РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2022 г. Куйбышевский районный суд города Иркутска
в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,
при секретаре Ткаченко Т.Д.,
с участием представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УЖ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец УЖ обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области (далее по тексту – МИФНС России №20 по Иркутской области, ответчик), указав в обоснование, что в связи с реорганизацией ответчик является правопреемником МИФНС России №13 по Иркутской области. Истец проходила службу в МИФНС России №13 по Иркутской области в должности ведущего специалиста-эксперта отдела общего обеспечения согласно служебному контракту. Приказом от она освобождена от занимаемой должности, в связи с сокращением в соответствии с пунктом 8.2 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Сумма выплаченных ей денежных средств составила: компенсация 4-х месяцев в размере 148 591,24 рублей; компенсация за неиспользованный отпуск в размере 50 499,96 рублей. При этом представителем нанимателя в расчет не включены выплачиваемые средства материального стимулирования и разовые премии, что является нарушением требований статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Так, согласно справкам 2-НДФЛ за период службы с по ей были выплачены средства материального стимулирования в размере 369 696,56 рублей. Согласно нормативным положениям, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. И, поскольку, в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченные ей в соответствии с приказами МИФНС России №13 по Иркутской области в период службы средства материального стимулирования должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты: выплаченных отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, расчете компенсации 4-х месячного денежного содержания, выплачиваемого при сокращении штатной численности.
На основании вышеизложенного, истец просит суд обязать МИФНС России №20 по Иркутской области произвести перерасчет выплаченных сумм отпускных полученных в период с по , компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации 4-х месячного денежного содержания, выплачиваемых при сокращении штатной численности и взыскать с ответчика в её пользу: 122 775,82 рублей – недоплаченную сумму компенсации 4-х месячного денежного содержания, 43 998,16 - компенсацию за неиспользованный отпуск, 37 913,41 руб. – отпускные, 29 538,98 руб. – компенсацию за несвоевременно выплаченные денежные средства, 50 000 руб. – компенсацию морального вреда.
Определением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
Истец УЖ, уведомленная о дате, месте и времени судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МИФНС России № 20 по Иркутской области ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнительно указала, что средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания УЖ, соответственно, не могут учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в отпуске и компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск. Таким образом, УЖ оплата использованных отпусков выплачена в полном объеме, задолженность по заработной плате перед истцом у налогового органа отсутствует.
Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, где просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 названного Федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
При этом, в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Судом установлено, что ПУЖ назначена временно, на период отпуска по беременности и родам специалиста 1 разряда отдела финансового обеспечения РО, на должность специалиста 1 разряда отдела общего обеспечения (приказ от №НБ-02/2-02/130).
УЖ на основании приказа назначена должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта в отдел общего обеспечения с .
Согласно раздела IV срочного служебного контракта от в состав ежемесячного денежного содержания УЖ входят: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада) в размере 2 621 рубля, ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ в размере 50%; ежемесячная надбавка к должностному окладу за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%; районный коэффициент в размере 30%; премия за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно раздела IV служебного контракта от в состав ежемесячного денежного содержания УЖ входят: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада) в размере 4 205 рублей; месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 1 179 руб. в месяц; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ в размере 60%; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 15%; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. К денежному содержанию гражданского служащего устанавливаются: процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%; районный коэффициент 30%. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, заключенный с УЖ служебный контракт, не противоречит части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и допускает включение в ежемесячное денежное содержание иных выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Дополнительным соглашением от к служебному контракту от гражданскому служащему установлен месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 1 263 руб. в месяц. В остальной части служебный контракт от действует без изменения.
Дополнительным соглашением от к служебному контракту от гражданскому служащему установлен: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада) в размере 4 374 рубля; месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 1 314 руб. в месяц. В остальной части служебный контракт от действует без изменения.
Дополнительным соглашением от к служебному контракту от гражданскому служащему установлен месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 1 576 руб. в месяц. В остальной части служебный контракт от действует без изменения.
Дополнительным соглашением от к служебному контракту от гражданскому служащему установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 20%. В остальной части служебный контракт от действует без изменения.
Дополнительным соглашением от к служебному контракту от гражданскому служащему установлены: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада) в размере 4 563 рубля; месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 1 644 руб. в месяц. В остальной части служебный контракт от действует без изменения.
Дополнительным соглашением от к служебному контракту от гражданскому служащему установлены: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада) в размере 4 700 рублей; месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 1 694 руб. в месяц. В остальной части служебный контракт от действует без изменения.
Так же из материалов дела усматривается, что приказом (распоряжением) от с УЖ расторгнут служебный контракт, она освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.
При увольнении УЖ выплачена компенсация 4-х месячного денежного содержания в размере 148 591,24 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 50 499,96 рублей.
При этом, выплаченные истцу суммы материального стимулирования не были учтены при расчете вышеуказанных компенсаций, что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства по делу.
В судебном заседании сторона ответчика приводила доводы о том, что согласно Механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России (приложение к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп от , приложение к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп от , приложение к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп от , приложение к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп от ), материальное стимулирование, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой в 2020 г. на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
На основании пункта 1 Приказа ФНС от № «О материальном стимулировании за 4 квартал 2019 г.» принято решение утвердить распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2019 г.. Аналогичные приказы ФНС России были приняты за 1, 2, 3 кварталы 2020 г., за 1 и 2 кварталы 2021 г., что подтверждается приказами от № от № от № от № от № от №
Таким образом, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службы в федеральном бюджете на соответствующие периоды, в связи с чем, по мнению представителя ответчика, средства материального стимулирования не могут являться гарантированной выплатой обязательного характера предусмотренной системой оплаты труда. Средства, выплаченные гражданским служащим в виде дополнительного материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания и не учитываются при исчислении размера денежного содержания, в том числе при исчислении денежного содержания в период нахождения государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Суд с данными доводами стороны ответчика согласиться не может, с учетом следующих обстоятельств.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами от .
Пунктом 2 Правил от предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем 1 пункта 8 Правил от , в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы, в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил от месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008 - 2012 гг. и в 2013 г.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 гг. за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Как следует из части 10 статьи 50, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Доводы ответчика, третьего лица о том, что разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации, носят рекомендательный характер, и не подлежат применению к спорным правоотношениям, суд находит подлежащими отклонению.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении заявленных УЖ исковых требований следует принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от разъяснения.
В письме от Министерства финансов Российской Федерации ранее выраженная позиция в письме от не опровергнута. При этом указано, что выплата гражданским служащим материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Ввиду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами (локальными нормативными правовыми актами) самостоятельно определяются порядок и условия его выплаты, а также взаимосвязь с выполнением определенных заданий, достижением утвержденных в конкретном государственном органе показателей эффективности и результативности, качеством исполнения гражданскими служащими своих служебных обязанностей и т.д. Таким образом, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты).
Исследовав представленные в материалы дела приказы от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , на основании которых УЖ выплачивались средства материального стимулирования, суд приходит к выводу о том, что они не содержат указаний на то, что суммы материального стимулирования выплачивались УЖ на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора.
Не содержат таких сведений о представленные суду приказы от № от № от № от № от №, от № от №
Иные документы, подтверждающие, что суммы материального стимулирования выплачивались УЖ на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, в нарушение требований статей 55, 56 ГПК РФ ответчиком не представлены.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не должно учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, суд находит несостоятельными.
С учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению в настоящем деле, в частности, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, суд приходит к выводу, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца, в том числе при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных. Материальное стимулирование, выплаченное УЖ в период службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе дополнительных) сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, соответственно, суммы материального стимулирования, должны учитываться при расчете денежного содержания истца на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
В ходе судебного разбирательства по делу сторона ответчика ссылалась на позицию Министерства труда России, согласно которой учет средств материального стимулирования при исчислении денежного содержания гражданского служащего при их выплате должен производится в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий, и просила принять во внимание, что такая премия предусмотрена Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим территориальных инспекций УФНС России по Иркутской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим территориальных инспекций УФНС России по Иркутской области, утвержденным приказом УФНС России по Иркутской области от 16 марта 2010 г. № 07-03-10/17ахд, в редакции изменений приказами от , от
Согласно пункту 2.1 Положения, премирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций УФНС России по Иркутской области осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные инспекции УФНС России по Иркутской области.
Выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов (п. 2.2 Положения).
Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий и максимальными размерами не ограничивается. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий УЖ была выплачена работодателем, что подтверждается расчетными листками.
Поскольку фонд оплаты труда доводится до Инспекции в фиксированном размере и не подлежит изменению в течение года (фонд оплаты труда может быть изменен только в случае увеличения / уменьшения штатной численности и изменения размера должностного оклада), учет сумм материального стимулирования при определении размера денежного содержания приведет к сокращению премиального фонда и перераспределению его между двумя выплатами.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 22 марта 2019 г. № 18-4/10/В-2197, выражая позицию об учете средств материального стимулирования при исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, указывало, что премиальные выплаты, производимые гражданским служащим территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти в рамках их материального стимулирования, осуществляемого ранее в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611, действительно не входили в состав денежного содержания указанных лиц. Между тем, в дальнейшем, актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводились объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. С самого начала реализации мероприятий по дополнительному материальному стимулированию гражданских служащих федеральных государственных органов Министерство придерживается позиции о необходимости учета указанных средств при исчислении денежного содержания гражданских служащих в целях защиты их прав, так как целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность. Для обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Такой порядок их реализации, по мнению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения. Выплата этих средств в ином порядке, не позволяющем учитывать их при исчислении денежного содержания в случаях, установленных Правилами, ущемляет права гражданских служащих и не обеспечивает системность в вопросах исчисления сохраняемого денежного содержания. Так, Правилами определен ограниченный перечень случаев, при которых исчисление денежного содержания гражданских служащих производится в установленном ими порядке. Во всех иных случаях расчет среднего заработка гражданских служащих осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе. Согласно Положению при расчете среднего заработка во всех случаях его исчисления учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, за исключением выплат социального характера и выплат, не связанных с оплатой труда. Таким образом, выплата средств материального стимулирования не в рамках премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий ведет к тому, что в установленных Правилами случаях исчисления денежного содержания эти средства учитываться не будут, а в иных случаях (например, при предоставлении гражданскому служащему дополнительных выходных дней в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации), требующих расчета среднего денежного содержания, указанные средства будут приниматься в расчет, так как являются выплатами за труд, предусмотренными системой оплаты труда.
Между тем, вышеуказанные доводы ответчика не опровергают выводов суда о том, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих подлежат учету при расчете компенсаций, выплачиваемых при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, поскольку иное бы привело к ущемлению прав гражданских служащих.
Из анализа статей 14, 37, 46, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562; Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»; Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»; Письма Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное УЖ материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Доводы ответчика о том, что средства материального стимулирования не относятся к иным выплатам, предусмотренным законом, поскольку являются денежными средствами, предоставляемыми органом государственной власти сверх установленного фонда оплаты труда, а также о том, что данные выплаты являются единовременным поощрением и направлены на повышение эффективности труда и укрепление стабильности состава кадров налоговых органов, основаны на субъективном толковании ответчиком норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание.
При таких обстоятельствах, исковые требования УЖ о взыскании с ответчика в ее пользу недоплаченной компенсации 4-х месячного денежного содержания при сокращении, недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении, недоплаченных отпускных за очередной отпуск подлежат удовлетворению.
Между тем, с расчетами истца суд согласиться не может, расчет ответчика, представленный в письменных пояснениях от , является верным, поскольку соответствует положениям статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», в связи с чем заслуживают внимания.
С учетом дополнительных выплат, учитываемых в размере 1/12 фактически начисленных сумм, сумма сохраняемого денежного содержания за полный месяц составляет 58 259,05 рублей, из расчета: 14 854 рубля (денежное содержание) + 11 883,20 руб. (районный коэффициент, северная надбавка) + 31 521,85 рублей (дополнительные выплаты, учитываемые в размере ? фактически начисленных сумм (премии и т.д.)) = 58 259,05 рублей. Компенсация при увольнении составит 58 259,05 рублей + 1 918,20 руб. (единовременная выплата к отпуску) = 60 177,25 руб. (месячное денежное содержание). 60 177,25 руб. х 4 = 240 709 рублей. При этом УЖ выплачена компенсация в размере 148 591,24 рублей. Таким образом, сумма недоплаты составляет: 240 709 руб. – 148 591,24 руб. = 92 117,76 рублей.
При расчете отпускных, суд учитывает, что за период с по количество дней отпуска УЖ – 56. Общая сумма отпускных составляет 106 503,76 рублей. При этом УЖ была выплачена сумма 66 877,14 рублей. Размер недоплаты составляет 39 626,62 рублей.
Суд также принимает во внимание, что, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, с учетом дополнительных выплат, учитываемых в размере 1/12 фактически начисленных сумм, сумма сохраняемого денежного содержания за полный месяц составляет 58 259,05 рублей, из расчета: 14 854 рубля + 11 883,20 рублей + 31 521,85 рублей = 58 259,05 рублей. Количество дней компенсации отпуска – 42. Таким образом, сумма компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении составляет 83 511,12 рублей, при этом УЖ выплачена компенсация в размере 50 499,96 рублей. Таким образом, сумма недоплаты составляет 33 011,16 рублей, из расчета: 83 511,12 рублей – 50 499,96 рублей = 33 011,16 рублей.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Руководствуясь вышеназванными положениями трудового законодательства, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, предмет возникшего спора, совокупность действий ответчика, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области компенсации морального вреда в сумме 1 000 рублей, размер которой суд определяет с учетом степени причиненных истцу физических и нравственных страданий, требований разумности и справедливости, учитывая также, что заявленный ко взысканию размер компенсации морального вреда истцом обоснован одним лишь фактом нарушения ее трудовых прав. При этом, наличие на иждивении у истца несовершеннолетних детей не может оцениваться судом как основание для взыскания компенсации морального вреда.
Вместе с тем, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца суммы процентов, начисляемых в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, суд не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленной заработной платы данной нормой закона не предусмотрена.
Между тем, ввиду возникшего спора об учете средств материального стимулирования при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, материальная ответственность в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации не может быть возложена на работодателя, поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись, следовательно, положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования УЖ – удовлетворить частично.
Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области обязанность произвести перерасчет выплаченных сумм отпускных в период с по , компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации 4-х месячного денежного содержания, выплачиваемых при сокращении штатной численности, и осуществить выплату УЖ недоплаченной суммы 4-х месячного денежного содержания в размере 92 117,76 рублей, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 33 011,16 рублей, отпускных в размере 39 626,62 рублей.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в пользу УЖ компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
В удовлетворении требований о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области в пользу УЖ компенсации 4-х месячного денежного содержания, отпускных в большем размере, компенсации за неиспользованный отпуск в большем размере, процентов за несвоевременно выплаченные денежные средства в размере 29 538,98 рублей, компенсации морального вреда в большем размере – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Акимова