Судья Гладкова Ю.В. Дело № 21-30-АК-2019 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
05марта 2019 годаг. Курск
Судья Курского областного суда Переверзева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области Позднякова В.А. на решение судьи Промышленного районного суда г.Курска от 13 декабря 2018 года, вынесенное по жалобе защитника ООО «Фабрика «Эксклюзив» Матросова Э.Ю. на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области №-О от 26.09.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении
ООО «Фабрика «Эксклюзив», ИНН №, ОГРН №, расположенного по адресу: <адрес>
установила:
постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Позднякова В.А. от 26.09.2018 года №253-О ООО «Фабрика «Эксклюзив» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Промышленного районного суда г.Курска от 13 декабря 2018 года вышеуказанное постановление должностного лица органа Росприроднадзора отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено, в связи с отсутствием в действиях ООО «Фабрика «Эксклюзив» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В жалобе, поступившей в Курский областной суд, государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области Поздняков В.А. ставит вопрос об отмене решения судьи, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Позднякова А.В., поддержавшего доводы жалобы, пояснения представителя Управления Росприроднадзора по Курской области по доверенности Сусловой Е.А., возражения на жалобу защитника ООО «Фабрика Эксклюзив» Матросова Э.Ю., нахожу решение судьи районного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судьей районного суда и следует из материалов дела, 24.09.2018г. в 11-00 час., в ходе проведения административного расследования должностным лицом - Государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Поздняковым В.А. установлено, что ООО «Фабрика «Эксклюзив» в нарушение требований п.7,9,16,17 ст.24.2, п. 13 ст.24.3, ст.8 ст.24.5 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в срок до 01.04.2018г. не представило декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2017 год, в срок до 15.04.2018г. не внесло оплату за экологический сбор, не предоставило отчетность о выполнении нормативов утилизации после утраты ими потребительских свойств и не представило форму расчета суммы экологического сбора за 2017год.
Постановлением Государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Позднякова В.А. № от 26.10.2018г. о назначении административного наказания, ООО «Фабрика «Эксклюзив» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По смыслу данной нормы объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено понятие "отходы от использования товаров", под которым понимаются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
В силу положений статьи 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Пунктом 1 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ установлено, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 данного Федерального закона (пункт 7 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ нормативы утилизации устанавливаются с учетом экономических условий, потенциальной опасности отходов для здоровья человека и окружающей среды, а также технологической возможности их утилизации и подлежат пересмотру раз в три года.
При этом в силу положений пункта 9 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора.
Пунктом 16 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ определено, что порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен пунктом 2 указанной статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. (Пункт 17)
В соответствии с пунктом 8 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 N 1886-р, установлен Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 (далее - Положение N 1417).
Порядок, формы и сроки представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, установлены Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 (далее - Правила N 1342).
Таким образом, исполнение норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду подтверждается предоставлением декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (далее - декларация), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее - отчетность), форм расчета суммы экологического сбора за отчетный год, что установлено положениями статей 24.2, 24.5 Закона N 89-ФЗ, Положением N 1417, Правилами N 1342.
Судья районного суда, проанализировав положения вышеприведенных норм права, пришла к правильному выводу о том, что непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а, следовательно, не входит в объективную сторону административного правонарушения по статьей 8.2 КоАП РФ.
Порядок взыскания экологического сбора установлен п. 25 Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073. Особенная часть КоАП РФ не содержит специального состава, предусматривающего административную ответственность за неуплату в установленные сроки экологического сбора по каждой группе товаров, упаковке товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Постановлением Пленума Верхового Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) юридического (физического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц).
С учетом изложенного, судья районного суда правильно пришла к выводу об отмене постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Курской области от 26.09.2018 года №253-О и прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях юридического лица – ООО «Фабрика «Эксклюзив» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В жалобе государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Курской области указывается на то, что факт правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и вина ООО «Фабрика «Эксклюзив» подтверждены совокупностью доказательств; в случае неверной квалификации действий юридического лица по ст.8.2 КоАП РФ, его действия могли быть переквалифицированы на ст.8.5 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела по жалобе на постановление.
Однако оснований для переквалификации действий ООО «Фабрика «Эксклюзив» со ст.8.2 КоАП РФ на ст.8.5 КоАП РФ, в соответствии с доводами жалобы, исходя из представленных материалов не имеется, поскольку в вину Обществу вменено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, тогда как объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности и иные, связанные с предоставлением экологической информации.
Таким образом, жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение законность вывода об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с чем не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда
решила:
Решение судьи Промышленного районного суда г.Курска от 13 декабря 2018 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области Позднякова В.А. - без удовлетворения.
Судья Курского областного суда И.Н. Переверзева