НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 08.09.2023 № 2-1560/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 сентября 2023 г. Куйбышевский районный суд города Иркутска

в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,

при секретаре Хахановой Т.С.,

с участием истца <ФИО>2, представителя истца <ФИО>5, представителя ответчика МИФНС России №16 по Иркутской области <ФИО>6, представителя третьего лица Управления ФНС России по Иркутской области <ФИО>4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску <ФИО>2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области о взыскании недоплаченных отпускных выплат, компенсации за задержку выплат, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

<ФИО>2 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области (далее по тексту МИФНС России №16 по Иркутской области, Инспекция, ответчик), указав в обоснование требований, что в период с <дата> по <дата> она осуществляла государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области в должности Главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок <номер>.

За весь период прохождения государственной гражданской службы Инспекцией ей были произведены отпускные выплаты, которые подтверждаются письмом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области от <дата><номер>.

Согласно письму Министерства финансов РФ от <дата><номер> для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского государственного служащего в ежегодно оплачиваемом отпуске в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, что полностью согласуется с правоприменительной судебной практикой: определениями Верховного суда РФ от 22.07.2019 №34-КГ19-4, от 28.08.2017 №2-КГ17-13 и т.д.

Кроме того, согласно письму ФНС России от 26.11.2013 №ГД-4-3/21097 о направлении письма Минфина России от 07.11.2013 №03-01-13/01/47571 «О формировании единой правоприменительной практики» в соответствии с пп.5 п.1 ст.32, п.1 ст.34.2 НК РФ, в целях формирования правоприменительной практики налоговые органы обязаны руководствоваться как письменными разъяснениями Минфина России, так и решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ и Верховного суда РФ, начиная со дня их размещения в полном объеме официальных сайтах судов, в сети «Интернет» и т.д.

Вместе с тем, МИФНС России №16 по Иркутской области, при исчислении отпускных за период с 19.07.2016 по 29.10.202119.07.2016 по 29.10.2021, указанные выплаты в расчет отпускных не включала.

Учитывая данные обстоятельства, она, истец, обратилась в Инспекцию с претензией от <дата>, где просила произвести перерасчет отпускных выплат за весь период прохождения ею государственной гражданской службы (с 19.07.2016 по 29.10.2021).

В ответ на указанную претензию ответчиком в её, истца, адрес направлено письмо без номера и даты, согласно которому Инспекция пояснила, что основания для перерасчета денежного содержания для выплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск отсутствуют, поскольку дополнительные стимулирующие выплаты не входят в систему оплаты труда гражданских служащих и не являются гарантированной выплатой в структуре денежного содержания.

Не согласившись с указанной выше позицией ответчика, она, истец была вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением и окончательно просит суд, взыскать с ответчика в её пользу денежные средства в размере 158 014,78 рублей, в том числе: сумма недоплаченной компенсации неиспользованного отпуска в размере 100 464,65 рублей; сумма компенсации за задержку отпускных выплат в размере 42 550,13 рублей за период с 29.10.2021 по 06.09.2023 с продолжением их начисления по день фактического исполнения обязательств; расходы по оплате юридических услуг согласно Договору возмездного оказания услуг от <дата> в размере 15 000 рублей.

Определением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от <дата> принят отказ истца <ФИО>2 от исковых требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области о взыскании денежных средств в размере 296 295,96 рублей, в том числе: от недоплаченных отпускных выплат в размере 183 781,44 рублей; от процентов за пользование за пользование чужими денежными средствами в размере 32 791,88 рублей; от компенсации за задержку отпускных выплат в размере 79 722,64 рублей, производство по делу, в указанной части, - прекращено.

Истец <ФИО>2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении.

Представитель истца <ФИО>2 - <ФИО>5, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МИФНС России №16 по Иркутской области <ФИО>6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, просил в удовлетворении отказать, также заявил о применении срока исковой давности, установленный статьей 392 ТК РФ.

Представитель третьего лица Управления ФНС России по Иркутской области <ФИО>7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворении исковых требований возражала.

Представитель третьего лица МИФНС России №25 по Иркутской области <ФИО>8, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила письменные пояснения по делу, ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в порядке части 5 статьи 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, представителей сторон, изучив материалы дела, оценив представленные суду доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Частью 7 статьи 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Из указанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно пункту 4 части 1 статьи 14 которого гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Часть 1 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с частью 2 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым согласно части 5 статьи 50 указанного закона относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Частью 10 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 № 79-ФЗ одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Федерального закона).

Часть 1 статьи 46 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 562 (далее - Правила) предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 2 статьи 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.

Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

В соответствии с частью 2 статьи 51 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Часть 3 статьи 51 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1)на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2)на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3)на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.06.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Пунктом 9 этого же Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в период с <дата> по <дата><ФИО>2 осуществляла трудовую деятельность в МИФНС №16 по Иркутской области в должности Главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок <номер> (приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (назначении на должность) от <дата><номер>).

Приказом от <дата><номер> трудовой договор (служебный контракт) с <ФИО>2 с <дата> расторгнут, в связи с переводом в порядке подпункта 5 пункта 1 статьи 33 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» в Межрайонную ИФНС №25 по Иркутской области (приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (назначении на должность) <номер> от <дата>).

Как указывает МИФНС №16 по Иркутской области в Справке от <дата><номер>, денежное содержание главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок <номер><ФИО>2, уволенной из Инспекции <дата>, составляло:

Состав денежного содержания

С 01.06.2018

С 01.10.2019

С 01.10.2020

1

2

3

4

Должностной оклад

5 246,00

5 472,00

5 637,00

Оклад за классный чин

5 246,00

5 472,00

5 637,00

Ежемесячное денежное поощрение

1 839,00

1919,00

1977,00

Надбавку за выслугу лет

1 574,00

1642,00

1692,00

Надбавка за особые условия госслужбы

4 722,00

4 925,00

5 074,00

Районный коэффициент

3725,40

3886,00

4003,40

Северная надбавка

5588,10

5829,00

6005,10

Итого

27940,50

29145,00

30025,50

Согласно письму МИФНС №16 по Иркутской области от <дата><номер> за время работы в МИФНС №16 по Иркутской области <ФИО>2 находилась в отпуске и получала сохраняемое денежное содержание на период отпуска, компенсацию за неиспользованный отпуск:

Оплачиваемый период

Количество дней отпуска

Сохраняемое денежное содержание на период отпуска

Отпуск предоставлялся за период работы

1

<дата>

19

21574,31

<дата>

2

<дата>

30

37279,20

<дата>

3

<дата>

32

40938,56

<дата>

4

<дата>

14

18656,82

<дата>

5

<дата>

34

48332,36

<дата>

6

Компенсация за неиспользованный отпуск

143

200072,73

<дата>

Итого:

272

366853,98

В подтверждение представлены надлежащим образом заверенные копии приказов (распоряжений) о предоставлении отпуска работнику от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>.

Как следует из приказов Межрайонной ИФНС России №16 по Иркутской области <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер> от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер> от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер> от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер> от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, <номер>дсп от <дата>, в соответствии с приказами ФНС России, решениями Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности подведомственных инспекций и сотрудников аппарата управления, решениями Комиссии Управления ФНС России по Иркутской области по оценке эффективности деятельности подведомственных инспекций и сотрудников аппарата управления утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Иркутской области сверх установленного фонда оплаты труда за 1-4 кварталы 2018 г., 1-4 кварталы 2019 г., 1-4 кварталы 2020 г., 1-2 кварталы 2021 г.

Также <ФИО>2 в период с <дата> по <дата> выплачивались стимулирующие выплаты, что подтверждается справкой МИФНС №16 по Иркутской области от <дата><номер>.

Таким образом, как полагает МИФНС №16 по Иркутской области, у <ФИО>2, уволенной из Инспекции <дата>, задолженность по заработной плате отсутствует.

Вместе с тем, истец считает, что налоговым органом неверно произведен расчет среднего заработка истца для оплаты отпускных в период с 2019 по 2021гг., а именно без учета суммы материального стимулирования.

Действительно, исходя из анализа вышеуказанных нормативных положений суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

По смыслу положений части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3).

Кроме того, Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих не предусмотрено, что при исчислении месячного денежного содержания учитываются только выплаты, производимые за счет установленного фонда оплаты труда.

Так же суд учитывает содержание письма Министерства финансов Российской Федерации от <дата><номер>, где на основе положений статей 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ сделан вывод о том, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, а потому для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением N 238-7.

Доводы ответчика о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N 238-7 и письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 являются ненормативными правовым актом, не влияют на тот факт, что выплачиваемые разовые премии входят в состав денежного содержания и учитываются при расчете месячного денежного содержания для оплаты ежегодного отпуска и компенсаций при увольнении.

В данном письме фактически содержится толкование положений законодательства о гражданской службе. В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении спора подлежат учету разъяснения, содержащиеся в письме Министерства от <дата> N <номер>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что выплаченное <ФИО>2 в соответствии с Приказами Межрайонной ИФНС России №16 по Иркутской области материальное стимулирование должно учитываться при расчете отпускных.

При этом представленный стороной истца расчет задолженности по отпускным, стороной ответчика в судебном заседании не оспорен, указано, что он математически сделан верно.

Между тем, ответчиком к требованиям истца заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности, а именно относительно выплаты отпускных за период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г.

Рассматривая данное ходатайство, суд исходит из следующего.

С иском в суд истец <ФИО>2 обратилась <дата> (согласно почтовому штемпелю на конверте).

В соответствии с частью 2 статьи 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частью первой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 ТК РФ).

Согласно частей 2, 3, 4 статьи 14 ТК РФ течение сроков, с которыми Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть 3 статьи 390 и части 3 статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (часть 6 статьи 152 ГПК РФ).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» следует, что, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.

В силу положений части 1 статьи 207 ГК РФ, с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Данное правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованно длительных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

Как указывает, представитель ответчика, истец <ФИО>2 уволена из МИФНС №16 по Иркутской области с <дата>, поэтому о нарушении своего права ей стало известно при получении заработной платы в день окончательного расчета за каждый отработанный месяц, о размере отпускных истцу также было известно со дня их получения, за 10 дней до начала каждого отпуска. Однако, с указанными требованиями истец обратилась в суд только <дата>, в связи с чем полагает, что истцом пропущен срок исковой давности относительно выплаты отпускных за период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г.

Истец <ФИО>2 с данной позицией не согласилась, указывая, что её трудовая деятельность в структуре ФНС России фактически прекращена <дата>.

В обоснование указала, что ФНС России и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно в через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

В целях совершенствования структуры Федеральной налоговой службы с <дата>г. проведены мероприятия по реорганизации налоговых органов УФНС России по Иркутской области и её территориальных органов.

Так, путем увольнения сотрудники Инспекций, осуществляющие функции по контрольной работе, переводились в другие Инспекции на тех же условиях, с сохранением их должности.

Более того, сторона истца обращает внимание, что последний рабочий день в должности Главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок <номер> МИФНС России №16 по Иркутской области <ФИО>2 осуществлен <дата> (пятница), а с <дата> (понедельник) она уже продолжила осуществлять трудовую деятельность в той же должности, на тех же должностных обязанностях и условиях в Межрайонной ИФНС России №25 по Иркутской области.

Учитывая данные обстоятельства, полагает, что фактически, истец беспрерывно продолжила трудовую деятельность в структуре ФНС России вплоть до <дата>, следовательно, считает, что годичный срок исковой давности для обращения о взыскании с ответчика невыплаченных надлежащим образом отпускных выплат и компенсации за неиспользованный отпуск ею не пропущен, поэтому просила суд восстановить ей срок обращения в суд и исчислять его с <дата>, то есть с момента ее увольнения из МИФНС России №25 по Иркутской области, ввиду длящегося характера нарушения трудовых прав.

Разрешая данный довод, суд приходит к следующему.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4, Конституции Российской Федерации). Одним из видов государственной службы, заключая контракт о прохождении которой гражданин реализует указанные конституционные права, является государственная гражданская служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 и пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», часть 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Такого рода профессиональная деятельность осуществляется в публичных интересах и связана с реализацией государственными гражданскими служащими особых, публично-правовых, функций, что, в свою очередь, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих. Кроме того, специфика данного вида публичной службы обусловливает и право федерального законодателя при осуществлении правового регулирования отношений в сфере государственной гражданской службы - исходя из стоящих перед ней задач, принципов ее организации и функционирования, а также необходимости поддержания высокого уровня ее отправления - предусматривать специальные правила поступления на указанную службу, равно как и особые правила ее прохождения, а также основания прекращения служебных отношений и увольнения со службы. Установление такого рода правовых норм, по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им применительно к различным видам профессиональной деятельности, связанной с осуществлением публичных функций (постановления от 6 июня 1995 года № 7-П, от 30 июня 2011 года № 14-П, от 21 марта 2013 года № 6-П, от 21 марта 2014 года № 7-П, от 30 октября 2014 года № 26-П, от 8 декабря 2015 года № 31-П, от 29 ноября 2016 года № 26-П, от 6 апреля 2020 года № 14-П и др.), само по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации права российских граждан на равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4) и права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы, предусматривает осуществление гражданином Российской Федерации профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы на основании заключаемого им с представителем нанимателя служебного контракта (статья 13) и закрепляет требования к содержанию этого контракта, определяя, помимо прочего, перечень его существенных условий (часть 3 статьи 24). К числу таких условий относятся, в частности, наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа, права и обязанности гражданского служащего и должностной регламент (пункты 1 и 3 части 3 статьи 24).

В соответствии с общеправовыми принципами добросовестного исполнения сторонами договора своих обязательств и стабильности договора, которые в сфере как трудовых, так и служебных отношений призваны обеспечить реализацию принципов свободы труда, запрещения принудительного труда и уважения человека труда, а также права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, части 1 и 2; статья 75.1 Конституции Российской Федерации), данный Федеральный закон устанавливает общее правило об изменении условий служебного контракта только по соглашению сторон и в письменной форме, а также запрещает требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом (части 5 и 7 статьи 24).

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, как следует из его преамбулы, установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида-ст.33 п. 5 Федерального закона Ц 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Следовательно, последним днем прекращения служебного контракта с МИФНС России №16 по Иркутской области, является – <дата>, в этот же день с истцом произведен окончательный расчет по заработной плате.

При таких обстоятельствах, довод истца о длящихся трудовых отношениях при переводе из одной инспекции в другую является ошибочным.

Более того, согласно пункту 10 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

В судебном заседании представитель МИФНС России № 16 по Иркутской области пояснила, что выплата отпускных осуществлялась при прохождении службы в установленные законом сроки, то есть не менее чем за 10 дней до начала отпуска, расчетные листки выдавались ежемесячно. Данные обстоятельства <ФИО>2 не оспаривались.

При этом, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока исковой давности в данной части, как и доказательств обращения истца с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке, материалы дела не содержат и истцом не представлены.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности относительно выплаты отпускных за период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г., при отсутствии уважительных причин такого пропуска, в связи с чем, в удовлетворении требований в указанной части надлежит отказать и, как следствие, в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за задержку отпускных выплат в размере 42 550,13 рублей за период с <дата> по <дата> с продолжением их начисления по день фактического исполнения обязательств, расходов по оплате юридических услуг согласно Договору возмездного оказания услуг от <дата> в размере 15 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области о взыскании недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, судебных расходов <ФИО>2 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня получения решения в окончательной форме.

Председательствующий: Н.Н. Акимова

Мотивированный текст решения суда составлен <дата>.