Куйбышевский районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Куйбышевский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 12-293/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Куйбышевский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Пархоменко Г.Л.,
при секретаре Тупикиной О.В.
с участием помощника ЦАО г.Омска ФИО1,
рассмотрев 22 декабря 2010 в г. Омске в открытом судебном заседании жалобу Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» на постановление № о назначении административного наказания, вынесенное Государственной инспекцией труда в Омской области 01.10.2010 в отношении него по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, которым постановлено:
«Признать Государственное учреждение «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Государственной инспекцией труда в Омской области 01.10.2010 Государственное учреждение «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Государственное учреждение «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» признано виновным в нарушении законодательства о труде и об охране труда выразившиеся в следующем. Специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в деятельности Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения. По результатом проведенной проверки установлено, что начальником Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» не соблюдена законность по обеспечения установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с предъявленными требованиями вышеуказанного законодательства. Прокуратурой округа в августе 2010 года проведена дополнительная проверка исполнения начальником Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями»требований законодательства о занятости населения. Проверкой установлено, что среднесписочная численность работников в Государственном учреждении «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» составляет 448 человек, размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составляет 13 человек, в настоящее время трудоустроено 9 инвалидов. Таким образом, проверкой установлено, что квота для трудоустройства инвалидов в полном объеме не исполнена. В тоже время, в ходе дополнительной проверки установлено, что специальное рабочее место в Государственном учреждении «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» не создано и в установленном порядке не аттестовано.
Считая, что постановление вынесено незаконно Государственное учреждение «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» обратилось в районный суд с жалобой, в которой просило постановление Государственного инспектора труда от 01.01.2010 № полностью отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения(отсутствие вины).в обоснование указало, что причинами несоблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов и обеспечения минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты являются:
-отсутствие вакантных рабочих мест по общеотраслевым должностям;
- узкая специализация отрасли;
- Государственное учреждение «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» является государственным учреждением, финансируемым из федерального бюджета подведомственным Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. С момента создания до настоящего времени Государственному учреждению «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» не выделялись денежные средства на проведение аттестации рабочих мест занятых инвалидами, по условиям труда и создание специальных рабочих мест для инвалидов, в связи с чем, ими данные мероприятия не проводились. Ввиду наличия указанных причин Государственное учреждение «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» не имело возможности обеспечить соблюдение установленной квоты для приема инвалидов, а также не имело возможности минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. Следовательно, вина учреждения в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.27 КоАП РФ отсутствует, и отсутствует состав административного правонарушение, которое является, согласно ст.24.5 КоАП РФ, обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. В целях соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов и обеспечения минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты приняты меры :
-издан приказ начальника учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № о выделении рабочих мест, в счет квоты, для приема на работу инвалидов;
-в главное бюро МСЭ по Омской области направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о содействии в организации специального рабочего места;
-в Обь-иртышское межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой ходатайствовать о выделении денежных средств на создание специального рабочего места для инвалидов и аттестации рабочих мест;
-в Главное управление государственной службы занятости населения Омской области направлена информация от ДД.ММ.ГГГГ о выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
-в Автономное учреждение Омской области «Центр охраны труда» направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой провести аттестацию 13 рабочих мест инвалидов.
Несмотря на то, что указанные мероприятия были приняты до рассмотрения дела об административном правонарушении, и о них было сообщено государственному инспектору труда, они не были надлежащим образом учтены при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В судебном заседании защитник Амасенок Е.В, действующая на основании доверенности, жалобу поддержала, доводы, изложенные в жалобе, подтвердила.
Представитель Государственной инспекции труда в Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, вина юридического лица устанвлена, меры должны были быть приняты сразу, независимо от финансирования. Правонарушение было выявлено в ходе прокурорской проверки, проведенной в августе 2010.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора, полагавшего вынесенное постановление законным и обоснованным, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст.212 ТК РФ наряду с иными обязанностями по по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в обязанность работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно ст.224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия.
В соответствии со ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации « организациям, численность работников которых составляет более 100человек,законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников(но не менее 2 и более процентов).Согласно ст.22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов- рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического организационного оснащения, дополнительного освещения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Постановлением правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» установлено для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена:
1.квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников;
2.минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридического лица за нарушение законодательства о труде и об охране труда.Санкция статьи предусматривает административное наказание от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела усматривается, что Государственное учреждение «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» признано виновным в том, что нарушило ст. 212,224 ТК РФ.
Вина Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» в совершении названного административного правонарушения установлена и подтверждается:
-постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Центрального административного округа г.Омска по материалам Главного управления государственной службы занятости населения Омской области проведена проверка исполнения трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов в деятельности Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями». Специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в деятельности Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения. По результатом проведенной проверки установлено, что Государственным учреждением «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» не соблюдена обязанность по обеспечении установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с предъявленными требованиями вышеуказанного законодательства. Прокуратурой округа в августе 2010 года проведена дополнительная проверка исполнения Государственным учреждением «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» требований законодательства о занятости населения. Проверкой установлено, что среднесписочная численность работников в Государственном учреждении «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» составляет 448 человек, размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составляет 13 человек, в настоящее время трудоустроено 9 инвалидов. Таким образом, проверкой установлено, что квота для трудоустройства инвалидов в полном объеме не исполнена. В тоже время, в ходе дополнительной проверки установлено, что специальное рабочее место в Государственном учреждении «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» не создано и в установленном порядке не аттестовано;
-копией предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области, выданное ГУ государственной службы занятости населения Омской области Государственному учреждению «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» в соответствии с которым последнему в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов, создание специального рабочего места;
-сведениями из Главного управления государственной службы занятости населения Омской области, из которых следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер установленной квоты для приема на работу инвалидов для Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями»составляет 13 единиц, количество занятых рабочих мест в счет установленной квоты 9.
Представленным доказательствам дана надлежащая оценка, действия Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии вины Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» в несоблюдении установленной квоты для приема на работу инвалидов и обеспечения минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты являются не состоятельными, поскольку опровергаются исследованными материалами дела, кроме того по мнению суда у Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями»имелась возможность для соблюдения требований трудового законодательства и Федерального закона о»О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению. Представленные в материалы дела письма и обращения указывают на принятие мер уже после вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а поэтому обоснованно не были приняты Государственной инспекцией труда в Омской области во внимание как доказательства отсутствия вины при вынесении постановления о привлечении лица к административной ответственности.
Процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела не установлено.
Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи, предусматривающей административную ответственность по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и является минимальным.
Вместе с тем, постановление подлежит изменению, в связи с исключением из мотивировочной части постановления о назначении административного наказания указания на совершение нарушения начальником Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями», поскольку как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и из представленных материалов, правонарушение выявлено в отношении юридического лица, а не должностного лица Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями».
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № по делу об административном правонарушении, вынесенное Государственной инспекцией труда в Омской области 01.10.2010 в отношении Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» изменить. Исключить из мотивировочной части постановления о назначении административного наказания указание на совершение нарушения начальником Государственного учреждения «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вручения копии решения.
Судья Г.Л. Пархоменко