дело №2а-313/2020
56RS0015-01-2020-000353-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кувандык 04 июня 2020 года
Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Беловой Л.В.,
при секретаре Филатовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области к Савченко С.Г. о восстановлении процессуального срока на обращение в суд, взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области (далее по тексту - Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Оренбургской области, налоговый орган) обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав в его обоснование, что Савченко С.Г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица с 03 ноября 2011 года по 24 мая 2018 года и обязана была уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование не позднее 08 июня 2018 года. С 1 января 2017 года полномочия по взысканию указанных взносов переданы от Пенсионного фонда в Федеральную налоговую службу. В налоговые органы переданы сведения о наличии задолженности у Савченко С.Г. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5725 руб. 46 коп. Страховые взносы до настоящего времени не уплачены, в связи с чем, за период с 18 января 2018 года по 14 июня 2018 года начислена пеня в размере 209 рублей 17 копеек.
Налоговым органом административному ответчику начислены страховые взносы за период с 01 января 2018 года по 24 мая 2018 года по сроку уплаты 08 июня 2018 года в размере 12884 руб. 31 коп., из них: страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 2323 руб. 41 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 10560 руб. 91 коп. В установленные сроки страховые взносы не были уплачены налогоплательщиком, в связи с чем, за период с 18 января 2018 года по 14 июня 2018 года начислена пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 870 руб. 20 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование -171 руб. 06 коп.
Савченко С.Г. также являлась плательщиком единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН). Налогоплательщиком представлена налоговая декларация по данному налогу за 2016 год, в которой заявлен подлежащий уплате налог в размере 3181 руб. 21 марта 2018 года уплачена часть налога в сумме 70 руб. 91 коп, в связи с чем задолженность составила 3110 руб. 09 коп. и до настоящего времени не уплачена. За период с 18 января 2018 года по 14 июня 2018 года начислена пеня по ЕСХН в размере 114 руб. 73 коп. Поскольку задолженность по указанным обязательным платежам и пеням в добровольном порядке не уплачена, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате страховых взносов, пеней и налогов № от 14 июня 2018 года. В указанный в требовании срок – до 26 июля 2018 года страховые взносы, ЕСХН и пени не уплачены.
В собственности административного ответчика находится земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Налоговым органом в отношении земельного участка исчислен к уплате земельный налог за 2014-2016 годы в общем размере 54 руб. 00 коп., за квартиру налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 33 руб. На основании налогового уведомления № от 06 августа 2017 года налог уплачен не был, в связи с чем, за период со 2 декабря 2017 года по 21 июня 2018 года начислена пеня по земельному налогу в сумме 2 руб. 73 коп. На основании ст.69 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика направлено требование № от 22 июня 2018 года, но сумма задолженности добровольно не погашена. Ранее Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Оренбургской области обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи от 11 ноября 2019 года отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании страховых взносов, в связи с тем, что требование не является бесспорным.
Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Оренбургской области просит восстановить срок на подачу административного иска, взыскать с Савченко С.Г. задолженность по страховым взносам, земельному налогу, налогу на имущество, пеням в общем размере 14340 руб. 88 коп., в том числе: 10560 руб. 90 коп. - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), 2323 руб. 41 коп. - задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, 870 руб. 20 коп. - пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 171 руб. 06 коп. - пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, 114 руб. 73 коп. – пеня по единому сельскохозяйственному налогу, 54 руб. – земельный налог, 2 руб. 73 коп. – пеня по земельному налогу; 33 руб. – налог на имущество физических лиц, 1 руб. 68 коп. – пеня по налогу на имущество физических лиц.
Определением судьи Кувандыкского районного суда от 17 апреля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гае Оренбургской области (межрайонное).
Представители административного истца Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Оренбургской области, административный ответчик Савченко С.Г., представитель заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гае Оренбургской области (межрайонное) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявили. Представители административного истца и заинтересованного лица письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. На основании ст.150, ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав документы дела, приходит к следующему.
Установлено, что в период с 03 ноября 2011 года по 24 мая 2018 года Савченко С.Г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.47).
С 1 января 2017 года на основании Федерального закона от 3 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов переданы налоговым органам.
Соответственно, с 1 января 2017 года на Федеральную налоговую службу России возложены функции по администрированию страховых взносов, а Пенсионный фонд Российской Федерации утратил полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
С 1 января 2017 года вопросы начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
В силу п. 3 ст. 420 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 01 января 2017 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст.430 настоящего Кодекса.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 432 Налогового кодекса РФ).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
За период с 01 января 2018 года по 24 мая 2018 года Савченко С.Г., как индивидуальному предпринимателю, налоговым органом начислены страховые взносы в размере 10560 руб. 90 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, исходя из расчета: (2212,08*4)+2212,08/31*24), 2323 руб. 41 коп. - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, исходя из расчета: (486,66*4)+(486,66/31*24).
В соответствии с п. 2 ст. 432 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В установленный законодательством срок данные страховые взносы уплачены налогоплательщиком не были.
В соответствии с п.1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 4 ст.75 Налогового кодекса РФ определено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 Налогового кодекса РФ).
На основании ст.75 Налогового кодекса РФ налоговым органом налогоплательщику за период с 18 января 2018 года по 14 июня 2018 года начислена пеня за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 870 руб. 20 коп.; за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование начислена пеня в размере 171 руб. 06 коп. (л.д. 23, 24). До настоящего времени задолженность перед бюджетом не погашена.
Согласно п.1 ст.346.2. Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии с п.5 ст.346.9 Налогового кодекса РФ единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее сроков, установленных ст.346.10 настоящего Кодекса для подачи налоговой декларации, то есть, не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Савченко С.Г. являлась плательщиком единого сельскохозяйственного налога (далее по тексту – ЕСХН), представила в налоговый орган декларацию по ЕСХН за 2016 год, в которой заявлен подлежащий уплате налог в размере 3181 руб., однако в сроки, установленные законодательством, налог не уплачен. Согласно карточки расчетов с бюджетом, 21 марта 2018 года налог уплачен в сумме 70 руб. 91 коп., в связи с чем, задолженность составила 3110 руб. 09 коп.
На основании ст.75 Налогового кодекса РФ налоговым органом налогоплательщику за период с 18 января 2018 года по 14 июня 2018 года начислена пеня за несвоевременную уплату ЕСХН в размере 114 руб. 73 коп.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ Межрайонной ИФНС РФ №8 по Оренбургской области в адрес Савченко С.Г. направлено требование об уплате страховых взносов, пеней и налогов № от 14 июня 2018 года. В указанный в требовании срок – до 26 июля 2018 года страховые взносы, ЕСХН и пени не уплачены. (л.д. 21).
Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ, для земельного налога налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.393 Налогового кодекса РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз.3 ч.1 ст.397 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с ч.1 ст.399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст.400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, которым в силу п.6 ч.1 ст.401 Налогового кодекса РФ признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в том числе, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 409 Налогового кодекса РФ установлено, что налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В силу ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Судом установлено и подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 20 мая 2020 года №, от 21 мая 2020 года №, №, что Савченко (Черных) С.Г. в период с 2014 по 2016 годы являлась собственником следующих объектов недвижимости:
1) 1/3 доли квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> (дата регистрации права 16 декабря 2004 года);
2) 1/4 доли жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (дата регистрации права 05 февраля 2013 года);
3) 1/4 доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (дата регистрации права 05 февраля 2013 года).
Межрайонной ИФНС России № 8 по Оренбургской области административному ответчику исчислен к уплате земельный налог за 2014-2016 годы в отношении 1/4 доли земельного участка с кадастровым номером № в размере 54 руб. (по 18 руб. за каждый год), исходя из расчета: 24410 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) х 1/4 (доля в праве) х 0,3 % (ставка налога) х 12/12 (время нахождения объекта в собственности в отчетном периоде).
Налоговым органом также исчислен к уплате налог на имущество физических лиц за 2016 год в общем размере 33 руб.:
1) в отношении 1/3 доли квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, в размере 19 руб., исходя из расчета: 55554 руб. (налоговая база) х 1/3 (доля в праве) х 0,1% (налоговая ставка) х 12/12 (количество нахождения объекта в собственности);
2) в отношении 1/4 доли жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 14 руб., исходя из расчета: 54066 руб. (налоговая база) х 1/4 (доля в праве) х 0,1 % (налоговая ставка) х 12/12 (количество нахождения объекта в собственности).
Межрайонная ИФНС России №8 по Оренбургской области в адрес налогоплательщика направила налоговое уведомление № от 06 августа 2017 года, однако налоги к установленному в нем сроку не уплачены (л.д.32).
Исходя из суммы недоимки, на основании ст.75 Налогового кодекса РФ начислена пеня по земельному налогу в размере 2 руб. 73 коп., пеня по налогу на имущество физических лиц 1 руб. 68 коп.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ Савченко С.Г. направлено требование об уплате налога и пени № от 22 июня 2018 года, однако в срок до 24 июля 2018 года требования налогоплательщиком не исполнены.
В административном исковом заявлении Межрайонной инспекцией ФНС России №8 по Оренбургской области заявлено о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд со ссылкой на то, что несвоевременная подача заявления о выдаче судебного приказа произошла в результате выявления в ходе проведения налоговым органом внутреннего мониторинга полноты и своевременности обращения в судебные органы для взыскания неуплаченных в добровольном порядке сумм налогов и пени налогоплательщиками. Сумма задолженности Савченко С.Г. является значительной, требования должником игнорируются.
Данное заявление удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.
В силу п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.3 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в связи с неисполнением Савченко С.Г. в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора и пеней, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса РФ по месту её проживания налоговым органом направлены: требование № от 14 июня 2018 года об уплате в срок до 26 июля 2018 года страховых взносов, ЕСХН и пеней (л.д.21), и требование № от 22 июня 2018 года об уплате в срок до 24 июля 2018 года задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пеней по данным налогам.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, срок на обращение в суд истек 24 января 2019 года и 26 января 2019 года соответственно. К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа налоговая инспекция обратилась в ноябре 2019 года, то есть, с нарушенным сроком.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области от 11 ноября 2019 года отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговым органом срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч.1 ст.286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска шестимесячного срока после истечения срока по требованиям налоговым органом не приведено. Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на обращение в суд с административным иском в срок, установленный законом.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Оренбургской области к Савченко С.Г. о восстановлении срока подачи административного искового заявления в суд и о взыскании задолженности по обязательным платежам следует отказать.
Руководствуясь ст. ст.75-180, ст.290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области в удовлетворении административных исковых требований к Савченко С.Г. о восстановлении процессуального срока на обращение в суд, взыскании задолженности по обязательным платежам в сумме 14340 (четырнадцать тысяч триста сорок) рублей 88 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Белова