НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кущевского районного суда (Краснодарский край) от 06.02.2014 № 2-24/2014

 К делу № 2-24/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 06 февраля 2014 года                          ст. Кущёвская

 Кущёвский районный суд Краснодарского края в составе:

 председательствующий – федеральный судья         Лисовец А.А.,

 секретарь      Чернышева Н.С.,

 с участием:

 представителя истца Богуновой Л.В.,

 представителя ответчика: Лесной В.Б.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 12 по Краснодарскому краю к Коваленко А.И. о взыскании в доход бюджета задолженности по земельному налогу,

 УСТАНОВИЛ:

 Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому обратилась в суд с иском к Коваленко А.И. о взыскании в доход бюджета задолженности по земельному налогу.

 В обоснование заявленных требований истец указывает, что Коваленко А.И., в соответствии со ст.388 НК РФ, является плательщиком земельного налога, поскольку является собственником земельных участков - объектов налогообложения: с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, ст.Кущёвская, <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, ст.Кущевская, <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, ст.Кущевская, <адрес>. Согласно решения Совета Кущёвского сельского поселения № от 26.11.2010 г. «О земельном налоге в Кущёвском сельском поселении Кущёвского района», уплата земельного налога производится налогоплательщиками физическими лицами не позднее 10 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Коваленко А.И., в нарушении ст.45 НК РФ, в установленные законом сроки не исполнил свою обязанность по уплате налога. Так налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (п. 1 ст.393 НК РФ), допускается направление в 2012 г. уведомления об уплате указанного налога за 2009-2011гг. Налоговым органом был произведен расчет суммы земельного налога и ответчику предъявлено налоговое уведомление №, по которому сумма земельного налога, начисленного за 2009, 2011г.г., составила 266 410 рублей 50 копеек. Межрайонной ИФНС России № 12 было выставлено требование на уплату налога № по состоянию на 28.11.2012г., в котором налогоплательщику предлагалось в добровольном порядке уплатить образовавшуюся задолженность, однако до настоящего время Коваленко А.И. требования не исполнены, задолженность в добровольном порядке не уплачена. В соответствии с нормами действующего НК РФ, просит суд взыскать с Коваленко А.И. в доход бюджета задолженность по земельному налогу за 2009 год и за 2011 год в сумме 264 492, 62 рублей.

 В судебном заседании представитель истца Богунова Л.В. поддержала иск по вышеизложенным основаниям и просила удовлетворить его в полном объеме.

 Представитель ответчика Лесная В.Б., действующая от имени Коваленко А.И. на основании доверенности с иском не согласна, поскольку земельный налог за периоды 2009-2011 г.г. ответчиком был оплачен, доначисление налога за указанные периоды считает незаконным, так как кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № является завышенной.

 Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом исходит из следующего.

 Как установлено в судебном заседании и что следует из представленных материалов дела, ответчик Коваленко А.И., ИНН № является собственником земельных участков: с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, ст.Кущёвская, <адрес> с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, ст.Кущёвская, <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, ст.Кущёвская, <адрес> (л.д.19-22), в виду чего в соответствии со ст.388 НК РФ является плательщиком земельного налога, поскольку принадлежащие ему, как физическому лицу на праве собственности указанные земельные участки в силу положений ст.389 НК РФ являются объектами налогообложения.

 Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

 Статьей 397 ч.1 п.п.1 НК РФ, установлено, что налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

 Согласно решения Совета Кущёвского сельского поселения Кущёвского района № от 26.11.2010г. «О земельном налоге в Кущёвском сельском поселении Кущёвского района» (л.д.24-28), уплата земельного налога производится налогоплательщиками физическими лицами не позднее 10 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 На основании ст. 52 ч.2 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

 Частью 4 ст. 397 НК РФ, установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

 Налоговым периодом, согласно положений ст. 393 ч.1 НК РФ, признается календарный год.

 Совокупность приведенных выше норм действующего законодательства устанавливает обязанность для налогоплательщика - физического лица уплатить налог не ранее даты получения налогового уведомления. При этом уплата налога осуществляется налогоплательщиком - физическим лицом в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

 В виду чего, обязанность налогоплательщика - физического лица доплатить сумму земельного налога за прошедший налоговый период в связи с технической ошибкой, допущенной при формировании и ведении государственного кадастра недвижимости, возникает не ранее даты получения налогового уведомления, в котором указана уточненная сумма налога.

 Из материалов дела следует, что истцом был произведен расчет суммы земельного налога за прошедший налоговый период в связи с технической ошибкой, допущенной при формировании и ведении государственного кадастра недвижимости, не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году за 2009, 2011 годы и налогоплательщику Коваленко А.И. предъявлено налоговое уведомление № со сроком оплаты до 12 ноября 2012 года. Сумма земельного налога по земельному участку с кадастровым номером № начисленная за 2009 год составила 132 246,06 рублей, за 2011 год - 132 246,06 рублей (л.д. 9), что не противоречит положениям п. 4 ст. 397 НК РФ, поскольку налоговым периодом по земельному налогу является календарный год и допускается направление налогового уведомления в 2012 году за 2009 - 2011 годы, при этом в отношении указанного земельного участка при определении налоговой базы и расчетов налоговым органом была правомерно применена кадастровая стоимость участка, установленная ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, которая за подлежащие оплате налоговые периоды составила 8 816 403,75 рублей (л.д.23).

 Так, согласно положений ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

 Согласно диспозиции ч.1 п.1, ч.4 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

 Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 года № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01 января 2007 года, в соответствии с которым среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Краснодарского края, в отношении земельного участка кадастровый номер № расположенного по адресу: Краснодарский край, ст.Кущёвская, <адрес> <данные изъяты> составляет 1237,39 руб./кв.м (л.д. 68, 69, 70), в связи с чем, в отношении указанного земельного участка, определена кадастровая стоимость в размере 8 816 403,75 рублей, что также следует из сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю адресованного Межрайонной ИФНС России № 12 по Краснодарскому краю, где указана определенная стоимость такого участка за период с 01.01.2007 года по 03.11.2011 года (л.д.23).

 Таким образом, налоговые органы не наделены полномочиями по определению (изменению) кадастровой стоимости земельных участков и осуществляют начисление земельного налога физическим лицам по тем сведениям о кадастровой стоимости земли, которые предоставляют непосредственно регистрирующие органы, налоговые органы не вправе вмешиваться в процедуру определения, утверждения и доведения данного показателя надлежащим образом до сведения собственников земельных участков, в связи с чем, очевидно, что при получении сведений от органа кадастрового учета о технических ошибках, допущенных при формировании и ведении государственного кадастра недвижимости, обязанность по уплате указанных сумм земельного налога (авансовых платежей) должна быть исполнена налогоплательщиком - в ближайший предстоящий срок уплаты земельного налога.

 Однако обязанность по оплате земельного налога за указанные в уведомлении периоды за 2009, 2011 годы ответчиком исполнена не была, о чем свидетельствуют выписки из лицевого счета налогоплательщика Коваленко А.И. (л.д.30-33).

 Межрайонной ИФНС России № 12 по Краснодарскому краю на основании ст.ст. 69, 70 НК РФ Коваленко А.И. было выставлено требование на уплату налога № (л.д.11-12) по состоянию на 28.11.2012 года, в котором налогоплательщику предлагалось в добровольном порядке уплатить образовавшуюся задолженность. Требования направлены должнику по почте, что подтверждается реестром на отправку заказных писем (л.д.13-14).    

 До настоящего время Коваленко А.И. требования не исполнены, задолженность в добровольном порядке не уплачена. Сумма задолженности по земельному налогу за указанный периоды составляет 264 492 рубля 62 копейки (л.д.29).

 При этом доводы ответчика, согласно которым земельный налог им за периоды 2009-2011 г.г. был оплачен, а кадастровая стоимость земельного участка № является завышенной, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются собранными по делу доказательствами и направлены на иное толкование норм действующего законодательства.

 Так, согласно ответу заместителя директора ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 27.02.2013 года № по жалобе Коваленко А.И.(л.д.78-80), следует, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» в 2007 и 2011 годах департаментом имущественных отношении Краснодарского края были организованы и проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Краснодарского края. В рамках проведения таких работ была определена кадастровая стоимость земельного участка № расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущёвский район, ст-ца Кущёвская, <адрес> в размере 8816403,75 руб. с применением удельного показателя, равного 1237,39 руб./кв.м.

 Из ответа Кущёвского отдела Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 04.02.2014 года, также следует, что согласно истории изменения кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущёвский район, <адрес>, по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., с видом разрешенного использования «<данные изъяты> В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» в 2007 году администрацией Краснодарского края были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Краснодарского края. Результаты которых утверждены в период с 01.01.2008 г. по 08.02.2010 г. распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» и в период с 09.02.2010 по 31.11.2011 г. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 г. № 58 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края». В рамках указанных работ была определена кадастровая стоимость земельного участка <адрес> в paзмере 8 816 403,75 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости равный 1237,39 руб./кв.м., соответствующий видам разрешенного использования, указанным в пункте 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утвержденных приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 г. № 39 «О утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». Указанная стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости 01.01.2007 г. В соответствии с постановлением № 316 в 2011 году департаментом имущественных отношений Краснодарского края были организованы и проведены работы по государственной оценке земель населенных пунктов Краснодарского края. В рамках указанных работ исполнителем была определена кадастровая стоимость земельного участка <адрес> в размере 3265173,75 руб. Приказом № 1756 указанное значение кадастровой стоимости применяется с 01.01.2012 года для целей предусмотренных законодательством Российской Федерации (л.д.213).

 Таким образом, ошибок в определении кадастровой стоимости, а также применении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № не выявлено. Определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № выполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства и на период с 01.01.2007 года по 03.11.2011 года его стоимость не изменялась.

 Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (результаты определения кадастровой стоимости недвижимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости) физическими лицами и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Налоговая база (кадастровая стоимость) для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в рамках действия ст. 85 и 396 НК РФ.

 Сведений об обращении истца по обжалованию результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и как следствие установление иной его стоимости – не имеется.

 При этом налоговые органы не наделены правом по определению кадастровой стоимости земельных участков и осуществляют начисление земельного налога физическим лицам по тем сведениям о кадастровой стоимости земли, которые предоставляют непосредственно органы кадастрового учета.

 В материалах дела имеются выписки из лицевого счета за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года (л.д. 66), за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года, за период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года, из которых видно, что инспекцией были произведены расчеты земельного налога за 2010 год:

 начислены авансовые платежи по земельному налогу за 2010 год, срок оплаты 15 сентября 2010 года в сумме 44 082,24 руб.;

 начислены авансовые платежи по земельному налогу за 2010 год, срок оплаты 15 ноября 2010 года в сумме 44 082,24 руб.;

 начислен земельный налог за 2010 год, срок оплаты 16 мая 2011 года в сумме 44 081,5 8 руб.

 Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования.

 В соответствии с решением Совета Кущёвского сельского поселения Кущёвского района от 09 ноября 2007 года № «О земельном налоге Кущёвского сельского поселения» земельный налог за 2010 год подлежит уплате в следующем порядке и в сроки:

 налогоплательщиками - физическими лицами, уплачиваемыми налог на основании налогового уведомления, авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего налогового периода.

 Общая сумма земельного налога ответчика начисленного за 2010 год составила 132 246,06 рублей.

 Таким образом, Коваленко А.И. были произведены оплаты в счет погашения земельного налога за 2010 год: 15 октября 2010 года - в сумме 44 082,24 руб., 16 февраля 2011 года - в сумме 44 082,24 руб., 29 декабря 2011    года - в сумме 44 081,58 руб., указанные платежи, которые по мнению истца являются погашением налога на землю за периоды 2009-2011 г.г., согласно установленным по делу обстоятельствам являются погашением ответчиком земельного налога за 2010 год в полном объеме.

 Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Коваленко А.И., в нарушении ст.45 НК РФ, в установленные законом сроки не исполнил свою обязанность по уплате налога.

 При указанных обстоятельствах суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме и с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по земельному налогу за 2009 год и за 2011 год в сумме 264 492, 62 руб..

 Учитывая, что при подаче искового заявления истец от уплаты госпошлины был освобожден, то в соответствии со ст.103 ГПК РФ она подлежит взысканию с ответчика в доход государства в размере 5 844,93 руб..

 Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 12 по Краснодарскому краю удовлетворить в полном объеме.

 Взыскать с Коваленко А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в доход бюджета задолженность по земельному налогу за 2009 год и за 2011 год в сумме 264 492, 62 (двести шестьдесят четыре тысячи четыреста девяносто два рубля 62 копейки) рублей.

 Взыскать с Коваленко А.И. в доход государства государственную пошлину в размере 5844,93 (пять тысяч восемьсот сорок четыре рубля 93 копейки) рублей.

 На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Кущевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий А.Лисовец