НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куйбышевского районного суда (Новосибирская область) от 21.12.2021 № 12-38/2021

Дело № 12-38/2021

УИД 54RS0025-01-2021-002052-78

Поступило в суд: 17.08.2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Куйбышев НСО 21 декабря 2021 г.

Судья Куйбышевского районного суда Новосибирской области ФИО4,

при секретаре Наумовой Л.А.,

с участием защитника Пархоменко К.А., представителя ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Согласно постановлению Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, поскольку данное административное наказание нарушает его права и законные интересы, а именно: в соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью», документы планирования мероприятий в области промышленной безопасности по снижению риска аварий на ОПО должны охватывать необходимые мероприятия в области промышленной безопасности. На ФКП «Анозит» план организационно-технических мероприятий по обеспечению и усилению уровня промышленной безопасности ОПО на 2021 год разработан, все необходимые мероприятия указаны; анализ работы системы управления промышленной безопасностью по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации технологического оборудования и разработка мероприятий проводится согласно Положению о производственном контроле от ДД.ММ.ГГГГ. Информация для проведения анализа предоставляется начальниками цехов и ведущими специалистами на основании служебных записок. Анализ утвержден ДД.ММ.ГГГГ. Считает доводы инспектора о том, что оборудование производства перекиси водорода является устаревшим ничем не подкрепленными и не обоснованными, поскольку согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» продление срока безопасности эксплуатации технологического оборудования осуществляется посредством проведения экспертизы промышленной безопасности.

В судебном заседании ФИО2 поддержал основания и требования жалобы.

Защитник ФИО2Пархоменко К.А. поддержала основания и доводы, изложенные в жалобе.

Представитель Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1 считает, что оснований для отмены постановления нет.

Выслушав ФИО2, его защитника Пархоменко К.А. и представителя ФИО1, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Как следует из постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГФИО2, работающий заместителем главного инженера – начальником отдела производственного контроля, охраны труда, охраны природы ФКП «Анозит», не обеспечил соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов, определяющих требования промышленной безопасности, а именно: в нарушение ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 11 Требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243, план организационно-технических мероприятий по обеспечению и усилению уровня промышленной безопасности ОПО ФКП «Анозит» на 2021 год, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора ФКП «Анозит» ФИО3 по осуществлению производственного контроля, составленный в соответствии с п. 7.1, п. 1.1 Положения о системе управления промышленной безопасностью (СУПБ) ФКП «Анозит», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, не содержит необходимые мероприятия в области промышленной безопасности в соответствии с основными задачами, проводимыми в рамках СУПБ; в нарушение ч. 2 ст. 9, ч. 1, 4 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп. «ж», «з», «п» п. 7, п.п. 11, 12 Требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243, не проводится анализ работы системы управления промышленной безопасностью по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации технологического оборудования и разработка мероприятий и замена устаревшего (не металлического) оборудования производства перекиси водорода в целях повышения уровня промышленной безопасности, которое не соответствует требованиям промышленной безопасности (представленный анализ функционирования системы управления промышленной безопасностью за 2020 год, утвержденный и.о. директора ФКП «Анозит» ДД.ММ.ГГГГ не содержит данного анализа) (л. 24-29 дела об административном правонарушении).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» системы управления промышленной безопасностью обеспечивают: определение целей и задач организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах; идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз; планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями; координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах; осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах; участие работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах; информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.

Согласно п. 11 Требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243, документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах должны охватывать необходимые мероприятия в области промышленной безопасности, проводимые в рамках системы управления промышленной безопасностью, и обеспечивать эффективный внутренний контроль за деятельностью всех структурных подразделений эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности.

В соответствии с п. 1.1 Положения о системе управления промышленной безопасностью, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора ФКП «Анозит», основными задачами системы управления промышленной безопасностью являются: обеспечение единого подхода к деятельности структурных подразделений эксплуатирующей организации по соблюдению требований промышленной безопасности опасных производственных объектов; организация надзора за состоянием промышленной безопасности в структурных подразделениях эксплуатирующей организации; организация производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в структурных подразделениях, эксплуатирующих опасные производственные объекты; организация подготовки руководителей, специалистов и работников эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности; организация разработки плана мероприятий по повышению уровня промышленной безопасности на опасных производственных объектах, повышению эффективности системы безопасности на опасных производственных объектах, повышению эффективности системы управления промышленной безопасностью; организация проведения экспертизы промышленной безопасности; организация работы по разработке декларации промышленной безопасности; управление рисками в области промышленной безопасности; организация взаимодействия с органами надзора и исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности; организация работы по получению лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством РФ; организация осуществления мероприятий по снижению риска аварий и готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах; координация деятельности структурных подразделений предприятия по вопросам промышленной безопасности; обеспечение регулярного внутрипроизводственного информирования персонала эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности в оперативном порядке путем рассылки информационных бюллетеней в электронном виде и на бумажном носителе о вновь введенных изменениях в нормативно-правовые акты в области промышленной безопасности (т. 1 л.д. 75)

Согласно п. 7.1 указанного выше Положения о системе управления промышленной безопасностью, ежегодный план работы по осуществлению производственного контроля на опасных производственных объектах составляют ответственные лица за осуществление производственного контроля, главные специалисты и начальники цехов, эксплуатирующие опасные производственные объекты (т. 1 л.д. 92).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора ФКП «Анозит» утвержден план на 2021 год организационно-технических мероприятий по обеспечению и усилению уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов ФКП «Анозит» путем приведения к требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (т. 1 л.д. 116-123).

Доводы представителя Сибирского управления Ростехнадзора о том, что в данный план организационно-технических мероприятий по обеспечению и усилению уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов на 2021 год не включено планирование мероприятий: по обеспечению проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий, сооружений; по проведению внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности; по порядку сбора и анализа информации промышленной безопасности в структурных подразделениях; по проверкам готовности к действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций; по проведению анализа состояния промышленной безопасности; по подготовке и представлению ежегодного отчета по производственному контролю; по предупреждению аварий и инцидентов, их недопущению и снижению риска их возникновения; по подготовке руководителей, специалистов, рабочих в области промышленной безопасности, организации проведения аттестации руководителей и специалистов; по контролю выполнения предписаний Сибирского управления Ростехнадзора; по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварий на опасных производственных объектах, признаю необоснованными, поскольку Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243, Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» (вместе с «Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»), не предусмотрено обязательное включение данного перечня мероприятий в указанный выше план организационно-технических мероприятий по обеспечению и усилению уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно п.п. 12.2, 12.3 положения по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ФКП «Анозит», подконтрольных Ростехнадзору, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора ФКП «Анозит», по результатам проведенных проверок, анализа состояния промышленной безопасности и охраны труда за прошедший период, полученных предложений от специалистов и рабочих, занятых на опасных производственных объектах, разрабатывается годовой «План мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на опасных производственных объектах», состоящий из: ежегодного плана мероприятий по охране труда и промышленной безопасности; плана по приведению действующего производства к требованиям вновь введенных «Правил и норм по охране труда и промышленной безопасности»; плана технического перевооружения, технического диагностирования, экспертизы промышленной безопасности технических устройств, оборудования, зданий и сооружений с установлением сроков их эксплуатации, изменением технологических процессов и использования сырья; плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (т. 1 л.д. 64-65).

Таким образом, план организационно-технических мероприятий по обеспечению и усилению уровня промышленной безопасности ОПО ФКП «Анозит» на 2021 год, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора ФКП «Анозит», составлен в соответствии с положением по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ФКП «Анозит», подконтрольных Ростехнадзору, и положением о системе управления промышленной безопасностью ФКП «Анозит», при этом, доказательств того, что данный план не содержит необходимые мероприятия в области промышленной безопасности в соответствии с основными задачами, проводимыми в рамках системы управления промышленной безопасности, суду не представлено.

Согласно пп. «ж» и «з» п. 7 Требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243, положение о системе управления промышленной безопасностью содержит следующие сведения: порядок планирования работ, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах; порядок проведения анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью, разработки и осуществления корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности.

В соответствии с п. 12 Требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243, в эксплуатирующих организациях не реже 1 раза в течение календарного года оформляются документально результаты анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора ФКП «Анозит» утвержден анализ за 2020 год по результатам производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ФКП «Анозит» (т. 1 л.д. 30-42).

Доводы представителя Сибирского управления Ростехнадзора о том, что данный анализ не содержит в себе анализ работы системы управления промышленной безопасности по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации технологического оборудования и разработку мероприятий и замену устаревшего (не металлического) оборудования производства перекиси водорода, признаю необоснованными, поскольку Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243 также не содержат требования о включении данных мероприятий в анализ за 2020 год по результатам производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ФКП «Анозит».

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между ФКП «Анозит» и ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» заключен договор , предметом которого является идентификация опасного производственного объекта в части определения необходимости включения технических устройств в сведения, характеризующие ОПО – неметаллическое оборудование согласно предоставленному заказчиком перечню (т. 2 л.д. 135).

Таким образом, доказательств, подтверждающих нарушение ФИО2 требований ч. 2 ст. 9, ч. 1 и ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп. «ж» и «з» п. 7, п.п. 11, 12 Требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243 материалы дела не содержат.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, постановление Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ФИО2 следует отменить, а производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ФИО2 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП, в отношении ФИО2 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд Новосибирской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись ФИО4