НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область) от 25.02.2021 № 2А-769/2021

Дело № 2а-769/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск 25 февраля 2021 года

Куйбышевский районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи Середнева Д.В., при секретаре Дужновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Деминой Е.Л. к административному ответчику - Публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

11.09.2020 Демина Е.Л. обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указала, что она является участником строительства дома <адрес> в соответствии с заключенным с ЖСК «Центральный-2» 31.05.2011 договором приема паевого взноса и обеспечения жилым помещением , по условиям договора ЖСК обязался своими силами или с привлечением других лиц построить и передать истцу однокомнатную квартиру в указанном доме, обязательство по оплате по договору она исполнила, ЖСК для исполнения обязательств по договору привлек ООО «Регион», которое являлось застройщиком, 06 июня 2017 года в отношении ООО «Регион» определением Арбитражного суда Омской области по делу введена процедура наблюдения, согласно определению Арбитражного суда Омской области от 19.07.2017 года в деле участники строительства не приобретали пай в кооперативе, а участвовали в финансировании строительства жилого дома, осуществляемого ООО «Регион», через конструкцию инвестиционного договора; кооператив выполнял функции агента, к ООО «Регион» применены правила параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц», заявление Деминой Е.Л. о включении в реестр требований ООО «Регион» требования о передаче однокомнатной квартиры, расположенной в доме <адрес>, удовлетворено определением АС Омской области от 21.08.2017 года по делу , 25 октября 2017 года определением Арбитражного суда Омской области в отношении ООО «Регион» введена процедура внешнего управления, 24 ноября 2017 года Врио Губернатора Омской области подписан план-график по осуществлению мер по решению проблем граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», который предусматривал принятие мер и возобновление строительства дома в 2019 году, 05 июля 2018 года Врио Губернатора Омской области подписан новый план-график со сроком возобновления строительства в 2021 году, 16 апреля 2019 года И.О. Губернатора Омской области подписан план-график со сроком окончания строительства в 2022 году, 15 июля 2019 года определением Арбитражного суда Омской области ООО «Регион» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, 29 января 2020 года ППК «Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства» привлечена к участию в деле о банкротстве ООО «Регион», в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с частью 3.1 статьи 13.1 Закона № 218 (ред. 27.06.2019г.) Фонд должен принять решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства указанного дома не позднее шести месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытия конкурсного производства, то есть не позднее 29.07.2020 года, отсутствие такого решения приводит к нарушению принципа правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, права быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Демина Е.Л. просит признать незаконным бездействие Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" в части непринятия решения о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства дома <адрес>, застройщиком которого является признанное банкротом ООО «Регион»; обязать административного ответчика в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения принять решение о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства указанного дома.

Демина Е.Л., её представитель Графкин Е.С. в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Административный ответчик, заинтересованные лица в судебном заседании, о времени и месте которого извещены надлежаще, участия не принимали.

Административный ответчик представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, так как указанный Деминой Е.С. шестимесячный срок не является пресекательным.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в совокупности и взаимосвязи, суд пришёл к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ; также не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (п.1); согласно пункту 3 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном КАС РФ, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий (п.2).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 11.11.2014 года N 28-П, условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты, обеспечивать справедливость судебного решения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 218-ФЗ) публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» создана 20.10.2017 путем преобразования некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства», учредителем которой является Российская Федерация, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2016 № 1310 «О защите прав граждан - участников долевого строительства».

В соответствии с частями 1.1 и 1.2 ст. 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. Субъектами информации являются застройщики, контролирующие органы, уполномоченный орган, орган регистрации прав, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или определенное таким федеральным органом исполнительной власти подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение, осуществляющее ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства», жилищно-строительные кооперативы и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ обязаны размещать информацию в системе (ч. 3.1 ст. 23.3 Закона № 214-ФЗ).

Согласно апелляционному определению Омского областного суда от 30 декабря 2020 года об отмене определения Куйбышевского районного суда г.Омска от 15.09.2020 года о возврате иска Деминой Е.С. вывод суда первой инстанции о том, что заявленные Деминой Е.С. требования подлежат рассмотрению по правилам гражданского процессуального производства, является неправильным, так как согласно пункту 1 (1) Устава публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Фонд создается Российской Федерацией в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 218-ФЗ для достижения целей, установленных настоящим Федеральным законом, Фонд реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении граждан - участников строительства публичные функции, в том числе заявителя, требования административного истца вытекают из публичных правоотношений, не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, выводы суда первой инстанции о том, что неполучение конкурсным управляющим соответствующего решения Фонда в установленный срок влечет ряд последствий, перечисленных в статье 201.12-1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в связи с чем, рассмотрение требований об оспаривании бездействия может привести к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей всех участников дела о банкротстве ООО «Регион», рассматриваемого Арбитражным судом Омской области, состоятельными не являются, подобное толкование закона фактически привело к ограничению гарантированного ст. 46 Конституции РФ права заявителя на доступ к правосудию и судебную защиту.

Судом установлено, что из определения Арбитражного суда Омской области от 21.08.2017 года по делу следует, что определением Арбитражного суда Омской области от 06.06.2017 в отношении ООО «Регион» введена процедура наблюдения до 31.10.2017, временным управляющим должника утвержден Е.В.П., определением Арбитражного суда Омской области от 19.07.2017 применены к ООО «Регион» правила параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц» Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», 28 июня 2017 года Демина Е.Л. обратилась в суд с требованием о включении в реестр передаче жилых помещений ООО «Регион» требования о передаче жилого помещения - квартиры, количество комнат - , строительный , общей площадью (предварительно определенной в соответствии с ЖК РФ на основании проектной документации) кв.м., расположенной в подъезде, на этаже, в осях десятиэтажного каркасно-монолитного жилого дома в границах улиц <адрес>, общей стоимостью 944880 руб., как установлено судом, между ООО «Регион» (Застройщик) и ЖСК «Центральный-2» (Инвестор) был заключен договор об инвестиционной деятельности от 01.02.2010, по которому инвестор обязался передать Застройщику денежные средства для осуществления строительства жилого дома в Центральном административном округе г. Омска в границах улиц <адрес>, а Застройщик обязуется использовать переданные средства в соответствии с настоящим договором с последующей передачей в собственность Инвестору жилых помещений, 31.05.2011 между ЖСК «Центральный-2» Деминой Е.Л. заключен договор приема паевого взноса и обеспечения жилым помещением , согласно которому ЖСК обязуется в предусмотренный договором срок своими силами или с привлечением других лиц построить многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого объекта передать соответствующий объект паевого взноса в собственность пайщику, а пайщик обязуется уплатить обусловленный договором пай и принять объект паевого взноса при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (пункт 1 договора), согласно пункту 2.1 договора объектом паевого взноса является однокомнатная квартира строительный , предварительной общей площадью кв.м., расположенной в подъезде, на этаже, в осях десятиэтажного каркасно-монолиного жилого дома в границах улиц <адрес>, пунктом 5.1 договора общий объем паевого взноса составляет 944880 руб., в пункте 5.3 указано, что датой внесения пайщиком денежных средств будет являться дата фактического зачисления денежных средств на расчетный счет ООО «Регион» либо дата выдачи приходного ордера (иного документа), подтверждающего внесение денежных средств в кассу ООО «Регион», факт исполнения договора Деминой Е.Л. подтверждается справкой от 01.06.2011, согласно которой ЖСК подтверждает оплату пая в размере 944880 руб., а также квитанцией к приходному кассовому ордеру от 01.06.2011 о внесении денежных средств в кассу ООО «Регион» в размере 944880 руб., суд считает доказанным наличие у Деминой Е.Л. права участника строительства заявлять требование о передаче жилого помещения в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО «Регион».

Определением Арбитражного суда Омской области от 21.08.2017 года по делу включено в реестр требований общества с ограниченной ответственностью «Регион» о передаче жилых помещений требование Деминой Е.Л. о передаче указанного жилого помещения общей стоимостью 944880 руб.

Частью 3.2 статьи 13.1 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность принятия Фондом решения о финансировании мероприятий по завершению строительства проблемного объекта (п.а), мероприятий по выплате возмещения гражданам - участникам строительства (п.б). В соответствии с частью 3.1 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ, Фонд принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования указанных в части 2 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ по основаниям, предусмотренным статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ, в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2019 № 1192 утверждены Правила принятия решения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с пунктом 7 которых в решении о финансировании указывается предельный объем финансирования за счет имущества Фонда и за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации, объем финансирования за счет имущества Фонда принимается равным предельному уровню софинансирования расходного обязательства субъекта РФ из федерального бюджета, определенному в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. N 999, в соответствии с пунктом 9 Правил решение о финансировании принимается на основании заключенного с субъектом Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации по типовой форме согласно приложению и при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 10 Правил, в случае, если Фондом заключены указанные соглашения с несколькими субъектами Российской Федерации, решения о финансировании принимаются в порядке календарной очередности заключения таких соглашений, если решением Правительства Российской Федерации не установлен иной порядок принятия решения; в соответствии с пунктом 10 Правил принятие Фондом решения о финансировании возможно, если, в том числе: Фондом определены степень готовности объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, сроки, необходимые для завершения строительства, и размер финансирования, необходимого для завершения строительства указанных объектов, определенный в соответствии с пунктом 10 (1) Правил (п.г); конкурсным управляющим определен размер денежных средств, необходимых для погашения требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов, денежных средств, подлежащих перечислению в соответствии с пунктом 3 статьи 201.15-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также в целях обеспечения в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 указанного Федерального закона возможности передачи участникам строительства жилых помещений в многоквартирном доме, строительство которых завершено, или передачи Фонду или фонду субъекта РФ прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями (п.д); Фондом определена рыночная стоимость 1 кв. метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке во всех многоквартирных домах и (или) жилых домах блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков, входящих в состав жилого комплекса, на основании отчета оценщика, привлеченного Фондом (п.е); Фондом определен размер предполагаемого возмещения гражданам - участникам строительства, выплата которого предусмотрена статьей 13 Закона (далее - предельная сумма выплат) (п.ж).

Совокупностью оснований, при наличии которых Фондом может быть рассмотрен вопрос о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ, является наличие обращения соответствующего субъекта РФ в Фонд с ходатайством о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов в случае признания застройщика банкротом (п. 8), заключение Фондом с субъектом РФ соглашения о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта РФ при соблюдении условий, предусмотренных п. 10 Правил (п. 9).

Из материалов дела следует, что в настоящее время объект незавершенного строительства - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> строительство которого осуществлялось застройщиком ООО «Регион», находится на рассмотрении Фонда, соглашение о финансировании между Фондом и Омской областью не заключено, решение о финансировании мероприятий по завершению строительства или о выплате возмещения гражданам не принято.

Согласно части 3.1 ст. 13.1 Закона № 218-ФЗ указанное решение должно быть принято Фондом не позднее шести месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытия конкурсного производства при условии, что Фонд является лицом, участвующим в деле о банкротстве такого застройщика.

Согласно параграфу 7 Закона о банкротстве, если Фондом принято решение о нецелесообразности такого финансирования либо решение Фонда не было получено конкурсным управляющим в течение указанных шести месяцев, урегулирование обязательств застройщика может осуществляться посредством процедуры передачи приобретателю (которым является юридическое лицо, отвечающее требованиям 214-ФЗ) (аб.6 п. 1 ст. 201.15-1).

С учетом указанных обстоятельств, суд полагает обоснованным согласиться с доводом административного ответчика о том, что шестимесячный срок принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, обеспечивающих защиту прав и интересов граждан - участников строительства, не является пресекательным, так как не исключает возможности принятия такого решения после его истечения, которое само по себе не свидетельствует о нарушении прав, свобод и законных интересов участников строительства, так как последствием истечения этого срока является возникновение возможности для реализации иного способа погашения требований участников строительства в процедуре банкротства - посредством передачи обязательств приобретателю - иному застройщику.

Из объяснений административного истца следует, что вопрос о реализации иного способа погашения требований участников строительства в процедуре банкротства ООО «Регион» до настоящего времени не рассматривался, завершение строительства, по мнению Деминой Е.Л. и её представителя, является нецелесообразным.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на лицо, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Проанализировав доводы сторон, суд полагает обоснованным согласиться с позицией административного ответчика об отсутствии в настоящее время оснований и условий для принятия истребуемого административным истцом решения, установленных в п. 7-10 Правил принятия решения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С учётом указанных обстоятельств, суд пришёл к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства административным истцом не доказано нарушения прав, свобод и законных интересов административным ответчиком при указанных в административном иске обстоятельствах, что в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Деминой Е.Л. к административному ответчику - Публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья подпись Д.В.Середнев

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 25.02.2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>