Дело № 2а-226/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Олейниковой Е.Н.
при секретаре судебного заседания Кочегиной И.С.
с участием помощника прокурора Куртамышского района Переваловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 05 марта 2024 года
административное дело по административному исковому заявлению Отдела по развитию сельских территорий Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области к СОСП по Курганской области ГМУ Федеральной службы судебных приставов России об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
отдел по развитию сельских территорий Администрация Куртамышского муниципального округа Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя СОСП по Курганской области ГМУ Федеральной службы судебных приставов России от 12.02.2024 за неисполнение решения Куртамышского районного суда от 15.04.2020 о возложении обязанности на Администрацию Песьянского сельсовета Курганской области обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные на территории Песьянского сельсовета Куртамышского района в <адрес>; <адрес>; <адрес>; 20м. на север от <адрес>; возле <адрес>; <адрес> между домами № и №; 20 м. на восток от <адрес>; в <адрес>: 25 м. от <адрес>; <адрес>; в <адрес>; <адрес>; в <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
На основании судебного решения, 18.05.2020 выдан исполнительный лист ФС № 025299634. 05.05.2023 возбуждено исполнительное производство № 23522/23/98045-ИП.
Определением Куртамышского районного суда Курганской области от 22.01.2024 в предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 30.10.2024 отказано, с чем должник не согласился, поскольку решение суда в настоящее время не представляется возможным исполнить по уважительным причинам.
Решением Думы Куртамышского муниципального округа Курганской области от 21.12.2023 № 66 «О бюджете округа на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов, запланированы лимиты бюджетных расходов на выполнение работ по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО), указанных в решении суда. В соответствии с планом-графиком проведение конкурсных процедур запланировано на 2024 финансовый год и плановый период 2025 2026 годов, в соответствии с законом № 44-ФЗ от 05.04.2013«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», на проведение конкурсных процедур необходимы временные затраты, около 2 месяцев, затем на выполнение работ по контракту – 7 месяцев. В настоящее время разработан локально-сметный расчет и техническое задание к муниципальному контракту, документы направлены в ГКУ «Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области». На основании Закона Курганской области от 12.05.2021 № 48 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Куртамышского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование-Куртамышский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области», Администрация Куртамышского района ликвидирована в связи с вновь образованным муниципальным образованием – Куртамышский муниципальный округ и является правопреемником Администрации Пепелинского сельсовета Куртамышского района. Вышеперечисленные причины препятствовали своевременному исполнению решения суда. Должником приложены всевозможные действия для исполнения решения суда, вины должника в его неисполнении нет.
Просит освободить Администрацию Куртамышского муниципального округа Курганской области от взыскания исполнительского сбора.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, административное исковое заявление поддерживает.
Представитель ответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области (УФССП России по Курганской области) представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, решение вопроса по иску оставляет на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо судебный пристав –исполнитель СОСП ГМУФССП России по Курганской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, решение вопроса по иску оставляет на усмотрение суда.
Суд, выслушав мнение прокурора, полагавшего административный иск удовлетворить, исследовав письменные материалы дела, считает, что административное исковое заявление Отдела по развитию сельских территорий Администрации Куртамышского МО подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор устанавливается с должника-организации в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Должник вправе в порядке, установленном данным настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
В судебном заседании установлено, что решением Куртамышского районного суда Курганской области от 15.04.2020 на Администрацию Песьянского сельсовета Курганской области возложена обязанность обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные на территории Песьянского сельсовета Куртамышского района в <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; в <адрес>; <адрес>; в <адрес>; <адрес>; в д. <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> в срок до 31.12.2020, водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решение суда вступило в законную силу. На основании судебного решения, 18.05.2020 выдан исполнительный лист ФС № 025299634. 05.05.2023 возбуждено исполнительное производство № 23522/23/98045-ИП (л.д.18-23).
Решение суда не исполнено.
Определением Куртамышского районного суда Курганской области от 08.06.2023 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2023 (л.д.9).
Определением Куртамышского районного суда Курганской области от 18.01.2024 в предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 30.10.2024 должнику отказано, должником подана частная жалоба в апелляционном порядке (л.д.8-10).
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Курганской области ГМУ Федеральной службы судебных приставов России от 12.02.2024 с должника Отдела по развитию сельских территорий Администрации Куртамышского района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., в связи с тем, что исполнительный документ должником установленный срок для добровольного исполнения, не исполнен, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа- до 12.04.2024 (л.д.6-7).
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
Разрешая вопрос об освобождении должника от уплаты исполнительского сбора, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пришел к выводу об отсутствии виновного бездействия должника по неисполнению требований исполнительного документа.
Должник предпринял все необходимые меры для исполнения вышеуказанного решения, требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены должником в предусмотренный законом срок в связи с установленной законодательством контрактной системой закупок и ограниченностью финансирования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений части 7 статьи 112 указанного выше федерального закона об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский").
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требующих существенных временных затрат.
Решением Думы Куртамышского муниципального округа Курганской области от 21.12.2023 № 66 о бюджете округа на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов, запланированы лимиты бюджетных расходов на выполнение работ по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, указанных в решении суда. В соответствии с планом-графиком проведение конкурсных процедур запланировано на 2024 финансовый год и плановый период 2025, 2026 годов. В настоящее время разработан локально-сметный расчет и техническое задание к муниципальному контракту, документы направлены в ГКУ «Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области».
На момент получения органом местного самоуправления постановления о возбуждении исполнительного производства и окончания срока, предоставленного для добровольного исполнения требований должником, денежные средства для выполнения работ, указанных в подлежащем исполнению судебном решении, отсутствовали. Должник не уклонялся от исполнения требований исполнительного документа, предпринимал меры к его исполнению.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, что финансирование указанных в решении суда работ зависит от формирования бюджета Куртамышского муниципального округа Курганской области на очередной финансовый год, собственных средств Отдел по развитию сельских территорий округа не располагает; исполнение требования исполнительного документа требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков; административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный срок ввиду невозможности исполнения по объективным причинам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Отдела по развитию сельских территорий Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области удовлетворить.
Освободить Отдел по развитию сельских территорий Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя СОСП по Курганской области ГМУФССП России от 12.02.2024 года по исполнительному производству № 23522/23/98045-ИП от 05.05.2023.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куртамышский районный суд Курганской области.
Решение в окончательно й форме составлено 05.03.2024.
Судья Е.Н. Олейникова.