НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куйбышевского районного суда (Новосибирская область) от 06.02.2019 № 2А-86/19

Дело № 2а-86/2019 г.

Поступило: 09.01.2019 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Карнышевой Ю.С.

при секретаре Смелове Д.П.

с участием:

административного истца - заместителя прокурора Северного района Новосибирской области Тишечко Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Северного района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Северного сельсовета Северного района Новосибирской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северного района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Северного сельсовета Северного района Новосибирской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий.

В обоснование иска истец указывает, что в ходе проведенной проверки выявлено неисполнение администрацией Северного сельсовета Северного района Новосибирской области законодательства в сфере обеспечения безопасности на гидротехнических сооружениях, а также законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи со следующим.

Администрация Северного сельсовета Северного района Новосибирской области согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является собственником водозащитной дамбы на <адрес> в <адрес>, предназначенной для размещения, обслуживания и эксплуатации гидротехнического сооружения, однако в нарушение ст. 3, ст.ст. 8-10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 7, 8 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», п.п. 2,3,4,5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876, п.п.3,4,5 приказа Ростехнадзора от 29.03.2016 № 120 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)», п.п. 10,11 Приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», п. п. 32,35 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480, ст. ст. 11, 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 210 ГК РФ расчет вероятного вреда, в соответствии с утверждёнными методиками и порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, согласованный с администрацией <данные изъяты>, не произведен, равно как и не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

Кроме того при проверке установлено, что в администрации Северного сельсовета Северного района Новосибирской области отсутствует: специалист, аттестованный в установленном порядке на право эксплуатации и ведения работ на гидротехническом сооружении; приказ о закреплении ГТС за ответственными лицами из числа эксплуатационного персонала для проведения постоянного надзора за их сохранностью и работоспособностью, систематического контроля за соблюдением установленного эксплуатационного режима, устранения мелких неисправностей и дефектов, содержания закрепленных объектов в надлежащем эстетическом виде; актуальный акт преддекларационного обследования гидротехнического сооружения; утвержденная в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченным федеральным органом исполнительной власти декларация безопасности гидротехнического сооружения; утвержденная в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченным федеральным органом исполнительной власти государственная экспертиза декларация безопасности гидротехнического сооружения; разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения; не разработаны критерии безопасности гидротехнического сооружения; не разработаны и не согласованы с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, Правила эксплуатации гидротехнического сооружения; предусмотренное проектом, крепление щебнем проездов к насосным станциям; график планово-предупредительных ремонтов на гидротехническом сооружении; данные для оценки безопасности гидротехнического сооружения, отсутствует журнал визуальных наблюдений за ГТС, акты предпаводковых и послепаводковых обследований; утвержденный администрацией, эксплуатирующей ГТС и согласованный с <данные изъяты> документ, регламентирующий расследование причин инцидентов на ГТС, их учет и анализ.

Также администрацией Северного сельсовета Северного района Новосибирской области не проведены работы по оснащению дамбы указателями пикетажа сооружений; не обеспечены основные показатели технической исправности и работоспособности сооружения, поскольку допущено зарастание водоотводных кюветов кустовой растительностью, захламление кюветов, застой дождевой воды, зарастание древесно-кустарниковой растительностью верхового откоса дамбы в зонах выпусков водопропускных устройств, плиты крепления площадок передвижных насосных станций имеют разрушения бетонной поверхности, межплитные швы разрушены, бетонные лотки в зонах действия напорных водоводов находятся в непроектном положении (сдвинуты в сторону реки), сороудерживающие решетки на водопропускных трубах частично отсутствуют; не представлены акты ревизий задвижек на водопропускных сооружениях; не обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных не осуществляется оценка безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения (отсутствует документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении); ежеквартально в <данные изъяты> не направляется информация о происшедших на ГТС инцидентах или об их отсутствии.

В связи с выявленными вышеуказанными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <данные изъяты> было внесено представление об устранении нарушений, согласно поступившей в <адрес> года в прокуратуру информации, выявленные по результатам проверки нарушения устранены частично, а именно: заключен договор на прохождение обучения специалиста администрации ФИО1 по программе <данные изъяты> «Предаттестационная подготовка руководителей и специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений объектов водохозяйственного комплекса», а также по программе А.1 «Основы промышленной безопасности»; приказом главы <данные изъяты> ГТС закреплена за ответственным лицом из числа эксплуатационного персонала для проведения постоянного надзора за их сохранностью и работоспособностью, систематического контроля за соблюдением установленного эксплуатационного режима, устранения мелких неисправностей и дефектов, содержания закрепленных объектов в надлежащем эстетическом виде; обеспечены основные показатели технической исправности и работоспособности сооружения, а именно: убрана растительность по откосам кюветов, кюветы очищены от мусора и хлама, в зонах выпусков водопропускных устройств на верховом откосе дамбы убрана вся древесно-кустарниковая растительность, произведена очистка межплитных швов от травы; проведена ревизия задвижек в количестве 5 шт. на водопропускных сооружениях; очищены заросшие растительностью сороудерживающие решетки; произведена подсыпка щебнем подъезда к насосной станции № 2 (всего 3 насосных станции); утвержден график планово-предупредительных ремонтов на гидротехническом сооружении – Водозащитная дамба на реке <данные изъяты> в <адрес>; заведен журнал визуальных наблюдений за ГТС; направлена информация в <данные изъяты> об инцидентах на ГТС или об их отсутствии.

Поскольку нарушения не устранены в полном объеме, бездействие администрации Северного сельсовета Северного района Новосибирской области нарушает права граждан в сфере обеспечения безопасности на гидротехнических сооружениях, а также законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения и соблюдения законодательства Российской Федерации в указанной сфере, просит суд признать незаконным бездействие администрации Северного сельсовета Северного района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по соблюдению безопасности гидротехнического сооружения – водозащитной дамбы на <адрес> в <адрес> и обязать администрацию Северного сельсовета Северного района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ: провести расчет вероятного вреда, выполненный в соответствии с утверждёнными методиками и порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, согласованный с администрацией <адрес>; определить величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения; составить актуальный акт преддекларационного обследования гидротехнического сооружения; разработать утвержденную в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченным федеральным органом исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения; оформить утвержденную в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченным федеральным органом исполнительной власти государственную экспертизу декларация безопасности гидротехнического сооружения; получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения; разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения; разработать и согласовать с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, Правила эксплуатации гидротехнического сооружения (гидротехническое сооружение - водозащитная дамба на <адрес> в <адрес>); оснастить указателями пикетажа гидротехническое сооружение - водозащитная дамба на реке <данные изъяты> в <адрес>; обеспечить основные показатели технической исправности и работоспособности сооружения, а именно: устранить разрушения бетонной поверхности на плитах крепления площадок передвижных насосных станций; разрушения межплитных швов; в зонах действия напорных водоводов установить бетонные лотки в соответствие с проектным положением; установить на водопропускных трубах сороудерживающие решетки; установить предусмотренное проектом, крепление щебнем проезда к 2 насосным станциям; обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществить оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения - оформить документацию, определяющую объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении); составить акты предпаводковых и послепаводковых обследований; оформить утвержденный администрацией, эксплуатирующей ГТС и согласованный с <данные изъяты> документ, регламентирующий расследование причин инцидентов на ГТС, их учет и анализ.

В судебном заседании административный истец - заместитель прокурора Северного района Новосибирской области Тишечко Л.И. поддержала требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, представил заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, представил заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает в удовлетворении исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В силу ст. 10 указанного Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

В соответствии с п.п. 7, 8 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора. В случае если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется.

В случае если после проведения обследования гидротехнического сооружения возникла аварийная (предаварийная) ситуация или имели место опасные отклонения фактических показателей состояния и условий эксплуатации гидротехнического сооружения от установленных критериев безопасности, обследование гидротехнического сооружения должно быть проведено повторно.

Декларация безопасности, подписываемая декларантом, должна содержать: а) информацию, включающую данные о гидротехнических сооружениях и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями органа надзора, сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений, основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации; б) анализ и оценку безопасности гидротехнических сооружений, включая определение возможных источников опасности; в) сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций; г) порядок информирования населения, органа надзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возможных и возникших на гидротехнических сооружениях аварийных ситуациях; д) заключение, включающее оценку уровня безопасности отдельных гидротехнических сооружений и комплекса гидротехнических сооружений объекта, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности; е) реквизиты заключения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его территориального органа о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения (наименование и адрес организации, эксплуатирующей гидротехническое сооружение); ж) порядок осуществления мероприятий по консервации или ликвидации (в случае утраты или отсутствия проектной документации) гидротехнических сооружений (при консервации или ликвидации гидротехнических сооружений).

К декларации безопасности прилагаются: а) сведения о гидротехнических сооружениях, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, состав и форма представления которых определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений»; б) акт преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, составленный участниками обследования по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) и Министерством транспорта Российской Федерации (в отношении судоходных и портовых гидротехнических сооружений); в) расчет вероятного вреда, определяемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения».

Орган надзора самостоятельно запрашивает в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или у его территориального органа заключение о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с п.п. 2, 3, 4, 5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876 величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. При наличии у собственника гидротехнического сооружения или у эксплуатирующей организации (далее именуются - владелец гидротехнического сооружения) двух и более гидротехнических сооружений величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из наибольшего значения вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии одного из гидротехнических сооружений.

Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представляемых ему владельцем гидротехнического сооружения: расчета вероятного вреда, выполненного в соответствии с утвержденными методиками и порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и настоящими Правилами; документов, необходимых для обоснования величины финансового обеспечения ответственности (по усмотрению владельца гидротехнического сооружения). Владелец гидротехнического сооружения представляет в орган надзора указанные в пункте 4 настоящих Правил документы вместе с декларацией безопасности гидротехнического сооружения, а при отсутствии такой декларации - вместе с обоснованием сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред, в срок, согласованный с органом надзора.

Согласно п.п. 3, 4, 5 приказа Ростехнадзора от 29.03.2016 № 120 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» методика предназначена для определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений собственниками ГТС или эксплуатирующими организациями, а также специализированными организациями, привлекаемыми владельцами ГТС, экспертными центрами, определенными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору для проведения экспертизы декларации безопасности ГТС. Методика предназначена для определения размера вероятного вреда, оцениваемого на основании прогнозных событий (вероятных аварий ГТС), вероятность сценариев которых оценивается в декларации безопасности ГТС на основании методик по оценке рисков в вероятностной постановке. Методика регламентирует процедуру расчета и определения вероятного вреда в результате аварии ГТС.

В соответствии с п.п. 10, 11 Приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (вместе с «Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», «Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору») (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2007 № 9133) аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций: а) осуществляющих деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации объекта, транспортированию опасных веществ, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах; б) разрабатывающих проектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатацией объекта; в) осуществляющих экспертизу безопасности; г) осуществляющих предаттестационную подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности; д) осуществляющих строительный контроль.

Аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии).

Специалисты подрядных и других привлекаемых организаций могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях организации-заказчика.

Согласно п. 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект.

В соответствии с п. 35 указанного выше Порядка учет инцидентов на опасных производственных объектах ведется в журнале учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 5 к настоящему Порядку, в котором регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе, вред, нанесенный окружающей среде), мероприятия по устранению причин инцидента и делается отметка об их выполнении.

Не реже одного раза в квартал в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в которой указывается: 1) количество инцидентов; 2) характер инцидентов; 3) анализ причин возникновения инцидентов; 4) принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, административный ответчик - администрация Северного сельсовета Северного района Новосибирской области с ДД.ММ.ГГГГ является собственником водозащитной дамбы на реке <данные изъяты><адрес>, назначение: для размещения, обслуживания и эксплуатации гидротехнического сооружения протяженностью <данные изъяты> м., а также земельных участков под размещения, обслуживания и эксплуатации гидротехнического сооружения (л.д. 40-42).

Кроме того, административный ответчик является органом местного самоуправления, к вопросам местного значения которого относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования (л.д. 13-16).

В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в отношении администрации Северного сельсовета Северного района Новосибирской области проведена проверка на предмет исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности на гидротехнических сооружениях, а также законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которой установлено, что администрацией Северного сельсовета Северного района Новосибирской области расчет вероятного вреда, в соответствии с утверждёнными методиками и порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, согласованный с администрацией <адрес>, не произведен, равно как и не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

Кроме того при проверке установлено, что в администрации Северного сельсовета Северного района Новосибирской области отсутствует: специалист, аттестованный в установленном порядке на право эксплуатации и ведения работ на гидротехническом сооружении; приказ о закреплении ГТС за ответственными лицами из числа эксплуатационного персонала для проведения постоянного надзора за их сохранностью и работоспособностью, систематического контроля за соблюдением установленного эксплуатационного режима, устранения мелких неисправностей и дефектов, содержания закрепленных объектов в надлежащем эстетическом виде; актуальный акт преддекларационного обследования гидротехнического сооружения; утвержденная в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченным федеральным органом исполнительной власти декларация безопасности гидротехнического сооружения; утвержденная в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченным федеральным органом исполнительной власти государственная экспертиза декларация безопасности гидротехнического сооружения; разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения; не разработаны критерии безопасности гидротехнического сооружения; не разработаны и не согласованы с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, Правила эксплуатации гидротехнического сооружения; предусмотренное проектом, крепление щебнем проездов к насосным станциям; график планово-предупредительных ремонтов на гидротехническом сооружении; данные для оценки безопасности гидротехнического сооружения, отсутствует журнал визуальных наблюдений за ГТС, акты предпаводковых и послепаводковых обследований; утвержденный администрацией, эксплуатирующей ГТС и согласованный с <данные изъяты> документ, регламентирующий расследование причин инцидентов на ГТС, их учет и анализ.

Также администрацией Северного сельсовета Северного района Новосибирской области не проведены работы по оснащению дамбы указателями пикетажа сооружений; не обеспечены основные показатели технической исправности и работоспособности сооружения, поскольку допущено зарастание водоотводных кюветов кустовой растительностью, захламление кюветов, застой дождевой воды, зарастание древесно-кустарниковой растительностью верхового откоса дамбы в зонах выпусков водопропускных устройств, плиты крепления площадок передвижных насосных станций имеют разрушения бетонной поверхности, межплитные швы разрушены, бетонные лотки в зонах действия напорных водоводов находятся в непроектном положении (сдвинуты в сторону реки), сороудерживающие решетки на водопропускных трубах частично отсутствуют; не представлены акты ревизий задвижек на водопропускных сооружениях; не обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных не осуществляется оценка безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения (отсутствует документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении); ежеквартально в <данные изъяты> не направляется информация о происшедших на ГТС инцидентах или об их отсутствии.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <данные изъяты><адрес> внесено представление об устранении нарушений (л.д. 49-32), согласно представленной в прокуратуру информации выявленные по результатам проверки нарушения устранены частично, а именно: заключен договор на прохождение обучения специалиста администрации ФИО1. по программе Д.3 «Предаттестационная подготовка руководителей и специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений объектов водохозяйственного комплекса», а также по программе А.1 «Основы промышленной безопасности»; приказом главы <данные изъяты><адрес> ГТС закреплена за ответственным лицом из числа эксплуатационного персонала для проведения постоянного надзора за их сохранностью и работоспособностью, систематического контроля за соблюдением установленного эксплуатационного режима, устранения мелких неисправностей и дефектов, содержания закрепленных объектов в надлежащем эстетическом виде; обеспечены основные показатели технической исправности и работоспособности сооружения, а именно: убрана растительность по откосам кюветов, кюветы очищены от мусора и хлама, в зонах выпусков водопропускных устройств на верховом откосе дамбы убрана вся древесно-кустарниковая растительность, произведена очистка межплитных швов от травы; проведена ревизия задвижек в количестве 5 шт. на водопропускных сооружениях; очищены заросшие растительностью сороудерживающие решетки; произведена подсыпка щебнем подъезда к насосной станции № 2 (всего 3 насосных станции); утвержден график планово-предупредительных ремонтов на гидротехническом сооружении – Водозащитная дамба на реке <данные изъяты> в <адрес>; заведен журнал визуальных наблюдений за ГТС; направлена информация в <данные изъяты> об инцидентах на ГТС или об их отсутствии, в остальной части нарушения не устранены по причине отсутствия финансирования (л.д. 33, 35-37).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Северного сельсовета Северного района Новосибирской области, являясь собственником водозащитной дамбы на <адрес>, предназначенной для размещения, обслуживания и эксплуатации гидротехнического сооружения, а также органом местного самоуправления, к вопросам местного значения которого относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования, не устранила нарушения в области безопасности гидротехнических сооружений, иного суду не представлено.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что следует удовлетворить исковые требования административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 157, 175 – 180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Северного сельсовета Северного района Новосибирской области по непринятию мер по соблюдению безопасности гидротехнического сооружения – водозащитной дамбы на реке <данные изъяты><адрес>

Обязать администрацию Северного сельсовета Северного района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- произвести расчет вероятного вреда в соответствии с утверждёнными методиками и порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, согласовать расчет с администрацией <адрес>;

- определить величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения;

- составить актуальный акт преддекларационного обследования гидротехнического сооружения;

- разработать утвержденную в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченным федеральным органом исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения;

- оформить утвержденную в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченным федеральным органом исполнительной власти государственную экспертизу декларации безопасности гидротехнического сооружения;

- получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения;

- разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения;

- разработать и согласовать с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, Правила эксплуатации гидротехнического сооружения (гидротехническое сооружение - водозащитная дамба на <адрес>);

- оснастить указателями пикетажа гидротехническое сооружение – водозащитная дамба на <адрес>;

- обеспечить основные показатели технической исправности и работоспособности сооружения, а именно: устранить разрушения бетонной поверхности на плитах крепления площадок передвижных насосных станций, а также устранить разрушения межплитных швов; в зонах действия напорных водоводов установить бетонные лотки в соответствие с проектным положением; установить на водопропускных трубах сороудерживающие решетки; установить предусмотренное проектом, крепление щебнем проезда к 2 насосным станциям;

- обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществить оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения - оформить документацию, определяющую объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении);

- составить акты предпаводковых и послепаводковых обследований;

- оформить утвержденный администрацией, эксплуатирующей ГТС, и согласованный с <данные изъяты> документ, регламентирующий расследование причин инцидентов на ГТС, их учет и анализ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд, через Куйбышевский районный суд Новосибирской области, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) Ю.С. Карнышева