные диспетчерские службы осуществляют сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров. Сведения о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки представляются через специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти субъекта Российской Федерации в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства.

Согласно ч. 2 ст. 19 ЛК РФ, п. 3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2014 № 313 «Об утверждении правил тушения лесных пожаров» работы по тушению лесных пожаров выполняются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану.

В силу ст. 53.4 ЛК РФ, тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период времени с 26.07.2021 года по 27.07.2021 года, заместитель начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкина Н.В. не приняла мер к регистрации сообщения о лесном пожаре № к-1181, обнаруженном посредством космического мониторинга 26.07.2021 в квартале №105 Тельбинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества на площади 97 га., не уточнила сведения об указанной термоточке, а также не дала указаний о заполнении карточки учета лесного пожара, в связи с чем, данный лесной пожар действовал с 12 часов 50 минут 26.07.2021 по 06 часов 00 минут 27.07.2021. Кроме того, в течение указанного периода времени вблизи данной термоточки в Тельбинской даче Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества посредством космического мониторинга была обнаружена еще термоточка № к-1187 от 26.07.2021 в 105 квартале на площади 2 га. Впоследствии, указанные термоточки были объединены в один лесной пожар № к-1181. Из всех, перечисленных сообщений о лесных пожарах Куйтунским лесничеством только 27.07.2021 в 06 час. 00 мин. было зарегистрировано сообщение о лесном пожаре № к-1181 от 26.07.2021 под номером «11». Согласно карточке учета лесного пожара №11, площадь его регистрации отражена - 5 га, в то время, как фактическая площадь, пройденная огнем по состоянию на 26.07.2021, по данным космического мониторинга, составляла - 97 га (Т.1 л.д.24). Дата, время и площадь обнаружения лесного пожара отражены Синюшкиной Н.В. в акте о лесном пожаре № 16-11-21/2021 от 30.07.2021.

Таким образом, в результате бездействия, выразившегося в несвоевременной регистрации вышеуказанных лесных пожаров, Синюшкина Н.В. не приняла мер для привлечения достаточных сил и средств лесопожарных станции к тушению указанных лесных пожаров путем направления требований о выделении достаточных сил и средств тушения пожаров к местам пожаров, к их своевременному тушению с помощью максимально возможного использования имеющихся сил и средств их тушения согласно Плану тушения лесных пожаров в Куйтунском лесничестве, не приняла мер на своевременную ликвидацию вышеназванных лесных пожаров, на предупреждение чрезвычайной ситуации в виде дальнейшего распространения лесных пожаров на значительные и большие расстояния, что привело к наступлению общественно опасных последствий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, поскольку вследствие горения площадь указанных пожаров увеличилась и составила на момент их ликвидации 28.07.2021 - 306 га.

Кроме того, в соответствии с актом о лесном пожаре № 16-11-21/2021 от 30.07.2021, составленным и удостоверенным подписью ответчика, предполагаемой причиной возникновения пожара явилось местное население, в результате которого ущерб лесному фонду не причинен. (Т.1 л.д.11-13)

Однако, природоохранной прокуратурой 04.10.2021 с участием специалистов Рослесхоза осуществлен осмотр лесного участка в границах выдела 47 квартала 105 Тельбинской дачи Барлукского участкового лесничества, в ходе которого установлено, что лесной участок категории «защитные леса» пройден устойчивым низовым пожаром высокой интенсивности текущего года, в результате чего лесные насаждения в количестве 45409 шт. на площади 217 га повреждены до степени прекращения роста.

По требованию природоохранной прокуратуры специалистами Рослесхоза рассчитан ущерб лесному фонду, причиненный лесным пожаром, который составил 546 052 613 рублей.

Таким образом, составленный Синюшкиной Н.В. акт о лесном пожаре от 30.07.2021 № 16-11-21/2021 содержит недостоверные сведения в части даты и времени обнаружения лесного пожара (пункт 1 акта), площади обнаружения пожара (пункт 3 акта), отсутствия суммы ущерба (п. «ж» пункта 16 акта).

Указанные факты подтверждаются объяснениями Синюшкиной Н.В. от 21.09.2021 и от 11.10.2021 (Т.1 л.д.36-37, 56-58), Куклина A.M. от 21.09.2021 (Т.1 л.д.54-55), Бурдыко В.В. от 11.10.2021 (Т.1 л.д.60-64), актом осмотра лесных участков, пройденных лесным пожаром от 04.10.2021 (Т.1 л.д.65-73).

Доводы административного ответчика Синюшкиной Н.В., изложенные в письменных возражениях и в судебном заседании, являются несостоятельными по следующим основаниям.

Так, довод административного ответчика о том, что в ее должностные обязанности не входило заполнение карточки лесного пожара, ее подписание и направление в специализированную диспетчерскую службу, противоречит подпункту 8 пункта 25 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, согласно которому управление осуществляет функции по организации охраны лесов, осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, организации мониторинга пожарной опасности в лесах и мониторинга лесных пожаров; осуществлению приемки работ по предупреждению и тушению лесных пожаров, составлению актов о лесных пожарах, ведение учета лесных пожаров и затрат на их тушение с последующим представлением отчетности в Министерство. Как указано выше, об этом же говорится и в пунктах 16, 17, 18 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 23.06.2014 № 276

Ссылка на факт передачи полномочий по мониторингу, обнаружению, тушению лесных пожаров ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является неверной.

Из государственного задания №1 от 29 декабря 2020 года, утвержденного распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 29.12.2020 №91-3259-мр (Т.1 л.д.237-238), следует, что на ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» была возложена организация системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств (Т.1 л.д.261).

Из государственного задания не следует, что на ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» была возложена организация мониторинга пожарной опасности в лесах и мониторинга лесных пожаров; осуществление приемки работ по предупреждению и тушению лесных пожаров, составление актов о лесных пожарах, ведение учета лесных пожаров и затрат на их тушение с последующим представлением отчетности в Министерство.

Кроме того, из содержания распоряжения министерства лесного комплекса Иркутской области от 29.12.2020 №91-3259-мр не следует, что от Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству были переданы какие-либо полномочия ОГАУ «Лесхоз Иркутской области». Речь в нем идет о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственным учреждением.

Таким образом, наличие государственного задания не является основанием для неисполнения полномочий, возложенных на территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству и на должностных лиц управления, в том числе заместителя начальника Синюшкину Н.В.

Несостоятельным также является довод административного ответчика о том, что у территориального управления и должностного лица Синюшкиной Н.В. отсутствовали обязанности по выделению достаточных сил и средств тушения лесных пожаров.

В соответствии с пп. 10,11,12 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2014 № 313 «Об утверждении правил тушения лесных пожаров» в период действия особых противопожарных режимов и введения режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, Оперативный штаб лесничества действует во взаимодействии с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления. Руководит работой Оперативного штаба руководитель лесничества.

Оперативный штаб: а) осуществляет стратегическое планирование сил и средств пожаротушения, действий по ликвидации лесных пожаров; б) взаимодействует с руководителями тушения лесных пожаров; в) организует межведомственное взаимодействие; г) организует обеспечение работ по тушению лесных пожаров.

Распоряжением Куйтунского лесничества №1 от 18.01.2021 создан оперативный штаб по организации тушения лесных пожаров на территории Куйтунского лесничества. (Т.1 л.д.38)

В связи с нахождением начальника Куйтунского лесничества Каменщикова О.В. на больничном, полномочия председателя оперативного штаба 26.07.2021 исполняла Синюшкина Н.В.

Таким образом, обязанность по выделению 26.07.2021 достаточных сил и средств тушения пожаров № к-1181 и № к-1187 была возложена именно на Синюшкину Н.В.

При этом пожар №к-1187 по вине административного ответчика был неучтенным, карточка на него не составлялась, то есть он не тушился. Впоследствии две термоточки объединились, общая площадь лесных пожаров стала большой, так как площадь пожара №к-1187 присоединилась к пожару №к-1181. Поскольку официально имелся один пожар № к-1181, силы и средства на тушение пожаров руководителем оперативного штаба Синюшкиной Н.В. рассчитывались из наличия одного пожара. Вследствие невыполнения должностным лицо требований Правил тушения лесных пожаров (п.9), утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 №313, силы и средства пожаротушения административным ответчиком были рассчитаны неправильно.

Довод административного ответчика об отсутствии официальной методики определения достаточности сил и средств тушения лесного пожара опровергается наличием "Методических рекомендаций по применению сил и средств для тушения лесных пожаров" (утв. МЧС России 16.07.2014 N 2-4-87-9-18).

Необоснованным также является довод об отсутствии нарушений при указании площади обнаружения лесного пожара в акте о лесном пожаре. Согласно схеме области пожара к-1181 (состояние на 26.07.2021) и картографического интерфейса ИСДМ Рослесхоз, которые представлены в материалы дела, площадь пожара на 26.07.2021 составила - 97 га (первое наблюдение) (Т.1 л.д.24). Большая площадь пожара на момент его регистрации подтверждается иными материалами дела.

Согласно объяснениям руководителя лесного пожара Куклина A.M. от 21.09.2021, по прибытию в 06.00 27.07.2021 пожарной бригады на лесной участок, расположенный в кв.105 в.47 Тельбинской дачи (лесной пожар), площадь лесного пожара была более 20 га. При этом Куклин A.M. пояснил, что точную площадь лесного пожара не представилось возможным определить ввиду задымленности лесного участка. (Т.1 л.д.54-55)

Аналогичные объяснения дал и сотрудник Территориального управления Бурдыко В.В. от 11.10.2021. (Т.1 л.д.60-64)

Довод о том, что в должностные обязанности Синюшикной Н.В. не входила предварительная оценка потерь в результате лесного пожара, также является необоснованным.

В соответствии с п.70 Приказа Минприроды России от 08.07.2014 № 313 «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров» в течение пяти дней после ликвидации лесного пожара руководителем лесничества составляется акт о лесном пожаре. Данные о ходе тушения лесного пожара предоставляются специализированной лесопожарной организацией. В акте о лесном пожаре среди прочего указываются: предварительная оценка потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках (древесины на корню, заготовленной лесопродукции, зданий, сооружений, машин, оборудования и другого имущества, стоимость работ по очистке территории, стоимость лесовосстановительных работ, стоимость работ по тушению лесного пожара, общая предварительная сумма ущерба).

Пунктом 9 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству предусмотрено, что должностные лица территориального управления для решения возложенных задач и функций вправе запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимую информацию. (Т.2 л.д.163)

Административный ответчик Синюшкина Н.В. в установленный срок необходимую информацию не истребовала, вследствие чего не внесла в акт о лесном пожаре сведения о размере ущерба от лесного пожара.

Впоследствии ущерб от лесного пожара был установлен в результате плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти Иркутской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства (Т.3 л.д.1-8), и отражен в приложении №7.4 к акту №33/2021 от 08 октября 2021 года. Согласно расчету, размер возмещения вреда, причиненного насаждениям в сумме 546 052 613,00 рублей (Т.4 л.д.251).

Бездействие заместителя начальника Куйтунского лесничества Синюшкиной Н.В. по не внесению в акт о лесном пожаре № 16-11-21/2021 достоверной информации о дате, времени и площади обнаружения лесного пожара, размере ущерба от лесного пожара, по выделению достаточных сил и средств тушения пожаров к местам пожаров нарушают принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принимающего на основании вышеуказанных сведений решения о своевременном маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда.

В соответствии со ст.1 ЛК РФ к основным принципам лесного законодательства относятся: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.

Бездействие административных ответчиков по осуществлению возложенных на них полномочий в сфере охраны, защиты лесов нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления, в том числе нарушает законные интересы и права граждан на благоприятную окружающую среду.

Суд приходит к выводу, что административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.178-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие заместителя начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкиной Н.В., выразившееся:

- в не регистрации и не заполнении карточек учета лесных пожаров от 26.07.2021 № к-1181 и № к-1187;

- по не выделению 26.07.2021 достаточных сил и средств тушения пожаров к местам пожаров № к-1181 и № к-1187;

- не передаче достоверной информации о лесных пожарах от 26.07.2021 № к-1181 и № к-1187 в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти для последующего представления сведений о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства;

- по не внесению в акт о лесном пожаре № 16-11-21/2021 достоверной информации о дате, времени, площади обнаружения лесного пожара, размере ущерба от лесного пожара.

Обязать заместителя начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкину Н.В.:

- заполнить карточку учета лесного пожара, произошедшего 26 июля 2021 года в выделе 47 квартала 105 Тельбинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества, ликвидированного в 12 часов 00 минут 28 июля 2021 года на площади 306 га, передать ее в специализированную диспетчерскую службу Министерства лесного комплекса Иркутской области для последующего представления сведений о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства;

- внести в акт о лесном пожаре № 16-11 -21/2021 сведения, изменив дату и время обнаружения лесного пожара на 26.07.2021 в 12 часов 50 минут, площадь обнаружения лесного пожара на 97 га, размер ущерба на 546 052 613 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья Степаненко В.П.