НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Курского областного суда (Курская область) от 03.07.2020 № 3А-44/20

дело № 3а-44/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Курск 3 июля 2020 г.

Курский областной суд

в составе: председательствующего судьи - Павловой Е.Б.,

при секретаре: Кретовой О.К.,

с участием: прокурора Борисовой Е.С.,

представителей административного истца ООО «Коммерческая недвижимость» - по доверенностям Джураевой И.А., Климовой Н.В.,

представителя административного ответчика комитета по управлению имуществом Курской области - по доверенности Олейникова П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коммерческая недвижимость» к комитету по управлению имуществом Курской области об оспаривании нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л :

Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 30.12.2019 № 01-18/1445 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2020 г. (далее Перечень объектов недвижимого имущества, Перечень).

31.12.2019 данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области http://imkursk.ru.

В состав указанного Перечня включены объекты недвижимости, расположенные по адресу <адрес>, имеющие следующие кадастровые номера:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ООО «Коммерческая недвижимость» обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением к комитету по управлению имуществом Курской области о признании недействующими с 01.01.2020 пункты 27, 28, 261, 262, 263, 264, 265, 267, 269, 272, 273, 275, 278, 279, 281, 283, 284, 285, 286, 288, 289, 290, 291, 292 Перечня объектов недвижимого имущества, мотивируя свои требования тем, что указанные нежилые помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, включение их в Перечень не соответствует положениям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В судебном заседании представители административного истца Джураева И.А., Климова Н.В. поддержали административные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Олейников П.С. в суде возражал против удовлетворения административного иска, указывая на то, что оспариваемый в части Перечень принят уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Принадлежащие административному истцу нежилые помещения включены в Перечень на основании сведений, представленных комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон и заключение прокурора Борисовой Е.С., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения разграничены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Так, ст. ст. 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанной нормой предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности указано, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить указанный перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и разместить его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций» на территории Курской области установлены особенности определения налоговой базы в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.

Комитет по управлению имуществом Курской области является органом исполнительной власти Курской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Руководство комитетом осуществляет председатель, который издает приказы и принимает решения по имущественным вопросам в пределах компетенции комитета (пункты 3.58, 5.1, 5.4 Положения о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 № 286).

Постановлением Администрации Курской области от 23.01.2018 № 38-па утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пунктам 2 - 6 указанного Порядка, перечень объектов недвижимого имущества формируется, ведется, утверждается и публикуется комитетом по управлению имуществом Курской области;

объекты недвижимого имущества, подлежащие включению в Перечень, определяются в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Курской области «О налоге на имущество организаций»;

основанием для включения объекта недвижимости в Перечень является информация, поступившая от органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курской области и от учреждения, подведомственного Комитету, и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

комитет формирует Перечень на очередной налоговый период на основании сведений об объектах недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень, представленных в Комитет учреждением не позднее 1 ноября года, предшествующего налоговому периоду;

состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, определяется согласно приказу ФНС России от 28.11.2014 № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме»;

не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу комитет утверждает Перечень, направляет его в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Курской области и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с требованиями ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Администрации Курской области от 23.01.2018 № 38-па, решение комитета по управлению имуществом Курской области от 30.12.2019 № 01-18/1445 «Об утверждении перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» подписано исполняющим обязанности председателя комитета и 31.12.2019 вместе с Перечнем размещено и опубликовано на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://imkursk.ru (т. 1 л.д. 28-117).

Таким образом, оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества сформирован и утвержден уполномоченным органом в пределах его компетенции. Решение об утверждении Перечня от 30.12.2019 № 01-18/1445 издано административным ответчиком с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта. Порядок принятия Перечня объектов недвижимого имущества, опубликования и введения его в действие не нарушен.

Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что принадлежащие ООО «Коммерческая недвижимость» нежилые помещения с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес>, включены в Перечень объектов недвижимого имущества под пунктами 27, 28, 261, 262, 263, 264, 265, 267, 269, 272, 273, 275, 278, 279, 281, 283, 284, 285, 286, 288, 289, 290, 291, 292 Перечня (т. 1 л.д. 31, 34), в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт применяется к административному истцу, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество за 2020 г. исходя из кадастровой стоимости этих объектов недвижимости, и дает обществу право требовать признания данного нормативного правового акта недействующим в части в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Проверяя оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В силу ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Согласно п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 этого кодекса.

Пунктом 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения, как: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подп. 1);

нежилые помещения назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2).

Фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения перечисленных объектов (п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом, в силу абзаца второго п. 2 ст. 372 названного кодекса, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества на законодательном уровне.

Согласно пунктам 3 и 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно.

В соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях указанного пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Статьей 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Учитывая, что субъект Российской Федерации не наделен полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения согласно ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к видам недвижимого имущества, не указанных в ст. 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО, положения ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации судом применяются без каких-либо особенностей.

Таким образом, нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

В связи с чем, оспариваемые пункты Перечня могут быть признаны соответствующими ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО, если указанные в нем нежилые помещения находятся в здании, отвечающем условиям, указанным в пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации либо нежилое помещение соответствует требованиям подп. 2 п. 1 и п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако судом на основании представленных сторонами доказательств установлено, что принадлежащие административному истцу нежилые помещения ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и данным Перечня, оспариваемыми пунктами в Перечень включены принадлежащие на праве собственности ООО «Коммерческая недвижимость» помещения по адресу: <адрес>:

с кадастровым номером площадью 2619,8 кв.м помещение I (<данные изъяты>) наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 4, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 27 Перечня);

с кадастровым номером площадью 2585,4 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 3, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 28 Перечня);

с кадастровым номером площадью 1380 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 2, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 261 Перечня);

с кадастровым номером площадью 1145,4 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 2, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 262 Перечня);

с кадастровым номером площадью 1106,5 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , подвал 0, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 263 Перечня);

с кадастровым номером площадью 626,5 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 1, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 264 Перечня);

с кадастровым номером площадью 558,8 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 2, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 265 Перечня);

с кадастровым номером площадью 555,9 кв.м помещение I (<данные изъяты>, наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 4, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 267 Перечня);

с кадастровым номером площадью 460,8 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 1, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 271 Перечня);

с кадастровым номером площадью 235 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 2, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 272);

с кадастровым номером площадью 231 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 2, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 273);

с кадастровым номером площадью 130,4 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 1, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 275);

с кадастровым номером площадью 94,6 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 1, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 278);

с кадастровым номером площадью 78,4 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 1, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 279);

с кадастровым номером площадью 64,4 кв.м помещение VI, наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 1 (пункт 281 Перечня);

с кадастровым номером , площадью 32,4 кв.м помещение I (комнаты 44, 44а), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 1, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 283);

с кадастровым номером площадью 29,3 кв.м, помещение VII, наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 1 (пункт 284 Перечня);

с кадастровым номером площадью 26,9 кв.м помещение V, наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 1 (пункт 285 Перечня);

с кадастровым номером площадью 19,2 кв.м помещение I (<данные изъяты> наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 4, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 286);

с кадастровым номером площадью 19,1 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 2, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 288);

с кадастровым номером площадью 19 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 1, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 289 Перечня);

с кадастровым номером площадью 16,2 кв.м помещение IV, наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 1 (пункт 290 Перечня);

с кадастровым номером площадью 15,8 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 1, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 291 Перечня);

с кадастровым номером площадью 15,4 кв.м помещение I (<данные изъяты>), наименование и назначение – нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером , этаж 1, особые отметки: из объекта недвижимости с кадастровым номером (пункт 292 Перечня) (т. 2 л.д. 13-61).

Аналогичные сведения о назначении и наименовании объектов недвижимости содержатся в технических планах и кадастровых паспортах указанных нежилых помещений (т. 1 л.д. 198-245).

Таким образом, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета сведения о назначении, разрешенном использовании, наименовании перечисленных объектов недвижимости не свидетельствуют о том, что в этих нежилых помещениях предусмотрено размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Вступившим в законную силу решением Курского областного суда от 17.06.2019 по делу по иску ООО «Коммерческая недвижимость» к комитету по управлению имуществом Курской области о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного решением комитета по управлению имуществом Курской области от 27.12.2018 № 01-18/1659, установлено, что в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 12.07.2007, 4-х этажное здание площадью 14 224,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (в состав которого входят вышеназванные помещения) имеет назначение «административно-бытовой корпус»;

указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером площадью 4 202 кв.м категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей, который находится в аренде у ООО «Коммерческая недвижимость» до 01.01.2032 на основании договора аренды земельного участка от 03.03.2017.

Из объяснений сторон по настоящему делу установлено, что иных документов технического учета (инвентаризации), кадастровых паспортов в отношении как принадлежащих административному истцу нежилых помещений, так и здания и земельного участка, не имеется. Здание с кадастровым номером 46:29:101054:250 в качестве самостоятельного объекта в оспариваемый Перечень не включено.

В силу ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

Учитывая, что по ранее рассмотренному делу давалась оценка тем же доказательствам, которые представлены сторонами по настоящему делу, установленные ранее обстоятельства имеют преюдициальное значение по настоящему делу.

Так, согласно решению 17.06.2019, судом установлено, что содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета не свидетельствуют, что представленные суду сведения, содержащиеся в технической документации и свидетельстве о государственной регистрации права собственности на здание, не свидетельствуют о том, что здание является административно-деловым и (или) торговым центром и предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

то обстоятельство, что в здании помимо помещений с назначением «тамбур», «коридор», «лестничная клетка», «сауна», «душевая», «лаборатория», «подсобное помещение», «шкаф», «производственное помещение», «ремонтное отделение», «кладовая», «туалет», «раздевалка», «красный уголок», «бытовка», ««художественная мастерская», «узел управления», «баня», «лифт», «венткамера», «лифтерная», «оружейная» имеются помещения с наименованием «кабинет», не свидетельствует о его предназначении для использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис». Доказательств, что в указанном здании предусмотрено размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), административным ответчиком не представлено;

вид разрешенного использования данного земельного участка «для производственных целей» также бесспорно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и (или) торгово-административного назначения;

указанное свидетельствует о том, что принадлежащие обществу спорные объекты недвижимости могли быть включены в Перечень только в случае подтверждения фактического использования не менее 20 процентов общей площади вышеназванных нежилых помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; либо подтверждения фактического использования здания (в состав которого они входили) в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Исходя из положений п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, принадлежащие ООО «Коммерческая недвижимость» нежилые помещения могли быть включены в Перечень только в случае подтверждения фактического использования не менее 20 % от его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; либо подтверждения фактического использования здания (в состав которого оно входит) в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость утвержден постановлением Администрации Курской области от 26.10.2018 № 840-па.

Согласно п. 1.2 указанного Порядка, вид фактического использования объектов недвижимости определяется комитетом по управлению имуществом Курской области на основании материалов, полученных в результате осуществления мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Курской области и предоставленных в комитет органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Курской области.

Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что к таким материалам относятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), сведения о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой на объектах недвижимости, и (или) сведения об использовании объектов недвижимости.

В случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Курской области, органами местного самоуправления и результаты анализа информации, предоставленной собственниками объектов недвижимости, не позволяют однозначно установить вид фактического использования объектов недвижимости, проводится их обследование.

Судом установлено, что нежилые помещения административного истца были включены в Перечень объектов недвижимого имущества на основании информации, поступившей из комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска.

Однако из представленного суду копии письма комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска от 01.08.2019 № 5342/07.01-14 в адрес административного ответчика и приложения к нему следует, что никакой информации об обследовании нежилых помещений с целью установления вида их фактического использования органом местного самоуправления в адрес комитета по управлению имуществом Курской области не предоставлялось.

Кроме того, из объяснений представителя административного ответчика судом установлено, что и комитет по управлению имуществом Курской области также не проводил самостоятельные мероприятия по определению вида фактического использования и обследованию включенных в Перечень нежилых помещений и здания, в состав которого они входят, и не запрашивал сведения из Единого государственного реестра недвижимости и документы технического учета на здание и нежилые помещения, которые ему органом местного самоуправления не предоставлялись.

В силу ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного ответчика была возложена обязанность доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, однако комитетом по управлению имуществом Курской области каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения принадлежащих административному истцу 24-х нежилых помещений в Перечень объектов недвижимого имущества, суду не представлено.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что на основании имевшихся в распоряжении административного ответчика сведений указанные нежилые помещения не могли быть включены в Перечень объектов недвижимого имущества ни в составе здания, ни как самостоятельные объекты недвижимого имущества, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание, ни техническая документация на здание, ни представленные сведения из Единого государственного реестра недвижимости не позволяли сделать вывод, что здание обладает признаками административно-делового или торгового центра, а в нежилых помещениях размещались офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания или фактически они используются в указанных целях, что свидетельствует о том, что Перечень объектов недвижимого имущества в части оспариваемых пунктов не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 1.1. Закона Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций».

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт признается недействующим, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество в 2020 г., оспариваемый пункт Перечня имеет ограниченный срок действия - на 2020 г., признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемая часть Перечня объектов недвижимого имущества подлежит признанию недействующей со дня начала применения оспариваемого нормативного правового акта, т.е. с 01.01.2020.

В силу ч. 11 ст. 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения либо сообщения о его принятии по делам об оспаривании нормативных правовых актов (п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что опубликованию подлежит сообщение о принятом судом решении на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На основании ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска в размере 4 500 рублей (т. 1 л.д. 5).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ООО «Коммерческая недвижимость» удовлетворить.

Признать не действующими с 01 января 2020 г. пункты 27, 28, 261, 262, 263, 264, 265, 267, 269, 272, 273, 275, 278, 279, 281, 283, 284, 285, 286, 288, 289, 290, 291, 292 Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного решением комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2019 г. № 01-18/1445.

Возложить на комитет по управлению имуществом Курской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на сайте Комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Взыскать с комитета по управлению имуществом Курской области в пользу ООО «Коммерческая недвижимость» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2020 г.

Председательствующий: судья Е.Б. Павлова