НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Курганского областного суда (Курганская область) от 20.12.2021 № 12-257/2021

№ 12-257/2021

Дело № 72-392/2021

РЕШЕНИЕ

г. Курган 20 декабря 2021 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н. рассмотрев жалобу государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Скоробогатовой Е.В. на решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 28 октября 2021 г., вынесенное в отношении Муниципального предприятия муниципального образования – город Шадринск «Водоканал», по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами по Курганской области Скоробогатовой Е.В. от 14 сентября 2021 г. Муниципальное предприятие муниципального образования – город Шадринск «Водоканал» (далее - МП «Водоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Шадринского районного суда Курганской области от 28 октября 2021 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе в Курганский областной суд государственный инспектор Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Скоробогатова Е.В. просит решение судьи отменить. Считает, что судьей районного суда дело рассмотрено с нарушением правил территориальной подсудности, поскольку рассмотрение дела органом осуществлялось в г. Кургане. Выражает несогласие с выводом судьи об истечении срока давности привлечения МП «Водоканал» к административной ответственности, полагая, что срок давности следует исчислять с момента обнаружения правонарушения. Указывает, что сведения, представленные в Декларации о воздействии на окружающую среду К от 24 декабря 2019 г. являются искаженными и недостоверными, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения. Одновременно должностное лицо просит восстановить пропущенный срок для подачи жалобы, указывая, что решение поступило в адрес Уральского межрегионального управления Роспррироднадзора 8 ноября 2021 г.

Государственный инспектор Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Скоробогатова Е.В., представитель МП «Водоканал» на рассмотрение жалобы не явились, уведомлены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных извещений.

Считаю возможным рассмотреть жалобу без участия указанных лиц.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Учитывая, что копия решения судьи Шадринского районного суда Курганской области от 28 октября 2021 г. поступила в адрес Уральского межрегионального управления Росприроднадзора 8 ноября 2021 г., что следует из отметки на сопроводительном письме (л.д. 171), жалоба подана в суд 17 ноября 2021 г., что подтверждается штампом почтовой службы на конверте (л.д. 179), десятидневный срок для подачи жалобы не пропущен, ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи жалобы подлежит отклонению.

Изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно положениям статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. За непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок её заполнения (далее – Порядок) утверждены приказом Минприроды России от 11 октября 2018 г. № 509.

Согласно пункту 25 Порядка Раздел VI Декларации в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов (таблица 6.1) заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данные представляются за календарный год, предшествующий году представления Декларации. Раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов (таблица 6.2) заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно положениям абзаца 8 части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

Из постановления должностного лица следует, что Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 21 июля 2021 г. по 25 августа 2021 г. проведена плановая выездная проверка МП «Водоканал», в ходе которой установлено, что предприятие эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду II категории. Декларация о воздействии на окружающую среду К от 24 декабря 2019 г. и прилагаемые к ней документы (расчёты нормативов допустимых выбросов, отчёт по инвентаризации источников нормативов допустимых сбросов), содержат неполную, недостоверную, искажённую информацию. Представленная Декларация не соответствует требованиям Порядка в части:

1. Сведения о передаче отходов «лом строительного кирпича незагрязнённый и остатки и огарки стальных сварочных электродов» другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для размещения, указанные в графе 9 таблицы 6.1 раздела VI противоречат форме № 2-ТП (отходы), представленной МП «Водоканал» за 2018 год.

2. В таблице 6.2 (графы 8, 9) отсутствуют сведения о передаче отходов «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» и «ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для размещения.

3. В разделе VI (графа 8 таблицы 6.2) выявлены намерения передавать отход «лом и отходы, содержащие незагрязнённые чёрные металлы в виде изделий, кусков, несортированные» другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для размещения. С 1 января 2018 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. -р размещение указанного отхода на объекте размещения отходов запрещено.

В Декларации о воздействии на окружающую среду, а также в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отход «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» с ко<адрес> установлен как отход производства и потребления IV класса опасности, мусор защитных решёток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный (код ) установлен как отход производства и потребления IV класса опасности.

По результатам биотестирования проб отходов производства и потребления, отобранных Филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области на территории очистных сооружений канализации МП «Водоканал» установлено, что отход – осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод соответствует IV классу опасности отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду, отход мусор защитных решёток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный (код 72210101714) соответствует V классу опасности отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, сведения предоставленные МП «Водоканал» в Декларации о воздействии на окружающую среду являются искажёнными и недостоверными, что является нарушением части 9 статьи 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ, абзаца 8 части 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом МП «Водоканал» у административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда установив, что МП «Водоканал» действовало добросовестно, самостоятельно скорректировало сведения об отходах в Декларации о воздействии на окружающую среду МП «Водоканал» от 11 марта 2020 г. без отражения в ней информации об утилизации отходов, а также обоснованно руководствовалось при определении классов опасности отходов протоколами биотестирования Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области от 18 декабря 2008 г. и от 14 июля 2017 г., не усмотрел вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения.

Кроме того, судья пришел к выводу о том, что постановление вынесено должностным лицом за пределами годичного срока давности привлечения к административной ответственности, который начал течь с 25 декабря 2020 г. – следующего дня после предоставления МП «Водоканал» в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора Декларации о воздействии на окружающую среду К.

Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.

Действительно, в силу части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При этом в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

В связи с тем, что в настоящем случае юридическому лицу вменено предоставление искаженных и недостоверных сведений в декларации о воздействии на окружающую среду, длящимся оно не является, поскольку не образуется из длительного непрекращающегося невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанности, с учетом подачи декларации 24 декабря 2020 г., срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела истек.

Несогласие с этим обстоятельством должностного лица вызвано ошибочным пониманием существа возникших правоотношений и характера правонарушения (как не являющегося длящимся), а также субъективным толкованием норм права применительно к данным отношениям.

Вопреки доводам жалобы дело судьей рассмотрено с соблюдением правил подсудности.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Как разъяснено в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при определении территориальной подсудности по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Таким образом, определяющим фактором при установлении территориальной подведомственности жалобы на постановление по делу об административном правонарушении является место совершения правонарушения.

Из материалов дела следует, что правонарушение, выявлено Уральским межрегиональным Управлением Росприроднадзора по результатам плановой выездной проверки МП «Водоканал» по месту его нахождения: <адрес>, в связи с чем жалоба обоснованно рассмотрена судьей Шадринского районного суда Курганской области.

Каких-либо доводов, указывающих на незаконность решения судьи жалоба не содержит. Перечисление обстоятельств дела, мнение о наличии события административного правонарушения не имеют правового значения при разрешении вопроса о законности решения судьи.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенных судьей, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 28 октября 2021 г., вынесенное в отношении Муниципального предприятия муниципального образования – город Шадринск «Водоканал», по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Скоробогатовой Е.В. – без удовлетворения.

Судья С.Н. Менщиков