НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Курганского областного суда (Курганская область) от 14.09.2017 № 72-313/17

Судья Новикова А.В. Дело № 72-313/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Курганского областного суда Клепча С.Н., рассмотрев в г. Кургане 14 сентября 2017 г. жалобу Кочневой М.А. на постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области Ермакова К.Ю. от 3 июля 2017 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 15 августа 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области Ермакова К.Ю. от 3 июля 2017 г. главный бухгалтер государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Курганской области» (далее ГКУ «УКС Курганской области») Кочнева Мария Алексеевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в сумме 10000 руб.

Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 15 августа 2017 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Кочневой М.А. – без удовлетворения.

В жалобе в Курганский областной суд Кочнева М.А. просит отменить (изменить) постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области от 3 июля 2017 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 15 августа 2017 г., прекратить производство по делу в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ или в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ либо возвратить дело на новое рассмотрение в суд.

Кочнева М.А., ее защитник Лебедева П.Н. доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Представитель Финансового управления Курганской области по доверенности Богданов А.Д. с доводами жалобы не согласился.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В соответствии с указанной правовой нормой, непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ), бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно п. 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н (в редакции от 29 августа 2014 г.) (далее – Инструкция № 157н), при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций; данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год (далее – событием после отчетной даты); информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование; в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую. В целях настоящей Инструкции существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Из материалов дела усматривается, что Кочнева М.А. является главным бухгалтером ГКУ «УКС Курганской области», что подтверждается приказом от 6 декабря 2005 г. № 46-л «О приеме на работу», трудовым договором № 1 от 20 марта 2006 г. и дополнительными соглашениями к нему, должностной инструкцией (т. 1 л.д. 125, 126-129, 130-134,135-139).

25 января 2017 г. Кочнева М.А. составила, подписала годовую бюджетную отчетность за 2016 г. и представила ее главному распорядителю Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области (далее – Департамент).

Специалистами контрольно-ревизионного отдела Финансового управления Курганской области была проведена выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при использовании средств областного бюджета, выделенных на реализацию государственных программ Курганской области, за период с 1 января 2015 г. по 14 февраля 2017 г. в ГКУ «УКС Курганской области».

По результатам проверки составлен акт от 28 апреля 2017 г.

В вышеуказанном акте зафиксировано, что между ГКУ «УКС Курганской области» и обществом с ограниченной ответственностью «Гранд-Курган» (далее – ООО «Гранд-Курган») был заключен сублицензионный договор от 24 октября 2016 г. № 8Крг0000000255с на предоставление на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для электронно-вычислительных машин и Баз данных (право на использование базового комплекта нормативно-справочной информации, включая ГЭСН и ФЕР, с годовым обновлением, право на использование ПК «ГРАНД-Смета», версия «Prof» на одно рабочее место с базовым комплектом нормативно-справочной информации) на сумму 30,5 тыс. руб.

Неисключительные права на использование программного обеспечения переданы ГКУ «УКС Курганской области» по акту приема-передачи прав от 25 ноября 2016 г. № 8Крг0000000199.

Согласно условиям договора оплата произведена на сумму 30,5 тыс. руб., что следует из платежных поручений № 746238 от 24 ноября 2016 г. и № 774243 от 29 ноября 2016 г.

В соответствии с п. 66 Инструкции № 157н нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (далее – забалансовый счет 01) по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.

Пунктом 32 Инструкции № 157н определено, что материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете 01 по стоимости, указанной (определенной) собственником (балансодержателем) имущества.

В нарушение ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.п. 32, 66, 333 Инструкции № 157н приобретенные ГКУ «УКС Курганской области» в 2016 г. неисключительные права на использование программных продуктов на сумму 30,5 тыс. руб. не были учтены на забалансовом счете 01.

Кроме того, акт от 28 апреля 2017 г. содержит сведения о том, что по данным бюджетного учета ГКУ «УКС Курганской области» на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» (далее – забалансовый счет 21) на 31 декабря 2016 г. числились основные средства на сумму 128,2 тыс. руб.

В представленной ГКУ «УКС Курганской области» отчетности за 2016 г. отсутствует справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе баланса (ф. 0503130), входящая в состав баланса.

В соответствии с представленной Департаментом информации справка в составе баланса (ф. 0503130) в составе отчета за 2016 г. ГКУ «УКС Курганской области» на бумажном носителе не представлена.

Согласно п. 4 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее – Инструкция № 191н), бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, органом казначейства и органом, осуществляющим кассовое обслуживание, с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с установленным в ГКУ «УКС Курганской области» программным комплексом «Свод-СМАРТ», баланс получателя бюджетных средств ф.0503130, справка в составе баланса (ф.0503130) созданы пользователем UPRKAPSTROIKO (имя присвоено ГКУ «УКС Курганской области» с учетом ИНН) 13 января 2017 г., а 7 февраля 2017 г. данным формам присвоен статус «Включен в свод». В справке в составе баланса отражены нулевые показатели по всем срокам на начало года и конец отчетного периода.

Таким образом, ГКУ «УКС Курганской области» не были отражены в годовой отчетности за 2016 г. в справке в составе баланса (ф.0503130), входящей в состав баланса получателя бюджетных средств ф.0503130, на конец отчетного периода неисключительные права на использование программного обеспечения и их стоимость по строкам 010 «Имущество, полученное в пользование, всего» и 015 «движимое» – 30,5 тыс. руб. и основные средства и их стоимость по строке 210 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» – 128,2 тыс. руб.

При формировании справки в составе баланса (ф.0503130) за 2016 г. ГКУ «УКС Курганской области» нарушен п. 20 Инструкции № 191н, в силу которого, данная справка формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам.

Неисключительные права на использование программного обеспечения и его стоимость 30,5 тыс. руб. не отражены в разделе 3 «Движение материальных ценностей на забалансовых счетах» формы 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» по строке 460 «Имущество, полученное в пользование», что повлекло нарушение п. 166 Инструкции № 191н.

Подготовленный по результатам выездной проверки акт от 28 апреля 2017 г. содержит выводы, согласно которым, не отражение неисключительных прав на использование программного обеспечения и его стоимости – 30,5 тыс. руб. и основных средств стоимостью до 3000 руб. на сумму 128,2 тыс. руб. в данных бюджетной отчетности нарушило требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленные ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ и привело к формированию недостоверного представления о финансовом положении экономического субъекта – ГКУ «УКС Курганской области» на отчетную дату 1 января 2017 г.

Следовательно, ГКУ «УКС Курганской области» предоставлена главному распорядителю – Департаменту для формирования консолидированной отчетности заведомо недостоверная отчетность за 2016 г. по состоянию на 1 января 2017 г.: справка в составе баланса (ф.0503130), сведения (ф.0503168).

22 мая 2017 г. в отношении главного бухгалтера ГКУ «УКС Курганской области» Кочневой М.А. главным специалистом сектора контрольных мероприятий контрольно-ревизионного отдела Финансового управления Курганской области ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ. Копию протокола об административном правонарушении Кочнева М.А. получила в тот же день.

3 июля 2017 г. в отношении Кочневой М.А. вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб. и признании виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к данной статье Кодекса указано, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Таким образом, из смысла ст. 2.4 КоАП РФ следует, что должностным лицом является лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от этого лица. Эти действия и решения приводят к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений.

Представленная в материалы дела должностная инструкция главного бухгалтера от 18 января 2016 г., с которой Кочнева М.А. ознакомлена под роспись, предусматривает обязанность указанного должностного лица обеспечивать составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы (п. 3.14).

В соответствии с п.п. 5.1, 5.4 раздела 5 «Ответственность» должностной инструкции, главный бухгалтер несет персональную ответственность за своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, а также за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, определенных, в том числе, действующим административным законодательством Российской Федерации.

Факт совершения Кочневой М.А., являющейся ответственной за соблюдение требований федерального законодательства по вопросу ведения бухгалтерского учета, то есть, должностным лицом – субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о совершении главным бухгалтером ГКУ «УКС Курганской области» административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, в связи с чем, судьей сделан правильный вывод о том, что в действиях Кочневой М.А., как должностного лица, содержится состав вменяемого ей административного правонарушения.

Постановление о привлечении Кочневой М.А. к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Кочневой М.А. в пределах санкции ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ и является минимальным.

Довод жалобы Кочневой М.А. о том, что судьей к материалам дела не приобщены, не рассмотрены и не оценены возражения на акт проверки от 28 апреля 2017 г., равно как и бухгалтерская отчетность, является необоснованным, поскольку указанные возражения, бухгалтерская отчетность имеются в материалах дела (т. 1 л.д. 47, 155, 202-236), письменные материалы дела судьей изучены, о чем имеется указание в решении судьи.

Вопреки доводу жалобы, в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие возникновение у судьи необходимости в использовании специальных познаний в области бухгалтерии при производстве по делу об административном правонарушении. Заключение эксперта является самостоятельным доказательством, и в силу ч. 6 ст. 26.4 КоАП РФ не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Довод жалобы о несоответствии программного комплекса «Гранд-Смета» обязательному условию объекта нематериального актива признается несостоятельным, поскольку в силу п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие условиям, одним из которых является предназначение объекта для использования в течение длительного времени. Кроме того, сроком полезного использования нематериального актива является период, в течение которого учреждением предполагается использование актива (п. 60 указанной Инструкции).

Таким образом, обязательным условием нематериального актива является срок полезного действия, а не время его фактического использования. Согласно условиям договора с ООО «Гранд-Курган» неисключительные права на использование программного обеспечения приобретены и оплачены с годовым обновлением.

Признается безосновательным довод жалобы о том, что не отражение сумм на забалансовых счетах учреждения не искажает данные, необходимые для составления и исполнения бюджета бюджетной системы Российской Федерации, поскольку ГКУ «УКС Курганской области» представило в Департамент для формирования консолидированной бюджетной отчетности заведомо недостоверную бюджетную отчетность учреждения, в которой не были отражены неисключительные права на использование программного обеспечения на сумму 30,5 тыс. руб. и основные средства на сумму 128,2 тыс. руб., что привело к формированию недостоверного представления о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату 1 января 2017 г.

Довод жалобы о том, что выявленные нарушения при составлении отчетности произошли в результате технической ошибки при формировании электронного документа (справки) и не влияют на составление и рассмотрение проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, материалами дела не подтверждается.

В целом, приведенные в жалобе Кочневой М.А. доводы выводов судьи не опровергают, неверного применения должностным лицом и судьей норм права не подтверждают, следовательно, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи, прекращения производства по делу либо его возвращения на новое рассмотрение в суд.

Оснований для применения ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ и для переоценки доказательств по делу не имеется.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, являющихся правовыми основаниями для отмены или изменения решения судьи, не имеется.

При указанных обстоятельствах, жалоба Кочневой М.А. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области Ермакова К.Ю. от 3 июля 2017 г. о привлечении Кочневой М.А. к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 15 августа 2017 г. оставить без изменения, жалобу Кочневой Марии Алексеевны – без удовлетворения.

Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а так же по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.

Судья Курганского

областного суда С.Н. Клепча