НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область) от 13.05.2021 № 2А-2072/2021

Дело № 2а-2072/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Котельниковой О.В., с участием административного истца Шевченко Т.А., представителей административных ответчиков Красновой А.С., Дворак В.В., при секретаре Кадыровой А.Е., помощнике судьи Александровой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске

13 мая 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению Шевченко Т.А. к УФНС России по Омской области, ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Шевченко Т.А. обратилась в Куйбышевский районный суд г. Омска с административными исковыми требованиями к УФНС России по Омской области, ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска о признании действий, выразившихся в предоставлении недостоверной информации и недостоверном исчислении налогов, незаконными, указав, что является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога. Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны в т.ч. соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц. Считает, что налоговыми органами были нарушены законы РФ и ее обязанность оплачивать законно установленные налоги. Так, в выписке Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее – ЕГРН) были не точно отражены ее паспортные данные, чем нарушен Федеральный закон «О персональных данных», дата постановки на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства с присвоением ИНН не соответствовала выданному свидетельству о постановке на учет в налоговом органе, что свидетельствует о наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 285.3 УК РФ. Также при направлении ей ответов нарушена ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Не ведется расчет налога на земельный участок кадастровый в ее личном кабинете налогоплательщика, сумма налога на земельный участок кадастровый не соответствует налоговой базе. Во всех предоставленных ей пяти выписках из ЕГРН содержится разная информация, меняются даты постановки на учет объекта недвижимости, то есть, то нет условных номеров, что свидетельствует о наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ. Площади земельных участков кадастровые номера и не соответствуют площади, указанной в свидетельствах о государственной регистрации права. В 2018 г. на ее адрес по <адрес> приходили налоговые уведомления в отношении незнакомых ей лиц, с указанием ее адреса.

Просит суд признать вышеуказанные действия налоговых органов, незаконными, обязать предоставить расчет налогов.

Административный истец в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика УФНС России по Омской области Дворак В.В. (в соответствии с полномочиями доверенности) в судебном заседании возражала относительно удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что исходя из изложенных административным истцом доводов в иске, не представляется возможным установить конкретные требования и основания, согласно которым необходимо признать неправомерными действия налогового органа. По всем указанным в административном иске вопросам в установленные сроки давались ответы, которые Шевченко Т.А. приложила к иску. Нарушений прав и интересов административного истца действиями (бездействиями) налоговых органов, не установлено.

Представитель Инспекции ФНС № 1 по ЦАО г. Омска Краснова А.С. (в соответствии с полномочиями доверенности) в судебном заседании с административным иском не согласилась, поддержав письменный отзыв на иск. Указала, что начисление налогоплательщику имущественных налогов произведено на основании представленных регистрирующим органом сведений, основания для перерасчета за вышеуказанные периоды у налогового органа отсутствуют. Такой показатель как «регистрационный номер права» не участвует в расчете суммы налога, а отражен справочно как дополнительная информация. Все начисления произведены в рамках законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с учетом предоставленной налогоплательщику льготы. Шевченко Т.А. налогоплательщику неоднократно представлялись ответы на обращения, аналогичные ответы по доводам налогоплательщика даны УФНС России по Омской области, ФНС России, Управлением Росреестра по Омской области.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Омской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив их в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа ч.ч. 1, 2 ст. 138 НК РФ следует, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В данном случае суд расценивает ранее направленные обращения Шевченко Т.А. в УФНС России по Омской области, ФНС России и полученные на них ответы (решения), касающиеся тех же вопросов и тех же допущенных, по мнению административного истца, налоговыми органами нарушений, которые изложены в настоящем административном иске, как соблюдение административным истцом Шевченко Т.А. досудебного порядка урегулирования спора (л.д. 87-91, 113-114).

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог и налог на имущество физических лиц по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 4 статьи 397, пункт 2 статьи 409 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают имущественные налоги в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 397, пункт 1 статьи 409 НК РФ).

Пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, правах и сделках, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

На основании пункта 2 статьи 408 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами в соответствии со сведениями, представленными в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Судом установлено, что государственный кадастровый учет и/или государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом № 218-ФЗ недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом № 218-ФЗ сведений.

В соответствии с частями 3-6 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется на основании документов, представленных заявителями или иными лицами и (или) органами.

Конституция РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).

Судом установлено, что согласно сведениям, поступившим в ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска из Управления Росреестра по Омской области, за налогоплательщиком Шевченко Т.А. (ИНН ) зарегистрированы права владения на следующие объекты недвижимости:

- земельный участок площадью 684 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, размер доли в праве 36/78, дата регистрации владения 31.01.2008, актуальная кадастровая стоимость 646400,52 руб.;

- земельный участок площадью 294 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, размер доли в праве 1/1, дата регистрации владения 27.08.2008, актуальная кадастровая стоимость 380721,18 руб.;

- жилой дом, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, размер доли в праве 89/131, дата регистрации владения 13.05.2008, актуальная кадастровая стоимость 715439,19 руб.;

- жилой дом, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, размер доли в праве 1/1, дата регистрации владения 18.06.2008, актуальная кадастровая стоимость 342973,36 руб.

Указанные объекты подлежат налогообложению налогом на имущество физических лиц, земельным налогом, в связи с чем, налоговым органом ежегодно исчисляются налоги в отношении этих объектов.

Все ранее исчисленные налоги (кроме налогов за 2019 г.) оплачены Шевченко Т.А. своевременно и в полном объеме, что не оспаривалось участниками процесса.

Указывая на незаконные действия налоговых органов, выразившиеся в предоставлении недостоверной информации и недостоверном исчислении налогов, Шевченко Т.А. обратилась с настоящим административным иском в суд.

Судом установлено, что Шевченко Т.А. неоднократно обращалась с заявлениями, жалобами в УФНС России по Омской области, ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска, Управление Росреестра про Омской области по аналогичным содержанию иска вопросам (л.д. 25, 26, 27, 40, 41-42, 43, 44-45, 46-47, 50-51, 53, 62, 75-76, 82-85, 87-91, 94, 101-107, 108-112, 113-114, 128).

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Довод административного истца о нарушении налоговым органом положений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан», в частности, срока рассмотрения обращений, не нашел своего подтверждения, т.к. все письменные обращения Шевченко Т.А., направленные в ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска, УФНС России по Омской области, были рассмотрены в пределах установленного законом срока, с направлением ответов заявителю. В частности, административному истцу своевременно 25.06.2019 г. был дан ответ ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска на ее обращение от 27.05.2019 г. (л.д. 40, 41-42), на нарушение срока рассмотрения по которому ссылалась Шевченко Т.А. в судебном заседании.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 407 НК РФ право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (пункт 3 статьи 407 НК РФ).

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога (пункт 7 статьи 407 НК РФ).

В связи с тем, что налогоплательщиком не было подано заявление о выбранном объекте налогообложения, льгота предоставлена по принципу начисления максимальной суммы налога – на объект (жилой дом) с кадастровым номером

Земельный налог является местным налогом и зачисляется в местный бюджет по месту нахождения земельного участка.

В соответствии со статьей 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами по истечении налогового период как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговый базы.

Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельной участка по состоянию на 01 января года, являющего налоговым периодом (пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Пунктом 6.1 статьи 391 НК РФ уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

В связи с тем, что уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого будет предоставляться налоговая льгота, в налоговые органы от Шевченко Т.А. не поступало, льгота автоматически была предоставлена на земельный участок с максимальной исчисленной суммой налога – на объект (земельный участок) с кадастровым номером

На территории Омской области установлен порядок исчисления налога исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости с налогового периода 2016.

Как уже указывалось ранее, налоговый орган при исчислении имущественных налогов проверяет правильность исчисления налогоплательщику налога на основании сведений о принадлежащих ему объектах, доведенных до него уполномоченным органом, в данном случае Управлением Росреестра по Омской области.

Учитывая, что в силу действующего налогового законодательства при расчете налога соответствующий налоговый орган должен руководствоваться сведениями, представленными ему органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, налоговым органом ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска правомерно осуществляется расчет подлежащих уплате Шевченко Т.А. налогов исходя из указанных сведений.

Сведения об этом, а также подробный арифметический расчет исчисленных налогов неоднократно доводился УФНС России по Омской области, ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска до административного истца в ответах на ее обращения (л.д. 108-112).

Необходимо указать, что действующее законодательство не уполномочило налоговый орган вносить изменения в сведения, представленные регистрирующим органом, какие-либо исправления и корректировки самостоятельно налоговым органом, неправомерны.

Также необходимо указать, что исходя из программного обеспечения, в выписке из Единого государственного реестра налогоплательщиков не отражаются факты перехода прав со всеми правоустанавливающими документами, а учитываются только последние актуальные данные, поступившие в налоговые органы от регистрирующего органа в соответствии со ст. 85 НК РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что обращения административного истца были рассмотрены административными ответчиками, Шевченко Т.А. получила на них письменные ответы по существу поставленных вопросов по указанным заявителем фактам, о чем прямо свидетельствуют копии представленных ответов. Несогласие Шевченко Т.А. с содержанием ответов не свидетельствует об их незаконности, о нарушении прав заявителя, гарантированных законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан.

Относительно персональных данных Шевченко Т.А. в личном кабинете налогоплательщика, ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска сообщала, что незамедлительно после ее обращений налоговым органом вносились соответствующие изменения в сведения персональных данных, дату постановки ее на учет по месту жительства в базу Единого государственного реестра налогоплательщиков, что не оспаривалось Шевченко Т.А. в судебном заседании.

Что касается доводов административного истца относительно того, что в 2018 г. на ее адреса <адрес> и 15 приходили налоговые уведомления в отношении незнакомых ей лиц – Орлова С.А., Филатова С.П., никитина М.А., с указанием ее адресов, ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска сообщала, что в целях исключения случаев направления Шевченко Т.А. налоговых уведомлений по адресам ее объектов собственности в отношении иных лиц, налоговым органом проведена работа по сверке и актуализации адресов места жительства указанных лиц в базе ЕГРН. По результатам проведенной работы, адреса объектов собственности административного истца являются индивидуальными и не совпадающим с другими налогоплательщиками (л.д. 44-45).

В соответствии с ч.ч. 8, 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения права, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения сроков обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Для признания незаконными действий (бездействий, решений) органа, должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействий, решения) требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов административного истца.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Суд полагает необходимым указать, что все факты и обстоятельства, на которые ссылается Шевченко Т.А. в своем административном иске, как на обстоятельства, влекущие нарушение ее прав и интересов, были известны ей продолжительное время, на новые нарушения она не ссылается. Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением является самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении (п. 8 ст. 219 КАС РФ).

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шевченко Т.А. к УФНС России по Омской области, ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска о признании действий незаконными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья О.В. Котельникова

Мотивированное решение составлено 27.05.2021 г.