НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Курганского городского суда (Курганская область) от 31.01.2024 № 2-1990/24

Дело № 2-1990/24

УИД 45RS0026-01-2023-017349-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2024 г. г. Курган

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Дерябиной Ю.А.

при секретаре Горелой Т.Н.

с участием истца Шевченко И.Л., представителя истца Кусковой Н.А., представителя ответчика Симоновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко И.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о перерасчете фиксированной выплаты к пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Шевченко И.Л. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (далее – ОСФР по Курганской области) о перерасчете фиксированной выплаты к пенсии. В обоснование указала, что с 06.12.2012 в соответствии с. п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ей назначена пенсия по инвалидности. Ссылалась на то, что пенсия по инвалидности должна была начисляться, в том числе с учетом положений, предусмотренных ст. 9 (условия назначения страховой пенсии по инвалидности), ст. 16 (фиксированная выплата страховой пенсии) и ст. 17 (повышение фиксированной выплаты страховой пенсии) Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на иждивении находился несовершеннолетний ребенок - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь - ФИО2. Сведения о наличии детей имелись у ответчика, т.к. сведения о них имелись в паспорте - копия паспорта неоднократно предоставлялась в ПФР; при рождении второго ребенка ей был выдан сертификат на материнский капитал, который был использован в 2018 году - документы, в том числе и свидетельства о рождении детей, предоставлялись в ПФР; на детей были своевременно оформлены СНИЛС; получала все социальные выплаты на детей. При этом информация о положенных выплатах на детей приходила от ПФР через сайт ГосУслуги. 06.09.2023 обратилась к ответчику по вопросу замены пенсионного удостоверения. В этот момент сотрудником ПФР были выявлены нарушения действующего законодательства, в том числе и то, что не начисляется страховая пенсия по инвалидности, фиксированная выплата страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты страховой пенсии с учетом нахождения на иждивении 2-х несовершеннолетних детей. В связи с данным обстоятельством с 06.09.2023 установлена страховая пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом двух нетрудоспособных членов семьи. Сотрудниками ПФР ей никогда не разъяснялось, что на основании заявления имеет право на установление страховой пенсии по инвалидности, фиксированную выплату страховой пенсии и на повышение фиксированной выплаты страховой пенсии, так как имеются нетрудоспособные члены семьи. Более того, с 01.01.2022 отменен заявительный характер, то есть ПФР был обязан самостоятельно, без заявления лица, при наличии сведений, установить вышеуказанные выплаты. Несмотря, на то, что сведения об установлении инвалидности и наличии на иждивении двух нетрудоспособных членов семьи (двух несовершеннолетних детей) имелись в ПФР, данные выплаты не были установлены до 06.09.2023. Просит возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет фиксированных выплат к пенсии, в связи с нахождением на иждивении нетрудоспособных членов семьи до 05.09.2023.

В судебном заседании истец Шевченко И.Л. и ее представитель – адвокат Кускова Н.А., действующая на основании ордера, на требованиях настаивали по доводам искового заявления, требования уточнили, просили произвести перерасчет фиксированных выплат к пенсии в связи с нахождением на иждивении нетрудоспособных членов семьи с 01.01.2022.

Представитель ответчика по доверенности Симонова Е.С. исковые требования не признала, дала пояснения согласно доводам, изложенным в отзыве.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Шевченко И.Л. с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем социальной пенсии по инвалидности в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Размер пенсии с учетом районного коэффициента 15% на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>

Распоряжение УПФР в г. Кургане Курганской области от 27.12.2013 размер социальной пенсии Шевченко И.Л. был пересчитан, и составил 3609,29 руб. за период с 01.01.2014 по 31.12.2014.

Решением УПФР в г. Кургане Курганской области от 29.12.2014 Шевченко И.Л. установлена социальная доплата к пенсии на основании ст. 12.1 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ - <данные изъяты> руб.

Распоряжение УПФР в г. Кургане Курганской области от 01.01.2015 размер социальной пенсии по инвалидности Шевченко И.Л. был пересчитан, и составил <данные изъяты> руб. за период с 01.01.2015 по 30.11.2015.

На основании распоряжения УПФР в г. Кургане Курганской области (межрайонное) от 24.03.2020 произведена индексация размера социальной пенсии Шевченко И.Л., который составил <данные изъяты> руб. с 01.04.2020 бессрочно.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании п. 6 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (нетрудоспособным гражданам).

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.

Указанной категории лиц устанавливается социальная пенсия по инвалидности (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату установления истцу социальной пенсии по инвалидности) право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета. Обращение за назначением, перерасчетом размера трудовой пенсии, переводом с одной пенсии на другую, выплатой или доставкой трудовой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В силу с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»переченьдокументов, необходимых для установления трудовой пенсии,правилаобращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой,выплатыэтой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются впорядке,определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Пунктом 15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002, действовавших до 01.01.2015, (далее – Правила) установлено, что пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 и статье 23 Закона от 15.12.2001, но не ранее дня приобретения права на пенсию.

Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

Перевод с одной пенсии на другую производится по заявлению пенсионера в сроки, установленные Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001 (п. 21 Правил).

Заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами (п. 22 Правил).

По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение (п. 23 Правил).

В случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, по его заявлению данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом.

Кроме того, решение как территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суде (п. 26 Правил).

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением, перерасчетом пенсии и предоставляющего необходимые документы.

Согласно заявлению о назначении пенсии 07.12.2012 истец обратилась в УПФР в г. Кургане Курганской области с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности на основании Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», о возможности назначения трудовой пенсии разъяснено, о чем Шевченко И.Л. написано собственноручно, поставлена подпись.

Истец в судебном заседании пояснила, что при назначении пенсии ей при наличии одного иждивенца было выгодно получать социальную пенсию, о переходе на трудовую пенсию разъяснено.

На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 руб. 90 коп. в месяц.

Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы, а также к страховой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в сумме, равной 50 процентам размера, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В п. 8 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 1 января 2019 года устанавливается в сумме, равной 5 334 руб. 19 коп., с 1 января 2020 года – 5 686 руб. 25 коп., с 1 января 2021 года – 6 044 руб. 48 коп., с 1 января 2022 года - 6 564 руб. 31 коп., с 1 января 2023 года - 7 567 руб. 33 коп., с 1 января 2024 года - 8 134 руб. 88 коп.

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривается, что лицам (за исключением лиц, указанных в части 3.1 настоящей статьи), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

По общему правилу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьями 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня.

С заявлением о переходе с одной пенсии на другую Шевченко И.Л. обратилась в ОСФР по Курганской области 06.09.2023, о чем свидетельствует собственноручно подписанное ей заявление. Ранее 06.09.2023 Шевченко И.Л. с соответствующим заявлением не обращалась. Указанное заявление подано истцом после получения разъяснительной информации от сотрудника ОСФР по Курганской области о праве на перевод на более выгодный вариант пенсии.

После подачи истцом заявления о переводе с социальной пенсии по инвалидности на страховую пенсию по инвалидности (06.09.2023) Шевченко И.Л. с 06.09.2023 в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначена страховая пенсия по инвалидности.

Решением ОСФР по Курганской области от 08.09.2023 истцу установлена страховая пенсия по инвалидности в размере <данные изъяты> руб., фиксированная выплата к страховой пенсии как инвалиду III группы – <данные изъяты>, с учетом повышения на 2 иждивенцев всего <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>). Общий размер пенсии и фиксированной выплаты к ней составил <данные изъяты> руб.

Доводы истца о том, что ответчику было известно о наличии у нее двоих иждивенцев до ее обращения с заявлением о переводе на другую пенсию, судом во внимание не принимаются, поскольку основанием для назначения пенсии, переводе на другую пенсию является заявление гражданина, поданное в установленном порядке.

При таких обстоятельствах, учитывая, что с 01.01.2022 Шевченко И.Л. страховая пенсия по инвалидности не назначалась, с соответствующим заявлением истец в установленном порядке не обращалась, социальная пенсия по инвалидности определяется в твердом размере, не зависит от количества иждивенцев и к ней не устанавливается фиксированная выплата к пенсии с учетом нетрудоспособных членов семьи, основания для возложения на ответчика обязанности по перерасчету размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с наличием нетрудоспособных членов семьи с 01.01.2022 отсутствуют, требования истца удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 25.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенной в действие с 01.01.2022, страховая пенсия по инвалидности лицу, признанному инвалидом, назначается со дня его признания инвалидом без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе

Решение о назначении страховой пенсии по инвалидности принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, признанного инвалидом, не позднее пяти рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по инвалидности извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по инвалидности. В случае отсутствия условий, необходимых для назначения лицу, признанному инвалидом, страховой пенсии по инвалидности, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, уведомляет данное лицо об условиях, необходимых для назначения страховой пенсии по инвалидности.

Пунктом 31 Приказа Минтруда России от 05.08.2021 № 546н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что назначение страховой пенсии по инвалидности в случае, предусмотренном статьей 25.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», социальной пенсии по инвалидности в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», лицу, в отношении которого из федерального реестра инвалидов поступили сведения о признании его инвалидом, производится территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства лица, признанного инвалидом, без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности, социальной пенсии по инвалидности на основании данных, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.

Назначение социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, производится территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществлявшим выплату ему пенсии.

При поступлении сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации:

а) регистрирует поступление сведений о признании лица инвалидом в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

б) оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

г) определяет наличие условий, необходимых для назначения лицу, признанному инвалидом, страховой пенсии по инвалидности, социальной пенсии по инвалидности;

д) при наличии одновременно условий, необходимых для назначения страховой пенсии по инвалидности и социальной пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размер социальной пенсии по инвалидности (пункт 2.1 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») на основании данных, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов;

е) принимает решение о назначении страховой пенсии по инвалидности или социальной пенсии по инвалидности на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

ж) извещает лицо, признанное инвалидом, о назначении страховой пенсии по инвалидности, социальной пенсии по инвалидности, а в случае отсутствия условий, необходимых для назначения лицу, признанному инвалидом, страховой пенсии по инвалидности, социальной пенсии по инвалидности, уведомляет данное лицо об условиях, необходимых для назначения страховой пенсии по инвалидности, социальной пенсии по инвалидности.

Решение о назначении страховой пенсии по инвалидности, социальной пенсии по инвалидности принимается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации извещает лицо, признанное инвалидом, о назначении страховой пенсии по инвалидности, социальной пенсии по инвалидности в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по инвалидности, социальной пенсии по инвалидности, об условиях, необходимых для назначения страховой пенсии по инвалидности, социальной пенсии по инвалидности, - в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, утверждаемом Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 29.1-1 Федерального закона «О страховых пенсиях», статьей 25.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Из буквального толкования приведенных выше норм действующего законодательства следует, что беззаявительный порядок назначения страховой пенсии по инвалидности, действующий с 01.01.2022, применяется в случае первичного установления инвалидности, действие указанной нормы на правоотношения, возникшие до 01.01.2022, не распространяются.

Согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия МСЭ-2014 № 0728075 от 01.12.2015 Шевченко И.Л. на 01.01.2022 уже являлась инвалидом III группы бессрочно с 01.12.2015, согласно данных «Журнала приема сведений об инвалидности из ФГИС ФРИ» сведений об инвалидности Шевченко И.Л. в период с 01.01.2022 по 29.01.2024 не поступало, следовательно, к ней не применим беззаявительный порядок назначения страховой пенсии.

При таких обстоятельствах, основания для возложения на ответчика обязанности по перерасчету размера фиксированной выплаты к пенсии с 01.01.2022 отсутствуют, требования истца удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Шевченко Ирины Леонидовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о перерасчете фиксированной выплаты к пенсии с 01.01.2022 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Курганский городской суд Курганской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.А. Дерябина

Мотивированное решение суда составлено 7 февраля 2024 г.