НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Курганского областного суда (Курганская область) от 17.03.2020 № 12-7/20

Дело 12-7/2020

№ 72-70/2020

РЕШЕНИЕ

г. Курган 17 марта 2020 г.

Судья Курганского областного суда Дьяченко Ю.Л., рассмотрев жалобу защитника муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Щучье (далее – МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье) Шарова Н.И. на постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области от 13 декабря 2019 г., решение судьи Щучанского районного суда Курганской области от 28 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье, <адрес>

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области от 13 декабря 2019 г. юридическое лицо – МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье признано виновным в невыплате заработной платы в установленный срок, то есть совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Щучанского районного суда Курганской области от 28 января 2020 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье – без удовлетворения.

В жалобе в Курганский областной суд защитник МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье Шаров Н.И. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения. Считает, что прямого умысла или неосторожности в действиях юридического лица по несвоевременной выплате заработной платы временным несовершеннолетним работникам не имелось, поскольку несвоевременная ее выплата произошла по независящим от школы обстоятельствам, а именно по причине недисциплинированности и неисполнительности главного бухгалтера районного отдела образования.

В дополнениях к жалобе защитник Шаров Н.И. указал, что на основании постановления Администрации Щучанского района Курганской области от 18 ноября 2019 г. № 529 МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье реорганизовано в форме присоединения к МКОУ «Средняя образовательная школа № 1» г. Щучье, о чем ИФНС России по г. Кургану 26 февраля 2020 г. внесена запись о прекращении деятельности юридического лица МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье путем реорганизации в форме присоединения. Полагает, что данное обстоятельство в силу пункта 8.1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для прекращения производства по делу, в связи с чем просит обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи отменить и производство по делу в отношении МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье прекратить в связи с ликвидацией юридического лица.

На рассмотрение жалобы представитель МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье, а также представитель привлеченного к участию в рассмотрении дела МКОУ «СОШ № 1» г. Щучье не явились, их защитник Шаров Н.И. в письменном заявлении просил рассмотреть жалобу без их участия, на доводах жалобы настаивал.

Потерпевшие - несовершеннолетние дети и их законные представители и и п, ш, ш и и, п и д, м и м, с и п, л и г, п и м, ш и ш, с и с, ч и ч, д и д, к и к, к и к, о и н, с и к, а и а, в и с на рассмотрение жалобы не явились, извещались надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных извещений и возвратами почтовых отправлений.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами закреплена в статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

В соответствии с частью 1 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как видно из материалов дела, проверкой, проведенной прокуратурой Щучанского района Курганской области, было установлено, что МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье допущены нарушения трудовых прав несовершеннолетних при следующих обстоятельствах.

В период с 6 по 19 февраля 2019 г. МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье на временную работу в должности разнорабочего были приняты несовершеннолетние и, в, ш, п, м, с, а, л, п, однако заработная плата им была выплачена не в день увольнения, а 22 и 25 марта 2019 г.

В период с 15 по 20 мая 2019 г. МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье на временную работу в должности разнорабочего были приняты несовершеннолетние и, ш, д, ч, с, ш, к, к, о, с, однако заработная плата им выплачена не в день увольнения 20 мая 2019 г., а 14 июня 2019 г.

На основании пунктов 2.2.6, 4.3 договоров от 5 февраля 2019 г. и от 14 мая 2019 г. о совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, заключенных между государственным казенным учреждением «Центр занятости населения Сафакулевского и Щучанского районов Курганской области» и МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье, в обязанности работодателя входит выплата ежемесячной заработной платы участниками временного трудоустройства за фактически выполненный объем работ или отработанное время в соответствии с установленными нормами и расценками, действующими в организации и в соответствии с действующим законодательством; ответственность за несвоевременность оплаты труда участникам временного трудоустройства в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации возложена на работодателя.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора Щучанского района Курганской области постановления от 15 августа 2019 г. о возбуждении в отношении МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направления его для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в Курганской области.

30 сентября 2019 г. постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье признано виновным в административном правонарушении по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Щучанского районного суда Курганской области от 14 ноября 2019 г. по жалобе МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье постановление должностного лица от 30 сентября 2019 г. отменено и дело об административном правонарушении возвращено в Государственную инспекцию труда в Курганской области на новое рассмотрение по причине непривлечения к участию в рассмотрении дела потерпевших – несовершеннолетних работников.

13 декабря 2019 г. постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье признано виновным в административном правонарушении по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Факты несвоевременной выплаты заработной платы несовершеннолетним работникам МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье при их увольнении и нарушения требований трудового законодательства подтверждены материалами дела.

Учитывая вышеизложенное, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о виновности МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия юридического лица квалифицированы правильно, наказание в виде предупреждения назначено в пределах санкции части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным.

Постановление о привлечении МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Несовершеннолетние потерпевшие и их законные представители о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении были извещены надлежащим образом.

Законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении в отношении МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье, в том числе и в части назначения наказания, проверены судьей в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме на основании имеющихся в деле доказательств.

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.

Довод жалобы о том, что заработная плата несовершеннолетним работникам была выплачена несвоевременно по независящим от школы обстоятельствам, а именно по причине недисциплинированности и неисполнительности главного бухгалтера районного отдела образования, был предметом рассмотрения судьи районного суда, и ему в решении судьи дана надлежащая правовая оценка, с которой нельзя не согласиться.

Несовершеннолетние работники принимались на временную работу в МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье, и ответственность за несвоевременную выплату им заработной платы несет работодатель, то есть МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье. Отдел народного образования Администрации Щучанского района работодателем для вышеуказанных несовершеннолетних работников не является и права этих работников на своевременное получение заработной платы не могут зависеть от, возникших между МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье и Отделом народного образования Администрации Щучанского района разногласий.

Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершенное юридическим лицом административное правонарушение посягает на отношения, объектом которых являются трудовые права граждан, а в данном конкретном случае – трудовые права несовершеннолетних работников.

Учитывая характер совершенного правонарушения, выразившегося в невыплате в установленный срок заработной платы временным несовершеннолетним работникам, а также важность и социальную значимость охраняемых правовой нормой, установленной частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общественных отношений в сфере труда, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, не усматривается.

Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения жалобы, 18 ноября 2019 г. и.о. Главы Щучанского района Курганской области принято постановление № 529 о реорганизации МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье в форме присоединения к МКОУ «Средняя образовательная школа № 1» г. Щучье.

На основании данного постановления после проведения данной реорганизации 26 февраля 2020 г. ИФНС России по г. Кургану в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником его является МКОУ «СОШ № 1» г. Щучье.

Согласно части 4 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

В силу пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Лицом, в отношении которого осуществлялось производство по административному делу, являлось МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье, которое на момент рассмотрения судьей Курганского областного суда его жалобы на постановление должностного лица и решение судьи районного суда реорганизовано в форме присоединения к МКОУ «СОШ № 1» г. Щучье.

При таких обстоятельствах в силу положений части 4 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за совершенное МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит юридическое лицо, его присоединившее, то есть МКОУ «СОШ № 1» г. Щучье, в связи с чем в оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи должны быть внесены соответствующие изменения.

Довод жалобы защитника МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 8.1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является несостоятельным, поскольку согласно указанному пункту основанием для прекращения производства по делу является внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), а МКОУ «СОШ № 2» г. Щучье не ликвидировано, а реорганизовано в форме присоединения, и у него есть правопреемник.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области от 13 декабря 2019 г., решение судьи Щучанского районного суда Курганской области от 28 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенном муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Щучье, изменить: указать о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Щучье.

В остальном указанные акты оставить без изменения, жалобу защитника Шарова Н.И. – без удовлетворения.

Решение может быть пересмотрено председателем Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по жалобам лиц, участвующих в деле, либо по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.

Судья Ю.Л. Дьяченко