НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 20.06.2022 № 2А-1148/202220И

УИД 78RS0011-01-2021-006994-41

Дело №2а-1148/2022 20 июня 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Пановой А.В.

при секретаре Юхниной К.Е.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Санкт-Петербургу к Синевой ФИО5 о взыскании задолженности по пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 год,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Санкт-Петербургу (далее – МИФНС №9) обратилась в суд с административным иском к Синевой ФИО6 о взыскании задолженности по пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 год.

В обоснование заявленных исковых требований МИФНС №9 указала, что у административного ответчика имелась задолженность по уплате налога на доходы физических лиц за 2017 год, которая была оплачена административным ответчиком 12.07.2019 года. В связи с чем, ей были начислены пени в размере 285 руб. 85 коп., направлено Требование об уплате пени, которое ответчиком исполнено не было. Определением мирового судьи судебного участка №204 Санкт-Петербурга от 19.07.2021 года судебный приказ о взыскании с Синевой Г.Г. пени по налогу на доходы физических лиц был отменен. В связи с чем административный истец просил взыскать с Синевой ФИО7 пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 285 руб. 85 коп.

Представитель административного истца по доверенности Бойцов С.М. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Административный ответчик в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения в которых указала об отсутствии задолженности по налогу на доходы ни за 2016, ни за 2017 год, просила в удовлетворении исковых требований отказать

Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели были обязаны представлять декларацию 4-НДФЛ, если размер их доходов значительно изменился по сравнению с суммой, исходя из которой рассчитываются авансовые платежи на текущий год. В противном случае представлять декларацию 4 НДФЛ представлять не нужно, налоговый орган рассчитывал авансовые платежи на основании сведений из декларации 3-НДФЛ за прошлый год. Сумму предполагаемого дохода индивидуальный предприниматель рассчитывает самостоятельно.

Авансовые платежи по НДФЛ подлежали перечислению не позднее 15 июля и 15 октября текущего года и не позднее 15 января следующего года.

В соответствии со статьей 229 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, указанными, в том числе в статье 228 настоящего кодекса предоставляется налоговая декларация.

Синевой Г.Г. в налоговый орган была предоставлена налоговая декларация за 2017 год с расчетом налога к уплате в связи с получением дохода с учетом налогового вычета в размере 0 руб. данная налоговая декларация была принята налоговым органом 16.04.2018 года, замечаний заявлено не было (л.д. 44-46).

МИФНС 9 указывает, что по данным информационных ресурсов налогового органа, исходя из представленной декларации за 2017 год были рассчитаны авансовые платежи с уплатой по сроку: не позднее 17.07.2017 – 6 240 руб., не позднее 16.10.2017 – 3 120 руб., не позднее 15.01.2018 – 3 120 руб.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

Как указывает административный истец Синевой Г.Г. в установленные сроки обязанность по уплате авансовых платежей исполнена не была, в связи с чем были начислены пени за 2017 год в сумме 162 руб. 97 коп. за период с 21.12.2018 по 11.07.2019 на недоимку в сумме 3 120 руб. (авансовый платеж со сроком уплаты не позднее 16.10.2017 года, которая была уплачена 12.07.2019 года). 25.12.2019 года административным ответчиком была произведена оплата пени в сумме 7 руб. 85 коп. Сумма пени, подлежащая взысканию, составила (162,97-7,85) 155 руб. 12 коп.

Также были начислены пени на авансовый платеж в размере 3 120 руб. по сроку уплаты 15.01.2018 года в размере 162 руб. 97 коп. за период с 21.12.2018 по 11.07.2019. сумма пени 32 руб. 24 коп. была включена в другое Требование. Таким образом, размер пени подлежащей взысканию составляет (162,97-32,24) 130 руб.73 коп.

Всего размер пени составляет 155,12 + 130, 73 = 285 руб.85 коп.

На данную сумму пени было выставлено Требование № 5652 от 23.03.2021 года со сроком уплаты 09.04.2021 года, которое исполнено не было.

Расчет пени судом проверен и признан верным. Административным ответчиком возражений по расчету, сведений об уплате пени суду не представлено.

В обоснование своих возражений административный ответчик указала, что налогового уведомления в соответствии с пунктом 9 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации не получала, 12.07.2019 года она не погашала задолженность, 12.07.2019 года ею была произведена оплата в размере 65 000 руб. по платежному документу , предусматривающего оплату авансового платежа по НДФЛ за 2019 год (в основаниях платежа указан 2019 год) и на сумму 140 851 руб. по платежному документу УИН , предусматривающего оплату за 2018 год (в основаниях платежа указан 2018 год).

Таким образом, налоговым органом в отсутствие каких-либо оснований произвольно произведен зачет уплаченных Синевой Г.Г. сумм авансовых платежей за 2018 и 2019 год в счет задолженности за 2017 год. Каких-либо заявлений от налогоплательщика о зачете уплаченных сумм на другой платеж в частности задолженности по оплате авансовых платежей за 2017 года в налоговый орган не поступало.

В силу статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

Таким образом взыскание пени за несвоевременную уплату налога возможно лишь с одновременным взысканием задолженности по налогу, либо после уплаты задолженности налога. В связи с изложенным, принимая во внимание, что административным истцом не представлено сведений и доказательств о взыскании недоимки по налогу на которые начислены заявленные пени либо ее уплате, суд полагает, что не имеется оснований для взыскания заявленной административным истцом задолженности по пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 285 руб. 85 коп. Суд также учитывает, что срок для взыскания задолженностей на которые начислены завяленные ко взысканию суммы пени истек.

Административным истцом заявлены требования о взыскании пени за несвоевременную уплату НДФЛ за 2017 года без взыскания самой задолженности, задолженность административным ответчиком не оплачена, что недопустимо. При таких обстоятельствах оснований для взыскания пени не имеется.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Согласно пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Мировым судьей судебного участка №205 Санкт-Петербурга 07.07.2021 года был выдан судебный приказ о взыскании с Синевой Г.Г. задолженности по страховым взносам по ОПС и ОМС за 2019, 2020, налогу на доходы за 2017 год в размере 40 820 руб. 23 коп., куда исходя из подданного заявления о вынесении судебного приказа вошла сумма пени по налогу на доходы за 2017 год в размере 285 руб. 85 коп. 19.07.2021 года данный судебный приказ был отменен.

В суд с данным иском МИФНС №9 обратилась 26.11.2021 года, т.е. в установленный законом срок.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

Межрайонной инспекции ФНС России №9 по Санкт-Петербургу в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья:

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....