НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кусинского районного суда (Челябинская область) от 09.09.2020 № 3-220/20

Дело № 12-26/2020 Мировой судья судебного участка №1 Юдина И.В., дело № 3-220/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

09 сентября 2020 года г. Куса

Судья Кусинского районного суда Челябинской области Андреева Н.В., при секретаре Кунакбаевой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кусинского районного суда Челябинской области (456940, Челябинская область, г. Куса, ул. Советская, д. 20)

жалобу Белугиной Ольги Николаевны на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кусинского района Челябинской области от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Белугиной О.Н., ДАТА рождения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Кусинского района Челябинской области от ДАТА Белугина О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, Белугина О.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление в части назначения наказания отменить, применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование жалобы Бенлугина О.Н. указала, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения. Спорные земельный участок был передан Управлению строительством и жилищно-коммунальным хозяйством на основании распоряжения администрации Кусинского муниципального района от ДАТАНОМЕР, в котором на Управление строительством возложена обязанность по постановке на баланс объектов недвижимости, что ею было выполнено. В её полномочия и должностные обязанности не входит оформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимости. Оформление и заключение договора о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование относится к полномочиям Управления земельными и имущественными отношениями. О том, что Управлению строительством необходимо было оформлять какие-либо документы на земельный участок, ей было неизвестно, она выполняла прямое указание главы района и поставила земельные участки на баланс. На момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении УЗиИО надлежащим образом оформлены правоустанавливающие документы, земельный участок передан Управлению строительством. Данному обстоятельству судом не дана оценка должным образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения Европейской конвенции от 20 марта 1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов, оценив конкретные обстоятельства дела, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, есть основания полагать, что судом необоснованно не была применена статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 107-108).

В судебном заседании Белугина О.Н. при надлежащем извещении, участие не принимала.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в отношении Белугиной О.Н., главный инспектор Контрольно-счетной палаты Челябинской области Ярославский Е.А. в судебном заседании при надлежащем извещении участие не принимал, направил в суд письменные возражения на жалобу, в которых указал, что в действиях Белугиной О.Н. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании распоряжения администрации Кусинского муниципального района «О передаче объектов недвижимости» от ДАТАНОМЕР объект незавершенного строительства – физкультурно-спортивный комплекс, расположенный по адресу: АДРЕС и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный под объектом с баланса УЗиИО переданы на баланс Управления строительством. Собственником спорного земельного участка является муниципальное образование – Кусинский муниципальный район. Уполномоченным органом земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование Управлению не предоставлялся.

Белугина О.Н. являясь главным бухгалтером Управления - лицом ответственным за ведение бюджетного учета в Управлении, в своей деятельности должна была руководствоваться пунктами 36, 70, 71 Инструкции № 157н, чего ею сделано не было. Вышеназванный земельный участок учтен на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» Управлением при отсутствии на то законных оснований - документа (свидетельства), подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования. Перед постановкой спорного земельного участка на баланс Белугина О.Н. должна была убедиться в том, что имеются документы, подтверждающий регистрацию права. Таким образом, до момента государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорный земельный участок следовало отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», в силу требований пункта 333 Инструкции № 157н. Добровольное устранение последствий правонарушения не является обстоятельством, исключающим производство по делу. Данное обстоятельство в силу статьи 4.1 КоАП РФ учтено мировым судьей при назначении Белугиной О.Е. административного наказания. Совершенное Белугиной О.Е. административное правонарушение признаков малозначительности не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бухгалтерского учета и бюджетной отчетности бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых и должностных обязанностей в сфере осуществлении учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению Белугиной О.Н. своих должностных обязанностей и позволяющих квалифицировать данное правонарушение как малозначительное, материалы дела не содержат. Обстоятельств для снижения наказания либо признания правонарушения малозначительным, не имеется, поскольку правонарушение посягает на охраняемые государством общественные отношения в сфере бюджетного законодательства (л.д. 1115-117).

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно примечаниям к статье под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается в том числе, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268); сервитуты (статьи 274, 277); право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации - бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Частью 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно пункту 36 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. Приказом Минфина Российской Федерации от 01.12.2010г. № 157н, далее Инструкция № 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

К непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности (пункт 70 Инструкции № 157н).

Согласно пункту 71 Инструкции № 157н учет учреждениями земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенных под объектами недвижимости), осуществляется на счете 10300 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 23.01.2017 № 02-07-10/3362 в отношении земельных участков, прaва пользования которыми подлежат в соответствии с законодательством государственной регистрации, документом - основанием для принятия к учету непроизведенных активов (земельных участков) является свидетельство о государственной регистрации права или сделки.

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Челябинской области на ДАТА, в период с ДАТА по ДАТА проведено контрольное мероприятие «Проверка годового отчета об исполнении бюджета Кусинского муниципального района» за ДАТА в Управлении финансов Кусинского муниципального района. В рамках контрольного мероприятия в период с ДАТА по ДАТА проведена встречная камеральная проверка в Управлении строительством и жилищно-коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района. По результатам встречной камеральной проверки составлен Акт от ДАТАНОМЕР (л.д.13-16).

В ходе проверки установлено, что распоряжением администрации Кусинского муниципального района НОМЕР от ДАТА «Об образовании земельного участка» в связи с объединением земельных участков образован земельный участок, которому присвоен адрес: АДРЕС, категория земель земли населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования – для размещения объектов физический культуры и спорта. В ЕГРН ДАТА на данный земельный участок зарегистрировано право собственности за МО Кусинский муниципальный район, земельному участку присвоен кадастровый НОМЕР.Указанный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование Управлению строительством и жилищно-коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района не предоставлялся.

На основании распоряжения администрации Кусинского муниципального района от ДАТАНОМЕР «О передаче объекта незавершенного строительства» объект незавершенного строительства - физкультурно-спортивный комплекс, расположенный по адресу АДРЕС и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный под объектом незавершенного строительства, переданы с баланса Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района на баланс Управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района.

В нарушение требований пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, части 1 статьи 13 Закона №402-ФЗ, пунктов 36,70,71 Инструкции №157н, Управлением строительством и жилищно-коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района на счете НОМЕР «Непроизводственные активы» учтен указанные земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, кадастровой стоимостью <данные изъяты> тыс. руб., при отсутствии на то законных оснований - документа, подтверждающего право постоянного(бессрочного) пользования. На ДАТА строка 190 «Итого по разделу 1» по графам 6 «Бюджетная деятельность» и 8 «Итого» раздела «1. Нефинансовые активы» Баланса (ф.0503130) искажена более чем на 10 %, или на 11,9%.

В отношении главного бухгалтера Управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района Белугиной О.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Белугиной О.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и её вина в содеянном, подтверждается совокупностью следующих доказательств:

-протоколом об административном правонарушении НОМЕР от ДАТА, согласно которому в нарушение требований пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, части 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, пунктов 36, 70, 71 Инструкции НОМЕРн, главным бухгалтером Управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района ДАТА на счете НОМЕР «Непроизведенные активы» учтен земельный участок с кадастровым номером НОМЕР,кадастровой стоимостью <данные изъяты> тыс. руб. при отсутствии на то законных оснований - документа (свидетельства), подтверждающих право постоянного (бессрочного) пользования. На ДАТА строка 190 «Итого по разделу I» по графам 6 «Бюджетная деятельность» и 8 «Итого» раздела «I. Нефинансовые активы» Баланса (ф. 0503130) искажена более чем на 10 процентов, или на 11,9 процентов (<данные изъяты>) (л.д. 3-6);

-приказом о назначении Белугиной О.Н. на должность главного бухгалтера Управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района (л.д.20);

-должностной инструкцией главного бухгалтера, учетной политикой для целей бюджетного учета, утвержденной приказом НОМЕР от ДАТА (л.д.21-22, 23-35);

-балансом Управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района, справкой о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, сведениями, отраженными в главной книге Управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством (л.д.36-38, 39-40, 41-48);

-свидетельством о государственной регистрации права в отношении земельного участка по адресу: АДРЕС(л.д.55), выпиской из ЕГРН в отношении указанного земельного участка по состоянию на ДАТА, кадастровой выпиской о земельном участке (л.д. 63-64,65-67).

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы Белугиной О.Н. об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать состоятельными.

Земельный участок кадастровой стоимостью <данные изъяты> тыс. руб., переданный Управлению строительством и жилищно-коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района главным бухгалтером Белугиной О.Н. при отсутствии документов, подтверждающих право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необоснованно отражен на ДАТА строке 190 «Итого про разделу 1» по графам 6 «Бюджетная деятельность» и 8 «Итого» раздела «1. Нефинансовые активы» Баланса (ф.0503130), искажение более чем на 10 %, или на 11,9 процентов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указание в распоряжении о передаче земельного участка с баланса Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района на баланс Управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, отсутствие полномочий у главного бухгалтера на оформление документов не освобождает Белугину О.Н. от ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку именно она перед постановкой на баланс земельного участка не убедилась в наличии документов, подтверждающих право пользования земельным участком, что привело к искажению информации об активах.

Добровольное устранение последствий административного правонарушения не является обстоятельством, исключающим производство по делу.

Довод жалобы Белугиной О.Н. о необоснованном неприменении мировым судьей статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не состоятелен.

Мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении надлежащим образом дана оценка совершенного административного правонарушения, в постановлении по делу об административном правонарушении от ДАТА сделан вывод об отсутствии признаков малозначительности совершенного правонарушения, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бухгалтерского учета и бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства. Административное правонарушение совершено в области финансово-бюджетного регулирования, непосредственным объектом указанного правонарушения является санкционированный государством порядок учета непроизведенных активов. Совершение данного правонарушения препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы, неизбежно отражается на государственной финансовой дисциплине, нарушении единой бюджетной политики и тем самым наносит вред интересам государства. Данный вывод является правильным. Основания для освобождения Белугиной О.Н. от административной ответственности применив положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.

При назначении административного наказания Белугиной О.Н. мировым судьей учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, её имущественное положение, обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не установлено. Наказание назначено минимальное, предусмотренное санкцией части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба заявителя не содержит доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

При таких обстоятельствах, основания для отмены, изменения постановления мирового судьи судебного участка № 1 Кусинского района Челябинской области от ДАТА отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кусинского района Челябинской области от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Белугиной Ольги Николаевны оставить без изменения, а жалобу Белугиной Ольги Николаевны - без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу с момента вынесения.

Судья Н.В. Андреева