НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Курганского областного суда (Курганская область) от 17.08.2016 № 3А-74/2016

Дело № 3а-74/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

судьи-председательствующего Лукиных Л.П.,

при секретаре судебного заседания Пономаревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 17 августа 2016 г. административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Правительству Курганской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости жилого дома, равной его рыночной стоимости,

установил:

ФИО1 обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее – Управление Росреестра по Курганской области) об установлении кадастровой стоимости жилого дома, равной его рыночной стоимости. В обоснование административного иска указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым , расположенный по <адрес> Согласно сведениям Управления Росреестра по Курганской области кадастровая стоимость данного объекта недвижимости установлена в размере <...> С результатами определения указанной кадастровой стоимости он не согласен, считает ее существенно завышенной. Ссылаясь на положения Закона Курганской области «О налоге на имущество организаций на территории Курганской области» № 347 от 26 ноября 2003 г., указал, что размер кадастровой стоимости объекта недвижимости применяется для целей налогообложения, ее размер прямо пропорционально влияет на величину налога на имущество в виде жилого дома, плательщиком которого он является. В обоснование довода о завышенной кадастровой стоимости ссылается на отчет об определении рыночной стоимости объектов капитального строительства от <...> и экспертное заключение от <...>. Учитывая изложенное, просил установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым , расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере <...> руб.

В соответствии с ч. 5 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в качестве административных соответчиков по делу привлечены Правительство Курганской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области).

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Настаивал, что завышенный размер кадастровой стоимости влияет на размер налога на имущество физических лиц, плательщиком которого он является, чем затрагивает его права.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Курганской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв, в котором полагал, что Управление Росреестра по Курганской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу своих полномочий не устанавливает кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества и не является органом кадастрового учета. Указал, что доказательств нарушения прав установленным размером кадастровой стоимости административным истцом не представлено, поскольку действующим налоговым законодательством исчисление налога на имущество физических лиц устанавливается исходя из его инвентаризационной стоимости.

Представитель административного ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В своем письменном отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Разрешение иска оставил на усмотрение суда, указав, что в настоящее время кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества в виде принадлежащего ФИО1 жилого дома не используется для определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц на территории Курганской области.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области в судебном заседании не участвовал. В письменном отзыве просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Решение по данному делу оставил на усмотрение суда.

В соответствии со ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.

Заслушав участников судебного процесса и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи жилого дома от <...> ФИО1 приобрел в собственность жилой дом с кадастровым , площадью <...> кв.м., расположенный по <адрес>

<...> ФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права на указанный жилой дом.

Согласно кадастровой справке от 31 мая 2016 г. о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу жилого дома по состоянию на 22 июля 2015 г. составляет <...>

Из отчета об определении рыночной стоимости объектов капитального строительства от <...> подготовленного <...> рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым по состоянию на 22 июля 2015 г. составляет <...> руб.

В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» № 28 от 30 июня 2015 г. результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регулируется гл. 32 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом № 284-ФЗ от 4 октября 2014 г., вступившим в законную силу с 1 января 2015 г.

Согласно ч. 1 ст. 401 НК РФ к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц отнесены расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе жилые дома.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 402 НК РФ с 1 января 2015 г. налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 п. 1 настоящей статьи.

Следовательно, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не установил единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, то налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости, но лишь до 1 января 2020 г.

При этом, как установлено ч. 3 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 данного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 данного Кодекса, с 1 января 2015 г. определяется только исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

К объектам налогообложения, включенным в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 и предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, относятся: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты, образованные в результате раздела перечисленных выше и других объектов после 1 января года налогового периода до включения их в соответствующие перечни объектов налогообложения очередного налогового периода.

Таким образом, порядок исчисления налога на имущество физических лиц, в частности в отношении принадлежащего административному истцу жилого дома, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, не предполагает определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Во исполнение положений ч. 1 ст. 402 НК РФ до настоящего времени на территории Курганской области не принят закон, устанавливающий единую дату начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В настоящее время на территории г. Кургана действует Решение Курганской городской Думы «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории г. Кургана» (в ред. Решения Курганской городской Думы № 174 от 25 ноября 2015 г.), п. 2 которого установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 ст. 402 НК РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (ч. 1 ст. 84 КАС РФ).

Стороны по административному делу об оспаривании кадастровой стоимости обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных ст. 64 данного Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в ст. 248 данного Кодекса, лежит на административном истце (ч. 5 ст. 247 КАС РФ).

Суд отмечает, что ФИО1 не представлено доказательств, подтверждающих, что результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему жилого дома с кадастровым , расположенного по <адрес> нарушают права административного истца, как налогоплательщика.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 245-249 КАС РФ, суд

решил:

в административном иске ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Правительству Курганской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым , площадью <...> кв.м., расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере <...> руб. по состоянию на 22 июля 2015 г. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья Л.П. Лукиных