НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 18.04.2022 № 2-3230/2021

РЕШЕНИЕ

И<ФИО>1

18 апреля 2022 года <адрес>

Куйбышевский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кучеровой А.В., при секретаре судебного заседания <ФИО>3,

с участием представителя истца <ФИО>2<ФИО>5, представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес><ФИО>4, представителя третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по <адрес><ФИО>6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по исковому заявлению <ФИО>2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

<ФИО>2 обратился в Куйбышевский районный суд <адрес> с иском к Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес>, требуя взыскать с ответчика в пользу <ФИО>2 недоплаченную компенсацию при увольнении в размере 287 199,36 рублей, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 110 751,96 рублей, сумму процентов в соответствии со ст. 236 ТК РФ за период с <дата> по <дата> в размере 6 168,25 рублей.

В обоснование требований указано, что между Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> и <ФИО>2 был заключен служебный контракт <номер> от <дата> в соответствии с которым истец был принят на работу в Отдел общего обеспечения в должности начальника отдела. Приказом <номер> от <дата> служебный контракт с <ФИО>2 расторгнут с <дата>, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от <дата> №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». <дата><ФИО>2 была выплачена компенсация при увольнении в размере 210 480,32 рублей. Однако, выплаченная компенсация не соответствует размеру денежного содержания <ФИО>2, а при начислении и выплате вышеуказанной компенсации, работодателем не были учтены все предусмотренные статьей 50 Федерального закона от <дата> №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выплаты. Межрайонная ИФНС России <номер> по <адрес> не учла выплаченные <ФИО>2 средства материального стимулирования и иные дополнительные выплаты, что привело к занижению размера месячного содержания <ФИО>2, и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации. Данные денежные средства выплачивались <ФИО>2 систематически и являлись вознаграждением за труд, в связи с чем, их следовало учесть при расчете компенсаций. Вышеуказанная позиция <ФИО>2 поддержана широко сложившейся судебной практикой, в частности Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации <номер>-КГ19-4 от <дата>. Как указал Верховный Суд РФ в Определении <номер>-КГ19-4 от <дата>, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению Верховного Суда РФ, относится к указанным выплатам. Исходя из этого, необходимо определять правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Верховный Суд неоднократно указывал на допускаемые работодателем ошибки при определении правовой природы выплат материального стимулирования, о чем прямо указано в Определении Верховного Суда РФ от <дата><номер>-КГ17-13. Аналогичная позиция изложена так же в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от <дата><номер>-КГ 19-1 и Апелляционном определении <адрес>вого суда от <дата> по делу <номер>. Работодателем <ФИО>2 должна была быть выплачена компенсация при увольнении в размере 452 771,68 рублей. Однако, работодатель выплатил <ФИО>2 компенсацию в размере 210 480,32 рублей, в связи с чем, задолженность работодателя перед <ФИО>2 составляет 242 291,36 рублей. Кроме того, <ФИО>2 получил компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 44 дня в размере 76 090,96 рублей. При этом, ответчик обязан был выплатить <ФИО>2 отпускные в размере 292 493,96 рублей. Кроме того, в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В ходе судебного разбирательства по делу истец <ФИО>2 заявленные требования уточнил в порядке, предусмотренном ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил взыскать с Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> в его пользу недоплаченную компенсацию при увольнении в размере 242 291,36 рублей, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 216 403 рублей, сумму процентов в соответствии со ст,236 ТК РФ за период с <дата> по <дата> в размере 25 686,88 рублей,

Определением Куйбышевского районного суда <адрес> от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>.

Определением Куйбышевского районного суда <адрес> от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России».

Истец <ФИО>2, уведомленный о дате, месте и времени судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, реализовал свое право на участие в судебном заседании путем направления представителя по доверенности <ФИО>5

Представитель истца <ФИО>2<ФИО>5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес><ФИО>4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России. Часть 10 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ предусматривает правило о возможности выплаты гражданским служащим других выплат, предусмотренных федеральными законами и нормативными актами, однако это не означает, что такие выплаты подлежат включению в состав денежного содержания. Такие отдельные выплаты не наделяются свойством основного средства материального обеспечения гражданского служащего (часть 1 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ), поскольку не являются частью денежного содержания и носят разовый характер. Данные выплаты не включаются в состав денежного содержания и не связаны с выполнением трудовых функций (например: единовременное поощрение в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, суммы материальной помощи на компенсацию стоимости проезда к месту нахождения лечебно-оздоровительного учреждения, суммы материальной помощи в случае смерти членов семьи и др.) Из буквального толкования положений Правил <номер> следует, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ. Таким образом, материальное стимулирование не относится к премиям в понятии пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ, подпункта «д» пункта 2 Правил <номер>, выплаты которых производятся исключительно в пределах установленного фонда оплаты труда, в связи с чем обоснованно не учтены Инспекцией при определении размера денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска и при расчете компенсации за неиспользованные отпуска. Выплаты, входящие в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и выплачиваемые за счет фонда оплаты труда, установлены в привязке к должностному окладу. Тогда как размер материального стимулирования не зависит от размера должностного оклада служащего, а выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и личного вклада конкретного служащего в обеспечение исполнения функций налогового органа за определенный период (квартал, месяц). Средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания <ФИО>2, соответственно, не могут учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в отпуске и компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск. Письмо Министерства Финансов РФ от <дата><номер> «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от <дата><номер>» не носит обязательного характера и не регулирует спорные правоотношения. Следовательно, положения данного письма не применимы к спорным выплатам. Ни нормы Федерального закона №79-ФЗ, ни Указ Президента РФ от <дата><номер> «О денежном содержании федеральных государственных служащих», ни Правила <номер>, ни Положение о премировании, утвержденное Приказом Управления ФНС по <адрес><номер>ахд@, не предусматривают включение средств материального стимулирования в фонд оплаты труда, и, как следствие, не приравнивают данные выплаты к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий. В рассматриваемом случае дополнительное материальное стимулирование осуществлялось в качестве иной выплаты, что подтверждается расчетными листами истца, расчетами отпускных, где спорные выплаты обозначены как средства материального стимулирования (СМС), а не премия за выполнение особо важных и сложных заданий. Таким образом, задолженность по заработной плате перед истцом у налогового органа отсутствует. Кроме того, учет материального стимулирования, при расчете денежного содержания служащего на период отпуска по Инспекции в целом, повлечет превышение доведенного до налогового органа фонда оплаты труда. Вместе с тем, фонд оплаты труда доводится до Инспекции в фиксированном размере и не подлежит изменению в течение года (фонд оплаты труда может быть изменен только в случае увеличения или уменьшения штатной численности и изменения размера должностного оклада).

Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по <адрес><ФИО>6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях. Суду пояснила, что материальное стимулирование не входит в перечень дополнительных выплат и, соответственно, не составляет содержание гражданских служащих. Средства материального стимулирования не носят системный характер, данные выплаты не являются гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Более того, включение средств материального стимулирования в расчет отпускных возможно только за счет экономии фонда оплаты труда, и, как следствие, уменьшения размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий и ее выплаты только в конце года, при наличии экономии по фонду оплаты труда, а не в течение года. Таким образом, среднее денежное содержание будет меньше, и в итоге истец получит ту же сумму дохода, только она будет иначе перераспределена между двумя видами выплат – денежное содержание на период ежегодного оплачиваемого отпуска и премия.

Третье лицо ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России», уведомленное о дате, месте и времени судебного разбирательства, в суд своего представителя не направило, письменных возражений не представило.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от <дата> N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от <дата> N 79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Частью 13 статьи 46 названного Федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ).

При этом, в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Судом установлено, что <ФИО>2 с <дата> на основании приказа <номер> от <дата> замещал должность государственной гражданской службы – начальника отдела общего обеспечения Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес>.

Согласно раздела IV Служебного контракта от <дата> в состав ежемесячного денежного содержания <ФИО>2 с <дата> входят: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 5 655 рублей, месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы, который составляет оклад за классный чин в размере 1 919 рублей в месяц, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 115% этого оклада, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Согласно раздела IV Служебного контракта от <дата> (с учетом дополнительного соглашения <номер> от <дата>) в состав ежемесячного денежного содержания <ФИО>2 с <дата> входят: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 5 825 рублей, месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы, который составляет оклад за классный чин в размере 1 977 рублей в месяц, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 115% этого оклада, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Таким образом, заключенный с <ФИО>2 служебный контракт в редакции дополнительного соглашения от <дата>, не противоречит части 10 статьи 50 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ и допускает включение в ежемесячное денежное содержание иных выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Из материалов дела усматривается, что приказом от <дата><номер> с <ФИО>2 расторгнут служебный контракт, он от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

При увольнении <ФИО>2 выплачена компенсация 4-х месячного денежного содержания в размере 210 480,32 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 76 090,96 рублей.

При этом, выплаченные истцу суммы материального стимулирования не были учтены при расчете вышеуказанных компенсаций, что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства по делу.

В судебном заседании сторона ответчика приводила доводы о том, что согласно Механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России (приложение <номер> к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России <номер>дсп от <дата>, приложение <номер> к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России <номер>дсп от <дата>, приложение <номер> к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России <номер>дсп от <дата> приложение <номер> к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России <номер>дсп от <дата>), материальное стимулирование, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой в 2020 году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

На основании пункта 1 Приказа ФНС от <дата><данные изъяты> «О материальном стимулировании за 4 квартал 2019 года» принято решение утвердить распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2019 года. Аналогичные приказы ФНС России были приняты за 1, 2, 3 квартал 2020 года, что подтверждается приказами от <дата><данные изъяты> от <дата><данные изъяты> от <дата><данные изъяты>

Таким образом, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службы в федеральном бюджете на соответствующие периоды, в связи с чем, по мнению представителя ответчика, средства материального стимулирования не могут являться гарантированной выплатой обязательного характера предусмотренной системой оплаты труда. Средства, выплаченные гражданским служащим в виде дополнительного материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания и не учитываются при исчислении размера денежного содержания, в том числе при исчислении денежного содержания в период нахождения государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Суд с данными доводами стороны ответчика согласиться не может, с учетом следующих обстоятельств.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами от <дата> N 562.

Пунктом 2 Правил от <дата> N 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 пункта 8 Правил от <дата> N 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил от <дата> N 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до <дата> представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от <дата> N 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).

Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с <дата>, в 2008 - 2012 г.г. и в 2013 году.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 г.г. за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 г.г., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

Как следует из части 10 статьи 50, части 3 статьи 51 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от <дата> N 90н.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от <дата> N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 238-7.

Доводы ответчика о том, что разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации, носят рекомендательный характер, и не подлежат применению к спорным правоотношениям, суд находит подлежащими отклонению.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении заявленных <ФИО>2 исковых требований следует принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от <дата><данные изъяты> разъяснения.

В письме от <дата> Министерства финансов Российской Федерации <номер> ранее выраженная позиция в письме от <дата><данные изъяты> не опровергнута. При этом указано, что выплата гражданским служащим материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Ввиду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами (локальными нормативными правовыми актами) самостоятельно определяются порядок и условия его выплаты, а также взаимосвязь с выполнением определенных заданий, достижением утвержденных в конкретном государственном органе показателей эффективности и результативности, качеством исполнения гражданскими служащими своих служебных обязанностей и т.д. Таким образом, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты).

Исследовав представленные в материалы дела приказы от <дата><номер>дсп@, от <дата> № КЧ-8-5/36ДСП@, от <дата> № ЕД-8-5/16ДСП@, от <дата><номер>дсп@, от <дата><данные изъяты>, от <дата><номер>дсп@, от <дата> № ЕД-8-5/27дсп@, от <дата><номер>дсп@, на основании которых <ФИО>2 выплачивались средства материального стимулирования, суд приходит к выводу о том, что они не содержат указаний на то, что суммы материального стимулирования выплачивались <ФИО>2 на основании постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора.

Иные документы, документы, подтверждающие, что суммы материального стимулирования выплачивались <ФИО>2 на основании постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, в нарушение требований статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены.

При таких обстоятельствах доводы ответчика и третьего лица о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не должно учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, суд находит несостоятельными.

С учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению в настоящем деле, в частности, части 3 статьи 51 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, суд приходит к выводу, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца, в том числе при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных. Материальное стимулирование, выплаченное <ФИО>2 в период службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе дополнительных) сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, соответственно, суммы материального стимулирования, должны учитываться при расчете денежного содержания истца на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

В ходе судебного разбирательства по делу сторона ответчика ссылалась на позицию Министерства труда России, согласно которой учет средств материального стимулирования при исчислении денежного содержания гражданского служащего при их выплате должен производится в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий, и просила принять во внимание, что такая премия предусмотрена Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим территориальных инспекций УФНС России по <адрес>, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим территориальных инспекций УФНС России по <адрес>, утвержденным приказом УФНС России по <адрес> от <дата><номер>ахд, в редакции изменений приказами от <дата>, от <дата>.

Согласно п. 2.1 Положения, премирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций УФНС России по <адрес> осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные инспекции УФНС России по <адрес>.

Выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов (п. 2.2 Положения).

Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий и максимальными размерами не ограничивается.

Премия за выполнение особо важных и сложных заданий <ФИО>2 была выплачена работодателем, что подтверждается расчетными листками.

Поскольку фонд оплаты труда доводится до Инспекции в фиксированном размере и не подлежит изменению в течение года (фонд оплаты труда может быть изменен только в случае увеличения / уменьшения штатной численности и изменения размера должностного оклада), учет сумм материального стимулирования при определении размера денежного содержания приведет к сокращению премиального фонда и перераспределению его между двумя выплатами.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от <дата> N 18-4/10/В-2197, выражая позицию об учете средств материального стимулирования при исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, указывало, что премиальные выплаты, производимые гражданским служащим территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти в рамках их материального стимулирования, осуществляемого ранее в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 611, действительно не входили в состав денежного содержания указанных лиц. Между тем, в дальнейшем, актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводились объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. С самого начала реализации мероприятий по дополнительному материальному стимулированию гражданских служащих федеральных государственных органов Министерство придерживается позиции о необходимости учета указанных средств при исчислении денежного содержания гражданских служащих в целях защиты их прав, так как целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность. Для обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Такой порядок их реализации, по мнению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения. Выплата этих средств в ином порядке, не позволяющем учитывать их при исчислении денежного содержания в случаях, установленных Правилами, ущемляет права гражданских служащих и не обеспечивает системность в вопросах исчисления сохраняемого денежного содержания. Так, Правилами определен ограниченный перечень случаев, при которых исчисление денежного содержания гражданских служащих производится в установленном ими порядке. Во всех иных случаях расчет среднего заработка гражданских служащих осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 922, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе. Согласно Положению при расчете среднего заработка во всех случаях его исчисления учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, за исключением выплат социального характера и выплат, не связанных с оплатой труда. Таким образом, выплата средств материального стимулирования не в рамках премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий ведет к тому, что в установленных Правилами случаях исчисления денежного содержания эти средства учитываться не будут, а в иных случаях (например, при предоставлении гражданскому служащему дополнительных выходных дней в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации), требующих расчета среднего денежного содержания, указанные средства будут приниматься в расчет, так как являются выплатами за труд, предусмотренными системой оплаты труда.

Между тем, вышеуказанные доводы ответчика не опровергают выводов суда о том, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих подлежат учету при расчете компенсаций, выплачиваемых при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, поскольку иное бы привело к ущемлению прав гражданских служащих.

Из анализа статей 14, 37, 46, 50, 51 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 562; Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"; Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"; Письма Министерства финансов Российской Федерации от <дата> N 14-04-05/34482, следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 ФЗ от <дата> N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное <ФИО>2 материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.

Доводы ответчика о том, что средства материального стимулирования не относятся к иным выплатам, предусмотренным законом, поскольку являются денежными средствами, предоставляемыми органом государственной власти сверх установленного фонда оплаты труда, а также о том, что данные выплаты являются единовременным поощрением и направлены на повышение эффективности труда и укрепление стабильности состава кадров налоговых органов, основаны на субъективном толковании ответчиком норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание.

При таких обстоятельствах, исковые требования <ФИО>2 о взыскании с ответчика в ее пользу недоплаченной компенсации 4-х месячного денежного содержания при сокращении, недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении, подлежат удовлетворению.

Проверив расчеты истца, в части недоплаченной компенсации 4-х месячного денежного содержания при сокращении суд находит их верными, соответствующими требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела.

При этом с расчетом суммы недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск суд согласиться не может, поскольку данный расчет не соответствует ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 10 Положения об особенностях порядка начисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер>.

С учетом дополнительных выплат, учитываемых в размере 1/12 фактически начисленных сумм, сумма сохраняемого денежного содержания за полный месяц составляет 111 242,41 рублей, из расчета: 28 696,20 рублей + 78 131,47 рублей + 4 414,80 рублей = 111 242,41 рублей. Количество дней компенсации отпуска – 44. Таким образом, сумма компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении составляет 167 053,48 рублей, из расчета: (111 242,41 х 12 792) / 29,3) х 44 = 167 053,48 рублей.

При этом <ФИО>2 выплачена компенсация в размере 76 090,96 рублей. Таким образом, сумма недоплаты составляет 90 962,52 рублей, из расчета: 167 053,48 рублей – 76 090,96 рублей = 90 962,52 рублей.

Вместе с тем, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца суммы процентов, начисляемых в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, суд не усматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленной заработной платы данной нормой закона не предусмотрена.

Между тем, ввиду возникшего спора об учете средств материального стимулирования при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, материальная ответственность в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации не может быть возложена на работодателя, поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись, следовательно, положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования <ФИО>2 – удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> в пользу <ФИО>2 недоплаченную компенсацию при увольнении в размере 242 291,36 рублей, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 90 962,52 рублей.

В удовлетворении требований о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> в пользу <ФИО>2 недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в большем объеме, процентов в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации за период с <дата> по <дата> в размере 25 686,88 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Кучерова

Мотивированный текст решения изготовлен <дата>