НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область) от 22.11.2021 № 2А-4727/2021

Дело № 2а-4727/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2021 года г. Омск

Куйбышевский районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи Середнева Д.В. при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Егизбаевой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4727/2021 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к некоммерческой организации – Некоммерческое партнерство "Международный центр развития творчества" о ликвидации, исключении из ЕГРЮЛ, по встречному административному иску некоммерческой организации - Некоммерческое партнерство "Международный центр развития творчества" к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области о признании незаконным отказа от 10 ноября 2021 года в государственной регистрации изменений, внесённых в учредительный документ, о понуждении к действию

УСТАНОВИЛ:

16.08.2021 года в суд поступил административный иск Управления Министерства юстиции РФ по Омской области, направленный в суд по почте 14.08.2021, в обоснование которого указано, что 07.05.2010 принято решение о государственной регистрации Некоммерческого партнерства «Международный центр развития творчества», дата внесения записи в ЕГРЮЛ 18.05.2010, учетный номер в ведомственном реестре некоммерческих организаций , место нахождения: , в соответствии с планом проведения проверок на 2020 год, утвержденным приказом Управления Минюста России по Омской области от 10.10.2019 № 165, распоряжением Управления Минюста России по Омской области от 16.01.2020 № 20-р в период с 03.02.2020 по 02.03.2020 проведена плановая проверка, в результате которой выявлены нарушения законодательства РФ, касающиеся деятельности высшего органа управления - общего собрания членов, утверждения годовых отчетов, годовых бухгалтерских балансов и финансового плана, наличия в уставе положений, противоречащих федеральному законодательству, по результатам проверки вынесено предупреждение (исх. 55/03-645) от 02.03.2020, срок исполнения предупреждения продлевался - до 30.10.2020, до 25.12.2020 (исх. 55/03-5226 от 28.10.2020), по факту неисполнения предупреждения постановлением мирового судьи судебного участка в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 16.03.2021 по делу об административном правонарушении НП «МЦРТ» признано виновным по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подвергнуто штрафу, 12.03.2021 административному ответчику вынесено повторное предупреждение (исх. 55/03-1531) со сроком устранения нарушений до 10.06.2021, которое исполнено не было.

Управление Минюста России по Омской области просит ликвидировать Некоммерческое партнерство «Международный центр развития творчества» (ОГРН ), исключить его из ЕГРЮЛ.

12.11.2021 некоммерческая организация - Некоммерческое партнерство "Международный центр развития творчества" обратилась в суд со встречным административным иском о признании незаконным отказа Управления Минюста России по Омской области от 10 ноября 2021 года в государственной регистрации изменений, в котором просит обязать Управление Министерства юстиции РФ по Омской области зарегистрировать редакцию Устава, утверждённого протоколом № 5 общего собрания членов Ассоциации «Культурно-правовой центр «Право народа» от 24 октября 2021 года, внести изменения в сведения о некоммерческой организации.

Определением суда от 15.11.2021 встречное административное исковое заявление принято к производству суда для совместного рассмотрения с административным иском Управления Минюста России по Омской области по административному делу № 2а-4727/2021.

Представители административного истца – Управления Минюста России по по доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержали, возражали против удовлетворения встречного административного иска в связи с тем, что НП «МЦРТ» допущены нарушения, которые в соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 являются грубыми, не могут быть устранены законным способом, свидетельствуют о несоблюдении положений закона и собственного устава, об отсутствии контроля со стороны членов НП «МЦРТ» за соблюдением организацией целей, в интересах которых она была создана, длительное невыполнение законных требований Управления Минюста России по Омской области, выразившееся в том, что устав организации не был приведен в соответствие с федеральным законодательством, является грубым нарушением закона, сроки, установленные для устранения выявленных в ходе проверки нарушений, соответствовали разумно определенной возможности НП «МЦРТ» выполнить требования, указанные в предупреждениях, НП «МЦРТ» не обладает признаками недействующего юридического лица, поскольку им предоставлялись в контролирующие органы годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, отчеты о продолжении деятельности, в которых содержится информация о проведении семинаров, реализации проекта «Академия «РАЗУМ», организации общественного проекта «НАШИ ДЕРЕВЬЯ - НАШИМ ВНУКАМ», целью которого явилось озеленение территории «Азъ Град Сибирский» в , в рамках которого проводились мастер-классы «как правильно посадить дерево» в 2018 году; НП «МЦРТ» было отказано в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с противоречием устава организации Конституции РФ и законодательству РФ, рассмотрение документов, поданных для государственной регистрации 02.11.2021, было полным и всесторонним в соответствии с Административным регламентом, принятое 10.11.2021 решение об отказе в государственной регистрации является законным и обоснованным; рассмотрение представленного пакета документов на предмет соответствия ранее представленным к регистрации документам Административным регламентом не предусмотрено.

Представитель административного ответчика, заинтересованное лицо - ФИО1 в ходе судебного разбирательства против удовлетворения административного иска возражал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнениях к ним, согласно которым НП «МЦРТ» не смогло устранить нарушения в установленный срок, так как в связи со смертью одного из учредителей остальные члены некоммерческой организации утратили возможность проведения собраний из-за внутреннего конфликта, работа была продолжена после вступления новых членов в партнерство, в НП «МЦРТ» избран новый Президент – ФИО2, принят устав в новой редакции, соответствующий требованиям, предъявленным административным истцом в предупреждении; длительность процедуры внесения изменений в учредительные документы связана с необходимостью смены организационно-правовой формы на Ассоциацию (Союз), проверка проводилась административным истцом ненадлежащим образом, так как в нарушение Порядка проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами (уставным целям) Управлением Минюста России по Омской области бухгалтерская и иная отчётность у государственных уполномоченных органов запрошена не была, письменные пояснения, которые были даны руководителем проверяемой организации, о том, что в указанный период партнёрство уставной деятельности не вело, из материалов проверки утрачены, противоречия, касающиеся якобы действующей в указанный период «Академии РАЗУМ» как подразделении НП «МЦРТ», не устранены, нарушения в деятельности НП «МЦР» не являются грубыми, носят устранимый характер в части приведения устава в соответствие с законодательством РФ, кода ОКВЭД в соответствие с уставными целями организации, протоколом № 5 утверждены бухгалтерские (финансовые) отчеты за прошедшие периоды 2017-2019 гг., указанные нарушения не нарушают права административного истца и членов организации, поскольку в указанные периоды организация свою деятельность не вела, в акте проверки не указано, что организация длительное время осуществляла свою деятельность с грубыми нарушениями; НП «МЦРТ» не имеет никакого отношения к проведению в 2018 году семинаров «Академия «РАЗУМ», которые являлись клубным мероприятием просветительского плана, «Академия «РАЗУМ» не является структурным подразделением НП «МЦРТ», оператором «печных семинаров» в рамках «Академия «РАЗУМ» выступало НП «Развитие системы печей ФИО3», действия НП «МЦРТ» по составлению, принятию, регистрации устава были совершены однократно, неисполнение требований предупреждений не является неоднократным, так как они являются ненормативными правовыми актами, ответственность за их несвоевременное исполнение предусмотрена КоАП РФ, которым ликвидация юридического лица не предусмотрена; о существовании второго предупреждения НП «МЦРТ» узнало только при получении административного искового заявления, за период с 2018 по 2021 гг. НП «МЦРТ» не вело никакой деятельности, что подтверждается отчетностью в орган статистического наблюдения, ИФНС № 2 по ЦАО г.Омска, НП «МЦРТ» вело свою деятельность только в 2011 году, 18.05.2010 устав и заявление с указанным в нем кодом вида деятельности по ОКВЭД были приняты административным истцом на регистрацию, соответствовали действующему законодательству; с того момента прошло более 11 лет, административным истцом пропущен срок исковой давности; все замечания были устранены, но административный истец необоснованно отказывает в регистрации изменений, все ранее поданные для регистрации редакции Устава содержали упомянутые обстоятельства, кроме повторного кода ОКВЭД, повторное указание кода ОКВЭД никак не влияет на возможность внесения информации по форме Р 13014 в государственные информационные системы, все положения устава ранее исследовались и были оценены как допустимые и подлежащие регистрации.

ФИО4 в судебном заседании не возражал против ликвидации НП «МЦРТ», встречный административный иск поддержал, представил письменные пояснения, согласно которым «Академия «РАЗУМ» является его личным творческим проектом, частью иннопроекта «АЗ ГРАДЬ», единой учебной программы у Академии нет, все занятия и семинару имеют клубный характер, какого-либо организационного оформления «Академия «РАЗУМ» не имеет, НП «МЦРТ» использовалось им как бренд для солидности и значимости проекта перед мастерами, последний раз НП «МЦРТ» упоминалось в проекте в 2015-2016 гг., все расчеты проводились слушателями с мастерами-преподавателями самостоятельно, часто занятия проходили на безвозмездной основе, в указанный период НП «МЦРТ» никакой деятельности не осуществляло.

Представитель НП «МЦРТ», заинтересованное лицо Тиль П.А., заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, поддержали встречный административный иск по доводам, изложенным в письменных пояснениях.

ФИО5, ФИО6 в судебном заседании, о времени и месте которого извещены надлежаще, участия не принимали.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в совокупности и взаимосвязи, суд находит административный иск Управления Министерства юстиции РФ подлежащим удовлетворению, встречный административный иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.262 КАС РФ административный иск о ликвидации общественного объединения может быть подан органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Согласно пункту 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом.

Согласно Положению, утвержденному Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции РФ осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 N 705, пунктом 2 которого установлено, что государственный надзор осуществляется Минюстом России и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абз. 1 п.5 Положения).

Судом установлено, из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Управления Минюста России по Омской области от 16.01.2020 № 20-р период с 03.02.2020 по 02.03.2020 в НП «МЦРТ» была проведена плановая проверка в рамках федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, которому заблаговременно было направлено письменное уведомление о проведении проверки (от 20.01.2020 ), в ходе проверки выявлены нарушения, которые перечислены в акте проверки № 10 от 02.03.2020: пункт 3.1 Устава, предполагающий «осуществление иной деятельности» противоречит п.1 ст.24 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которой некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами, исходя из положений п. 3.1 устава организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в нарушение п. 2 ст. 24 Федерального закона №7-ФЗ уставом организации не определены виды указанной деятельности; в нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона №7-ФЗ уставом организации к исключительной компетенции высшего органа организации (Общее собрание) не отнесено решение вопросов о принятии решений о создании организацией других юридических лиц; о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора организации, о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов организации в его имущество; в нарушение п.4 ст.123.8 ГК РФ в п.7.11 устава предусмотрена возможность преобразования организации в хозяйственное общество; организация не соблюдает требования учредительных документов, являющихся согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ обязательными для исполнения самой организацией: в нарушение п. 5.2 устава заседания Общего собрания за 2017, 2019 годы не проводились, в нарушение п.5.8 устава решения об утверждении годовых отчетов, годовых бухгалтерских балансов и финансового плана не принимались; согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, основной код вида экономической деятельности организации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 85.42 - образование профессиональное дополнительное, что противоречит п. 2.1 устава организации, в соответствии с которым основными целями её деятельности являются развитие творческих направлений в системе образования РФ, изучение, анализ и обобщение современного опыта, форм и методов образования в РФ и других странах, содействие развитию перспективных технологий обучения, реализация творческих проектов, направленных на улучшение имиджа образования и иное, осуществление образовательной деятельности уставом организации не предусмотрено.

На основании акта проверки в адрес НП «МЦРТ» вынесено письменное предупреждение от 02.03.2020 № 55/03-945 с установлением срока устранения нарушений до 01.06.2020, которое было направлено по адресу НП «МЦРТ», указанному в ЕГРЮЛ, получено им 03.03.2020, в дальнейшем НП «МЦРТ» направляло в адрес Управления Минюста России по Омской области письменные ходатайства о продлении срока проведения проверки (исх. № 07 от 29.05.2020, исх. № 8 от 27.10.2020), на основании которых срок исполнения предупреждений был продлен до 30.10.2020, до 25.12.2020, указанные нарушения не были устранены, в связи с чем, 12.03.2021 НП «МЦРТ» было вынесено повторное предупреждение с установленным сроком исправления нарушений до 10.06.2021, которое не было получено МП «МЦРТ» по почте, 21.04.2021 конверт был возвращен отправителю – Управлению Минюста России по Омской области органом почтовой связи в связи с истечением срока хранения.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Указанные требования Управления Минюста России по Омской области об устранении нарушений законодательства РФ НП «МЦРТ» не исполнены, нарушения не устранены, доказательств обратного суду не представлено.

В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, её учредителями (участниками).

Доводы НП «МЦРТ» о том, что в указанные в акте проверки периоды организация не осуществляла свою деятельность, опровергаются материалами дела.

В подтверждение своих доводов НП «МЦРТ» предоставило в материалы дела поданные в налоговый орган налоговые декларации за 2018-2020 г.г., согласно которым за указанный период у него не было никаких активов и пассивов, что говорит о том, что деятельность в спорный период не велась, это же подтверждается представленной НП «МЦРТ» справкой, адресованной руководителю территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, согласно которой в 2018 году и в первом квартале 2019 года деятельность организацией не велась, численность работников 0 человек, заработная плата не начислялась.

В представленной НП «МЦРТ» форме заявления со сведениями об основных показателях деятельности малого предприятия за 2020 год, поданного в Федеральную службу государственной статистики, указано, что средняя численность работников НП «МЦРТ» в 2019-2020 гг. 1 человек.

Вместе с тем, в материалы дела представлена форма заявления в Федеральную службу государственной статистики со сведениями о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации за 2018 год, в разделе 1 «Виды деятельности, которые организация в соответствии с её уставом осуществляла в отчетном году» выделен пункт 15 – деятельность в области образования, просвещения, науки, содействие такой деятельности, что свидетельствует об осуществлении НП «МЦРТ» деятельности в 2018 году.

В материалы дела представлены заявления НП «МЦРТ» в Управление Минюста России по Омской области о продолжении деятельности (исх. № 01 от 10.04.2019, исх. № 01 от 10.04.2018, исх. № 1 от 10.04.2017), в которых содержится информация о том, что НП «МЦРТ» в отчетные периоды 2017 года, 2019 года осуществляло деятельность семинаров и деятельность «Академия «РАЗУМ».

ФИО4 в ходе судебного разбирательства подтвердил подписание и предоставление им указанных заявлений.

Доводы ФИО4, заинтересованных лиц об ошибочности указанных сведений, приведённые в ходе судебного разбирательства, судом проанализированы и отклонены, так как они опровергаются совокупностью письменных доказательств по делу, не соответствуют позиции НП «МЦРТ» в ходе проверки, выводам Управления Минюста России по Омской области.

В соответствии с выпиской из информационного ресурса Федеральной налоговой службы и информацией Государственного информационного ресурса БФО НП «МЦРТ» исполнялась обязанность по предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в контролирующие органы.

Согласно сведениям из открытых интернет источников в 2018 году НП «МЦРТ» осуществлялась организация проекта «НАШИ ДЕРЕВЬЯ-НАШИМ ВНУКАМ», в объявлении был указан адрес места нахождения ответчика, указанный в ЕГРЮЛ - .

Довод НП «МЦРТ» о том, что проверка Управления Минюста России по Омской области проведена ненадлежащим образом, судом проанализирован и отклонен, с учетом того, что НП «МЦРТ» результаты проверки не обжаловались.

В материалы дела представлено предупреждение Управления Минюста России по Омской области от 25.04.2017 № 55/03-2027, в котором указано на недопустимость использования в информационном блоке печати НП «МЦРТ» государственного герба РФ, предоставлен срок исправления нарушений до 01.06.2017 г. Данное нарушение устранено НП «МЦРТ».

Постановлением мирового судьи судебного участка в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 16.03.2021 по делу об административном правонарушении НП «МЦРТ» признано виновным по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа.

Из материалов дела следует, что административный штраф оплачен не НП «МЦРТ», а заинтересованными лицами - Тиль П.А. и ФИО2, сведения о принадлежности которых к НП «МЦРТ» не внесены в ЕГРЮЛ.

Согласно пункту 5.2 устава НП «МЦРТ», утвержденного общим собранием учредителей 01.03.2010, зарегистрированного в Минюсте России, общее собрание членов партнерства созывается решением Президента Партнерства по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

НП «МЦРТ» в 2017 году, в 2019 году не проводились общие собрания членов организации, доказательств обратного суду не предоставлено, что свидетельствует о неоднократности нарушения НП «МЦРТ» закона.

Согласно ч. 3, 9 статьи 13, части 3 статьи 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год, утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами, после утверждения годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность предоставляется в налоговый орган.

В соответствии с ч. 5, ст. 18 федерального закона «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

На основании п. 2 ст. 65.3 ГК РФ, п. 3 ст. 29 Федерального закона №7-ФЗ исключительной компетенцией высшего органа управления некоммерческой организацией является утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации.

В соответствии с представленным в материалы дела протоколом внеочередного общего собрания членов Партнерства № 3 от 23.07.2021 в устав организации внесены исправления в соответствии с предупреждением Управления Минюста России по Омской области от 02.03.2020 № 55/03-945.

10.09.2021 НП «МЦРТ» обратилось в Управление Минюста России по Омской области с целью государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы и о внесении изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

27.09.2021 в государственной регистрации изменений отказано в связи с тем, что, согласно расписке, Управлению Минюста России по Омской области не был представлен устав в новой редакции, заявление не соответствует установленной форме, указанный код ОКВЭД не соответствует организационно-правовой форме организации, её основной цели деятельности.

Данные действия Управления Минюста России по Омской области НП «МЦРТ» не обжалованы.

03.10.2021 проведено внеочередное общее собрание членов НП «МЦРТ», на котором принято решение об утверждении в качестве основного вида деятельности по ОКВЭД ОК 29-2014 69.10 - деятельность в области права, протокол № 4 от 03.10.2021 вместе с уставом в новой редакции был представлен в Управление Минюста России по Омской области.

Распоряжением Минюста России по Омской области от 15.10.2021 № 893-р в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ некоммерческой организации, было отказано.

Данные действия Управления Минюста России по Омской области НП «МЦРТ» не обжалованы.

В соответствии с уведомлением об отказе от 15.10.2021 № 55/03-6744 основанием для отказа послужили следующие обстоятельства: устав некоммерческой организации произвольно ограничивает права своих членов по управлению организацией, так как перечень прав, определенных в уставе, является закрытым, ряд прав членов в нарушение п. 1 ст. 65.2, п. 1 ст. 123.11 ГК РФ не был включен в устав; в устав не включены ряд обязанностей членов организации, предусмотренные п. 4 ст. 65.2 ГК РФ; в устав включено положение о том, что одним из источников формирования имущества организации является доход, получаемый от приносящей доход деятельности, и другие, не запрещенные законом поступления, при этом перечень видов деятельности, приносящих доход, открыт, что противоречит п. 4 ст. 50 ГК РФ; в представленных документах имеются внутренние противоречия, организацией представлен протокол № 3 общего собрания членов НК «МЦРТ» от 23.07.2021, в котором, в том числе рассмотрены вопросы смены наименования организации и утверждения устава в новой редакции, для государственной регистрации представлен устав, на титульном листе которого указано, что он утвержден протоколом № 3 от 23.07.2021 общего собрания учредителей Ассоциации «Культурно-правовой центр «Право народа».

НП «МЦРТ» указывает на то, что замечания к уставу, указанные в отказе от государственной регистрации от 15.10.2021 года, не были указаны в качестве причин отказа в государственной регистрации устава в 2010 году.

Суд обратил внимание на то, что в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческой организации, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, уполномоченный специалист территориального органа до принятия решения о государственной регистрации обязан проверить соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством РФ; соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством РФ и Административным регламентом; соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства РФ; отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства РФ; достоверность и непротиворечивость представленных сведений.

В связи с этим, суд полагает обоснованным согласиться с мнением Управления Минюста России по Омской области о том, что вне зависимости от повторности предоставления документов на государственную регистрацию Управление Минюста России по Омской области обязано было рассмотреть представленные документы в полном объеме, при этом, рассмотрение документов с учётом результатов рассмотрения ранее представленных документов действующим законодательством не предусмотрено, доводы НП «МЦРТ» об обратном судом проанализированы и отклонены, поскольку они основаны на неправильном толковании действующего законодательства.

24.10.2021 проведено внеочередное общее собрание членов НП «МЦРТ», на котором утверждена отчетная документация о деятельности организации за 2017-2019 гг., утвержден устав в новой редакции.

Вместе с тем, НП «МЦРТ» в 2017 году, в 2019 году нарушался порядок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответственно, утверждение указанной отчетности в 2021 году устранением допущенных в деятельности НП «МЦРТ» неоднократных, грубых нарушений признано быть не может.

С учетом указанных обстоятельств, суд полагает, что НП «МЦРТ» допущены неоднократные, грубые нарушения закона, в связи с чем, пришёл к выводу о необходимости ликвидации НП «МЦРТ», исключению сведений о нём из ЕГРЮЛ.

Нормы гражданского законодательства о сроке исковой давности при рассмотрении административного иска Управления Минюста России по Омской области о ликвидации некоммерческой организации применению не подлежат, доводы НП «МЦРТ» и заинтересованных лиц об обратном судом проанализированы и отклонены в связи с тем, что они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства применительно к срокам обращения государственного органа в суд с административным иском о ликвидации некоммерческой организации в связи с осуществлением деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Таким образом, суд полагает обоснованным удовлетворить административный иск.

В соответствии с редакцией устава, в регистрации которой Управлением Минюста России по Омской области отказано 10.11.2021, Ассоциация «Культурно-правовой центр «Право народа» является основанной на членстве некоммерческой организацией, созданной для достижения целей и задач, предусмотренных этим Уставом - развитие, содействие и поддержка культурных и правовых инициатив членов Ассоциации, а также иных граждан и юридических лиц; содействие оказанию юридической помощи своим членам, иным гражданам и юридическим лицам, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; разработка, создание и распространение культурных и правовых продуктов, информирование о перспективных культурных и правовых продуктах и инициативах; содействие просвещению населения в правовых и культурных вопросах; интеграция совместных действий, возможностей и усилий членов Ассоциации, а также иных граждан и юридических лиц в реализации культурных и правовых инициатив; содействие вовлечению членов Ассоциации, а также иных граждан и юридических лиц в процессы разрешения возникающих правовых и культурных вопросов в векторе современного развития общества; содействие сохранению и культивации у граждан чувства патриотизма и гордости за свою страну; содействие сохранению и наращиванию гражданского сознания, повышению культурного и интеллектуального уровня граждан; разработка и реализация научных программ и проектов по осуществлению перспективных инициатив в правовой и культурной сферах; развитие культурного, творческого, научного потенциала членов Ассоциации и иных граждан и юридических лиц, осуществление перспективных и социально значимых проектов и мероприятий в культурной, творческой и научных сферах; для достижения указанных уставных целей Ассоциация осуществляет оказание информационных услуг в правовой и культурной сферах; предоставление рекомендаций и консультаций по общим вопросам, включая подготовку юридических документов, консультирование и представительство в гражданских делах, консультирование и представительство в уголовных делах, консультирование и представительство в связи с трудовыми спорами, в том числе представление интересов одной стороны против другой стороны в судах или других судебных органах, с привлечением для осуществления данной деятельности специалистов; организация и проведение мероприятий культурной, творческой, научной направленности (конференций, лекций, научных семинаров, консультаций, выставок, встреч, симпозиумов, спектаклей, концертов и т.д.) а также иных мероприятий, направленных на привлечение интереса к вопросам права и культуры; разработку, реализацию проектов, инициатив и программ в правовой и культурной сферах; научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук; разработку предложений по совершенствованию правовых, культурных и организационных механизмов функционирования органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления и участие в выработке проектов решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; реализацию программ и инициатив, направленных на оказание правовой помощи физическим и юридическим лицам в правовой и культурной сферах; осуществление издательской и информационной деятельности в электронных и печатных средствах массовой информации и информационных сетях, связанной с осуществлением уставных целей Ассоциации (в порядке, определяемом действующим законодательством РФ); разработку, издание и распространение печатных и цифровых информационных продуктов и материалов, связанных с осуществлением уставных целей Ассоциации; производство и распространение кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, а также аудио-контента, направленных на привлечение интереса к вопросам права и культуры; привлечение добровольных взносов, безвозмездной благотворительной помощи, пожертвований и направление их на осуществление уставных целей Ассоциации, аккумулирование денежных средств на выполнение проектов, программ и уставной деятельности Ассоциации, создание фондов для реализации уставных целей; осуществление благотворительной деятельности, а также деятельности в области содействия благотворительности и добровольчества; взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными, учебными, научными и другими организациями в интересах достижения уставных целей Ассоциации; помимо основных видов деятельности Ассоциация вправе осуществлять виды деятельности, приносящие доходы, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых Ассоциация была создана и соответствует указанным целям, в том числе деятельность в области права, связанную с реализацией уставных целей; деятельность полиграфическую, связанную с реализацией уставных целей, а именно печатание газет, прочие виды полиграфической деятельности; деятельность издательскую, связанную с реализацией уставных целей, а именно издание книг в печатном и электронном виде; издание брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в печатном виде и на электронных носителях, издание газет в печатном виде и на электронных носителях, издание журналов и периодических публикаций в печатном виде и на электронных носителях; прочие виды издательской деятельности (издание (включая интерактивное) каталогов, фотографий, эстампов и открыток, иллюстрированных, поздравительных почтовых карточек, форм и бланков, плакатов, художественных репродукций, рекламной продукции, прочей печатной продукции, интерактивных статистических отчетов и прочей подобной информации, изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества), издание прочих программных продуктов (издание готовых программных продуктов (программных продуктов общего пользования), включая перевод или адаптацию программных продуктов общего пользования за собственный счет: операционные системы, приложения и прочие приложения); деятельность по производству кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ или телевизионной рекламы, связанную с реализацией уставных целей; деятельность по распространению кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, связанная с реализацией уставных целей; деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений, связанную с реализацией уставных целей; деятельность по оказанию услуг по составлению обзоров новостей, услуг по подборке печатных изданий и подобной информации, осуществляемую в рамках реализации уставных целей; научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, осуществляемые в рамках реализации уставных целей; деятельность по организации конференций и выставок, связанную с реализацией уставных целей; деятельность в области исполнительских искусств, связанную с реализацией уставных целей; деятельность вспомогательную, связанную с исполнительскими искусствами, осуществляемую в рамках реализации уставных целей; деятельность в области художественного творчества, связанную с реализацией уставных целей; отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, Ассоциация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии); для реализации целей настоящего Устава Ассоциация, как юридическое лицо, в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке, при осуществлении своей деятельности, имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов по их просьбе в органах государственной власти, в органах местного самоуправления, общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам, затрагивающим деятельность Ассоциации, в том числе вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления; устанавливать деловые контакты, сотрудничать с юридическими и физическими лицами; самостоятельно разрабатывать, утверждать и реализовывать программы своей деятельности, определять направления и размеры расходования денежных средств и имущества Ассоциации; создавать на территории Российской Федерации свои филиалы и открывать представительства в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности Ассоциации, которые предусмотрены её учредительными документами; Ассоциация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует указанным целям, приносящая доход деятельность осуществляется Ассоциацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации, такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания Ассоциации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика, Ассоциация может создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения приносящей доход деятельности; доходы от приносящей доход деятельности Ассоциации не могут перераспределяться между членами Ассоциации и должны использоваться только для достижения уставных целей; учреждать в рамках деятельности Ассоциации и присуждать премии, дипломы, почетные звания, именные стипендии и другие виды наград; самостоятельно вступать в правоотношения с различными субъектами хозяйственных отношений; владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей Ассоциации на законном основании собственностью; совершать сделки, заключать договоры, контракты и соглашения от своего имени; формировать временные и постоянные коллективы специалистов, привлекать отдельных специалистов, с оплатой их труда на договорной основе; самостоятельно определять организационную структуру Ассоциации, формировать штатный аппарат, решать вопросы форм и размеров оплаты труда, материального поощрения сотрудников и привлекаемых работников; получать и пользоваться банковскими и иными кредитами; создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы; свободно распространять информацию о своей деятельности; осуществлять иную деятельность в рамках действующего законодательства и настоящего Устава; члены Ассоциации платят вступительный и членские взносы, размер и порядок уплаты которых определяются решением учредителей, а после государственной регистрации Ассоциации - Общим собранием Ассоциации, члены Ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица; члены Ассоциации обязаны соблюдать требования настоящего Устава, выполнять решения руководящих органов Ассоциации, принятых в пределах их компетенции; своевременно вносить членские и целевые взносы, размер которых определяет Собрание; прекращение членства в Ассоциации происходит при добровольном прекращении членства в Ассоциации; при нарушении членом Ассоциации Положений законодательства Российской Федерации и/или настоящего Устава; в случае систематической неуплаты членом Ассоциации членских взносов, систематической неуплатой является неуплата членских взносов в течение одного года; в случае причинения ущерба интересам Ассоциации, в том числе - по решению судебных органов; в случае смерти члена Ассоциации - физического лица или ликвидации юридического лица - члена Ассоциации; высшим органом управления Ассоциации является Общее собрание членов Ассоциации, созываемое решением Председателя Ассоциации по мере необходимости, но не реже одного раза в год, внеочередное Общее собрание членов Ассоциации может быть созвано по решению Председателя Ассоциации, к исключительной компетенции Общего собрания членов Ассоциации относится изменение устава Ассоциации; определение приоритетных направлений деятельности Ассоциации, принципов формирования и использования его имущества; избрание Председателя Ассоциации и досрочное прекращение его полномочий; реорганизация и ликвидация Ассоциации; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана Ассоциации организации и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств Ассоциации; принятие решений о создании Ассоциацией других юридических лиц, об участии Ассоциации в других юридических лицах и организациях; определение порядка приема в состав членов Ассоциации и исключения из состава членов Ассоциации, по основаниям, предусмотренным Уставом, за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами; образование органов Ассоциации и досрочное прекращение их полномочий; принятие решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора Ассоциации; определение размера, порядка и способа уплаты членских взносов и дополнительных имущественных взносов членов Ассоциации; ликвидация и реорганизация Ассоциации осуществляется в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) Ассоциации может быть осуществлена решением Общего собрания Ассоциации; по решению своих членов, Ассоциация может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд, в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.

В заявлении о государственной регистрации изменений в листе Б на странице 1 заполнен не показатель «Городской округ - 2», а «Сельское поселение - 2», из чего следует, что город Омск, по мнению ФИО2, является сельским поселением, лист К страницы 1 заявления в сведениях о кодах, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ, содержит код 72.20.

Распоряжением Управления Минюста России по Омской области от 10.11.2021 № 963-р в государственной регистрации указанных изменений отказано.

В соответствии с уведомлением об отказе от 10.11.2021 № 55/03-7335 основанием для отказа послужили следующие обстоятельства: в соответствии с представленным для государственной регистрации заявлением по форме № Р13014 основным кодом организации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст заявлен код 69.10 (деятельность в области права), эта группировка включает в себя представлением интересов одной стороны против другой стороны в судах или других судебных органах, консультирование и представительство в гражданских делах, консультирование и представительство в уголовных делах, консультирование и представительство в связи с трудовыми спорами; предоставление рекомендаций и консультаций по общим вопросам, включая подготовку юридических документов: свидетельств о регистрации компаний, уставов организаций и аналогичных документов, связанных с созданием и деятельностью компаний, патентов и авторских свидетельств; юридических актов (завещаний, доверенностей и т.п.), в соответствии с пунктом 1 статьи 50 ГК РФ некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками; ограниченный (специальный) характер гражданской правоспособности некоммерческих организаций в полной мере распространяется на их право осуществлять предпринимательскую деятельность, в силу пункта 4 статьи 50 ГК РФ, пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах, приносящая доход деятельность, в том числе предпринимательская, осуществляемая некоммерческими организациями, является вспомогательной по отношению к основным видам их деятельности, в нарушение упомянутых положений федерального законодательства абзацем вторым пункта 2.3 устава деятельность в области права (код 69.10), связанная с реализацией уставных целей, указана в качестве айда деятельности, приносящего доход; по указанным основаниям противоречит федеральному законодательству часть 17 пункта 3.1 устава, согласно которой организация имеет право осуществлять иную деятельность, в соответствии с пунктом 4 статьи 52 и пунктом 2 статьи 123.9 ГК РФ, пунктом 4 статьи 50 ГК РФ, пунктом 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять только те виды деятельности, в том числе приносящей доход, которые прямо предусмотрены её уставом, наличие в уставе некоммерческой организации формулировок, предполагающих открытый перечень видов деятельности, недопустимо, пункт 5.6 устава в части, предполагающей участие в общем собрании от имени юридического лица делегата, без указания на то, что делегатом может выступать лицо, действующее без доверенности от имени юридического лица, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, либо иное лицо, действующее на основании доверенности, выданной руководителем юридического лица, противоречит пункту 1 статьи 53 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом; в соответствии с пунктом 6.8 устава в качестве источника формирования имущества организации указаны вступительные, членские и целевые взносы членов ассоциации, в нарушение пункта 2 статьи 26 Федерального закона № 7-ФЗ порядок регулярных поступлений от членов уставом организации не определен; представленное для государственной регистрации заявление оформлено с нарушением Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», в листе Б страница 1 заявления подлежит заполнению показатель «Городской округ - 2», а не «Сельское поселение - 2», лист К страница 1 заявления (сведения о кодах, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ) содержит код 72.20, вместе с тем, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 09.11.2021 № ЮЭ9965-21- 303105561 уже содержит данный код.

Проанализировав основания оспариваемого НП «МЦРТ» отказа в государственной регистрации, доводы сторон, приведённые нормы действующего законодательства, с учётом установленных судом фактических обстоятельств по делу, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов НП «МЦРТ», подлежащего ликвидации в связи с необходимостью удовлетворения административного иска Управления Минюста России по Омской области, а также прав, свобод и законных интересов заинтересованных лиц в результате вынесения Управлением Минюста России по Омской области распоряжения от 10.11.2021 № 963-р об отказе в государственной регистрации изменений в учредительный документ, и во внесении изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, которое является законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАСРФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, в отношении лица, которое является административным истцом, для признания незаконными действий (бездействия) органа, должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействий) требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов административного истца. Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения встречного административного иска.

С учетом сведений об имущественном положении НП «МЦРТ», подлежащего ликвидации, суд полагает обоснованным освободить его от уплаты государственной пошлины по делу.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции РФ по Омской области удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческую организацию – Некоммерческое партнерство "Международный центр развития творчества", исключив сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Отказать в удовлетворении встречного административного иска некоммерческой организации - Некоммерческое партнерство "Международный центр развития творчества" о признании незаконным отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области от 10 ноября 2021 года в государственной регистрации изменений, внесённых в учредительный документ, о понуждении к действию.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г.Омска.

Судья подпись Д.В.Середнев

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года