НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Курского областного суда (Курская область) от 11.02.2021 № 12-137/289-2020ГОДА

Судья Жиленкова Н.В. Дело № 21-42-АК-2021

46RS0030-01-2020-007960-24

№ 12-137/289-2020 года

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Курского областного суда Ягерь Е.А., рассмотрев жалобу директора МУП «Водоканал г. Курска» Машошина О.Л. на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Курской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Гуторовой М.С. от 31 июля 2020 года, решение судьи Курского районного суда Курской области от 28 октября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении МУП «Водоканал города Курска»,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Курской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Гуторовой М.С. от 31 июля 2020 года МУП «Водоканал города Курска» привлечено к административной ответственности ч.1 по ст. 8.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.

Решением судьи Курского районного суда Курской области от 28 октября 2020 года жалоба директора МУП «Водоканал города Курска» Машошина О.Л. оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Курский областной суд, директор МУП «Водоканал г. Курска» Машошин О.Л. просит постановление и решение отменить как незаконные, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника МУП «Водоканал города Курска»– Рукавицыну Н.Н., поддержавшую доводы жалобы, прихожу следующему.

Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям статей 22, 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" пределы допустимых выбросов и сбросов определяются нормативами допустимого воздействия на окружающую среду. Сбросы химических и иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании соответствующих разрешений, выдающихся органами в области охраны окружающей среды.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основании ч. ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Пункт 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации закрепляет, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении МУП «Курскводоканал» в период с 11.06.2020 года по 13.07.2020 года, в рамках государственного надзора 25.06.2020 года государственным инспектором управления - М.С. Гуторовой, с привлечением специалистов филиала ЦЛАТИ по Курской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» были отобраны пробы воды из р. Сейм в контрольных точках, установленных программой наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (в месте сброса сточных вод в р. Сейм из выпуска сточных вод, из р.Сейм - 400 м выше сброса сточных вод, из р.Сейм - 500 м ниже сброса сточных вод).

По результатам анализов проб воды (Протокол № В/ГК-169-20 от 03.07.2020 года результатов исследований, измерений, экспертное заключение №34 от 09.07.2020 года), выполненных специалистами аналитической лаборатории филиала ЦЛАТИ по Курской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» в рамках государственного контроля установлено, что в контрольной точке сброса сточных вод в р. Сейм из выпуска №1 выявлено превышение загрязняющих веществ над установленными Разрешением №С-1-20-Л от 23.03.2020 года на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (р. Сейм) нормативами допустимого сброса и лимитами сброса, а именно превышение составляет: по взвешенные вещества превышение ЛС в 3,3 раза; по ХПК превышение НДС в 1,9 раза; по азоту аммонийному превышение ЛС в 3,5 раза; по фосфору (по Р) превышение НДС в 3,6 раза; по НПАВ превышение НДС в 6,5 раза; по железу общему (растворенная форма) превышение НДС в 2,3 раза; по БПК5 превышение НДС в 1,4 раза; по БПКп превышение НДС в 1,4 раза. Содержание растворенного кислорода в сточной воде на выпуске №1 в реку Сейм, составляет 0,38 мг 02/дм3 при норме от 6,0 мг02/ дм3до 8,0 мг02/дм3.

Сточные воды, сбрасываемые МУП «Курскводоканал» в р. Сейм оказывают негативное воздействие на р. Сейм, в нижнем контрольном створе в р. Сейм – 500 м ниже выпуска сточных вод в реку, выявлено увеличение концентраций загрязняющих веществ превышающей ПДК (предельно допустимые концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения), а именно превышение составляют: по БПК составляет в 1,11 раз; по ХПК (по сравнению с верхним контрольным створом) в 1,02 раз; по азоту аммонийному в 5.15 раз; по фосфору (по Р) в 2,4 раза; по взвешенным веществам (по сравнению с верхним контрольным створом) в 1,5 раза; в нижнем контрольном створе растворенный кислород составляет 3,27 мг02/ дм3, что подтверждается Протоколом филиала ЦЛАТИ по Курской области Протоколом №А/ГК-169-20 результатов исследований, измерений от 03.07.2020 года.

Кроме того, установлено, что в рамках внеплановой выездной проверки, проводимой в отношении МУП «Курскводоканал», Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора 29.06.2020 года специалистами филиала ЦЛАТИ по Курской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» были отобраны пробы воды: сточной воды (из приемной камеры очистных сооружений); пробы воды из р. Сейм в контрольных точках установленных программой наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоны (в местах сброса сточных вод в р. Сейм из выпуска сточных вод, из р. Сейм – 400 м выше сброса сточных вод, из р. Сем – 500 м ниже сброса сточных вод), о чем составлен протокол отбора проб воды №В/ГК-106-20 от 29.06.2020 года и протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной сферы от 29.06.2020 года.

Как следует из Протокола №В/ГК-172-20 результатов исследований, измерений от 07.07.2020 года, экспертного заключения №34 от 09.07.2020 года, выполненных специалистами аналитической лаборатории филиала ЦЛАТИ по Курской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» в рамках государственного надзора, в контрольной точке сброса сточных вод р. Сейм из выпуска №1 выявлено превышение загрязняющих веществ над установленными Разрешением №С-1-20-Л от 23.03.2020 года на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (р. Сейм) нормативными допустимого сброса и лимитами сброса, а именно превышение НДС и лимита сброса составляет: по взвешенные вещества превышение ЛС в 5.2 раза; по ХПК превышение НДС в 1,8 раза; по фосфору (по Р) превышение НДС в 6,1 раза; по НПАВ превышение НДС в 6,1 раза; по БПК5 превышение НДС в 1,4 раза; по БПКпол превышение НДС в 1,4 раза.

Сточные воды, сбрасываемые МУП «Курскводоканал» в р. Сейм оказывают негативное воздействие на р. Сейм, в нижнем контрольном створе в р. Сем – 500 м ниже выпуска сточных вод в реку, выявлено увеличение концентраций загрязняющих веществ превышающих ПДК, а именно превышения составляют: по ХПК составляет (по сравнению с верхним контрольным створом) в 1,01 раза; по фосфору (по Р) в 2,59 раза; по НПАВ (по сравнению с верхним контрольным створом) в 1,01 раза; в нижнем контрольном створе (500 м ниже выпуска сточных вод в р. Сейм) растворенный кислород составляет 4,96 мг02/ дм3,что подтверждается Протоколом результатов анализов проб воды от 07.07.2020 года №В/ГК-172-20 филиала «ЦЛАТИ по Курской области» (дата отбора проб воды 29.06.2020 года).

Также в рамках внеплановой выездной проверки 02.07.2020 года Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в рамках государственного надзора были отобраны пробы воды: сточной воды (из приемной камеры очистных сооружений); пробы сточной воды сбрасываемой в р. Сейм из выпуска сточных вод (в контрольной точке), а также воды из р. Сейм в контрольных точках установленных программой наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоны (в месте сброса сточных вод в р. Сейм из выпуск сточных вод, из р. Сейм – 400 м выше сброса сточных вод, из р. Сейм – 500 м ниже сброса сточных вод), о чем составлен протокол отбора проб воды №В/ГК-108-20 от 02.07.2020 года Протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной сферы от 02.07.2020 года.

По результатам анализов проб вод установлено, что контрольной точке сброса сточных вод в р. Сейм из выпуска №1 выявлено превышение загрязняющих веществ над установленными Разрешением №С-1-20-Л от 23.03.2020 года на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (р. Сейм) нормативами допустимого сброса и лимитами сброса, а именно превышением НДС и лимита сброса составляет: по взвешенным превышение ЛС в 4,4 раза; по ХПК превышение НДС в 1,8 раза; по фосфору (по Р) превышение НДС в 5,32 раза; по НПАВ превышение НДС в 5,32 раза.

Сточные воды, сбрасываемые МУП «Курскводоканал» в р. Сейм оказывают негативное воздействие на р. Сейм в нижнем контрольном створе в р. Сейм – 500 м ниже выпуска сточных вод в реку, выявлено увеличение концентраций загрязняющих веществ превышающих ПДК, а именно превышение составляют – 500 м ниже выпуска сточных вод: по взвешенным веществам (по сравнению с верхним контрольным створом) в 1,11 раза; по фосфору (по Р) в 2,46 раза; по НПАВ в 1,02 раза; в нижнем контрольном створе (500 м ниже выпуска сточных вод в р. Сейм) растворенный кислород составляет 5,86 мг02/дм3, что подтверждается Протоколом результатов анализов проб воды от 09.07.2020 года №В/ГК-175-20 филиала ЦДАТИ по Курской области.

Установлено, что в результате сброса МУП «Курскводоканал» недостаточно очищенных сточных вод в реку Сейм (с превышением НДС и лимитов сброса) из выпуск сточных вод №1 в р. Сейм произошло загрязнение реки Сейм веществами, входящими в состав недостаточно очищенных сточных вод, что привело к гибели водных биологических ресурсов, водному объекту р. Сейм причинен вред.

Факт совершения административного правонарушения и виновность МУП «Водоканал города Курска» в его совершении подтверждены представленными в дело доказательствами: предписанием №76 от 13.07.2020 года об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Выданным МУП «Курскводоканал»; разрешением №С-1-20-Л на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты с приложением к нему; заключением по результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний №7 от 20.07.2020 года, в соответствии с которым установлено наличие превышений допустимых концентраций загрязняющих веществ в почве, в сточной и природной воде; протоколом №В/ГК-188-20 результатов проб воды; протоколом отбора проб воды №В/ГК-120-20 от 10.07.2020; схематическим планом (карта-схема) точек отбора проб воды; протоколом отбора проб воды №В/ГК120-20 от 10.07.2020 года, из которого следует, что произведен отбор проб воды; протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды объектов производственной среды от 25.06.2020 года; протоколом отбора проб воды №В/ГК-104-20 от 25.06.2020 года; экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора №18 от 22.95.2020 года; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя №76 от 13.07.2020 года; протоколом №76/5-В об административном правонарушении от 24.07.2020 года, и иными доказательствами, исследованными должностным лицом и судьей, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что данные доказательства являются достаточными, допустимыми, достоверными относятся к исследованным по делу обстоятельствам, и получены в установленном законе порядке. Оснований ставить под сомнение достоверность исследованных в судебном заседании доказательств у суда не имеется, поскольку они составлены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не вызывают сомнений в их объективности.

Действия МУП «Водоканал города Курска» верно квалифицированы по ч.1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указание в жалобе на нарушение в работе очистных сооружений в связи с поступлением сточных вод красно-бурого цвета, которые привели к нарушению работы систем биологической очистки, установленные обстоятельства и выводы о виновности указанного лица в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.

Приведенные в жалобе доводы о невиновности и о том, что обстоятельства дела не были выяснены, не основаны на материалах дела об административном правонарушении, опровергаются представленными доказательствами, изложенными выше, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, направлены на переоценку доказательств в выгодном для заявителя свете, а потому не принимаются судом.

Вопреки доводу о незаконности и необоснованности принятого постановления, все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении судьи районного суда.

Доводов, которые бы свидетельствовали об отсутствии в действиях МУП «Водоканал города Курска» состава вмененного административного правонарушения, в жалобе не приведено.

Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, а протокол об административном правонарушении - требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дела судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины МУП «Водоканал города Курска» в его совершении.

Порядок и срок привлечения МУП «Водоканал города Курска» к административной ответственности соблюдены.

Наказание МУП «Водоканал города Курска» назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении директора МУП «Водоканал города Курска» Машошина О.Л. допущено не было.

При таких обстоятельствах, являются законными и обоснованными выводы судьи о правомерности привлечения МУП «Водоканал города Курска» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, а оснований к отмене судебного решения и постановления должностного лица не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Курской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Гуторовой М.С. от 31 июля 2020 года, решение судьи Курского районного суда Курской области от 28 октября 2020 года оставить без изменения, жалобу директора МУП «Водоканал г. Курска» Машошина О.Л. - без удовлетворения.

Судья Курского

областного суда Е.А. Ягерь