НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Курганского областного суда (Курганская область) от 21.12.2020 № 12-1239/20

№ 12-1239/2020

Дело № 72-411/2020

РЕШЕНИЕ

г. Курган 21 декабря 2020 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу начальника инспекционно-экологического отдела акционерного общества «Водный Союз» Королевой М.В. на постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 2 сентября 2020 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 30 октября 2020 г., вынесенные в ее отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 2 сентября 2020 г. начальник инспекционно-экологического отдела акционерного общества «Водный Союз» (далее – АО «Водный Союз», Общество) Королева М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 30 октября 2020 г. указанное постановление должностного лица изменено, из него исключено указание на то, что в таблице «Нормативы допустимого сброса в Курганское водохранилище на р. Тобол» от отстойников предельно допустимые сбросы (т/мес) для веществ «алюминий» за апрель, май и «полиакриламид» за июнь месяц не соответствуют расчетным заключениям соответственно. Используемый объем сброса сточных вод в указанные месяцы не соответствует объему, принятому в расчет нормативов допустимых сбросов для других веществ в эти месяцы: 38,4 тыс. м3/мес и 38,7 тыс. м3/мес вместо 387 и 39,9 тыс. м3/мес соответственно; полиакриламид (ПАА) объем 39,99 тыс. м3/мес вместо 38,33 тыс. м3/мес. В остальной части это же постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд начальник инспекционно-экологического отдела АО «Водный Союз» Королева М.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Указывает, что умысла на искажение информации, содержащейся в расчетах нормативов допустимых сбросов у нее не имелось. Обращает внимание на отсутствие нормативного обоснования обязанности заявителя при расчете НДС применять часовой среднегодовой расход. Считает, что содержащиеся в расчете НДС, выполненные в соответствии с Методикой разработки НДС, сведения не являются искажением экологической ситуации.

При рассмотрении жалобы защитник Королевой М.В. – Шабурникова М.С. на ее доводах настаивала.

Королева М.В. на рассмотрение жалобы не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы извещена, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения.

Считаю возможным рассмотреть жалобу без участия указанного лица.

Заслушав явившихся, изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей.

В силу частей 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 31.2 данного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

На территории Курганской области прием Деклараций и воздействии на окружающую среду объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляет Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения плановой выездной проверки государственным инспектором Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Храмцовой Л.Н., установлен факт нарушения АО «Водный Союз» природоохранного законодательства, а именно предоставления АО «Водный Союз» недостоверных сведений, представленных в Расчете нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в Курганское водохранилище на реке Тобол с промывными сточными водами от Арбинских водозаборных сооружений с Декларацией о воздействии на окружающую среду объекта

Общество осуществляет использование водного объекта Курганское водохранилище на реке Тобол с целью сброса сточных и (или) дренажных вод в водный объект АО «Водный Союз» на момент проведения проверки на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 7 мая 2020 г. № , выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, с установленным сроком водопользования по 30 апреля 2021 г. Декларации о воздействии на окружающую среду объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду

Ранее использование водного объекта (его части), с целью сброса сточных, в том числе дренажных, вод в Курганское водохранилище на реке Тобол АО «Водный Союз» осуществляло на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 23 апреля 2019 г. № , срок водопользования с 23 апреля 2019 г. до 30 апреля 2020 г.

В Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора Обществом представлена Декларация о воздействии на окружающую среду объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - водозаборные сооружения у д. Арбинка, код объекта , категория - II, впервые была представлена в Управление 17 мая 2019 г., актуализированная редакция представлена АО «Водный Союз» 29 мая 2020 г. вх. № 10412.

С декларацией о воздействии на окружающую среду представлены Расчёты нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в Курганское водохранилище на реке Тобол с промывными сточными водами от Арбинских водозаборных сооружений.

Сведения, представленные в Расчетах нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в Курганское водохранилище с промывными сточными водами от Арбинских водозаборных сооружений с Декларацией о воздействии на окружающую среду объекта являются недостоверными, а именно для расчётов нормативов допустимых сбросов (г/час) принят максимальный часовой расход после фильтров 1650 м/час, после отстойников 200 м3/час, что не соответствует пункту 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование № от 7 мая 2020 г.: непревышение объёма сброса сточных вод после фильтров 0,36 тыс. м3 в час, после отстойников 0,05 тыс. м /час.

В соответствии с пунктом 25 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 333, величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных, в том числе дренажных вод на допустимую концентрацию загрязняющего вещества. При расчете условий сброса сточных вод сначала определяется значение допустимой концентрации загрязняющего вещества, обеспечивающее нормативное качество воды в контрольных створах с учетом требований Методики, а затем определяется норматив допустимого сброса (НДС г/час).

Водопользователю АО «Водный Союз» максимально часовой расход сточных вод установлен подпунктом 10 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 20 января 2020 г. - не превышение объёма сброса сточных вод после фильтров 0,36 тыс. м3 в час, после отстойников 0,05 тыс. м3/час. Водопользователем в Расчёте нормативов допустимых сбросов веществ в ручей без названия, для установления НДС (г/час) применяется расход сточных вод равный после фильтров 1650 м3/час, после отстойников 200 м /час, что не соответствует установленному расходу сточных вод 0,36 тыс. м3 в час, после отстойников 0,05 тыс. м3/час подпункта 10 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование № от 7 мая 2020 г.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника инспекционно-экологического отдела АО «Водный Союз» Королевой М.В. к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организации несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с приказом АО «Водный Союз» от 1 сентября 2015 г. № Королева М.В. назначена на должность начальника инспекционно-экологического отдела АО «Водный Союз».

В силу должностной инструкции начальника инспекционно-экологического отдела АО «Водный Союз» от 20 января 2020 г., Королева М.В. является ответственным лицом за соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в соответствии с пунктом 7 несет ответственность, за предоставлении недостоверной информации.

Административная ответственность по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

Таким образом, Королева М.В. на момент совершения административного правонарушения являлась должностным лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе за предоставление Обществом информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, то есть субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Королевой М.В. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 19 августа 2020 г., приказом Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 657 от 6 июля 2020 г. о проведении плановой проверки, актом проверки № 333 от 12 августа 2020 г., приказом АО «Водный Союз» от 1 сентября 2015 г. № , согласно которому Королева М.В. назначена на должность начальника инспекционно-экологического отдела АО «Водный Союз», должностной инструкцией начальника инспекционно-экологического отдела АО «Водный Союз», декларацией о воздействии на окружающую среду объекта НВОС 37-145-000130-П, Расчетами нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в Курганское водохранилище на реке Тобол с промывными сточными водами от Арбинских водозаборных сооружений и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не доверять собранным по делу доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, поводов нет, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что содержащиеся в расчете НДС, выполненные в соответствии с Методикой разработки НДС, сведения не являются искажением экологической ситуации, опровергаются материалами дела, не освобождают Королеву М.В. от соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и не свидетельствуют об отсутствии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется.

Выводы судьи о виновности Королевой М.В. в совершении данного административного правонарушения в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы Королевой М.В. о том, что умысла на искажение информации, содержащейся в расчетах нормативов допустимых сбросов, у нее не имелось, не влияют на выводы суда о наличии в действиях Королевой М.В. состава указанного административного правонарушения.

В целом доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судьи городского суда, не влияют на правильность выводов судьи и по существу сводятся к переоценке уже оцененных судьей доказательств.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется.

Выводы судьи о виновности Королевой М.В. в совершении данного административного правонарушения в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Королевой М.В. к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Королевой М.В. в пределах санкции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является минимальным.

Процессуальных нарушений по делу не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения оспариваемых заявителем постановления должностного лица и судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 2 сентября 2020 г. (с учетом изменений, внесенных решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 30 октября 2020 г.), решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 30 октября 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника инспекционно-экологического отдела акционерного общества «Водный Союз» Королевой Марины Васильевны оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья С.Н. Менщиков