НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Курского областного суда (Курская область) от 04.04.2019 № 3А-25/19

Дело № 3а-25/2019

Курский областной суд

Решение

Именем Российской Федерации

04 апреля 2019 года город Курск

Курский областной суд в составе:

судьи Курского областного суда Ермакова М.И.,

при секретаре Александровой А.В.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Михайловой Е.В., представителя административного истца адвоката по доверенности Боброва В.Г., заинтересованного лица Главы Вишневского сельсовета Беловского района Бабичева Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лаптинов С.И. к Собранию депутатов Вишневского сельсовета Беловского района Курской области о признании недействующим решения Собрания депутатов Вишневского сельсовета Беловского района № VI-20/2 от 21 ноября 2018 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Вишневского сельсовета от 10.11.2017 года № 3/16 «Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе Вишневского сельсовета Беловского района Курской области, осуществлявшего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе»,

установил:

решением Собрания депутатов Вишневского сельсовета Беловского района Курской области № 3/16 от 10 ноября 2017 года утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе Вишневского сельсовета Беловского района Курской области, осуществлявшего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе (далее – Положение).

Пунктом 3.1 Положения установлено, что размер ежемесячной доплаты исчисляется таким образом, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) составляла при осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе три года для главы сельского поселения с численностью от 500 до 3 тыс. человек - 27 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

Решением Собрания депутатов Вишневского сельсовета Беловского района № VI-20/2 от 21 ноября 2018 года пункт 3.1 Положения изложен в новой редакции:

«Размер ежемесячной доплаты исчисляется таким образом, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) составляла при осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе три года для главы сельского поселения с численностью от 500 до 3 тыс. человек - 9 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;».

Пунктом 3 решения Собрания депутатов Вишневского сельсовета Беловского района № VI-20/2 от 21 ноября 2018 года установлено, что настоящее решение вступает в силу с момента обнародования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 года.

Лаптинов А.Н. обратился в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов Вишневского сельсовета Беловского района № VI-20/2 от 21 ноября 2018 года. В обоснование требований указал, что он является получателем доплаты к пенсии по инвалидности с 23 февраля 2018 года. Уменьшение оспариваемым нормативным правовым актом размера доплаты с 27 % до 9% ухудшает его положение и не может иметь обратной силы. Недостаточность денежных средств в бюджете муниципального образования выравнивается получением дотаций из областного бюджета и также не может служить основанием для снижения размера доплаты к его пенсии по инвалидности.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Бобров В.Г. административный иск поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика председатель Собрания депутатов Вишневского сельсовета Беловского района Каськов А.В. в судебное заседание не явился, направив возражения, где административный иск не признал, свою позицию мотивируя наличием полномочий на принятие оспариваемого нормативного правового акта, принятием его в установленном законом порядке и процедуре.

Заинтересованное лицо Глава Вишневского сельсовета Беловского района Бабичев Н.Н. административный иск полагал необоснованным, ссылаясь на недостаточность средств в бюджете муниципального образования.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора Михайловой Е.В., полагавшей правильным удовлетворить административный иск в части, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу предписаний статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Частями 8 и 10 статьи 6 Устава муниципального образования «Вишневский сельсовет» Беловского района Курской области определено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному обнародованию, обнародуются органом местного самоуправления, принявшим их, путем вывешивания их текстов в общедоступных местах на стендах в 15-дневный срок со дня их принятия (издания), обеспечивающих возможность ознакомления с ними граждан.

На необходимость обнародования оспариваемого нормативного правового акта прямо указано при его принятии (п.3 решения Собрания депутатов Вишневского сельсовета Беловского района № VI-20/2 от 21 ноября 2018 года).

Установлено, что решение Собрания депутатов Вишневского сельсовета Беловского района № VI-20/2 от 21 ноября 2018 года обнародовано на стенде информации Вишневского сельсовета Беловского района - 21 ноября 2018 года и опубликовано на официальном сайте Вишневского сельсовета Беловского района в сети Интернет, согласно Порядку определения перечня информации о деятельности органов местного самоуправления администрации Вишневского сельсовета Беловского района, утвержденного постановлением Главы Вишневского сельсовета Беловского района № 30/1 от 30 июня 2017 года, - 21 ноября 2018 года.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями заинтересованного лица, актом проверки комиссией стенда информации Вишневского сельсовета Беловского района от 27 ноября 2018 года, скриншотом страницы с официального сайта Вишневского сельсовета Беловского района в сети Интернет.

Оспариваемое решение принято Собранием депутатов Вишневского сельсовета Беловского района с соблюдением процедуры принятия решений, установленной статьей 25 Устава.

Таким образом, оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт опубликован в установленном законом порядке и принят с соблюдением процедуры его принятия.

Положениями частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

На основании частей 1, 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 9, пунктов 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Абзацем первым части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 N 35-ЗКО "О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе" (далее - Закон Курской области N 35-ЗКО ) определено, что гарантии права на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", могут быть обеспечены в соответствии с условиями, определенными настоящей статьей.

Частью 12 статьи 13.1 Закон Курской области N 35-ЗКО установлено, что условия обеспечения гарантии права на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, установленные настоящей статьей, распространяются при установлении такой доплаты главам тех муниципальных образований, которые получают дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности либо на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений, при формировании которых сложился недостаток доходов на финансовое обеспечение расходных обязательств.

Из пункта 3 части 3 статьи 13.1 Закона Курской области N 35-ЗКО следует, что региональный закон устанавливает только максимально допустимый размер доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе: для глав сельских поселений с численностью от 500 до 3 тыс. человек - не более 28 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

Судом установлено, что административный истец Лаптинов С.И. с 06 февраля 2015 по 22 февраля 2018 года являлся выборным должностным лицом местного самоуправления - Главой Вишневского сельсовета Беловского района Курской области.

Распоряжением и.о. Главы Вишневского сельсовета Беловского района Курской области № 20 от 26 марта 2018 года административному истцу назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии по инвалидности с 23 февраля 2018 года до 31 декабря 2018 года, из расчета 27% ежемесячного денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

Распоряжением Главы Вишневского сельсовета Беловского района Курской области № 72 от 14 ноября 2018 года распоряжение и.о. Главы Вишневского сельсовета Беловского района Курской области № 20 от 26 марта 2018 года о назначении Лаптинову С.И. ежемесячной доплаты к страховой пенсии по инвалидности отменено.

Распоряжением Главы Вишневского сельсовета Беловского района Курской области № 73 от 21 ноября 2018 года административному истцу установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по инвалидности с 23 февраля 2018 года до 31 декабря 2018 года, из расчета 9 % ежемесячного денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

То есть к административному истцу применен оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт.

Из системного толкования положений статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 3.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" во взаимосвязи с нормами абзаца первого части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ следует, что ежемесячная доплата к пенсии лица, замещающего муниципальную должность на постоянной основе, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий.

Пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона Курской области N 35-ЗКО установлено, что уставом муниципального образования главе муниципального образования, осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, может гарантироваться право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.

В соответствии со статьей 29.1 Устава муниципального образования «Вишневский сельсовет» Беловского района Курской области Главе Вишневского сельсовета Беловского района, осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, гарантируется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) на условиях и в порядке, определенном Законом Курской области N 35-ЗКО.

Следовательно, органы местного самоуправления, обладая в системе действующего правового регулирования полномочиями по установлению порядка и условий предоставления такой дополнительной гарантии, вправе изменять размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), за счет собственных средств с учетом имеющихся у них финансово-экономических возможностей.

В такой ситуации, суд приходит к выводу, что оспариваемая норма Положения, установившая иной размер денежного содержания, из которого исчисляется размер доплаты к пенсии главе муниципального образования, федеральному законодательству не противоречит и прав административного истца на социальное обеспечение, не нарушает.

Как следует из пункта 3 решения Собрания депутатов Вишневского сельсовета Беловского района № VI-20/2 от 21 ноября 2018 года, настоящее решение вступает в силу с момента обнародования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года, то есть правовым нормам, изменившим размер доплаты к пенсии по старости (инвалидности) в сторону уменьшения, придана обратная сила.

Между тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19 и 54, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации (решение от 1 октября 1993 г. N 81-р, постановления от 24 октября 1996 г. N 17-П, от 20 июля 2011 г. N 20-П, от 22 апреля 2014 г. N 12-П).

С учетом изложенного, а также общепризнанного правила о распространении действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, принимая во внимание факт обнародования и опубликования оспариваемого решения 21 ноября 2018 года, суд признает недействующим с даты вступления решения в законную силу пункт 3 решения Собрания депутатов Вишневского сельсовета Беловского района № VI-20/2 от 21 ноября 2018 года, в той мере, в которой оспариваемое решение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до его обнародования.

В силу положений статьи 111 КАС РФ, суд присуждает с Собрания депутатов Вишневского сельсовета Беловского района в пользу Лаптинова С.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальной сайте Вишневского сельсовета Беловского района в сети Интернет в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд

решил:

административное исковое заявление Лаптинова С.И. удовлетворить частично.

Признать недействующим с даты вступления решения в законную силу пункт 3 решения Собрания депутатов Вишневского сельсовета Беловского района № VI-20/2 от 21 ноября 2018 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Вишневского сельсовета от 10.11.2017 года № 3/16 «Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе Вишневского сельсовета Беловского района Курской области, осуществлявшего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе», в той мере, в которой оспариваемое решение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до его обнародования.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Лаптинова С.И. отказать.

Взыскать с Собрания депутатов Вишневского сельсовета Беловского района в пользу Лаптинов С.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию на официальной сайте Вишневского сельсовета Беловского района в сети Интернет в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Курского областного суда М.И. Ермаков