РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п.Куйтун 06 декабря 2023 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Кондратьевой А.А., с участием представителя административного истца помощника прокурора Куйтунского района Зыкова К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-602/2023 по административному иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства, территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству о признании незаконным бездействия,
установил:
Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства, территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству о признании незаконным бездействия.
В обоснование указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проанализировано состояние законности в сфере исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой установлено несоответствие категории и целевого назначения лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» требованиям действующего лесного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Согласно лесохозяйственному регламенту Куйтунского лесничества, утвержденному приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр (с учетом изменений в соответствии с приказом от 28.01.2022 № 91-7-мпр), на территории Куйтунского муниципального района Иркутской области на землях лесного фонда в лесных кварталах №№ 34-39; 46-54; 61-68; 77-79; частях кварталов №№ 22-29; 33; 40; 41; 45; 55; 55; 60; 69-71 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества; в кварталах №№ 5; 7-16; 18-27; частях кварталов №№ 1-4; 6; 17; 28-38 Малойской дачи; в квартале № 1; частях кварталов №№ 2; 3; 4 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества расположен государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» (далее - Заказник), который образован решением Исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 16.07.1987 №390 «Об организации комплексного государственного охотничьего заказника «Кадинский».
Постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 №522-пп утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский», которым установлен режим особой охраны и использования территории заказника.
Согласно пункту 14 Положения на территории Заказника запрещается деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, препятствующая сохранению уникальных и типичных природных комплексов и природных объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Куйтунского лесничества, лесные участки, на которых расположен Заказник, в кварталах №№ 37; 38; 49-51; 66 Ново-Кадинской дачи, №№ 15; 16 Малойской дачи, №1 Куйтунской дачи частично отнесены к категории лесов - нерестоохранные полосы лесов, в то время как границы заказника включают в себя перечисленные кварталы в полном объеме.
Отнесение данных лесов к нерестоохранным полосам лесов является незаконным и может повлечь незаконное использование лесов особо охраняемой природной территории, их предоставление хозяйствующим субъектам для строительства и эксплуатации линейных объектов, причинение ущерба уникальному природному комплексу.
Кроме того, лесные участки в кварталах №№ 22; 33; 45; 60; 70; 71 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества, №№ 28-38 Малойской дачи и №№ 3; 4 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества, в границах которых частично находится Заказник, отнесены в полном объеме в категории эксплуатационных лесов, что является недопустимым.
С учетом уточнений, просит признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории -государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» в частях кварталов №№22, 33, 37, 38, 45, 49-51, 60, 65, 66, 70, 71 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества; в частях кварталов №№ 15, 16, 28-38 Малойской дачи Куйтунского участкового лесничества; в частях кварталов №№ 1, 3 4 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества к категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства в срок до 01.10.2023 принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» в частях кварталов №№22, 33, 37, 38, 45, 49-51, 60, 65, 66, 70, 71 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества; в частях кварталов №№ 15, 16, 28-38 Малойской дачи Куйтунского участкового лесничества; в частях кварталов №№ 1, 3 4 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества, к категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
Обязать территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству в срок до 01.11.2023 внести сведения о границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» в частях кварталов №№22, 33, 37, 38, 45, 49-51, 60, 65, 66, 70, 71 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества; в частях кварталов №№ 15, 16, 28-38 Малойской дачи Куйтунского участкового лесничества; в частях кварталов №№ 1, 3 4 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества в государственный лесной реестр.
В судебном заседании представитель административного истца - Братского межрайонного природоохранного прокурора - помощник прокурора Куйтунского района Зыков К.А. требования административного иска поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание представитель административного ответчика Федерального агентства лесного хозяйства не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
В письменных возражениях представитель Федерального агентства лесного хозяйства по доверенности Алантьева Н.В. указала, что до вступления в силу с 01.01.2022 отдельных норм Федерального закона от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, в статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проведение в лесах, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по лесоустройству (таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) относилось к отдельным полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 5.6(1) и 5.6(2) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, осуществление мероприятий по лесоустройству и утверждение плана проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, относится к полномочиям Рослесхоза (с 01.01.2022).
В целях отнесения лесов к определенной категории проводится лесоустройство, которое в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 1) (далее - Лесной кодекс) включает в себя:
1) проектирование лесничеств;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов;
4) таксация лесов;
5) проектирование мероприятий по сохранению лесов.
В силу части 1 статьи 67 Лесного кодекса лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве деформационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
Частью 2 указанной статьи установлено, что Лесоустройство проводится на землях, указанных в части 2 статьи 23 Лесного кодекса (на территории соответствующего лесничества).
В соответствии с частью 1 статьи 67.2 Лесного кодекса лесоустройство проводится в соответствии с планом проведения лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 статьи 19 Лесного кодекса.
Частью 5 статьи 67.2 Лесного кодекса предусмотрено, что Порядок подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, случаи, порядок и периодичность внесения в него изменений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом формирование плана проведения лесоустройства осуществляется в
соответствии с выделенным Рослесхозу финансированием на выполнение указанных работ.
Пунктом 10 Правил подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2022 № 166 (далее - Правила) установлены случаи, на основании которых осуществляется внесение изменений в план проведения лесоустройства.
Пунктом 12 Правил установлено, что внесение изменений в план проведения лесоустройства может производиться ежегодно, до 1 декабря, но не более 1 раза в год.
План проведения лесоустройства на 2023 - 2024 годы утвержден приказом Рослесхоза от 13.12.2022 № 1024.
Кроме того, согласно пунктам 6 и 7 Правил, выбор объектов лесоустройства для включения в план проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, подготавливается Рослесхозом с учетом существующего и планируемого освоения лесов и зон интенсивности такого освоения (в том числе в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов), определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, по следующим критериям:
-превышение периодичности проведения таксации лесов, установленной лесоустроительной инструкцией;
- существующие и планируемое освоение лесов и зоны интенсивности такого
освоения, определенные лесным планом субъекта Российской Федерации;
-наличие приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, предусмотренных частью 3 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Приложением 28 к Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 20.12.2017 № 692, предусмотрено распределение площади лесов лесничеств, участковых лесничеств по степени интенсивности освоения лесов.
Вместе с тем, лесным планом Иркутской области, утвержденным Указом Губернатора Иркутской области от 29.05.2019 № 112-у г, распределение площади лесов лесничеств, участковых лесничеств Иркутской области по степени интенсивности освоения лесов не предусмотрено.
Необходимо отметить, что письмом от 23.09.2022 № 02-9110947/22 Министерство лесного комплекса Иркутской области направило в адрес Рослесхоза предложения по включению объектов работ на 2023 год, в части таксации лесов (подготовительный, полевой и камеральный этапы), а также предложения по объектам работ на 2024 год, в части таксации лесов, проектирования мероприятий по сохранению лесов, проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и проектирования лесничеств (далее - Предложения). Помимо этого, в Проекте приказа на 2024 год, в части проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, включены объемы лесных участков, предоставленных в аренду для заготовки древесины, на которых проведены (либо проводятся) работы по таксации лесов, за счет средств арендаторов, в период 2021 -2023 гг., министерство считает целесообразным проведения данных работ в отношении лесничеств либо участковых лесничеств.
Однако, Министерство лесного комплекса Иркутской области не включило в Предложения информацию о необходимости проведения лесоустройства на территории Куйтунского лесничества.
В соответствии с пунктом 7 Перечня мер по устранению Рослесхозом нарушений и недостатков, выявленных Счетной палатой Российской Федерации в результате проведения контрольного мероприятия «Аудит системы мониторинга и учета лесных ресурсов Российской Федерации, а также охраны лесов от пожаров за 2020 - 2021 годы и истекший период 2022 года» в Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного приказом Рослесхоза от 16.01.2023 № 7 «Об устранении нарушений и недостатков, выявленных Счетной палатой Российской Федерации при проведении контрольного мероприятия» установлено, что при формировании Плана проведения лесоустройства Рослесхоза в части проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов необходимо учитывать по объектам лесоустройства только актуальные материалы таксации лесов (лесоустроительная документация, полученная по результатам таксации лесов давностью до 10 лет).
По информации, предоставленной Министерством лесного комплекса Иркутской области, мероприятия по лесоустройству (таксация лесов) в отношении лесов, расположенных в границах Заказника «Кадинский» (Куйтунское лесничество), проводилось в 1984 и 2006 годах.
В связи с чем проведение работ по отнесению лесов в границах Заказника «Кадинский» к категории защитных лесов «леса, расположенные на особо Охраняемых природных территориях» без предварительного осуществления таксации лесов не представляется возможным. Просила в удовлетворении требований Братского межрайонного природоохранного прокурора к Рослесхозу отказать в полном объеме.
Братский межрайонный природоохранный прокурор Мартюшов В.Б. в отзыве на возражения административного ответчика указал, что целью отнесения лесов заказника «Кадинский» является в том числе пресечение фактов незаконного предоставления заповедных участков леса в целях рубки лесных насаждений, поскольку в настоящее время уполномоченным органом не приняты меры к исключению лесов, расположенных в границах данной особо охраняемой природной территории, из категорий лесов, где такая деятельность допускается.
Соответственно, отсутствие властно-распорядительного документа, издание которого относится к исключительной компетенции ответчика в силу ст. 81 Лесного кодекса РФ и Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, позволяет использовать леса заказника «Кадинский» для коммерческих целей, в том числе для заготовки древесины, то есть путем рубки заповедного древостоя, в то время как такая деятельность категорически запрещена Положением о природном заказнике, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-ип, и противоречит требованиям ст. 22 и ст. 24 Федерального закона РФ от 14.03.1995 №33 - ФЗ.
При этом, закон не связывает необходимость отнесения лесов к той или иной категории лесов с лесоустройством лесничества.
В силу ч. 2 ст. 68 Лесного кодекса РФ мероприятия по лесоустройству, указанные в ч. 1 настоящей статьи и на которые ссылается ответчик, могут проводиться комплексно, в различных сочетаниях или отдельно в отношении лесничества, участкового лесничества и (или) лесного участка.
Приказом Рослесхоза от 29.06.2021 № 543 отдельные лесные участки, входящие в состав лесов заказника «Кадинский», отнесены к эксплуатационным лесам.
Однако, мероприятия, указанные в ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ, которые были определены законом как на момент вынесения приказа № 543, так и действующей редакцией ст. 68 Лесного кодекса РФ, включая проектирование лесничеств и таксация лесов, Рослесхозом в отношении Куйтунского лесничества до принятия 29.06.2021 вышеуказанного решения не проводились. Документы, подтверждающие возникновение такой необходимости в настоящее время, вместе с возражениями представителем ответчика административному истцу не представлены.
С учетом изложенного, принятие Рослесхозом решения об отнесении лесов в границах государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» к категории лесов- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, не требуют проведения лесоустройства Куйтунского лесничества и таксации лесов.
Кроме того, границы заказника установлены и внесены в ЕГРН, определено его месторасположение в кадастровых кварталах 38:02:180401, 38:10:010701, что отображено в Положении, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп (с изменениями и дополнениями), в связи с чем дополнительное определение границ лесных участков, в которых расположен природный заказник, не требуется.
В части доводов ответчика о реализации уполномоченным органом обоих полномочий в пределах предоставленного для этого финансирования считает, что действие федеральных законов и иных норм права, обязанности органов публичной власти их исполнять не могут быть обусловлены достаточностью или недостаточностью финансовых ресурсов у субъектов права.
Поскольку проведение лесоустройства Куйтунского лесничества для исполнения своих прямых полномочий по отнесению особо охраняемых лесов к надлежащей категории не требуется, объем финансовых средств, предусмотренных на реализацию Плана проведения лесоустройства, в данном конкретном случае не имеет значения для разрешения спора по существу.
Представитель административного ответчика Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, представители заинтересованных лиц Министерства лесного комплекса Иркутской области, Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, Областного государственного бюджетного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, заявлений, ходатайств, в том числе об отложении судебного разбирательства в суд не предоставили.
Представитель Областного государственного бюджетного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области» по доверенности Солонская О.А. в письменном отзыве указала, что описание границ государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» утверждено приложением 6 к постановлению Правительства Иркутской области от 7 ноября 2012 года № 629-ПП «О государственных природных заказниках Иркутской области».
Областным государственным бюджетным учреждением «Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области» (далее - Дирекция) исследованы границы государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» на схеме пространственного размещения кварталов и выделов, представленного министерством лесного комплекса Иркутской области в Дирекцию во исполнение ранее направленного письменного запроса.
По результатам исследования с учетом действующих норм права установлено, что в границы особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» входят леса, расположенные в кварталах №№ 23-29; 34-41; 46-55; 61-69; 77-79 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества; кварталах №№ 1-5; 6-16 Малойской дачи; в кварталах №№ 1; 2 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества.
Согласно приложению 7 к Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 23 апреля 2019 года № 556 «Об отнесении лесов на территории Иркутской области к защитным лесам и установлении их границ и о внесении изменений в приказы Федерального агентства лесного хозяйства от 16.09.2009 № 372, от 12.11.2009 № 485. от 28.12.2009 № 546» к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, отнесены лесные участки, расположенные в кварталах №№ 23-29; 34-36; 39-41; 46-48; 52-55; 61-64; 67-69; 77-79; части кварталов №№ 37; 38; 49-51; 65; 66 Барлукского участкового лесничества Новокадииского лесничества Куйтуиского лесхоза; кварталов №№ 1-14; 17-27; части кварталов №№ 15; 16 Куйтуиского участкового лесничества Малойского лесничества Куйтуиского лесхоза; части кварталов 1; 2 Куйтуиского участкового лесничества Куйтуиского лесничества Куйтуиского лесхоза.
В соответствии с приложением 19 к приказу министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 года № 91-7-мир «О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области» (таблица 3) к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, отнесены лесные участки, расположенные в кварталах №№ 23-29; 34-36; 39-41; 46-48; 52-55; 61-64; 67-69; 77-79; части кварталов №№ 37; 38; 49-51; 65; 66 Новокадинской дачи Барлукского участкового лесничества; кварталов №№ 1-14; 17-27; части кварталов №№ 15; 16 Малойской дачи; части кварталов 1; 2 Куйтунской дачи Куйтуиского участкового лесничества Куйтуиского лесничества Иркутской области.
Дирекция полагает, что к категории защитных лесов -леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, необходимо отнести леса, расположенные в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» в кварталах №№ 37; 38; 49-51; 65; 66 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества; кварталах №№ 15; 16 Малойской дачи; в квартале № 1 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного заседания, явка которых в судебное заседание не признана судом обязательной.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив административное исковое заявление, возражения на административное исковое заявление, материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Судом установлено, что согласно лесохозяйственному регламенту Куйтунского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр (с учетом изменений в соответствии с приказом от 28.01.2022 № 91-7-мпр), на территории Куйтунского муниципального района Иркутской области на землях лесного фонда в лесных кварталах №№ 34-39; 46-54; 61-68; 77-79; частях кварталов №№ 22-29; 33; 40; 41; 45; 55; 55; 60; 69-71 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества; в кварталах №№ 5; 7-16; 18-27; частях кварталов №№ 1-4; 6; 17; 28-38 Малойской дачи; в квартале № 1; частях кварталов №№ 2; 3; 4 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества расположен государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» (далее - Заказник), который образован решением Исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 16.07.1987 №390 «Об организации комплексного государственного охотничьего заказника «Кадинский».
Постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 №522-пп утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский», которым установлен режим особой охраны и использования территории заказника.
Согласно пункту 14 Положения на территории Заказника запрещается деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, препятствующая сохранению уникальных и типичных природных комплексов и природных объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, а также не связанная с возложенными на Заказник целями и задачами, в том числе:
-подсочка лесных насаждений и заготовка живицы;
-проведение всех видов рубок, за исключением проведения рубок при непосредственном тушении лесных пожаров, проведения рубок лицами, право пользования лесными участками которых возникло до образования Заказника, проведения согласованных Дирекцией рубок, проводимых в рамках санитарно-оздоровительных и воспроизводственных мероприятий, а также при принятии мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Заказника;
-деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, его загрязнение;
-строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других линейных объектов, если это не связано с проведением мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования Заказника.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Куйтунского лесничества лесные участки, на которых расположен Заказник, в кварталах №№ 37; 38; 49-51; 66; Ново-Кадинской дачи, №№ 15; 16 Малойской дачи, №1 Куйтунской дачи частично отнесены к категории лесов - нерестоохранные полосы лесов, в то время как границы заказника включают в себя перечисленные кварталы в полном объеме.
Такое распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов определено на основании приказа Рослесхоза от 12.11.2009 №485, который в части отнесения перечисленных лесных участков к категории нерестоохранные полосы лесов противоречит действующему лесному законодательству.
В частности, в силу п. 12 ч. 1, ч. 2 ст. 115 Лесного кодекса РФ нерестоохранные полосы лесов относятся к ценным лесам, в которых запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов определен ст. 45 Лесного кодекса РФ, для указанных целей леса могут быть использованы с предоставлением или без предоставления лесного участка.
Подпунктом 19 пункта 14 Положения о Заказнике установлен запрет на строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других линейных объектов, если это не связано с проведением мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования заказника.
Таким образом, отнесение лесов, расположенных на территории заказника «Кадинский», в кварталах №№ 37; 38; 49-51; 66 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества, №№ 15; 16 Малойской дачи, №1 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества, в том числе в какой-либо части, к нерестоохранным полосам лесов является незаконным и может повлечь незаконное использование лесов особо охраняемой природной территории, их предоставление хозяйствующим субъектам для строительства и эксплуатации линейных объектов, причинение ущерба уникальному природному комплексу.
Кроме того, лесные участки в кварталах №№ 22; 33; 45; 60; 70; 71 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества, №№ 28-38 Малойской дачи и №№ 3; 4 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества, в границах которых частично находится Заказник, отнесены в полном объеме в категории эксплуатационных лесов, что является недопустимым.
Данное распределение лесов по целевому назначению и категориям определено на основании приказа Рослесхоза от 29.06.2021 №543, которым внесены изменений в приказ Рослесхоза от 12.11.2009 № 485, и который в части отнесения перечисленных лесных участков к эксплуатационным лесам противоречит действующему лесному законодательству.
Так, в соответствии со ст. 117 Лесного кодекса РФ в эксплуатационных лесах допускается осуществление всех видов использования лесов, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ, в целях, определенных ч. 3 ст. 12 Кодекса.
Статьей 25 Лесного кодекса РФ предусмотрены следующие виды использования лесов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление рыболовства, научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; создание лесных питомников и их эксплуатация, осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создание и расширение морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; создание эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры; осуществление религиозной деятельности, то есть виды деятельности, которые прямо запрещены как Положением о государственном природном заказнике регионального значения «Кадинский», так и законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В частности, в соответствии с п.2 ст.2, п.1 ст.22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее -Закон об ООПТ) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса, которые могут быть федерального и регионального значения.
Согласно ч.1 ст.24 Закона об ООПТ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Целью создания государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» является сохранение на его территории уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда; экологическое воспитание и оздоровление населения.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 111, ч.1 ст. 112 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в том числе на территориях заказников, относятся к категории защитных лесов.
Из подпункта 1 пункта 19 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее -Лесоустроительная инструкция), следует, что в соответствии со статьями 111,112 Лесного кодекса РФ определяется категория защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с п.9 ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ст. 10 ЛК РФ).
В соответствии с ч.ч.2, 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов должно осуществляться с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Отдельно законодателем выделена категория защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
Правовой режим использования лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, регламентирован ст. 112 Лесного кодекса РФ, а также положениями приказа Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях».
В соответствии с требованиями п.9, п. 16 ст.81 Лесного кодекса РФ проектирование защитных лесов, а также принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно п.п.5.4.4, 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам, выделение особо защитных участков лесов, установление границ защитных, эксплуатационных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, а также обеспечение проектирования этих лесов относится к полномочиям Рослесхоза.
В нарушение вышеуказанных требований Лесного кодекса Российской Федерации, а также Лесоустроительной инструкции в лесохозяйственном регламенте Куйтунского лесничества лесные участки, расположенные в границах государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский», в лесных кварталах №№ 37; 38; 49-51; 66; Ново-Кадинской дачи, №№ 15; 16 Малойской дачи, №1 Куйтунской дачи отнесены к нерестоохранным полосам лесов, а лесные участки в кварталах №№ 22; 33; 45; 60; 70; 71 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества, №№ 28-38 Малойской дачи и №№ 3; 4 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества - к эксплуатационным лесам.
Несмотря на принятие Правительством Иркутской области Постановления от 29.08.2016 № 522-пп Положения о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский», категория и целевое назначение лесов, расположенных в границах указанной особо охраняемой природной территории до настоящего времени (более 6 лет) не приведены в соответствие с требованиями закона, что не позволяет министерству лесного комплекса Иркутской области внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества.
В соответствии с п. 1 ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В государственном лесном реестре должна содержаться документированная информация о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах (п. 3 ч. 2 ст. 91 ЛКРФ).
Ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2.1 ст. 91 ЛК РФ).
Порядок внесения информации и ее изменение в государственный лесной реестр осуществляется на основании Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».
Документом, являющимся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (п.п.2.1.1 п.2.1 Приказа № 496).
Основанием для внесения документированной информации в акты является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений об отнесении лесов к защитным лесам - лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, установлении и изменении их границ (п.п.«б» п.2.2.2 Приказа № 496).
Таким образом, приказы Рослесхоза от 12.11.2009 № 485 и от 29.06.2021 № 543 в части незаконного отнесения лесов в границах Заказника в вышеперечисленных кварталах к нерестоохранным полосам лесов и к эксплуатационным лесам препятствует осуществлению министерством лесного комплекса Иркутской области переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений по внесению соответствующих изменений в государственный лесной реестр области, и требует от Федерального агентства лесного хозяйства вынесение в установленном законом порядке решения о категории и границах лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский».
Не отнесение Федеральным агентством лесного хозяйства лесных участков Куйтунского лесничества, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский», к категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования таких защитных лесов с целью сохранения их средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.
Суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В связи с истечением сроков исполнения решения суда, указанных в административном исковом заявлении, на день вынесения решения, суд в соответствии с характером исковых требований считает целесообразным указать предельные сроки исполнения решения, которые соотносятся с датой подачи первоначального иска и первоначально заявленными сроками исполнения судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории -государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» в частях кварталов №№22, 33, 37, 38, 45, 49-51, 60, 65, 66, 70, 71 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества; в частях кварталов №№ 15, 16, 28-38 Малойской дачи Куйтунского участкового лесничества; в частях кварталов №№ 1, 3 4 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества к категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства в срок до 01.10.2024 принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» в частях кварталов №№22, 33, 37, 38, 45, 49-51, 60, 65, 66, 70, 71 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества; в частях кварталов №№ 15, 16, 28-38 Малойской дачи Куйтунского участкового лесничества; в частях кварталов №№ 1, 3 4 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества, к категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
Обязать территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству в срок до 01.11.2024 внести сведения о границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» в частях кварталов №№22, 33, 37, 38, 45, 49-51, 60, 65, 66, 70, 71 Ново-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества; в частях кварталов №№ 15, 16, 28-38 Малойской дачи Куйтунского участкового лесничества; в частях кварталов №№ 1, 3 4 Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества Куйтунского лесничества в государственный лесной реестр.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Степаненко В.П.