РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2022 г. Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ткаченко Т.Д.,
с участием представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1779/2022 по исковому заявлению Б к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области о перерасчете дополнительной компенсации денежного содержания,
УСТАНОВИЛ:
Б обратилась в Куйбышевский районный суд г. Иркутска с иском к Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области о перерасчете дополнительной компенсации денежного содержания за 5 и 6 месяцы, выплачиваемых при сокращении штатной численности в соответствии с пунктом 3.2. статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, просит взыскать с ответчика в её пользу недоплаченные суммы 5 и 6 месяцев месячного содержания в размере 91 942 рублей.
В обоснование требований указано, что Б проходила службу в Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области в должности начальника Аналитического отдела согласно служебному контракту. Приказом от она освобождена от занимаемой должности, в связи с сокращением в соответствии с п. 8.2. ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Сумма выплаченных денежных средств составила: компенсация 4-х месяцев в размере 217 172,12 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 44 376,50 рублей. Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от исковые требования Б были удовлетворены частично, с МИФНС России № 20 по Иркутской области в пользу Б взысканы недоплаченная компенсация 4-х месячного денежного содержания при сокращении в сумме 183 883,08 рублей, недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск при сокращении в размере 39 224 рублей, недоплаченные отпускные за очередной отпуск за период работы с по (февраль, июль) в размере 70 738,04 рублей. Также с МИФНС России № 20 по Иркутской области в пользу Б взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей. Кроме того, Б была выплачена дополнительная компенсация денежного содержания за 5 и 6 месяцы по решениям Министерства труда и занятости Иркутской области ОГКУ ЦЗН города Усть-Кута от и инспекцией из расчета: 54 293,33 руб. х 2 = 108 586,66 рублей. Таким образом, недоплаченная сумма денежного содержания за 5 и 6 месяцы составила 45 970,77 руб. х 2 = 91 941,54 рублей, в связи с чем истец и обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Определением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
Истец Б, уведомленная о дате, месте и времени судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области М, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 30 Федерального закона №79-ФЗ и Указом Президента РФ от 25.07.2009 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ). Аналогичный исчерпывающий перечень выплат, определяющих денежное содержание гражданского служащего, определен пунктом 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 Правил №562. Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил №562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска. Все вышеперечисленные составляющие денежного содержания государственного гражданского служащего были учтены при расчете истцу отпускных. Дополнительное материальное стимулирование осуществлялось в качестве иной выплаты, что подтверждается расчетными листами истца, расчетами отпускных, где спорные выплаты обозначены как средства материального стимулирования, а не премия за выполнение особо важных и сложных заданий. Таким образом, Б оплата использованных отпусков выплачена в полном объеме, задолженности по заработной плате перед истцом у налогового органа отсутствует. Кроме того, учет материального стимулирования, при расчете денежного содержания служащего на период отпуска по Инспекции в целом, повлечет превышение доведенного до налогового органа фонда оплаты труда. Вместе с тем, фонд оплаты труда доводится до Инспекции в фиксированном размере и не подлежит изменению в течение года.
Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области К в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении в отсутствие.
В соответствии с положениями части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся истца, третьего лица.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
При этом, в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Судом установлено, что Б с на основании приказа от замещала должность начальника аналитического отдела Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области.
Согласно раздела IV служебного контракта от в состав ежемесячного денежного содержания Б с входят: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 4 660 рублей, месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, который составляет оклад за классный чин в размере 1 429 рублей в месяц, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 15% этого оклада, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 90%, ежемесячная надбавка к должностному окладу за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%, районный коэффициент в размере 30%, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами.
Из материалов дела усматривается, что приказом от с Б расторгнут служебный контракт, она освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.
При увольнении Б выплачена компенсация 4-х месячного денежного содержания в размере 217 172,12 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 44 376,50 рублей.
Истец обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с МИФНС России №20 по Иркутской области в её пользу недоплаченной компенсации 4-х месячного денежного содержания при сокращении, недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении, недоплаченных отпускных за очередной отпуск за период работы с по (февраль, июль), указав, что выплаченные истцу суммы материального стимулирования не были учтены при расчете вышеуказанных компенсаций.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от , вынесенного по гражданскому делу , исковые требования Б удовлетворены частично, с МИФНС России № 20 по Иркутской области в пользу Б взысканы недоплаченная компенсация 4-х месячного денежного содержания при сокращении в сумме 183 883,08 рублей, недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск при сокращении в размере 39 224 рублей, недоплаченные отпускные за очередной отпуск за период работы с по (февраль, июль) в размере 70 738,04 рублей. Также с МИФНС России № 20 по Иркутской области в пользу Б взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от оставлено без изменения, апелляционные жалобы МИФНС России № 20 по Иркутской области и УФНС по Иркутской области - без удовлетворения.
Решение суда вступило в законную силу .
В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Истец обратилась в ОГКУ «ЦЗН города Усть-Кута» Министерства труда и занятости Иркутской области с заявлением о выплате дополнительной компенсации за 5 и 6 месяцы со дня увольнения.
Решениями ОГКУ «ЦЗН города Усть-Кута» Министерства труда и занятости Иркутской области от , от заявления Б удовлетворены, подлежала выплате дополнительная компенсация за 5 и 6 месяцы со дня увольнения.
Как следует из искового заявления, Б на основании указанных решений выплачена дополнительная компенсация денежного содержания за 5 и 6 месяцы из расчета 54 293,33 руб. х 2 = 108 586,66 рублей.
Не согласившись с перечисленной суммой, истец обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании сторона ответчика приводила доводы о том, что согласно Механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России (приложение к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп от , приложение к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп от , приложение к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп от приложение к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп от ), материальное стимулирование, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой в 2020 году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
На основании пункта 1 Приказа ФНС от № «О материальном стимулировании за 4 квартал 2019 года» принято решение утвердить распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2019 года. Аналогичные приказы ФНС России были приняты за 1, 2, 3 квартал 2020 года, что подтверждается приказами от № от № от №
Таким образом, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службы в федеральном бюджете на соответствующие периоды, в связи с чем, по мнению представителя ответчика, средства материального стимулирования не могут являться гарантированной выплатой обязательного характера предусмотренной системой оплаты труда. Средства, выплаченные гражданским служащим в виде дополнительного материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания и не учитываются при исчислении размера денежного содержания, в том числе при исчислении денежного содержания в период нахождения государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Между тем, учитывая наличие решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от , вынесенного по гражданскому делу , с доводами стороны ответчика о порядке исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, суд согласиться не может. Как и с доводами ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не должно учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении.
Таким образом, суд приходит к выводу, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца. Материальное стимулирование, выплаченное Б в период службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе дополнительных) сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, соответственно, суммы материального стимулирования, должны учитываться при расчете денежного содержания истца на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
При таких обстоятельствах, с учетом части 2 статьи 61 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании суммы денежного содержания за 5 и 6 месяцы при увольнении.
Между тем, с расчетами истца суд согласиться не может, расчет ответчика, представленный в письменных пояснениях от , является верным, поскольку соответствует положениям статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», в связи с чем заслуживают внимания.
С учетом дополнительных выплат, расчет суммы денежного содержания за 5 и 6 месяцы при увольнении составляет 200 527,60 рублей, из расчета: 100 263,80 рублей х 2 (месяцев выплаты компенсации) = 200 527,60 рублей, где 100 263,80 рублей – это сумма сохраняемого денежного содержания за полный месяц (20 429 рублей (денежное содержание) + 16 343,20 рублей (районный коэффициент, северная надбавка) + 63 491,60 рублей (дополнительные выплаты, учитываемые в размере ? фактически начисленных сумм (премии и т.д.)) = 100 263,80 рублей).
При этом Б выплачена сумма денежного содержания за 5 и 6 месяцы при увольнении в размере 108 586,06 рублей. Таким образом, сумма недоплаты составляет: 200 527,60 руб. – 108 586,06 руб. = 91 941,54 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Б удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области в пользу Б недоплаченные суммы денежного содержания за 5 и 6 месяцы при увольнении в размере 91 941,54 рублей.
В удовлетворении требований о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области в пользу Б недоплаченные суммы денежного содержания за 5 и 6 месяцы при увольнении в большем объеме – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Акимова