НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область) от 28.03.2017 № 2-1156/17

РЕШЕНИЕ № 2-1156/2017

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2017 года

Куйбышевский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Шибаевой Г.Б.,

при секретаре Бабаковой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 28 марта 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска к Филимоновой Раисе Степановне о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, и

УСТАНОВИЛ:

Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обратился с иском к Филимоновой Р.С. о признании отсутствующим право собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Определением суда к участию в деле в качестве т/лиц привлечены Управление Росреестра по Омской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата по Омской области», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Главное управление лесного хозяйства Омской области, СНТ «Омский садовод».

01.02.2017 г. по данному делу было вынесено заочное решение об удовлетворении заявленных требований. Определением суда от 20.02.2017 заочное решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 06.02.2017 отменено.

Представитель истца Лукьянова Н.М., действующая на основании доверенности от 22 июля 2016 года, поддержала исковые требования в судебном заседании, уточнила, что в заявлении допущена описка, спорный земельный участок не частично, а полностью, расположен на землях лесного фонда, согласно схеме.

Из искового заявления и пояснений представителей следует, что к функциям Департамента в области лесных отношений и природопользования относится управление и распоряжение лесными участками, ведение учета земель лесного фонда, осуществление защиты имущественных интересов муниципального образования, а также осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 305 от 31 августа 2015 года внесены изменения в приложение к приказу Рослесхоза от 02.05.2012 № 180 «Об определении количества лесопарков на территории города Омска и установлении их границ». Таким образом, данным нормативным актом сведения о границах Омского лесопарка, расположенного на землях населенного пункта город Омска в ЦАО подлежат изменению, а именно, границы лесных кварталов 22-38, 124, 132, 142, 143, 147-151. Считает, что земельный участок с кадастровым номером , зарегистрированный на праве собственности Филимоновой Р.С., расположен на выделах 7 и 27 лесного квартала 31. Факт наложения подтверждается Планом лесонасаждений центрального окружного участкового лесничества Омского лесопарка муниципального образования городской округ город Омск. Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков в соответствии со ст. 68.1 ЛК РФ проводится при проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков. Из представленной схемы следует, что в выделах № 27 и № 7 лесного квартала 31, расположен спорный земельный участок, т.е. на землях Омского лесопарка

26.10.2007 вышеуказанный земельный участок был предоставлен Распоряжением Департамента № 7559-р Филимоновой Р.С. для сельскохозяйственного использования под садоводство в садоводческом некоммерческом товариществе «Омский садовод» в ЦАО города Омска. Распоряжением Департамента № 1931 от 12.09.2016 «О признании утратившими силу некоторых правовых актов департамента имущественных отношений Администрации г.Омска и внесении изменений в некоторые правовые акты» признано утратившим силу указанное Распоряжение. Права истца могут быть защищены путём предъявления требования о признании права Филимоновой Р.С. отсутствующим, поскольку отсутствуют правовые основания для оформления права собственности ответчика на земельный участок, занятый лесами, а сведения о такой регистрации, содержащиеся в федеральном информационном ресурсе, подлежат аннулированию. Срок исковой давности департаментом не пропущен.

Филимонова Р.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о времени и месте проведения судебного заседания, просила суд рассматривать дела в её отсутствие (л.д.143).

Представитель ответчика Яровенко Л.Д., действующая на основании доверенности от 14.02.2017 и ордера, суду пояснила, что с иском не согласна. Истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что земельный участок с кадастровым номером , собственником которого является Филимонова Р.С., расположен на землях лесного фонда, имеются полномочия на предъявление данного иска. Количество и границы лесопарков на территории г. Омска установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 2 мая 2012г. N 180 «Об определении количества лесопарков на территории г. Омска и установлении их границ». На основании данного приказа определено, что на землях населенного пункта город Омск, занятых городскими лесами, располагается Омский лесопарк и установлены границы Омского лесопарка, состоящего из 5-ти окружных лесопарков. По приложению к данному приказу - наименование лесопарка «Омский», охватывающий территорию 5-ти участковых лесничеств, в том числе и Центральное окружное лесничество, в состав которого входит Центральный окружной лесопарк с лесными кварталами с 22-38, площадью 671.1га..Изменения, внесенные приказом Рослесхоза от 31.08.2015 N 305 в приказ № 180 от 02.05.2012 г., спорных лесных кварталов не коснулись. Лесоустройство каждого из этих окружных лесопарков, после включения в их состав земель Омского лесопарка не проведено, их границы не установлены. Местоположение границ земельного участка посредством определения координат не осуществлялось, межевой план не составлялся, в ГКН описание местоположения границ земельного участка - участка лесного фонда, отсутствует. Границы лесных участков на территории Омского лесопарка путем постановки участков на государственный кадастровый учет не обозначены. По представленным документам определить принадлежность спорного земельного участка с кадастровым номером к землям лесного фонда или его "наложение" на какой-либо из лесных участков Центрального окружного лесопарка, не представляется возможным, поскольку отсутствует описание границ, а также площадь указанного Центрального окружного лесопарка. Нахождение на спорном участке лесной растительности не является основанием для отнесения земель к категории лесного фонда.

По мнению представителя ответчика истцом избран неверный способ защиты нарушенного права. Не представлены доказательства тому, что регистрирующим органом осуществлена государственная регистрация права собственности на участок с кадастровым номером и за Филимоновой Р.С., и за Российской Федерацией или иным субъектом, причем на один и тот же земельный участок, следовательно. Поскольку истцом не представлено доказательств, что имеется реальная угроза нарушения его прав собственности или законного владения, такой способ защиты является ненадлежащим. Применение данного способа защиты является исключительным, который подлежит применению тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков предусмотренных гражданским законодательством.

Филимонова Р.С. зарегистрировала право собственности на предоставленный eй земельный участок еще в 2009 году, а впоследствии, в связи с уточнением границ земельного участка, в 2011 году. Распоряжение департамента от 12.09.2016 N 1931 о признании утратившим ранее вынесенное распоряжение, является незаконным, поэтому суд не вправе принимать указанное распоряжение во внимание. В распоряжении не указано по какм причинам распоряжение признано утратившим силу, какие выявлены противоречия закону. Заявляет о применении срока исковой давности, исчисление которого производит с 02.05.2012 года, поскольку с этого момента истец узнал, что на основании предложения Администрации г. Омска в Центральный окружной лесопарк включены лесные кварталы с 22-38, а в суд истец обратился 05.12.2016г., т.е. за пределами срока исковой давности. Считает, что на рассматриваемые исковые требования распространяется общий срок исковой давности, ссылка истца на ст. 208 ГК РФ не корректна и незаконна.

Увеличение площади земельного участка с 300 кв.м. до 500 кв.м. произведено в порядке уточнения границ и площади земельного участка в период « дачной амнистии». Согласование уточненных границ и площади с Департаментом имущественных отношений не производилось. На участке отсутствуют строения. На участке растут сосны, березы, которые были высажены Филимоновой в 70-х годах.

Представитель т/лица СНТ «Омский садовод» Ясина Л.Д., действующая на основании доверенности от 01.09.2016, суду пояснила, что иск поддерживает. Считает, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный в СНТ «Омский садовод», предоставлен в 2007 году Филимоновой Р.С. с нарушением закона. Этот участок в границах СНТ не расположен. Земельный участок фактически расположен на землях лесного фонда. Строений и сооружений на нем отсутствуют. С 1970 по 2000 года Филимонова использовала участок площадью около 200 соток под огород, в настоящее время участок не используется. Земельный участок в 90-х годах относился к лесам 1 группы и являлся государственной собственностью. Решение о предоставлении земель, занятых лесами 1 группы, Омской области принималось Правительством РФ. Решение № 279п от 30 апреля 1992 года о предоставлении земельного массива площадью 1.8га СНТ, из которых 1.5 га леса, было приостановлено. Раньше земли СНТ находились на 13 км Сыропятского тракта. В 2008г. границы города были расширены, с утверждением Генплана г. Омска, территория СНТ и земли, расположенные восточнее (леса 1 группы), вошли в границы г. Омска, перешли к муниципальному образованию. Эти земли стали относиться к лесам городского лесопарка. Кадастровый инженер Вдовченко и бывший председатель СНТ Хазов совершили мошеннические действия, распределив земли лесного фонда под садоводство. В отношении названных лиц в настоящее время правоохранительными органами проводится проверка. В результате передачи лесных участков в собственность граждан, производится незаконная вырубка деревьев, строительство жилых домов, что приводит к ухудшению экологической обстановки в городе. Последняя официальная прирезка земель к территории СНТ «Омский садовод» в 1992г. была совсем в другой стороне. То, что фактически было выделено в 1992г., было сразу же распределено между садоводами и оформлено в порядке приватизации. В 2010г. повторно промежевали те же земли согласно постановления от 1992 года, но уже включили земли городского лесопарка с другой стороны. Постановлением главы администрации 1992 года запрещено на участках возведение строений и рубка деревьев.

Представители т/лиц Управление Росреестра по Омской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата по Омской области», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Третьим лицом Главное управление лесного хозяйства Омской области ранее был представлен письменный отзыв (л.д.80-81) в котором просит рассмотреть дело в отсутствии представителя, решение по делу оставить на усмотрение суда. Спорный земельный участок в рассматриваемом иске расположен в границах города Омска. Управление городскими лесопарками на территории г. Омска относится к ведению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, в связи с чем, Главное управление лесного хозяйства Омской области не располагает информацией о данном земельном участке. В соответствии с Положением о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 года № 143 «О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области» Главное управление осуществляет отдельные полномочия, переданные субъекту Российской Федерации в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в отношении лесных участков относящихся к категории земли лесного фонда, расположенных на территории Омской области.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, представителя т/лица СНТ «Омский садовод», изучив представленные документы, материалы надзорного производства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452 департамент имущественных отношений Администрации г.Омска от имени муниципального образования городской округ г.Омск Омской области осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества. К функциям Департамента в области лесных отношений и природопользования относится управление и распоряжение лесными участками, ведение учета земель лесного фонда, осуществление защиты имущественных интересов муниципального образования, а также осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска.

В ходе работ по инвентаризации городских лесов Омского лесопарка по материалам лесоустройства было установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 500,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> находится на землях лесного квартала №31 выделы 27 и 7 в границах Центрального окружного участкового лесничества Омского лесопарка муниципального образования городской округ - г. Омск, что подтверждается схемой расположения городских лесов и земельных участков СНТ «Омский садовод» в ЦАО г. Омска, таксационным описанием, планом лесонаждений, публичной картой (Т. № 1 л.д. 15-22, Т № 2 л.д.16-19).

Омский лесопарк разделен на 5 окружных участковых лесничеств, образованных в границах административных округов г. Омска, состоящих из 106 кварталов и 2431 лесных выделов.

Согласно таксационному описанию Центрального окружного участкового лесничества Омского лесопарка в лесном квартале № 31 имеется выдел 27 - ландшафтные поляны, выдел 7 - насаждения с породами искусственного происхождения (том №1 л.д.16-21).

Согласно Приказу от 2 мая 2012 года №180 Федерального агентства лесного хозяйства «Об определении количества лесопарков на территории г. Омска и установлении их границ» определено, что на землях населенного пункта г. Омск, занятых городскими лесами, располагается Омский лесопарк, установлены границы Омского лесопарка согласно приложению, в котором указаны сведения о границах Омского лесопарка, местоположение лесных участков, включаемых в границы лесопарка, по материалам лесоустройства, в том числе по Центральному ОУЛ – лесные кварталы 22-38 (Том №1 л.д.120).

Согласно Приказу Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.08.2015 № 305 внесены изменения в приложение к приказу Рослесхоза от 02.05.2012 № 180 «Об определении количества лесопарков на территории города Омска и установлении их границ». Данным нормативным актом сведения о границах Омского лесопарка, расположенного на землях населенного пункта город Омска в ЦАО подлежали изменению, а именно 22-38, 124, 132, 142, 143, 147-151 лесной квартал Центрального окружного участкового лесничества в границах Омского лесопарка, расположенного на землях населенного пункта г. Омск (том №1 л.д.11-13).

До 1997 года данные городские леса входили в состав Омского лесхоза, в Государственном учете лесного фонда числились как леса первой группы, категория защитности – городские леса.

Установлено, что земли СНТ «Омский садовод» частично расположены на землях, относящихся к категории городских лесов, которые приватизации не подлежат.

Решением Омского горисполкома от 07.05.1957 г. № 12/272 «Об отводе земельных участков под коллективные сады учреждений, предприятий и организаций г. Омска» заводу п/ящик № 82 был отведен земельный участок в 8,5 га в Куйбышевском районе (том № 2 л.д. 42-44).

Решением Омского горисполкома от 21.06.1960 № 16/14 «Об отводе земельных участков под коллективные сады» организации п/я № 82 был отведен земельный участок в 11 га в Куйбышевском районе (том № 2 л.д. 45-47).

Решением Омского горисполкома от 16.04.1974 г. № 204-8 «Об отводе земельного участка СТ «Омский садовод» под размещение 48 садов по Сыропятскому тракту, Куйбышевского района» отведен земельный участок площадью 2,64 га СТ «Омский садовод» под размещение 48 садов, за счет изъятия из земель, закрепленных за садово-оранжерейным хозяйством. СТ было запрещено возводить капитальные строения на территории садов, вокруг участка необходимо было создать зеленую зону шириной 3 метра (том № 2 л.д.48-49 ).

Согласно постановления Главы администрации г. Омска от 30.04.1992 г. № 279-п «О предоставлении земельного участка СТ «Омский садовод» для коллективного садоводства в Куйбышевском районе» СТ «Омский садовод» в бессрочное пользование был дополнительно предоставлен земельный участок площадью 1,88 га для коллективного садоводства в Куйбышевском районе, в т.ч. 1,5 га из земель Гослесфонда в кв. II городского лесничества Омского лесхоза (том №2 л.д. 50-52). СТ обязано было предусмотреть сохранность существующих березовых и хвойных деревьев, капитальных сооружений не возводить, территорию по периметру огородить и озеленить.

Из сообщения прокуратуры г. Омска от 17.02.1993 г. за № 118 следует, что постановлением главы Администрации города № 742-п от 06.02.1992 действие постановления городской администрации № 279-п от 30.04.1992 об отводе дополнительного земельного участка СТ «Омский садовод» приостановлено до разрешения Правительством РФ изъятия 1,5 га лесов первой группы из Омского лесхоза (том № 1 л.д. 235, материалы надзорного производства ).

Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 1992 года № 2436-р в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» разрешено изъятие в установленном порядке земельных участков в лесах первой группы для коллективного садоводства в Омской области – 1.5 га (том № 2 л.д. 39).

Согласно выписке из протокола общего собрания СНТ «Омский садовод» от 01.06.2003 г. Филимоновой Р.С. был выделен и закреплен земельный участок площадью 200 кв.м. из земель, принадлежащих СНТ «Омский садовод» в границах участка на уровне северной и южной границ участка , принадлежащего Филимоновой Р.С.. Участку присвоен , Филимоновой выдана членская книжка (том №1 л.д.151).

В акте комиссии СНТ «Омский садовод» от 02.10.2003г. указано, что произведено уточнение размеров земельных участок, расположенных в лесной зоне, на уровне дачных участков <адрес>, <адрес>, при обмере размеры лесноого участка на уровне дачи <адрес> ( владелец Филимонова Р.С.) составили : длина 18 м, ширина 4м-20м, общая площадь 200 кв.м. (том № 1 л.д.152).

Строения и сооружения на участке отсутствуют, что подтверждается пояснениями ответчика, представителя СНТ.

Право собственности Филимонова Р.С. приобрела бесплатно на земельный участок №<адрес> площадью 300,00 кв.м. на основании Распоряжения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № 7559-р от 26.10.2007 «О предоставлении Р.С. Филимоновой в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в садоводческом некоммерческом товариществе «Омский садовод» в ЦАО г. Омска» (том №1 л.д.7).

Суду не представлен проект межевания территории СНТ «Омский садовод», позволяющий сделать вывод о том, что спорный земельный участок находится в границах СНТ, доказательства тому, что земельный участок находится в границах СНТ, что земельный участок не относится к Омскому лесопарку.

Установлено, что земельный участок <адрес> в СНТ «Омский садовод» находится за пределами границ отвода территории СНТ «Омский садовод». Данное обстоятельство подтверждается представленными в судебное заседание ситуационным планом, утвержденным гл.архитектором г. Омска в 1992 году, топографическим планом участка СТ «Омский садовод», выполненного МНПП «Геотоп» в 1992 году (том № 1 л.д. 228-230).

В ходе судебного разбирательства изучено кадастровое дело на земельный участок с кадастровым номером . Установлено, что земельный участок стоит на государственном кадастровом учете с 24.12.2008г., разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования под садоводство (том № 1 л.д.51-60).

Согласно кадастровому паспорту от 15.12.2016 земельного участка по адресу: <адрес>, участок имеет кадастровый , его площадь составляет 500 кв.м., правообладатель Филимонова Р.С. (том № 1 л.д. № 51).

На основании заявления Филимоновой Р.С. от 31.05.2011 было проведено межевание земельного участка с кадастровым номером в целях уточнения местоположения его границ и площади, в результате которого предложено изменить границу кадастрового квартала по фактическому местоположению земельного участка (том № 1 л.д.62, 72).

Уточнение площади земельного участка как основание для возникновения права собственности на земельный участок не предусмотрено Земельным Кодексом РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы.

Согласно ч.4 ст. 14 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Согласно ч. 3 ст. 14 вышеуказанного ФЗ РФ земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Часть 3 ст. 28 Закона РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшая до 1 марта 2915 года, предоставляла гражданам право в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. Согласно п. 5 ст. 20 и п. 3 ст. 21 ЗК РФ, утративших силу с 1 марта 2015 года, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имели право однократно бесплатно приобрести их в собственность.

Согласно решению Омского городского Совета от 01 февраля 2006 года № 327 «Об установлении размеров садовых, огородных и дачных земельных участков», утратившего силу с 08 июля 2015 года, максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, для садоводства, огородничества или дачного строительства, составляет 0,06га.

Установлено, что Филимоновой Р.С. ранее уже был предоставлен бесплатно земельный участок в СНТ «Омский садовод» площадью 612 кв.м. Земельный участок площадью 500 кв.м. не предоставлялся ей на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненно наследуемого владения.

Из Акта от 02.10.2003 г., составленного членами комиссии СНТ «Омский садовод», о закреплении дополнительных земельных участков, расположенных в лесной зоне, принадлежащих СНТ «Омский садовод» на уровне дачных участков , следует, что лесной участок на уровне дачи (владелец Филимонова Р.С.), площадь участка составляет 200 кв.м. (том №1 л.д. 152).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для сельскохозяйственного использования под садоводство, расположенного по адресу: г. Омск, <адрес> Филимонова Р.С., ограничение (обременение) права и правопритязания отсутствуют (том № 1 л.д.50).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.02.2009 г. № Филимоновой Р.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:150107:63, площадью 300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Основанием для возникновения права собственности является распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № 7559-р от 26 октября 2007 года. (том №1 л.д.73).

Распоряжением Департамента имущественных отношений от 12.09.2016 № 1931 «О признании утратившими силу некоторых правовых актов департамента имущественных отношений Администрации г.Омска и внесении изменений в некоторые правовые акты» признано утратившим силу Распоряжение Департамента от 26.10.2007 № 7559-р «О предоставлении Р.С. Филимоновой в собственность земельного участка в СНТ «Омский садовод» (том № 1 л.д.9-10).Из сообщения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 20.03.2017 г. следует, что в соответствии с Генеральным планом, земельный участок с кадастровым номером , местоположение определено по адресу: <адрес> расположен в зоне садовых участков. Согласно Карте территориального планирования №2 (генеральный план муниципального образования г. Омск) земельный участок расположен в границах населенного пункта г. Омск, в территориальной зоне СХ1-1356, предназначенной для ведения дачного хозяйства и садоводства. Информация предоставлена на основе градостроительных документов, размещенных в ИСОГД (том № 2 л.д.16).

Согласно п. 4 ст. 7, ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые обязаны доказать наличие оснований для отмены принятого ранее ненормативного акта и указать, в чем заключается его несоответствие закону.

Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Определении от 26.05.2011 N 739-О-О, следует, что положение статьи 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывается на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Таким образом, контролируя соблюдение действующего законодательства при осуществлении публичных функций, орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый им правовой акт.

Ненормативный правовой акт также может быть признан утратившим силу ввиду его несоответствия закону, истечения срока действия либо в связи с принятием нового ненормативного акта по этому же вопросу.

Согласно ранее действовавшему законодательству, а именно ст. 3 Закона СССР от 17 июня 1977 года « Об утверждении Основ лесного законодательства СССР и союзных республик» леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.

Согласно ст. 4 Основ… все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. В единый государственный лесной фонд включены леса государственного значения, то есть леса, находящиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса и леса заповедников.

В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 года, утратившего силу, все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

Отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ, утратившего силу, в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, не сомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

С 1 января 2007 г. начал действовать новый Лесной кодекс РФ, который коренным образом изменил ранее существовавшие лесные отношения. Он максимально приблизил нормы лесного законодательства к нормам земельного, изменив виды прав на лесные участки. Лес стал пониматься не как единое целое, а как совокупность лесных насаждений и лесных участков и перестал признаваться объектом недвижимого имущества. Упразднено деление лесов на три группы, изменены виды правоустанавливающих документов на лесные участки и объекты лесных отношений.

Статья 8 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований.

Статьей 25 Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством РФ не предусмотрено.

Нахождение земельного участка с категорией земли лесного фонда в собственности физического лица является недопустимым, поскольку законодательство РФ не содержит каких-либо исключений, позволяющих физическому лицу приобрести лесной участок в собственность.

Согласно ч. 2 ст. 9 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В части 5.1. ст. 105 ЛК РФ закреплено, что в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 настоящей статьи, в том числе ведение сельского хозяйства; размещение объектов капитального строительства.

Согласно ч. 3 ст. 4.1. ФЗ № 201-фз государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

В ч. 1 ст. 4.2 названного выше Федерального закона закреплено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии со ст. 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области лесных отношений относятся: проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон; иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.

Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства

Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утратившего силу с 01 января 2017 года, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Аналогичная норма содержится в п.3, п.5 ст. 1 Федерального закона № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав. При этом избираемый способ защиты должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации), ведение которого, внесение в него изменений осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных ст. 81-84 ЛК РФ.

Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Согласно ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Исходя из смысла вышеперечисленных правовых норм, земли лесного фонда подлежат использованию для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии со ст. 68 Лесного кодекса РФ включает в себя в том числе проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков и таксацию лесов.

В силу ст. 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов. Согласно ст. 23 ЛК РФ количество лесопарков и их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В материалах дела имеются доказательства проведения таких работ, а именно таксационное описание Центрального окружного участкового лесничества Омского лесопарка, по состоянию на 2015 год (том №1 л.д.15-20). Основанием для проведения является Приказ руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии РФ №305 от 31 августа 2015 года, которым внесены изменения в приложение к приказу от 02 мая 2012 года №180 «Об определении количества лесопарков на территории г. Омска и установлении их границ».

Перевод земель населенных пунктов и в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и Градостроительным кодексом РФ.

Включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенного пункта согласовано с Федеральным агентством лесного хозяйства ( Рослесхоз). Сам по себе факт нахождения спорного земельного участка в пределах городской черты не влечет за собой изменение его категории с земель лесного фонда на земли населенных пунктов и не прекращает права собственности – РФ на спорный земельный участок, на земли лесного фонда.

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Пунктом 8 ст. 28 ФЗ № 178 от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель в том числе лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки и другие объекты).

В связи с чем ни СНТ «Омский садовод», в бессрочном пользовании которого якобы находился спорный земельный участок, ни Департамент имущественных отношений не обладают полномочиями по распоряжению спорным земельным участком в части предоставления в собственность граждан.

Если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.

Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями.

Наличие в ГКН сведений о границах земельного участка нарушает права РФ, как собственника земельных участков, в части создания препятствий для осуществления его прав собственности на земельный участок. Сохранение на кадастровом учете данных земельного участка в существующих на настоящий момент границах повлечет изменение лесопарковых зон и уменьшение их площади, что в соответствии с п.6 ст. 105 Лесного кодекса РФ не допускается. Ранее учтенные лесные участки подлежат постановке на государственный кадастровый учет по мере проведения государственных кадастровых работ, отсекая все спорные площади для целей отдельных судебных и внесудебных разбирательств. При этом должны приниматься во внимание материалы лесоустройства и такая их часть, как проектирование лесных участков под будущее или существующее целевое назначение (статьи 67 - 70 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 52 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

При этом иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных гражданским законодательством. Как разъяснено в постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 10288/12, целью иска о признании права отсутствующим является оспаривание зарегистрированного права или обременения другого лица, поэтому при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 Постановления N 10/22).

Согласно разъяснениям ВС РФ в Постановлении Пленума ВС РФ №10 от 29.04.2010 г. " О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства, поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, о возврате имущества во владение его собственника, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Согласно ст. 58 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступившего в законную силу с 01 января 2017 года и применяемого к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а также к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу) в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда.

Согласно п.6 Постановления ВС РФ от 24 июня 2008 года №11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности, исчисление которого производит со 02.05.2012, т.е. когда истец узнал, что на основании предложения Администрации г. Омска в Центральный окружной лесопарк включены лесные кварталы с 22-38. В суд истец обратился лишь 05.12.2016г., по мнению представителя истца с пропуском 3-х годичного срока.

В силу ч.1 ст.196 ГК РФ, ч.1 ст.200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно разъяснениям ВС РФ течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.

Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.

Вместе с тем в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.

Согласно п.7 Постановления ВС РФ от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности» исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.

Суд считает, что к данному спору положения о применении срока исковой не применяются, срок исковой давности не пропущен.

При подаче иска истец был освобожден от уплаты госпошлины. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Ответчик является пенсионером, суд с учетом положений НК РФ считает возможным освободить Филимонову Р.С. от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отсутствующим право собственности Филимоновой Раисы Степановны на земельный участок с кадастровым номером , местоположение которого установлено: <адрес>

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Куйбышевского районного суда г. Омска.

Судья: Г.Б.Шибаева