Дело № 72-292/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев в г. Кургане 29 августа 2019 г. жалобу <...> на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора по Курганской области от 25 июня 2019 г., решение судьи Далматовского районного суда Курганской области от 24 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора по Курганской области от 25 июня 2019 г. <...> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Решением судьи Далматовского районного суда Курганской области от 24 июля 2019 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд представитель <...>З.И.Е. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что материалами дела негативное воздействие на окружающую среду не доказано.
При рассмотрении жалобы представитель <...>З.И.Е. ее доводы поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
В силу статьи 1 указанного Федерального закона к негативному воздействию на окружающую среду отнесено воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Из материалов дела следует, что <...> являясь на основании лицензии № от <...>, выданной Управлением Росприроднадзора по Курганской области, срок действия лицензии – бессрочно, лицензиатом, осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (в части сбора отходов IV класса опасности, транспортирования отходов IV класса опасности и размещения отходов IV класса опасности), эксплуатирует полигон твердых бытовых отходов, расположенный <адрес> поставленный на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду с присвоением кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № и II-й категории негативного воздействия на окружающую среду, категория риска – средняя (4), что подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от <...> Приказом Росприроднадзора от <...>№ «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» указанный объект включен в государственный реестр объектов размещения отходов за номером объекта №. Объект введен в эксплуатацию в <...> году.
В нарушение пп. 5, 6 ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» <...> в Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу не предоставлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, соответственно не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения <...> к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактсовершения <...> административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку судьей на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований ставить под сомнение произведенную судьей первой инстанции оценку доказательств по делу не имеется.
Выводы должностного лица, судьи о виновности <...> в совершении административного правонарушения в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем доказательств того, что <...> были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность в материалах дела не содержится.
В соответствии с пунктом 5 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. № 467 (далее – Положение) при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
Согласно пункту 6 Положения лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее – отчет), который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – территориальный орган) в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне, предусмотренных соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте (пункт 10 Положения).
Из представленного в материалы дела отчета <...> за 2018 г. видно, что выявленные показатели воздействия на окружающую среду на объекте размещения отходов сопоставимы с показателями 2017 г., характеристика этого же объекта по результатам проведенной инвентаризации в 2017 г. указывает о наличии негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, из указанного отчета видно, что установленные в 2018 г. нормативы качества окружающей среды в нем отсутствуют, вместе с тем вопреки требованиям пункта 5 Положения фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов для оценки состояния качества окружающей среды <...> представлены не были.
Доказательства принятия территориальным органом Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 10 Положения решения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, в деле также отсутствуют.
Поскольку <...> ведет хозяйственную деятельность на объекте, поставленном на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, то в силу части 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оно обязано было в срок не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представить в территориальный орган декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, должностным лицом и судьей районного суда сделан правильный вывод о наличии в действиях юридического лица – <...> состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целом, доводы жалобы направлены на повторное изложение позиции заявителя, основанной на иной оценке исследованных доказательств, к чему оснований не усматривается.
Постановление о привлечении <...> к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью1 статьи4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено <...> должностным лицом в пределах санкции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права по делу не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы, отмены либо изменения постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора по Курганской области от 25 июня 2019 г., решение судьи Далматовского районного суда Курганской области от 24 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <...> оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле либо по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.
Судья Курганского
областного суда С.Н. Менщиков