НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Курганского областного суда (Курганская область) от 21.02.2020 № 3А-305/19

Дело № 3а-33/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2020 г. город Курган

Курганский областной суд в составе:

судьи Варлакова В.В.,

при секретаре Булгаковой М.В.,

с участием прокурора Поляковской И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Водный Союз» об оспаривании в части постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 18 декабря 2018 г. № 43-14 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на водоотведение для потребителей акционерного общества «Водный Союз» (г. Курган; Кетовский район: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское; Варгашинский район: р.п. Варгаши, с. Варгаши; Куртамышский район: г. Куртамыш) с календарной разбивкой» (в редакции постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20 декабря 2019 г. № 45-68) и постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 18 декабря 2018 г. № 43-13 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей акционерного общества «Водный Союз» (г. Курган; Кетовский район: с. Кетово, п.с.т. Введенское; Юргамышский район: п.с.т. Новый Мир; Варгашинский район: р.п. Варгаши, с. Варгаши; Куртамышский район: г. Куртамыш) с календарной разбивкой» (в редакции постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20 декабря 2019 г. № 45-67),

установил:

постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее – Департамент, орган регулирования тарифов) от 18 декабря 2018 г. № 43-14 и № 43-13 утверждены производственные программы акционерного общества «Водный Союз» (далее – АО «Водный Союз», Общество) в сфере водоотведения и в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода); установлены тарифы на водоотведение и тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей акционерного общества «Водный Союз» на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г.; установлены долгосрочные параметры регулирования.

В настоящее время постановление Департамента от 18 декабря 2018 г. № 43-14 действует в редакции постановления Департамента от 20 декабря 2019 г. № 45-68.

Постановление Департамента от 18 декабря 2018 г. № 43-13 действует в редакции постановления Департамента от 20 декабря 2019 г. № 45-67.

Административный истец полагает нормативные правовые акты Департамента несоответствующими законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушающими права и законные интересы Общества.

Так, АО «Водный Союз» указывает, что Департамент при расчете тарифов на водоотведение и на питьевую воду (питьевое водоснабжение) необоснованно уменьшил затраты Общества по заработной плате и ремонтные расходы по узлу водоотведения (г. Курган; Кетовский район: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское»), узлу водоснабжения (г. Курган; Кетовский район: с. Кетово, п.с.т. Введенское; Юргамышский район: п.с.т. Новый Мир), полностью исключил сбытовые расходы (резерв по сомнительным долгам), а также не учел в составе необходимой валовой выручки субсидию, полученную из бюджета г. Кургана.

Обращает внимание, что в нарушение принципа приоритетности, расходы на оплату труда определены Департаментом без учета отраслевого тарифного соглашения, исходя из штатной, а не нормативной численности работников Общества.

Административный истец указывает, что допущенные нарушения не позволили органу регулирования правильно установить базовый уровень операционных расходов, а, следовательно, и экономически обоснованный размер тарифов на 2019 г. и последующие годы долгосрочного периода регулирования.

Учитывая изложенное, Общество просит признать недействующими постановления Департамента № 43-14 и № 43-13 (в действующих редакциях) в части утверждения производственной программы в сфере водоотведения и производственной программы в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода), а также тарифы в сфере водоотведения и тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей акционерного общества «Водный Союз» по узлу водоотведения (г. Курган; Кетовский район: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское) и узлу водоснабжения (г. Курган; Кетовский район: с. Кетово, п.с.т. Введенское; Юргамышский район: п.с.т. Новый Мир).

Административный истец также просит обязать орган тарифного регулирования принять новые нормативные правовые акты, заменяющие нормативные правовые акты, признанные недействующими.

В судебном заседании представители Общества – Шабурникова М.С., Фролов А.С., Хохлова А.А., Романова С.А. административное исковое заявление поддержали.

Представители Департамента – Белова А.В., Санникова Л.В. против заявленных требований возражали.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Поляковской И.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее – Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20 мая 2003 г. № 149 «О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов» утверждено Положение о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее – Положение о Департаменте), в соответствии с подпунктом 56 пункта 8 которого Департамент осуществляет полномочия органа исполнительной власти Курганской области в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 12 Положения о Департаменте, для определения основных направлений деятельности Департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган – Правление Департамента, общей численностью не более 9 человек.

Правление Департамента рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции Департамента, и принимает коллегиальные решения простым большинством голосов членов Правления Департамента, присутствующих на заседании Правления Департамента. Заседание Правления Департамента считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов Правления Департамента. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим (пункт 13 Положения о Департаменте).

В соответствии с пунктом 14 Положения о Департаменте, решение Департамента по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) принимается Правлением Департамента и издается в форме постановления Департамента.

Постановление вступает в законную силу в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона Курганской области от 8 октября 2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (далее – Закон Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444) после их официального опубликования.

Согласно пункту 1 статьи 48 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444 официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Судом установлено, что решения об утверждении производственных программ и установлении тарифов приняты на заседаниях правления Департамента 18 декабря 2018 г. единогласно и оформлены постановлениями.

21 декабря 2018 г. постановления опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Постановление Департамента от 20 декабря 2019 г. № 45-68, которым внесены изменения в постановление Департамента от 18 декабря 2018 г. № 43-14 опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 декабря 2019 г.

Постановление Департамента от 20 декабря 2019 г. № 45-67, которым внесены изменения в постановление Департамента от 18 декабря 2018 г. № 43-14

опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) также 27 декабря 2019 г.

Изложенное позволяет суду сделать вывод, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (подпункты 4 – 6 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Сфера холодного водоснабжения и сфера водоотведения относятся к регулируемым видам деятельности (статья 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В сфере холодного водоснабжения регулированию подлежит тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), в сфере водоотведения – тариф на водоотведение (пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, которая может быть рассчитана одним из методов, предусмотренных названной статьей, в том числе методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.

Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива (пункт 58 Основ ценообразования).

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 45 Методических указаний, операционные расходы на первый год досрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний.

К числу таких расходов отнесены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала (пункты 39 - 41 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 17 Методических указаний, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к данным Методическим указаниям.

При этом установлено, что при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

АО «Водный Союз» является регулируемой организацией, для которой с января 2019 г. наступил второй долгосрочный период регулирования.

Постановлением Департамента от 17 декабря 2015 г. № 45-31 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на водоотведение для потребителей акционерного общества «Водный Союз» (г.Курган; Кетовский район: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское; Варгашинский район: р.п. Варгаши, с. Варгаши; Куртамышский район: г. Куртамыш) с календарной разбивкой» были утверждены долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования на период с 2016 г. по 2018 г.

Постановлением Департамента от 17 декабря 2015 г. № 45-30 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей акционерного общества «Водный Союз» (г.Курган; Кетовский район: с. Кетово, п.с.т. Введенское; Юргамышский район: п. Новый Мир; Варгашинский район: р.п. Варгаши, с. Варгаши; Куртамышский район: г. Куртамыш) с календарной разбивкой» были утверждены долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования на период с 2016 г. по 2018 г.

28 апреля 2019 г. Департаментом открыты дела о рассмотрении предложений АО «Водный Союз» по утверждению производственных программ и установлению тарифов на водоотведение, питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2019 – 2023 годы.

Обществом предложено учесть расходы на оплату труда в соответствии с «Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы», утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г. (далее – ОТС).

В частности, Обществом был использован установленный ОТС размер тарифной ставки рабочего первого разряда, равный 10303 руб.

Из экспертного заключения экспертного совета Департамента по делу, регистрационный номер 295Т от 28 апреля 2018 г., о рассмотрении предложений акционерного общества «Водный Союз» (г. Курган; Кетовский район: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское; Варгашинский район: р.п. Варгаши, с. Варгаши; Куртамышский район: г. Куртамыш) по утверждению производственной программы и установлению тарифов на водоотведение на 2019 – 2023 годы от 17 декабря 2018 г. (далее – экспертное заключение по делу № 295Т) следует, что расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного персонала по узлу водоотведения г. Курган; Кетовский район: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское вместо 326204,91 тыс. руб. приняты в сумме 145562,18 тыс. руб. в доле, относящейся на услугу водоотведения (пункт 6.7.1.2.1.1) (т. 1, л.д. 142-171).

Принята численность основного производственного персонала – 277,5 ставки, численность прочего производственного персонала – 172,9 ставки, в доле, относящейся на услугу водоотведения.

Расходы на оплату труда производственного персонала приняты органом регулирования тарифов согласно действующему штатному расписанию АО «Водный Союз» с учетом фактической численности за предыдущие периоды регулирования и роста расходов в соответствии с индексом потребительских цен Минэкономразвития России на 2019 г. – 1,046 согласно прогнозу.

Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала и младшего обслуживающего персонала приняты в сумме 19124,04 тыс. руб. (63,51 ставки) согласно действующему штатному расписанию Общества с доведением ставок младшего обслуживающего персонала до минимального размера оплаты труда в соответствии с соглашением от 23 апреля 2018 г. № 8/18 «О размере минимальной заработной платы в Курганской области» (далее - соглашение от 23 апреля 2018 г. № 8/18).

В экспертном заключении экспертного совета Департамента по делу, регистрационный номер 296Т от 28 апреля 2018 г., о рассмотрении предложений акционерного общества «Водный Союз» (г. Курган; Кетовский район: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское; Варгашинский район: р.п. Варгаши, с. Варгаши; Куртамышский район: г. Куртамыш) по утверждению производственной программы и установлению тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2019 – 2023 годы от 17 декабря 2018 г. (далее – экспертное заключение по делу № 295Т)

указано, что расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного персонала по узлу водоснабжения г. Курган; Кетовский район: с. Кетово, п.с.т. Введенское; Юргамышский район: п.с.т. Новый Мир вместо 335079,81 тыс. руб. приняты в сумме 142318,52 тыс. руб. (пункт 6.7.2.1.1) (т.7, л.д. 58-85).

Принята численность основного производственного персонала – 174 ставки, численность прочего производственного персонала – 248,7 ставки.

Расходы на оплату труда производственного персонала приняты органом регулирования тарифов согласно действующему штатному расписанию АО «Водный Союз» с учетом фактической численности за предыдущие периоды регулирования и роста расходов в соответствии с индексом потребительских цен Минэкономразвития России на 2019 г. – 1,046 согласно прогнозу.

Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала и младшего обслуживающего персонала приняты в сумме 18247,46 тыс. руб. (60,63 ставки) согласно действующему штатному расписанию Общества с доведением ставок младшего обслуживающего персонала до минимального размера оплаты труда в соответствии с соглашением от 23 апреля 2018 г. № 8/18.

Пунктом 5 соглашения от 23 апреля 2018 г. № 8/18 предусмотрено, что размер минимальной заработной платы в Курганской области для работников, работающих на территории Курганской области, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается на уровне 11 163 руб.

Размер заработной платы в Курганской области с учетом районного коэффициента 15% не может быть меньше 12 837,45 руб. (11 163 руб. (минимальный размер заработной платы в Курганской области, установленный соглашением) + 1 674,45 руб. (районный коэффициент 15%).

Таким образом, размер минимальной заработной платы в Курганской области больше размера тарифной ставки рабочего первого разряда, определенного ОТС.

В соответствии с пунктом 2.3 ОТС заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что формальное несоблюдение органом тарифного регулирования принципа приоритетности, установленного пунктом 17 Методических указаний, не свидетельствует о нарушении прав регулируемой организации при определении расходов на оплату труда, подлежащих включению в необходимую валовую выручку.

Данный вывод подтверждается и пояснениями представителей АО «Водный Союз» о том, что при расчете расходов на оплату труда Общество использовало только размер тарифной ставки рабочего первого разряда, и не использовало другие параметры ОТС.

В этой связи необходимо отметить, что согласно пункту 10.7 ОТС органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование цен и тарифов, вправе требовать от работодателя, являющегося регулируемой организацией, официальное подтверждение от Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения, позволяющее установить юридически значимый факт распространения на организацию прав и обязательств по соблюдению ОТС в установленном законом порядке. При этом положения ОТС могут применяться органом тарифного регулирования в части социальных гарантий, только в отношении регулируемой организации, имеющей данное официальное подтверждение.

АО «Водный Союз» такого официального подтверждения не имеет, следовательно, положения ОТС в части социальных гарантий в отношении Общества не применяются.

Из материалов тарифных дел видно, что при расчете расходов на оплату труда Общество исходило из нормативной численности работников.

В Департамент представлены расчеты нормативной численности производственного персонала на 989 человек и административно-управленческого персонала на 173 человека (т. 3, л.д. 224-228).

Однако Департаментом указанные расчеты не приняты, поскольку расчеты были основаны на предлагавшихся ранее Обществом проектах производственных программ, которые впоследствии были скорректированы, в том числе, по объемным показателям.

Кроме того, расчеты включали численность вспомогательного персонала, который кроме водоснабжения и водоотведения, также относится и к другим услугам организации, таким как очистка сточных вод, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения и прочим нерегулируемым видам деятельности.

При таких обстоятельствах следует признать правомерным принятие Департаментом численности производственного персонала, исходя из технологических показателей производственной программы, объемов воды, поднятой насосными станциями и отпущенной в сеть, в части водоснабжения, и принятых объемов сточных вод, учтенных в производственной программе, а также исходя из протяженности сетей водоснабжения и водоотведения.

Департамент исходил из того, что принятая численность персонала должна быть не менее необходимой нормативной численности для обеспечения производственных программ и функционирования организации, рассчитанной в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными Госстроем России от 22 марта 1999 г. № 66.

Распределение численности персонала по видам деятельности было принято Департаментом на основании действующего штатного расписания Общества с учетом фактической численности за предыдущие периоды и характера выполняемых работ.

Суд также отмечает, что штатное расписание АО «Водный Союз» не соответствует (ниже по численности) нормативной численности, рассчитанной в предложениях регулируемой организации.

При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушений в действиях Департамента, который не принял расходы на оплату труда производственного персонала в предложенных АО «Водный Союз» размерах.

Давая оценку доводам административного истца о необоснованном уменьшении ремонтных расходов Общества, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 40 Основ ценообразования, в составе ремонтных расходов учитываются:

а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

При определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации (пункт 51 Основ ценообразования).

В экспертном заключении по делу № 295Т указано на сокращение ремонтных расходов, предусмотренных производственной программой регулируемой организации.

Так, вместо 107798,59 тыс. руб. ремонтные расходы приняты в сумме 31943,32 тыс. руб. в доле, относящейся на услугу водоотведения (пункт 6.7.1.2.1.1).

Расходы на текущий ремонт приняты в сумме 4763,88 тыс. руб. на проведение планово-предупредительных ремонтов, согласно перечню плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоотведения, графику реализации мероприятий, заявкам на материалы.

Расходы на капитальный ремонт приняты в сумме 18611,64 тыс. руб. в части, планируемой на 2019 г. (из расчета на год), согласно перечню плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоотведения, графику реализации мероприятий и дефектно-сметной документации и заявкам на материалы, с учетом возмещения данных расходов за счет амортизации.

Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы, приняты в сумме 8567,80 тыс. руб.

Расходы на оплату труда ремонтного персонала приняты согласно действующему штатному расписанию АО «Водный Союз» с учетом фактической численности за предыдущие периоды регулирования и роста расходов в соответствии с индексом потребительских цен Минэкономразвития России на 2019 г. – 1, 046 согласно прогнозу.

В экспертном заключении по делу № 296Т (пункт 6.7.2.1.1) указано, что ремонтные расходы вместо 147300,99 тыс. руб. приняты в сумме 59931,25 тыс. руб.

Расходы на текущий ремонт приняты в сумме 10119,20 тыс. руб. на проведение планово-предупредительных ремонтов, согласно перечню плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, графику реализации мероприятий, заявкам на материалы.

Расходы на капитальный ремонт приняты в сумме 43333,30 тыс. руб. в части, планируемой на 2019 г. (из расчета на год), согласно перечню плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, графику реализации мероприятий и дефектно-сметной документации, и заявкам на материалы, а также с учетом возмещения данных расходов за счет амортизации.

Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы, приняты в сумме 6478,75 тыс. руб.

Расходы на оплату труда ремонтного персонала приняты согласно действующему штатному расписанию АО «Водный Союз» с учетом фактической численности за предыдущие периоды регулирования и роста расходов в соответствии с индексом потребительских цен Минэкономразвития России на 2019 г. – 1, 046 согласно прогнозу.

Судом установлено, что принятие расходов по ремонтным расходам в меньшем размере, чем это предусмотрено проектами производственных программ Общества, обусловлено регулярным неисполнением всех запланированных работ, включенных в производственные программы за предыдущие периоды регулирования.

Суммы ремонтных работ, включенных в производственные программы, сформированы Департаментом с учетом фактического исполнения мероприятий производственных программ за предыдущие периоды регулирования, что, по мнению суда, согласуется с нормой пункта 51 Основ ценообразования, поскольку именно показатели фактического исполнения мероприятий производственных программ за предыдущие периоды регулирования подтверждают экономически обоснованный объем ремонтных работ, который может выполнить регулируемая организация.

Суд отмечает, что принятые Департаментом ремонтные расходы Общества превышают объемы средств, которые предусматривались на реализацию производственных программ по водоотведению и водоснабжению в предыдущие периоды регулирования, и выше фактических значений выполнения этих производственных программ.

Следует также отметить, что ни в одном из предыдущих периодов регулирования Общество не имело показателей выполнения производственных программ, сравнимых с размером ремонтных расходов, предложенных АО «Водный Союз» на период регулирования 2019 – 2023 гг.

Суд учитывает возражения Департамента о том, что к капитальному ремонту водопроводно-канализационных сооружений относится смена отдельных участков трубопровода (вследствие износа труб) без изменения диаметра труб. При этом протяженность участков сети, на которых допускается сплошная смена труб, не должна превышать 200 м на 1 км сети (пункт 2 Приложения 8 раздела XVI постановления Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279 «Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений»).

Таким образом, доводы Общества о том, что из 566,365 км сетей водоснабжения изношено и нуждается в замене 429,587 км (75,9 %), а из 397,391 км сетей водоотведения изношено и нуждается в замене 367,647 км (92,5 %), сами по себе не свидетельствуют о возможности включения в производственные программы мероприятий в таких объемах.

Мероприятия по капитальному ремонту (замене) сетей водоснабжения и водоотведения в объемах, превышающих установленные законодательством, могут быть включены только в инвестиционную программу.

Оценивая доводы административного истца о необоснованном исключении из необходимой валовой выручки сбытовых расходов (резерв по сомнительным долгам), суд исходит из следующего.

Орган регулирования тарифов сбытовые расходы гарантирующей организации в сумме 4852,76 тыс. руб. и 4755,40 тыс. руб. исключил из необходимой валовой выручки в связи с отсутствием экономического обоснования, подтвержденного бухгалтерской и статистической отчетностью (соответственно пункт 6.7.1.2.1.4. экспертного заключения по делу № 495Т, пункт 6.7.2.1.4 экспертного заключения по делу № 496Т).

В соответствии с частью 12 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Расходы по сомнительным долгам относятся к неподконтрольным расходам (пункт 65 Основ ценообразования) и определяются в порядке, предусмотренном пунктом 42 данных Основ, согласно которому сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с методическими указаниями и включают в себя, в том числе, расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

Согласно пункту 26 Методических указаний, расходы по сомнительным долгам учитываются по предыдущему периоду регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности, в том числе, в сфере холодного водоснабжения:

холодное водоснабжение, в том числе подъем и очистка воды;

подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;

транспортировка воды, включая распределение воды;

транспортировка воды, включая распределение воды, осуществляемая гарантирующей организацией (только в части текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку воды);

подвоз воды.

В сфере водоотведения:

водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод;

прием и транспортировка сточных вод;

подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения;

транспортировка сточных вод, осуществляемая гарантирующей организацией (только в части текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку сточных вод).

Согласно пункту 20 Основ ценообразования, учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Пункт 21 Основ ценообразования предусматривает, что при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности.

Суд соглашается с возражениями Департамента о том, что Обществом не было представлено экономическое обоснование по сомнительным долгам, из которого орган регулирования мог бы определить, что резерв по сомнительным долгам (конкретная сумма) сформирован; сумма расходов регулируемой организации на создание резерва при формировании тарифа принята в части затрат, относимых на конкретные виды регулируемой деятельности; резерв сформирован исключительно на покрытие сомнительной дебиторской задолженности, сформировавшейся в результате неисполнения денежных обязательств населением (задолженность по оплате за коммунальные услуги).

Форма мониторинга ФАС России BALANCE, форма раскрытия информации 2.7, отчет о выполнении производственной программы за 2017 год не являются формами официальной статистической отчетности и содержат общие сводные данные о деятельности регулируемой организации за соответствующий период.

Форма № 2 бухгалтерской отчетности содержит сведения об общей дебиторской задолженности Общества, сложившейся по итогам 2017 года, без разнесения затрат на соответствующие виды регулируемой деятельности и иные виды деятельности.

Указанные документы не позволяли Департаменту сделать вывод о точной сумме затрат, понесенных Обществом в связи с формированием резервов по сомнительным долгам, сложившихся по видам деятельности – водоснабжение и водоотведение.

Форма № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» за январь-декабрь 2017 года содержит сведения о дебиторской задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг с разбивкой по сферам предпринимательской деятельности – водоснабжение и водоотведение.

Однако данная форма статистической отчетности не содержит сведений о признании отраженной в ней дебиторской задолженности сомнительной, и подлежащей обязательной к учету в качестве затрат на формирование резервов по сомнительным долгам.

При таких обстоятельствах ссылки Общества на представленные в Департамент данные, содержащиеся в бухгалтерской и статистической отчетности, подлежат отклонению, поскольку указанные документы не являлись достаточными для учета предложенных сумм в качестве сбытовых расходов гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

В данном случае Департамент правомерно исключил предложенные Обществом суммы сбытовых расходов из необходимой валовой выручки, принятой при установлении тарифов.

Давая оценку доводам административного истца о том, что тарифным органом при определении необходимой валовой выручки не была учтена предоставленная из бюджета г. Курганом субсидия, суд приходит к следующему.

Из экспертного заключения по делу № 296Т (пункт 6.7.8) следует, что сумма 61566,32 тыс. руб. признана избытком средств, полученным в качестве муниципальной субсидии в рамках исполнения соглашения «О предоставлении из бюджета города Кургана субсидии организации водопроводно-канализационного хозяйства в 2017 году».

В экспертном заключении по делу № 295Т (пункт 6.7.1.7) указано, что сумма 48282,13 тыс. руб. является избытком средств, полученных в качестве муниципальной субсидии в рамках исполнения соглашения «О предоставлении из бюджета города Кургана субсидии организации водопроводно-канализационного хозяйства в 2017 году».

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.

Получаемые Обществом из бюджета г. Кургана субсидии, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, не могут быть признаны экономически обоснованными доходами прошлых периодов регулирования.

Согласно подпункту «а» пункта 16 Основ ценообразования, при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

Учитывая изложенное, Департамент правомерно исключил из необходимой валовой выручки предоставленную из бюджета г. Курганом субсидию.

Суд отмечает, что при установлении тарифов на водоотведение и холодное водоснабжение Департамент руководствовался обязательностью соблюдения ограничения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2018 год, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 2490-р и Указом Губернатора Курганской области от 14 декабря 2018 г. № 252 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Курганской области».

Включение в состав необходимой валовой выручки расходов в предложенных Обществом размерах приведет к росту тарифов и существенному росту вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, превышающему средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденный указанными нормативными правовыми актами.

Таким образом, оспариваемые постановления Департамента соответствуют принципу достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку по настоящему делу не установлено несоответствия оспариваемых нормативных правовых актов иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и повлекшего нарушение прав и законных интересов АО «Водный Союз», в удовлетворении административного иска должно быть отказано.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Учитывая изложенное, сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Водный Союз» об оспаривании в части постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 18 декабря 2018 г. № 43-14 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на водоотведение для потребителей акционерного общества «Водный Союз» (г. Курган; Кетовский район: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское; Варгашинский район: р.п. Варгаши, с. Варгаши; Куртамышский район: г. Куртамыш) с календарной разбивкой» (в редакции постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20 декабря 2019 г. № 45-68) и постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 18 декабря 2018 г. № 43-13 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей акционерного общества «Водный Союз» (г. Курган; Кетовский район: с. Кетово, п.с.т. Введенское; Юргамышский район: п.с.т. Новый Мир; Варгашинский район: р.п. Варгаши, с. Варгаши; Куртамышский район: г. Куртамыш) с календарной разбивкой» (в редакции постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20 декабря 2019 г. № 45-67) оставить без удовлетворения.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья В.В. Варлаков